Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие метапредметных умений на основе работы с текстом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной главе проведен анализ метапредметных умений через диагностику читательской грамотности в 8 классе с целью ранжирования основных метапредметных результатов освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы основного общего образования и Фундаментального ядра содержания общего образования. Одним… Читать ещё >

Развитие метапредметных умений на основе работы с текстом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной главе проведен анализ метапредметных умений через диагностику читательской грамотности в 8 классе с целью ранжирования основных метапредметных результатов освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта[28], Примерной образовательной программы основного общего образования [23] и Фундаментального ядра содержания общего образования[31].

Выделены группы метапредметных умений и типы заданий, которые можно использовать на уроках развития речи.

Предлагается система заданий по развитию метапредметных умений на основе работы с текстом.

Анализ диагностики метапредметных умений в 8 классе

Одним из метапредметных умений считается читательская грамотность. Поэтому мы обратились к диагностике читательской грамотности в 8-ых классах, которая проводится Московским центром качества образования (МЦКО) в течение последних четырех лет. За это время апробированы разные типы заданий для проверки и создан банк таких заданий МЦКО.

Диагностика читательской грамотности в 8 классах позволяет проверить умение школьников работать с текстом и информацией, оценивает овладение универсальными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения по программе основного общего образования.

Цель диагностики — определение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения обучающихся. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений в 8 классе составляются на основе информационных текстов. Познавательные умения проверяются при помощи заданий, которые используют контекст учебных предметов, таких как биология, география, математика, русский язык, литература, история, а также анализ ситуаций практикоориентированного характера.

Диагностика грамотности чтения проверяет следующие умения: определять основную тему текста; делить текст на смысловые части; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; интерпретировать произведение, исходя из особенностей жанра, стиля, использованных в нем средств художественной выразительности и образной системы; сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; устанавливать сходство и различие в оценках явлений, отраженных в произведении; обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов; составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; оценивать достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников.

Данный вид диагностики позволяет оценить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

На основе проведенного анализа заданий нами была составлена таблица, в которой к каждому виду проверяемых умений даны соответствующие виды заданий.

Таблица 2 Проверяемые умения при работе с текстом.

Проверяемые умения.

Задания.

Регулятивные учебные действия.

Спланируйте действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), выберите наиболее эффективные способы и пути достижения целей;

Внесите коррективы в планирование и способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Оцените результаты деятельности на основе анализа.

Коммуникативные учебные действия.

Постройте монологическое высказывание; Постройте диалог;

Аргументируйте свою точку зрения; Прослушайте текст;

Выскажите свою позицию.

Познавательные логические действия.

Дайте определения понятиям;

Обобщите информацию из различных источников и сделайте простейшие прогнозы;

Выявите черты сходства и различия, осуществите сравнение;

Проведите группировку, сериацию, классификацию, выделите главное; Установите причинно-следственные связи и дайте объяснения на основе установленных причинно-следственных связей;

Установите аналогии, постройте логические рассуждения, умозаключения, сделайте выводы.

Познавательные знаковосимволические действия.

Используйте знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при работе с текстом;

Преобразуйте модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.).

Познавательные действия.

Найдите информацию.

в.

тексте,.

по работе с информацией и.

содержащую… ;

чтению.

Ответьте на вопросы,.

используя.

информацию в тексте;

Интерпретируйте информацию из текста; Ответьте на вопросы, используя неявно заданную информацию в тексте;

Оцените достоверность предложенной информации, постройте оценочные суждения на основе текста;

Создайте собственные тексты, применяя информацию из текста.

Познавательные и.

Введите информацию в компьютер (текст,.

коммуникативные действия.

изображение, звуки);

Найдите и сохраните информацию с.

в части ИКТ.

использованием устройств ИКТ;

компетентности.

Создайте информацию и обработайте ее с использованием устройств ИКТ;

Передайте информацию с использованием.

устройств ИКТ;

Представьте информацию с.

использованием устройств ИКТ.

Из представленной таблицы видно, что диагностика читательской грамотности проверяет регулятивные, коммуникативные и познавательные действия с помощью определенных заданий.

Нами проанализированы диагностики читательской грамотности, полученные по результатам обзора заданий, выполненных обучающимися в течение 2016;2017 учебного года, и выявлены основные затруднения, которые испытывают учащиеся 8-ых классов:

Соотнесение информации из разных частей текста, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.

Формулировка выводов, основываясь на тексте, нахождение аргументов, подтверждающих вывод.

Сопоставление информации из разных текстов.

Формулировка определения понятия.

Осуществление классификации, сравнения.

Преобразование модели из одной знаковой системы в другую.

Составление на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу.

Полученные данные можно интерпретировать как трудности, испытываемые учащимися при работе с текстом: понимание его смысла, слов, словосочетаний, составление контекстного тезауруса текста, выделение главной мысли, переход от символической записи к словесной и обратно.

Основу представленной диагностики составляет комплексный анализ текста, который ведется по нескольким направлениям одновременно:

жанра и структуры текста;

лексики, синтаксиса, пунктуации, отдельных частей текста;

средств выразительности текста;

содержания и смысла;

лингвистического, научного и культурного потенциала текста.

Таким образом, комплексная работа с текстом представляется основополагающим видом работы в развитии метапредметных умений.

Поэтому в следующем параграфе мы обратимся к системе заданий при работе с текстом на уроках развития речи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой