Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ломайте стереотипы или стереотипы сломают вас

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость… Читать ещё >

Ломайте стереотипы или стереотипы сломают вас (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценность социального влияния на человека отрицать нельзя, посредством взаимодействия с обществом, развивается каждая личность, и эта система двухстороннего взаимодействия необходима. Однако одной из погрешностей этой системы являются стереотипы (некие обобщенные убеждения), которые «в голове» человека представлены устойчивой схемой восприятия взаимодействия в социуме.

Например, если взять стереотип, что жизнь любого нормального человека должна выглядеть следующим образом: родился, пошел в школу, затем поступил в институт, после чего нашел себе работу, женился/вышла замуж, нарожали детей, дали им хорошее образование, воспитали, затем пенсия и отдых. Согласитесь, в голове большинства людей, жизнь обычного человека представляется именно в таком ключе. И как знакомая бабушка говорила: «Все должно быть, как положено». А КЕМ положено, КОГДА и, главное, ЗАЧЕМ?

Давайте же разберемся, что же это такое — СТЕРЕОТИПЫ?

Данное понятие пришло изначально из типографского дела, определяло оно монолитную печатную форму, копию с типографского набора или клише, используемую для печатных машин. В современной психологии и социологии стереотип имеет разнообразные понятия данного слова, все зависит от учения, в контексте которого оно рассматривается. Но существует все же общее определение, что «стереотип» — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и так далее.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют.

Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в семье и в близком кругу общения нет способа подменить чем-либо индивидуальное понимание личности или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести. Фактически, наличие стереотипов в нашей жизни очень ограничивают возможности человека. Люди следуют по «замкнутому кругу» социального клише. Как часто, в детстве, мы задумывались: кем хотим стать, когда вырастим, и какая профессия будет у нас? Еще с детства наши родители, следуя определенным стереотипам, зачастую подталкивали на тот путь, который выбрали бы сами. А мы, следуя этому пути, по большей части, были не удовлетворены своей профессией и жизнью в целом. Всем эти можно подытожить, что следуя стереотипам, человек ограничивает свои желания и не раскрывает свой потенциал полностью, из-за чего не достигает тех жизненных высот, которые были ему открыты. Недавно, совершенно случайно, была подслушана беседа одной мамы и сына, мальчика лет 8−9: суть беседы сводилась к выбору будущей профессии ребенком. Мальчик заявил, что выбрал профессию — пицулянт. Мама его похвалила за выбранную профессию, поинтересовалась причиной такого выбора, когда ребенок дал исчерпывающий ответ, выдала монолог следующего содержания: «Если ты хочешь получать достойную зарплату как пицулянт, ты должен получить соответствующее образование, связанное с общественным питанием, выучить английский и немного итальянский языки, для поездки в Италию на обучение в специализированной школе по приготовлению пиццы, получить международный сертификат, чтобы здесь ты мог устроиться на высокооплачиваемую работу в хороший ресторан, прекрасно себя зарекомендовать и тебя стали бы приглашать в лучшие рестораны города, а может и страны». Казалось бы опять стереотипы, навязанные родителями. Затем она выдала фразу, по которой стало понятно, что ее ребенок не растет по стереотипам, а может выбрать свой путь для достижения своих желаний, и как он будет к нему идти тоже его выбор. Фразу этой мамы я помню до сих пор, вот она: «Сынок, мне все равно, какую профессию ты выберешь, хоть дворника, это твое решение и я его приму, но ты в ней должен быть лучшим, от этого зависит благополучие твое и твоей будущей семьи». Опять же это слово ДОЛЖЕН, со стороны может показаться, что мать «помещает» определенное суждение в голову сына, в таком вопросе как выбор профессии — опять же развивается стереотипное мышление. Но в этом случае оно носит позитивный характер, и служит поддержкой для принятия решения именно ребенком.

В наш век тотальной урбанизации, люди очень зависимы от стереотипов, такое положение дел может быть очень опасно для человечества в целом. Считается, что жить по клише намного проще, это сохраняет стабильность социальную человека и минимизирует расход жизненной энергии на решение каких-то проблем. Но рассмотрим проблему с другой стороны, если человек попал в стрессовую ситуацию, клише нарушается, а организм уже привык к определенному течению жизни. Происходит эмоциональный и физиологический ступор, который приводит к негативным последствиям в жизни человека. Вот почему надо разрушать стереотипы, если не постоянно, то хотя бы иногда.

Жизнь нашего общества можно представить в виде компьютерной игры, которая идет по определенному алгоритму. Некоторые личности «вырастают» из этого алгоритма и хотят создать свой. Такие люди выбиваются из общей массы, в народе их называют «белыми воронами». Стереотипы считаются нормой жизни. А все, кто от нее отклоняется, либо дураки и сумасшедшие, либо гении.

Парадокс — наука, технологии, системы управления развиваются бешеными темпами, а стереотипы стоят на месте. Складывается впечатление, что стереотипы, как в том высказывании: «чемодан без ручки — и нести тяжело и бросить жалко». И как бы человечество не вырывалось в своем развитии вперед, стереотипы как тот якорь, который все тянет Чтобы было понятно, приведем пример. Сейчас в обществе активно развивается тренд жизни на пассивные доходы или создание бизнеса, который не требует особого вмешательства, при этом он приносит хорошую прибыть. К такому направлению можно отнести жизнь на проценты от депозита в банке или организация бизнеса по сдаче квартир внаем. Об этом пишут книги, пишут в интернете, создают различные системы и программы. Такой тип тренда впоследствии может перерасти во что-то большее (в индустрию, поколение, сообщество), а может и угаснуть. В нашем обществе стало «модно» следовать определенным трендам, если ты не «в тренде» — общество тебя не принимает, это тоже стереотип.

Жить под стереотипами стало очень сложно, человек должен пройти всю социальную «лестницу», как того требует общество, его личное мнение никого не интересует.

Было бы здорово, если бы в понимании людей, их стереотипом стало представление о том, что нужно рождаться, идти в школу, а может не идти, затем в институт (возможно), затем устроиться на работу, но не батрачить там до пенсии, а к примеру, построить головокружительную карьеру, которая позволит годам к 40 выйти на пенсию. Такой вариант жизненной позиции является более приемлемым для людей, которые не хотят жить по стереотипам.

Или же, накопить денег, открыть свой бизнес, автоматизировать его и снова похожий сценарий, годам к 40−50 выйти на пенсию.

Причем, на пенсию не нищенскую, а на достойную пенсию, во много раз превышающую государственную.

Вот представьте, вы заработали много денег и лет в 40 вышли на пенсию. Задайте сейчас этот вопрос любому человеку, смоделируйте для него такую ситуацию и пусть он ответит вам, чем бы он стал заниматься?!

Я думаю, ответ будет очевиден: «Буду ездить по заграницам, отдыхать, кутить, крутить романы, накуплю себе модных вещей и так далее».

Такой ответ показывает проявление сегодняшних стереотипов. А почему бы не заняться тем делом, которое нравилось тебе в детстве или юности. Почему бы не воплотить свои детские мечты в реальность. Ведь многие хотели получить другую профессию или заниматься абсолютно противоположным делом, чем они заняты сейчас. Представьте, как бы развилось наше общество, если бы люди занимались тем, чем хотели, а не тем чем должны.

Я думаю, что если бы люди занимались любимым делом, у нас было бы большее количество гениальных ученых в разных областях науки. Такие ученые посвящают всю свою жизнь любимому делу, достигая неимоверных высот. Но в наше время это просто невозможно, в погоне за большими деньгами, мы напрочь забыли о своих интересах, полагаясь только на существующие стереотипы в обществе.

Сегодня из детей не стараются сделать выдающуюся личность. Стараются сделать среднестатистическую, чтобы был как все, не выбивался из толпы. Ребенок должен стать менеджером, банкиром, бухгалтером — такие всегда будут при деньгах — рассуждают родители. И это тоже стереотип. Причем, губительный.

Почему бы не спросить ребенка, а что хочет он? Какая профессия ему по душе, какие интересы ему ближе и предоставить сделать выбор самому. А задача родителей помочь ему в достижении своих целей. Ведь не давая развиваться интересам ребенка, родители должны понимать, что их он не сможет стать великим ученым, писателем или художником, не сможет внести свой вклад в развитие общества.

Иногда смотришь на людей, для которых стереотипным поведением стало работать с утра до вечера, вечером приходить домой, объедаться на ночь, запивать все это пивом или водкой и засыпать с чувством выполненного долга, и не понимаю, неужели их это устраивает? Как это может нравиться? Неужели не хочется чего-то большего получить от жизни и привнести в нее?

Почему только немногие обладают стереотипом, что после работы нужно сходить на тренировку, прогуляться на свежем воздухе, поиграть с детьми, обучить их чему-то? Вместо бутылки пива открывают книгу. Почему единицы строят грандиозные планы и стараются их воплотить, а остальные лишь плывут по течению жизни? Почему только единицы культивируют в себе выдающихся личностей, а остальные только разлагают личность внутри себя? Только немногие борются с хамством, невежеством и грязью, а остальные плодят это вокруг себя в невероятном количестве.

Ответ на данные вопросы можно дать один — это неправильные стереотипы.

Пока большинство людей думают так, ничего не изменится. Но чем больше положительных примеров будет вокруг них, чем больше результатов от этих положительных примеров увидят остальные, тем больше вопросов будет появляться в головах тех людей, которым необходимы перемены.

Так же хотелось остановиться на видах стереотипов. В этом вопросе можно рассматривать все направления. Остановимся на основных:

  • 1) по степени адекватности относятся:
    • -истинные (носят положительный характер);
    • -ложные (предрассудки, упрощение восприятия — носят отрицательный характер).
  • 2) по субъекту формирования:
    • -сознательные, уже существующие стереотипы, возникающие в опре-деленной ситуации;
    • -стихийные, возникающие время от времени в независимости от ситуации.
  • 3) по объекту формирования (на кого направленно):
    • -индивидуальные (пример, стереотип «блондинки»)
    • -групповые (национальные стереотипы, относящиеся к определенной этнической группе)
    • -массовые (стереотипы применяемые массово, например, к населению какой-либо страны)
  • 4) по сферам проявления:
    • -стереотипы мышления (оценка)
    • -стереотипы поведения
  • 5) по степени изменчивости:
    • -стабильные
    • -консервативные
    • -подвижные
  • 6) по значению:
    • — функциональные
    • — разрушительные

Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет следующие функции стереотипов:

  • — когнитивная — генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации — когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы заменять другими;
  • — аффективная — определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;
  • — социальная — разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

Для нашего общества очень важна социальная функция стереотипов. Это так называемый «маячок», на который ориентируется социальная позиция людей. Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, выражающими представления о целой группе людей. Остановимся на социальных стереотипах поподробнее.

К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Так в свое время очень были распространены анекдоты про чукчей. Складывалось впечатление, что высмеивалась тугодумость и недалекость данной национальности. Хотя и среди чукчей много образованных и умных людей с высшим образованием. стереотип социальный общественный этнический К индивидуальным стереотипам можно отнести стереотипы поведения. Стереотипы поведения — это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.

Приведу пример: маленькая внучка интересуется у бабушки о принадлежности ее цвета волос к типу. На ответ бабушки, что она — блондинка, внучка восклицает: «Я, что тупая?!» Прямой индивидуальный стереотип. И заметьте, это заключение делает маленькая девочка, то есть отныне она будет дальше жить с данным стереотипом.

Есть мнение, что социальные стереотипы — это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом. Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам. Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности, как проявлению национального стереотипа. Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только лучше узнать его как человека, а не следовать стереотипам национальности. И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании, ведь человек с большим опытом работы в определенной отрасли является отличным сотрудником.

Сейчас в этой области делается много исследований, работа многих корпораций зависит от стереотипов, сложенных в коллективах. Для выявления этих стереотипов используют следующие приемы:

  • — обнаружение устойчивых тем для разговоров, например, среди знакомых, коллег;
  • — проведение опросов, интервью, анкетирования;
  • — метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином предмете или явлении;
  • — метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Рассмотрим метод выявления ассоциаций, как наиболее интересный с точки зрения определения стереотипов мышления.

Вопросы к аудитории: «С чем ассоциируется такое природное явление как весна? За 30 секунд выберите один вариант ответа».

Варианты ответов:

  • 1) теплая погода;
  • 2) тюльпаны;
  • 3) зеленая трава;
  • 4) первая гроза.

Проведем подсчет частоты совпадающих ответов:

  • — сколько человек выбрали 1) вариант?
  • — 2) вариант?
  • — 3) вариант?
  • — 4) вариант?

Если частота одинаковых ответов превосходит 50% от общего числа тестируемых, то можно считать данную характеристику правдоподобной формулировкой стереотипа сознания.

Это примитивный пример метода ассоциаций. В конкретной производственной среде психологи применяют более глубокие приемы выявления стереотипов методом ассоциаций.

Данные меры помогают разрушить многие стереотипы, возникающие среди сотрудников предприятий и наладить коллективную работу, поднять корпоративный «дух».

Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы — это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности. Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок.

Стереотипы формируются в основном, средствами массовой информации. Иногда — классическими литературно-киношными образами, часто — рекламой, для чисто деловой выгоды. Мы ломаем свою жизнь, чтобы соответствовать стереотипам, которые окружают и влияют на нас.

Ломайте стереотипы, или стереотипы сломают вас.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой