Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности, функции и жанрово-видовая специфика бальной хореографии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, бальный танец, являясь зрелищным искусством, основан на зримом восприятии пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Бальный танец всегда был и остается мощным средством самореализации и выражения чувств. Он позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он стимулирует скрытые фантазии, придает им форму… Читать ещё >

Особенности, функции и жанрово-видовая специфика бальной хореографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бальный танец отличается особой многогранностью, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку.

Особенностью танца является гармоническое развитие тела. Систематические занятия танцем соразмерно развивает фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания бальной хореографии в системе воспитания.

Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

Бальный танец — одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные pas и т. д. Всё это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение [2, с. 27].

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую немалую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми.

Жанрово-видовая специфика бальной хореографии выражена следующими группами танцев.

  • 1. Европейская программа
  • 2. Латиноамериканская программа
  • — европейская бальная программа характеризуется сдержанностью, жестким стандартизированием танцевальных фигур и разделением их по категориям, соответствующим различным уровням танцевального обучения. Все пары в танце двигаются в «закрытой танцевальной позиции», в положении лицом друг к другу, с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). К этой группе относятся медленный (английский) вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот (слоу-фокс), квикстеп;
  • — латиноамериканская бальная программа характеризуется большей экспрессией, эмоциональностью, энергичностью, темпераментом, отражающими духовные переживания партнеров. В основе всех танцев этой группы лежит движение «покачивание бедрами». К танцам этой группы относятся самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.
  • 2. Американский стиль исполнения бальных танцев:
    • — европейская программа («американский гладкий стиль»): американский вальс, американский фокстрот, американское танго, венский вальс;
    • — «американский ритмичный стиль»: болеро, мамбо, свинг восточного побережья, ча-ча-ча, румба.

Основная характеристика американского стиля исполнения бальных танцев — системный подход к импровизации и артистизму, когда главным является не танцевальная техника, а театральная выразительность.

3. Австралийский стиль исполнения бальных танцев: барклай-блюз, вальс дочери президента, вальс в сумерках, вальс Люсиль, вальс Трейси Ли, вечерний тристеп, джипси-тэп, карусель, ла-бомба, мерилин, пармавальс, потрясное танго, свинг-вальс, танджетт, чармейн, эксельсиор-шоттиш.

Австралийский стиль исполнения бальных танцев близок к международному, характеризуется установленностью композиций и разнообразием позиций в паре, допускает разъединение партнера и партнерши во время исполнения танцев, аналогичных танцам европейской программы [6, с. 44].

II. Бальные танцы, не входящие в группу спортивных бальных танцев.

  • 1. Европейские и латиноамериканские танцы, в основу которых легло название и основные хореографические формы танцевальных номеров спортивной программы: финское танго, аргентинское танго, современный джайв и др.
  • 2. Бальные танцы, основанные на афроамериканской и латиноамериканской народной хореографии: свинг: чарльстон, линди хоп, баль-боа, блюз, буги-вуги, вестерн-свинг (или кантри-свинг); Push and Whip; Skip jive; Washington Hand Dancing, Jitterbug; East Coast Swing (6-битный свинг восточного побережья; свинг западного побережья); рок-н-ролл; акробатический рок-н-ролл и др.; сальса: круговая сальса, линейная сальса; бачата; байон; бамба; меренга; конга.
  • 3. Танцы, основанные на народной хореографии стран Европы: испанские (гуарача, фанданго); болгарские (хоп-троп) бальные танцы; венгерский, словацкий, чардаш и др.

Несколько иную классификацию дает Н. Кауль. По его мнению, бальная хореография в результате длительного развития и совершенствования модифицировалась и в настоящее время представлена тремя основными направлениями:

  • 1) общедоступные формы бального танца;
  • 2) сценический бальный танец;
  • 3) танцевальный спорт [14, с. 23].

Все три формы имеют единый фундамент. В целях успешного развития каждой из них продолжается совершенствование системы развития и обучения; разрабатываются программы, устанавливается репертуар современных танцев, воспитывающий хороший вкус, манеру исполнения, хореографическую культуру.

Если посмотреть на весь репертуарный ряд бальной хореографии, очевидно, что классификация бальных танцев многообразна: танцы, основанные на классическом историческом наследии; танцы, построенные на использовании новых музыкальных ритмов, и многие другие формы. Но нас интересуют танцы, в основе которых лежат народно-характерные элементы, определенный национальный дух: краковяк, венгерский бальный, русский лирический и др. К этой наиболее многочисленной в современном репертуаре группе относятся и спортивные танцы — самба, танго, румба, ча-ча-ча, пасодобль.

Советская бальная хореография имеет свои особенности, определенные исторической и политической спецификой развития СССР во второй половине XX века. Для этого периода были характерны отрицание спортивной программы бальных танцев и использование в определении танцевальных форм географических (танцы народов СССР, народов социалистических стран, латиноамериканских стран) и содержательных (танцы в ритме польки, вальса, фокстрота и танго, современные танцы) критериев.

Только начиная с конца XX века акцент в отечественных исследованиях сместился на изучение спортивной бальной хореографии. Особенности социально-политического развития России во второй половине XX века обусловили формирование так называемой отечественной бальной хореографии, отличительными особенностями которой являлись отрицание спортивной составляющей и развитие бальных форм, отвечающих требованиям формирования «духовного мира советского человека» [10, с. 17].

В связи с этим жанрово-видовая специфика отечественной бальной хореографии была выражена следующими группами.

  • 1. Бальные танцы, основанные на народной хореографии:
    • — русском танцевальном фольклоре: «Подгорка», русский бальный танец, русский лирический танец, «Сударушка», «Каблучки», «Лебедушка», «Барыня», «Русские узоры» и др.;
    • — фольклоре народов, населяющих Россию: башкирском («Айра»), бурятском («Туяна») и т. д.;
    • — фольклоре народов, населяющих союзные республики СССР: литовском («Рилио»), эстонском («Йоксу-полька»), украинском («Ятраночка», «Славутянка»), грузинском («Картули»), молдавском («Любимая хора»), армянском (армянский бальный) и др.;
    • — фольклоре зарубежных стран, входящих в социалистический блок до конца 1980;х годов: чардаш, венгерка, полька и др. до конца 1980;х годов: чардаш, венгерка, полька и др.
  • 2. Танцы, являющиеся вариациями классических бальных танцев, известных в XVII — начале XX века: вальс (вальс-гавот, вальс-мазурка, фигурный вальс, вальс-миньон, вальс-бостон), мазурка, па-де-катр, паде-грас, миньон и др.
  • 3. Современные бальные танцы, сочиненные советскими хореографами: «Казанова», «Добрый вечер», «Современник», «Разрешите пригласить!» и др.

Таким образом, бальный танец, являясь зрелищным искусством, основан на зримом восприятии пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Бальный танец всегда был и остается мощным средством самореализации и выражения чувств. Он позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он стимулирует скрытые фантазии, придает им форму, символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует осознанию «я». Движение само по себе трансформирует ощущения.

Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они формируют тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на предвербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание.

Вышеизложенная классификация бальных танцев второй половины XX — начала XXI века включает использование как характерологических и количественных (географии, исторических условий, количества исполнителей танца, степени свободы исполнителей танца в обращении с хореографическим текстом), так и содержательных (канонизированные традицией жесты, позы, движения танца; пластические интонации и эмоциональная насыщенность; темпоритмические особенности танца, изобразительность и выразительность как средства художественной экспрессии, художественное мышление в танце) критериев.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой