Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религиозный фундаментализм и экстремизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т. е., допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. религиозный секуляризация православный Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых… Читать ещё >

Религиозный фундаментализм и экстремизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Религиозный фундаментализм и экстремизм Фундаментализм есть утверждение религиозного авторитета в качестве холистического и абсолютного, не допускающего ни критицизма, ни редукции, он выражается через коллективное требование, чтобы особые вероучительные и этические предписания, извлекаемые из Писания, были публично признаны и юридически закреплены. И несколько замечаний, связанных с этим подходом. Фундаментализм представляет собой религиозную идеологию, антимодерную, то есть реагирующую на модерн, но не антимодернистскую. Может быть, не очень ясное выражение. Речь идет о том, что, выступая против модерна и просвещенчества, фундаментализм не отвергает тех результатов, прежде всего в технологии и в технике, которые были одним из результатов этого развития.

Фундаментализм есть: «провозглашение возврата к авторитету сакральной традиции, которая должна быть восстановлена в правах как антидот для общества, которое оторвалось от своих культурных якорей.

Социологически говоря, фундаментализм включает:

  • 1) отвержение радикального различения сакрального и секулярного, которое возникло в процессе модернизации (имеется в виду модерн как эпоха);
  • 2) план преодоления этой институциональной бифуркации, чтобы таким образом снова вернуть религии ее центральное положение — как важного фактора (и интереса) в области принятия политических решений" .

Они также отмечают, что фундаментализм наблюдается во всех частях мира, и ставят вопрос: почему же это явление оказалось всемирным, глобальным реактивным движением? Ответ понятен: потому, что мир находится в ситуации глобализации. Эту связь отмечают также богословы и социологи. Иначе говоря, глобальный фундаментализм соответствует эпохи глобализации. Протестантский фундаментализм еще не реагирует на глобализацию, он возникает в еще очень архаичное в этом смысле время: ситуация начала века в Америке, в правых христианских протестантских кругах. Но начиная с 70-х годов глобализационные тенденции уже налицо.

И еще один момент. Фундаментализм — это религиозная реакция на секуляризацию, «секулярное — это также и причина ресакрализации, которая часто принимает фундаменталистские формы». Как в свое время происходило т. н.: расколдовывание мира, так теперь он снова должен быть «заколдован». В данном случае мы встречаемся с фундаменталистскими формами ресакрализации и неудачей секуляризации.

Глобальный фундаментализм в разных религиозных традициях обнаруживает, что оптимизм проекта секуляризации — как фундаментальная часть, одна из частей Просвещения и всего модерна — проваливается. Проваливается он, конечно, не только в связи с фундаментализмом, потому что, так сказать, опровержением секуляризации являются и новые религиозные движения. Но это — с одной стороны, а с другой стороны — жесткие фундаменталистские попытки возврата религии в общество.

И еще надо обратить внимание на правую политическую позицию фундаментализма. Это те самые американские протестанты — религиозные правые, это такие же правые католики в Америке, и если говорить о православном фундаментализме, то кажется, это и здесь будет справедливо. Вообще, если прикладывать предлагаемые дефиниции и наборы характеристик фундаментализма к конкретным подобным высказываниям и проявлениям в России, к тому, можно назвать православным фундаментализм сегодня, то обнаружится, что в основных своих чертах эта матрица абсолютно накладывается.

Экстремизм — один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства.

Для многонациональной и поликонфессиональной России экстремизм, паразитирующий на религиозных или этнических основаниях, особенно опасен. За последние десять лет мы могли убедиться, что межконфессиональный мир, мирное межэтническое взаимодействие, баланс между традицией и инновацией, в том числе, в социокультурной среде, являются важными факторами сохранения российского государства. Попытки искусственного конструирования этнического или конфессионального ландшафта России на уровне отдельных субъектов Федерации уже приводили к конфликтам.

Отсюда очевидна взаимная ответственность государства и конфессий, чиновников и экспертов. Интерес государственной власти к проблемам экстремизма продиктован осознанием масштаба проблемы. При этом экстремизм религиозный — только часть этой проблемы.

Борьба с экстремизмом, его профилактика и противодействие экстремизму, должны строится только на правовой основе, опираясь на право. И поэтому, может быть, есть смысл подумать и обсудить, а что еще с точки зрения правового обеспечения нам нужно сделать, чтобы противодействие экстремизму было своевременным и эффективным. Таким образом, конфликт интерпретаций порождается разностью ценностных подходов. При этом каждое сообщество (религиозное, этническое, правозащитное, корпоративное и пр.) транслирует в общество свое видение и понимание, формирует общественное мнение. Взаимоисключающие формулировки в законах и государственных актах возникают как результат деятельности (в том числе лоббистской) разных сообществ. Таким образом, правовые коллизии возникают именно из-за смешения подходов и систем координат. В этом случае проигравшей стороной оказывается государство и рядовые граждане, потому, что законы есть, но они не работают.

С другой стороны, правовые коллизии возникают также по причине недопонимания или недооценки природы религиозных явлений. Например, мне представляется ошибочной попытка свести всякое религиозное явление к социально-политическим факторам, то есть исходя исключительно из позитивистских взглядов на религию. Исключив собственно религиозную мотивацию в религиозном фундаментализме или экстремизме, мы не сможем дать правильный диагноз этим религиозно-политическим явлениям.

Фундаментализм — это мировоззрение меньшинства, праведного, святого остатка, даже если фундаменталистов большинство, даже если где-то они составляют большинство, это установка меньшинства. Оппонентами фундаменталистов являются не только сторонники секуляризма прежде всего, но, как он говорит, капризные верующие, то есть и представители, адепты той традиции, к которой фундаменталисты принадлежат. Лидерство мужское (это обязательный момент для современных исследователей — обращать внимание на гендерный аспект).

В этом сообществе создается особый язык, словарь, который не могут понимать аутсайдеры. И еще: у фундаментализма есть исторические предшественники, но нет идеологических предшественников. То есть как идеология, как система представлений, как установка — это то, что возникло, чего не было, потому что это реакция на Просвещение, на просвещенческую парадигму. Что касается фундаментализма и экстремизма. Религиозный экстремизм есть. Самый простой пример: ересь стригольников в истории Русской Церкви, которую до сих пор оценить и описать не удавалось никому. Это люди, которые отходят от основ православия, собирают большой круг адептов, люди, которые существуют почти 70 лет. Стефан Пермский пытался в своих посланиях бороться с ними, наставить их на путь истины. Да, это — экстрим, потому что они ушли от основ той религиозной традиции, которая была. Фундаментализм тоже всегда был и всегда есть — с основ существования Вселенской Церкви. Если каждый здесь будет высказываться как исследователь в своей области, то мы можем говорить долго. Но я считаю, что все современное экспертное сообщество должно быть честным и должно анализировать ту политическую ситуацию, в которой мы живем, чтобы называться экспертным сообществом, а не проплаченным сообществом. Это разные вещи.

Второй момент: когда речь идет об экстремах, о фундаментализме, обязательно спрашивать, консультироваться — с теологами и догматами, с теми, кто догматы знает хорошо. Потому что есть масса примеров, когда эксперты не знают о различиях — я говорю о православии — не знают истории, она им ни к чему. Только с 1991 года можно говорить о трех направлениях: государственно-церковные, межконфессиональные и религиозно-общественные отношения, а до этого были только государственно-церковные отношения. Церковь была интегрирована в политику, как внутреннюю, так и внешнюю, — я имею в виду сейчас все конфессии.

Русское правительство и царь (как и вся царская фамилия) много делали для межконфессиональных отношений, но они их рассматривали и использовали, интегрируя в политику.

Религиозный экстремизм — это идеология и практика некоторых течений, групп, отдельных деятелей в конфессиях и религиозных организациях. Характеризуется приверженностью крайним толкованиям вероучения и методам действия по реализации поставленных целей, распространением своих взглядов и влияния.

В значительной мере является реакцией наиболее фанатичных приверженцев религии на процесс секуляризации, сопровождающейся ослаблением влияния религии на различные стороны общественной жизни, приспособлением религиозных институтов к изменениям, происходящим в обществе, модернизацией догматики и культа.

Приверженцы религиозного экстремизма выступают против руководства религиозных объединений, занимающего лояльную позицию по отношению к государству и принимающего происходящие в обществе перемены, против единоверцев, не разделяющих их крайних взглядов, а также против других конфессий и религиозных направлений, видя в них угрозу своей идентичности и препятствие к распространению своей веры. В этом плане религиозный экстремизм часто смыкается с клерикализмом и религиозным фундаментализмом, принимая последний в качестве своей идеологической платформы. Однако отождествлять их нельзя, поскольку фундаментализм, как и клерикализм, далеко не всегда проявляется в экстремистских формах.

Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и, особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия. Религиозный экстремизм проявляется не только в религиозной среде. Он часто бывает направлен против светского государства, существующего общественного строя, действующих в нем законов и норм, в частности, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, в наиболее крайних формах ориентируясь на теократическое правление.

Религиозный экстремизм имеет проявления в сфере политики, культуры, межнациональных отношений. В этих случаях он выступает в качестве религиозной мотивации или религиозного идеологического оформления экстремизма политического, националистического и т. д.

Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, порождают социально-экономические кризисы и такие их последствия, как безработица и резкое падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, создающие пропасть между властью и большими группами населения, национальный гнет и дискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих корпоративных целей и удовлетворения личных политических амбиций. Нельзя говорить о религиозном экстремизме и исследовать его, если у нас будут какие-то закрытые, неприкасаемые области и субъекты. Сейчас, по умолчанию, получается, что экстремизм есть везде, кроме традиционных конфессий — исключая, конечно, ислам, которому больше всех достается. Нужно иметь в виду, что экстремизм проявляется не только в стремлении какого-то новичка занять место в обществе, но и в стремлении тех, кто напуган этим новичком и стремится его задушить в начале. Это тоже экстремизм.

Заключение

Итак, рассмотрение политического измерения религиозного фундаментализма и экстремизма и выхода из политической плоскости в плоскость правового регулирования и даже правоприменительной практики — также явилось предметом обсуждения.

Также важным является понимание экспертами всей сложности и многообразия форм фундаментализма и экстремизма, необходимости осторожного подхода к оценке этих явлений.

В настоящее время в обществе обсуждается природа экстремизма, развивающегося на религиозной почве или с привлечением религиозных представлений. Особо опасным он становится, когда приобретает форму религиозно обоснованной террористической деятельности. В то же время религиозный экстремизм проявляется и в более умеренных формах, обычно именуемых фундаменталистскими.

Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (ХІХ-ХХ вв.) на секуляризацию, т. е., эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм.

В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т. н.: авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры.

Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает «веру помимо интерпретации», что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной.

Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т. е., допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. религиозный секуляризация православный Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания.

Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и «концом мира», под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман).

Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма.

В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Как видим, нынешний религиозный фундаментализм представляет собой необычайно пеструю картину.

Сводить его к исламизму и тем самым лишать общество полезной и своевременной информации по меньшей мере наивно.

  • 1. Гараджа В. И. Религиеведение. М.: Аспект Пресс, 2014. — 450 с.
  • 2. Костюк. К. Н. Православный фундаментализм // Полис. — 2013. — № 5. С. 43−52.
  • 3. Малышева Д. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 1. — С. 64−76.
  • 4. Мурзахамедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. — 2013. — № 3. — С. 93−95.
  • 5. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2014. — 342 с.
  • 6. Религия в истории и культуре / Под ред. М. Г. Писманика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 591.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой