Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимосвязь психического и физического компонентов в проблеме индивидуального здоровья старшеклассников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Испытуемым, относящимся к противоположным типам ПЛО — леворуким и левшам, присущ иной набор показателей: у них двигательные, когнитивные, эмоциональные процессы протекают замедленно и, главное, произвольный контроль психических процессов менее успешен. Эмоционально-личностная сфера у этих испытуемых характеризуется преобладанием функций отрицательной эмоциональной системы над положительной. Эти… Читать ещё >

Взаимосвязь психического и физического компонентов в проблеме индивидуального здоровья старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индивидуальное здоровье зависит от многих средовых, биологических и других факторов и оценивается по показателям ряда систем. Характеристики проявлений здоровья на различных уровнях условно можно разделить на объективные и субъективные, отражающие не только физическое, но и психическое здоровье. Различие последних состоит в том, что если физическое здоровье означает, прежде всего, способность человека к адаптации по отношению к различным физическим агентам внешней среды и к выполнению физической работы (к различным мышечным усилиям), то психическое здоровье предполагает способность адаптироваться к социальной среде, к общественной жизни, к психическим нагрузкам (стрессу), а также способность к выполнению разнообразной психической деятельности, включая творческую (Хомская, 1988).

Для выработки единой концепции здоровья, а также для изучения взаимосвязи психического здоровья с физическим могут быть привлечены психологические знания, в частности, перспективно изучение здоровья с позиций нейропсихологии.

В рамках одного из направлений современной нейропсихологии в качестве фактора, позволяющего выявить основы индивидуальных различий протекания целого ряда процессов, рассматривается межполушарное взаимодействие на анализаторном уровне. Указанный фактор проявляется в типах профиля латеральной организации (ПЛО). В соответствии с данным направлением нейропсихологии среди «практически здоровых» лиц можно выявить людей с различными типами ПЛО и проанализировать связанные с ними и индивидуальные особенности здоровья.

Латеральная организация мозга рассматривается как основа для изучения типологии «практически здоровых» лиц, поскольку известно, что мозг функционирует как парный орган, и любая функция или состояние осуществляются благодаря совместной работе обоих полушарий (Sperry, 1982; Gazzaniga, 1970; Bogen, 1969). Законы взаимодействия полушарий относятся к наиболее фундаментальным законам работы мозга, и их изучение имеет весьма веские теоретические основания (Хомская, 1999).

Достаточно многочислены данные литературы о связи особенностей межполушарных отношений (ведущей руки, ведущего уха, ведущего глаза) у здоровых лиц с характером протекания различных когнитивных и эмоциональных процессов (Брагина, Доброхотова, 1988; Леутин, Николаева, 1988; Хомская, 1997). Таким образом, имеются основания для изучения индивидуальных различий в контексте проблемы межполушарной организации мозга.

В течение ряда лет на кафедре медико-биологических дисциплин ИФК и дзюдо АГУ под руководством к.п.н., доцента Ханжиевой А. Я. проводилось исследование межполушарных отношений в трех основных анализаторных системах (двигательной, слухоречевой, зрительной) для выявления наиболее типичных их сочетаний и зависящих от них особенностей протекания различных психических функций и состояний (двигательных, когнитивных, регуляторных, эмоционально-личностных, адаптационных). Исследование состояло из трех основных разделов.

Первый был посвящен изучению межполушарных отношений одновременно в трех анализаторных системах (двигательной, слухоречевой, зрительной). мозг психологический здоровье старшеклассник В основе метода определения типа ПЛО, предложенного Е. Д. Хомской и И. В. Ефимовой (1991), лежали следующие принципы:

  • 1) анализ трех типов асимметрий: мануальной (руки), слухоречевой (уха по речи), зрительной (глаза);
  • 2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени (т.е. выделение степени «рукости», «ухости» и «глазости») в баллах;
  • 3) признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрий, что отражено в порядке их расположения при описании индивидуального варианта ПЛО: ведущие рука — ухо — глаз. Соответственно, каждый вариант ПЛО характеризовался определенным сочетанием буквенных обозначений, где П — преобладание правых функций над левыми, А — их равенство, Л — преобладание левых функций (Хомская и др., 1997).

По соотношению всех трех видов асимметрий, определяемых по схеме «рука — ухо — глаз», теоретически могут быть выделены следующие варианты профилей: ППП, ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, которые характеризуют различные варианты «правшества»; а также — ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛАП, ЛПА, ЛЛА, ЛАП, ЛАА, характеризующие «левшество». Помимо этих вариантов могут быть выделены профили асимметрий, отражающие приблизительное равенство левой и правой рук (амбидекстры) при различных соотношениях доминирования слуховых и зрительных функций — ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ. В целом, при предложенной системе оценок теоретически возможны 27 вариантов асимметрий.

В качестве примера приводим распределение вариантов ПЛО среди городских старшеклассников (г. Майкоп) и сельских (Гиагинский район Республики Адыгея) (табл. 1). Для удобства классификации всевозможные варианты ПЛО были объединены в 5 типов ПЛО:

А. «Чистые» правши (ППП); данный тип включал две подгруппы:

а) «сильных правшей»; б) «средних правшей».

Б. Праворукие — испытуемые с различными вариантами доминирования уха и глаза.

В. Амбидекстры.

Г. Леворукие — испытуемые с различными вариантами доминирования уха и/или глаза.

Д. «Чистые» левши (ЛЛЛ).

Второй раздел работы был посвящен анализу распределения отдельных видов анализаторных асимметрий и латеральной организации мозга в целом (типов ПЛО) в различных выборках испытуемых.

Изучение распределения асимметрий в трех анализаторных системах показало, что правый тип латерализации (доминантность левого полушария) чаще проявляется в моторной системе, реже — в зрительной и еще реже — в слухоречевой. У юношей доминирование правых признаков над левыми встречается чаше, чем у девушек (особенно в моторной и зрительной системах).

Анализ распределения 5 типов ПЛО в различных выборках свидетельствовал о том, что среди городских учащихся «чистых» правшей было 33% (юноши) и 19% (девушки). Праворуких было большинство (48% и 47%, соответственно). Амбидекстры составили довольно большую группу (16% юношей и 26% девушек); сравнительно много было леворуких и левшей (в сумме по 8% у юношей и у девушек).

Среди сельских учащихся процент «чистых» правшей меньше (22% у юношей 10% - у девушек). Уменьшается число праворуких (по 31% среди испытуемых обоего пола), в то же время число амбидекстров значительно увеличивается (26% юношей и 46% девушек).

Существенно больше среди них леворуких и левшей (21% и 13%).

Представленное распределение типов ПЛО в разных выборках не может быть случайным. По-видимому, оно отражает определенные биологические предпосылки, способствующие успешному выполнению той или иной деятельности.

Таблица 1.

Распределение вариантов ПЛО среди городских и сельских старшеклассников (%).

Вариант ПЛО.

Старшеклассники 15−17 лет г. Майкопа.

Старшеклассники 15−17 лет (сельская местность).

Юноши.

Девушки.

Юноши.

Девушки.

ППП.

32,72.

18,7.

21,7.

10,2.

ППА.

10,13.

9,6.

8,7.

;

ПАП.

9,33.

9,6.

8,7.

7,7.

ПАА.

4,6.

1,4.

;

;

ПАЛ.

0,26.

3,5.

4,3.

2,6.

ПЛА.

4,5.

4,1.

4,3.

5,1.

ППЛ.

3,12.

3,5.

;

;

ПЛП.

9,0.

13,1.

4,3.

10,2.

ПЛЛ.

2,1.

3,4.

;

5,1.

ААА.

2,4.

4,1.

4,3.

2,6.

АПП.

4,0.

4,1.

8,7.

5,1.

АПА.

1,6.

4,8.

8,7.

5,1.

ААП.

2,9.

0,7.

;

2,6.

АЛЛ.

1,8.

1,4.

;

7,7.

АЛП.

1,6.

4,8.

4,3.

2,6.

ААЛ.

0,26.

1,4.

;

5,1.

АЛА.

0,26.

4,8.

;

10,2.

АЛЛ.

1,6.

;

;

5,1.

ЛИП.

0,52.

0,7.

;

2,6.

ЛПЛ.

0,52.

0,7.

4,3.

2,6.

ЛЛП.

0,8.

0,7.

;

;

ЛПА.

0,26.

1,4.

;

;

ЛАП.

0,26.

;

;

;

ЛЛА.

2,6.

0,7.

4,3.

;

ЛАЛ.

;

;

8,7.

;

ЛАА.

0,26.

0,7.

;

;

ЛЛЛ.

2,6.

2.1.

4.3.

5,2.

Связь типа межполушарной организации мозга с характером спортивной специализации обнаружена также и при изучении старшеклассников, занимающихся спортом. Установлена связь типа ПЛО с успешностью овладения спортивными навыками и достижениями в определенных видах спортивной деятельности.

В третьем разделе исследования проанализированы соотношения между типом ПЛО и особенностями протекания различных психических функций и состояний.

Была обнаружена связь типа ПЛО не с одним только психическим процессом или состоянием, а с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств:

  • — с динамическими (временными, регуляторными) характеристиками двигательных функций (руки, глаза);
  • — с динамическими показателями познавательных процессов (зрительного восприятия, серийной интеллектуальной деятельности — счетной и вербальной);
  • — с успешностью выполнения вербальных и невербальных когнитивных операций;
  • — с эмоциональными процессами и состояниями, с особенностями работы положительной и отрицательной эмоциональных систем, их балансом, с эмоциональной реактивностью — скоростью опознания базальных эмоций;
  • — с эмоционально-личностными качествами, с самооценкой своего эмоционального состояния, с идентификацией его с различными эмоциональными эталонами;
  • — с адаптационными возможностями организма, особенностями соотношения субъективных и объективных показателей здоровья, с характером жалоб и «внутренней картиной здоровья»;
  • — с особенностями вегетативной регуляции адаптационных процессов с физиологической «ценой» физического и интеллектуального напряжения.

Таким образом, как показали результаты проведенной работы, характер межполушарной организации мозга, отражающийся в типах ПЛО, обнаруживает достоверную связь с широким спектром психических явлений, объединенных в единый «психологический синдром». Особенности этого синдрома определяются доминированием левого или правого полушария мозга. При доминировании левого полушария в «психологическом синдроме» преобладают левополушарные стратегии переработки информации (вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сукцессивная и др.) и левополушарный тип регуляции психических функций (преимущественно произвольный с участием вербальной системы); при доминировании правого полушария в реализации психических процессов и состояний в большей степени проявляются правополушарные стратегии переработки информации (наглядно-образная, конкретно-непосредственная, синтетическая, симультанная и др.) и правополушарный тип регуляции психических функций (непроизвольный, невербальный, образный).

Полученные нами экспериментальные данные позволяют описать особенности индивидуального здоровья (как физического, так и психического) лиц, различающихся типами ПЛО. Так, «чистые» правши характеризуются более высокими динамическими (временными и регуляторными) показателями психических процессов: двигательных, когнитивных, эмоциональных. Они успешнее выполняют пространственные операции. «Физиологическая цена» интеллектуального напряжения у этих испытуемых выше, чем у лиц с признаками доминирования правого полушария. В то же время у них отмечается более высокая средняя самооценка здоровья и самочувствия, меньшее число жалоб, свидетельствующих о психологической и эмоциональной дезадаптации, а также преобладают средние показатели реактивной тревожности. Эмоционально-личностная сфера у представителей этого типа ПЛО характеризуется определенным доминированием функций положительной эмоциональной системы над отрицательной. Данный тип ПЛО чаще встречается среди лиц, занимающихся спортивной гимнастикой; для них характерны лучшие показатели таких физических качеств, как быстрота.

Испытуемым, относящимся к противоположным типам ПЛО — леворуким и левшам, присущ иной набор показателей: у них двигательные, когнитивные, эмоциональные процессы протекают замедленно и, главное, произвольный контроль психических процессов менее успешен. Эмоционально-личностная сфера у этих испытуемых характеризуется преобладанием функций отрицательной эмоциональной системы над положительной. Эти испытуемые часто недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья. Субъективная «внутренняя картина здоровья» у них нередко расходится с объективными показателями. У них отмечается более низкая средняя самооценка здоровья и самочувствия, большее число жалоб, преимущественно вегетативного типа, а также тенденция к более высокому уровню реактивной тревожности. При этом у них более низкая «физиологическая цена» интеллектуального напряжения. У лиц с признаками доминирования правого полушария отмечаются лучшие показатели таких физических качеств, как сила и выносливость.

Наиболее сложной и неоднородной является группа амбидекстров. Динамические характеристики двигательных и психических процессов у них могут быть ниже, чем у всех других групп. Причем, эти характеристики зависят от асимметрии сенсорных признаков. У амбидекстров наблюдается большой разброс показателей самооценки своего текущего состояния, среди них много лиц с высокой личностной тревожностью. Амбидекстры часто встречаются среди лиц, занимающихся борьбой.

Итак, основной вывод, который можно сделать из представленного цикла работ — тот, что тип ПЛО (совокупность асимметрий в трех основных анализаторных системах) является радикалом, от которого зависит определенный «психологический синдром». Результаты исследований показали, что тип ПЛО не является простой суммой составляющих его асимметрий, т.к. корреляция между типом ПЛО и психическими функциями не равна сумме корреляций отдельных составляющих его асимметрий. Тип ПЛО представляет собой определенную систему, которая может рассматриваться как межполушарное взаимодействие на анализаторном уровне, как особый нейропсихологический фактор или особое структурно-функциональное образование, которое определяет (как и все нейропсихологические факторы) целый набор явлений. По сравнению с уже изученными нейропсихологическими факторами (Лурия, 1973; Хомская, 1987; 1991; 1996) тип ПЛО имеет ряд особенностей. По своему характеру он относится к модально-специфическим факторам, т.к. он отражает работу анализаторных систем. Однако в отличие от уже известных в нейропсихологии модально-специфических факторов, связанных с работой той или иной анализаторной системы одного полушария, тип ПЛО связан с работой анализаторных механизмов обоих полушарий. Иными словами, он отражает работу мозга как парного органа и в этом его специфика. Тип ПЛО одновременно относится к факторам межполушарного взаимодействия.

Изучение индивидуального профиля латеральной организации мозга имеет большое будущее, т.к. позволяет по-новому подойти к типологии нормы, к анализу мозговых основ индивидуальных различий протекания всевозможных процессов, а также здоровья.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой