Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семинар 4. Тема: Построение структуры управления организацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По правилам изображения схем организационных структур студенты рисуют схему организации. При этом, по необходимости, прилагается пояснение к тексту. Обменявшись получившимися схемами, студенты соперничающих подгрупп анализируют полученные результаты. Задание для четырех подгрупп: Составление отчетов по выполнению производственного задания текущего месяца выпускающими цехами головного предприятия… Читать ещё >

Семинар 4. Тема: Построение структуры управления организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План семинара:

Разделение труда и специализация.

Департаментизация и кооперация.

Связи в организации и координация.

Масштаб управляемости и контроля.

Централизация и децентрализация.

Дифференциация и интеграция.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой, подразделений и индивидом.

Краткий обзор научной литературы.

Ситуация для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:

  • 1. Что такое «организационное здание»?
  • 2. Что общего и чем отличаются централизованная и децентрализованная системы управления?
  • 3. Какие обязанности выполняет руководитель высшего, среднего, низового звеньев управления?
  • 4. Назовите причины и последствия бюрократизации управления. Предложите меры борьбы с бюрократизмом.
  • 5. Какая организация и структура управления соответствуют современному уровню развития производительных сил:

в нефтяной отрасли;

в машиностроении;

в сотовой связи;

в торговле.

  • 6. Расскажите о преимуществах и недостатках основных типов департаментизации.
  • 7. Что значит «Координировать»?
  • 8. На каком этапе развития малого предприятия целесообразно осуществлять переход от функциональной департаментизации к продуктовой?
  • 9. С какими трудностями может столкнуться фирма, на протяжении длительного периода управляемая по принципу централизации и проданная другой фирме децентрализованного типа?

Какая существует связь между структурой и стратегией, планами развития организации?

Как Вы думаете, почему в основе проектирования структуры лежит специализация?

В чем заключаются преимущества и недостатки механистической и органической организаций? В каких условиях их рациональнее применять?

Оцените традиционную организацию.

Оцените дивизиональную (отделенческую) организацию.

Оцените матричную организацию.

Какие требования следует предъявлять к организационной структуре?

Существует ли структура, самая оптимальная для любой организации?

Матричная структура организации более прогрессивна, чем линейно-функциональная. Если это так, то в фирме возникают одновременно две ветви власти. Каково правильное решение для такой ситуации? Определите место каждой из структур в жизнедеятельности фирмы, а также рамки ее применения.

Верно ли, что лучше слабая матричная структура, чем никакая?

Как сочетать существование нескольких типов структур в одной организации?

Перечислите основные направления совершенствования традиционных (иерархических) оргструктур?

Что дает сокращение количества уровней управления предприятием?

Определите, какая организационно-правовая форма в наибольшей степени подходит для соответствующих типов организаций:

Характер деятельности.

Характер деятельности.

Организационно-правовая форма.

1. Мастерская по ремонту.

A. Акционерное общество.

2. Судоверфь.

Б. Товарищество.

3. Объединение в защиту окружающей среды.

В. Учреждение.

4. Муниципальная больница.

Г. Ассоциация.

5. Объединение арбитражных управляющих города.

Д. Общественное объединение.

Попробуйте привести в соответствие элементы левого и правого столбцов таблицы, подобрав для предприятия оптимальный тип хозяйствования, исходя из характера производства и формы собственности:

Характер производства.

Характер производства.

Форма собственности.

1. Гидроэлектростанция.

А. Индивидуальное предприятие, основанное на личном труде.

2. Часовая мастерская.

Б. Государственное или муниципальное предприятие.

3. Пекарня.

В. Коллективное предприятие, основанное на наемном труде.

4. Автомобильный завод.

Г. Коллективное предприятие, основанное на личном труде (кооператив).

5. Бригада каменщиков.

Д. Индивидуальное предприятие, основанное на наемном труде (частнокапиталистическое).

Дайте характеристику степени проявления (высокая, средняя, низкая) в каждом из пяти перечисленных выше типов предприятий следующих принципов:

заинтересованность в результатах труда;

ответственность за результаты труда;

ориентированность на перспективу;

способность к расширению масштабов деятельности;

экономическая устойчивость;

реализация потенциальных возможностей.

Изучить организационную структуру управления НГДУ (рисунок 1), определить тип оргструктуры, охарактеризовать ее. Указать ее преимущества и недостатки. Предложить изменения сложившейся оргструктуры. Заполнить таблицы.

Характеристика оргструктуры предприятия.

№ п/п.

Наименование должностей руководителей (начальник управления и его заместители) и непосредственно подчиненных им подразделений и работников.

Существующий вариант структуры.

Предлагаемый вариант структуры.

1.1.

1.2.

1.3.

Распределение подразделений предприятия между руководителями высшего уровня управления (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур).

№ п/п.

Наименование должностей руководителей.

Количество непосредственно подчиненных им подразделений.

Наименование должностей руководителей.

К-во непосредственно подчиненных им подразделений.

Существующая оргструктура.

Предлагаемая оргструктура.

Вс.

Семинар 4. Тема: Построение структуры управления организацией.

Деловая игра «Строим структуру организации»:

По правилам изображения схем организационных структур студенты рисуют схему организации. При этом, по необходимости, прилагается пояснение к тексту. Обменявшись получившимися схемами, студенты соперничающих подгрупп анализируют полученные результаты. Задание для четырех подгрупп:

  • • Небольшая торговая фирма по продаже товаров потребительского назначения (например, бытовая химия), имеющая две торговые точки в разных районах небольшого города, складское помещение (60 м2). Численность персонала — не более 20 человек.
  • • Туристическое агентство, имеющее на праве собственности офис в бывшей двухкомнатной квартире, сеть агентов, не входящих в штатную численность сотрудников. Численность персонала — не более 12 человек.
  • • Частная АЗС с автомастерской и магазином в новой части города (площадь 200 м2). Численность персонала — не более 20 человек.
  • • ООО по разработке компьютерных программ для одного крупного корпоративного заказчика. Имеется арендуемый офис. Численность персонала — не более 14 человек.

Ситуация для обсуждения:

Авиакомпания Альфа осуществляет как пассажирские, так и грузовые авиаперевозки. Во главе авиакомпании стоит президент, который отвечает за проводимую авиакомпанией политику. При президенте функционируют различные структуры (по внешним связям, стратегическому планированию и технической политике авиакомпании), имеющие штабные полномочия.

За маркетинг и финансы в авиакомпании отвечают, соответственно, вице-президент по маркетингу и вице-президент по финансам. Вице-президенту по летней эксплуатации самолетов подчиняются летние отряды, обеспечивающие перевозку пассажиров. Директору службы организации перевозок подчинены службы, обеспечивающие обслуживание пассажиров и грузов на земле. Вице-президент по технической эксплуатации самолетов отвечает за исправность самолетов и, следовательно, за техническую безопасность полетов. Производственно-диспетчерская служба осуществляет координацию взаимодействия всех подразделений авиакомпании и подчинена директору службы организации перевозок. Схема организационной структуры авиакомпании приведена на рисунке 2.

Составьте схему коммуникаций организации в соответствии с указанной структурой.

Для решения ситуации необходимо:

определить информационные потоки;

выделить восходящие, нисходящие коммуникации;

оформить горизонтальные коммуникации между подразделениями;

установить коммуникации руководитель — подчиненный;

построить модель обмена информацией между президентом авиакомпании и вице-президентом по маркетингу;

сформировать цепь обратной связи;

определить, какие могут существовать преграды в организационных коммуникациях авиакомпании;

выделить коммуникационные связи с внешней средой вице-президента по маркетингу;

определить коммуникационные роли руководителей подразделений.

Практическое упражнение «Оптимизация функциональной структуры ОАО «Электросила».

Ситуация — 1.

Задание: оптимизируйте функциональную структуру производственных подразделений электромашиностроительного предприятия — ОАО «Электросила» (далее АО «Э»), используя вышеозначенную методику анализа функций. (где эта методика означена выше?).

Исходные данные: в состав производственной структуры предприятия входят следующие подразделения: отдел организации и подготовки производства (ООПП); отдел диспетчирования и кооперирования производства (ОДКП); отделы начальников крупного машиностроения и аппаратного производства (ОНКМАП), состоящие из бюро оперативного планирования машинного и аппаратного производств (БОПМАП) и бюро оперативного планирования заготовительных цехов и подготовки (БОПЗЦ и ПП); основных цехов: 1, 2, 3, …, 27.

Производственный блок предприятия находится в подчинении заместителя Генерального директора по производству.

Оплата труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты. Фонд заработной платы должностных лиц структурных подразделений предприятия заранее определен.

Далее излагаются функции, выполняемые конкретными подразделениями предприятия.

Отдел организации и подготовки производства (ООПП):

ведение системы оперативного планирования производства на основе договоров и нормативно-цикловых графиков и;

контроль за обеспечением полной технической подготовки производства головного предприятия;

организация и контроль подготовки производства путем формирования и ведения сквозных нормативных графиков поэтапного изготовления изделия от разработки до отгрузки готовой продукции;

ведение классификатора изделий, изготавливаемых машинным и аппаратным производствами АО «Э» с учетом сложности конструкций, технологии производства и трудоемкости их изготовления;

составление сводных данных по подготовке производства (для оперативного решения вопросов по предотвращению срывов сроков подготовки производства).

Отдел диспетчирования и кооперирования производства (ОДКП):

планирование и контроль за своевременным обеспечением цехов головного предприятия, дочернего предприятия завода Реостат и внефирменных кооперирующихся предприятий (ВКП) сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями согласно их заявкам;

профилактическое наблюдение (контроль) за ходом производства и его регулирование посредством диспетчерской связи;

регулирование очередности погрузочно-разгрузочных работ в цехах.

Отделы начальников крупного машиностроения и аппаратного производства (ОНКМАП), состоящие из:

а) бюро оперативного планирования машинного и аппаратного производств (БОПМАП):

составление годовых перечней номенклатуры с указанием планируемого срока выпуска продукции;

составление выпускающим цехам головного предприятия оперативных программ и согласование их с ППО; контроль за ходом их выполнения;

оперативный учет готовой продукции по каждому выпускающему цеху и сдача ее в отгрузку; составление графика отгрузки готовых изделий;

составление исходных документов для обеспечения продукцией аппаратного производства каждого выпускающего цеха машинного производства;

оперативный контроль за обеспечением покупными изделиями, материалами, полуфабрикатами выпускающих цехов;

учет аккумулированных заказов по заделу незавершенного производства каждого выпускающего цеха по всей номенклатуре головного предприятия;

составление отчетов по выполнению производственного задания текущего месяца выпускающими цехами головного предприятия и представление их Генеральному директору в установленном порядке; подготовка отчетов по запросам заказчиков по выпуску конкретной продукции;

б) бюро оперативного планирования заготовительных цехов и подготовки производства (БОПЗЦ и ПП):

разработка оперативной программы заготовительных цехов по номенклатуре и ассортименту;

определение потребности машинного производства в деталях и узлах, изготавливаемых аппаратными цехами головного предприятия, и составление плана-заявки на эти узлы;

учет обеспечения заготовительных цехов материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, поставляемыми по внутрифирменной и внешней кооперации, и контроль за своевременной подготовкой производства, выявление «узких мест» и их причин;

организация учета движения литья на складе и распределение его по цехам;

контроль за своевременным запуском и изготовлением деталей и узлов в заготовительных цехах, оперативный учет их выполнения; контроль за ходом обеспечения технологической документацией цехов и выдача ее в цеха;

подготовка ежемесячных отчетов о закрытии заказов заготовительными цехами, утверждение их у заместителя Генерального директора по производству и передача в ППО.

Ситуация — 2.

Задание: оптимизируйте функциональную структуру подразделений коммерческого блока АО «Э», используя вышеозначенную методику анализа функций.

Исходные данные: в состав коммерческого блока входят следующие подразделения предприятия: отдел материально-технического снабжения (ОМТС); отдел внешней комплектации (ОВК); финансовый отдел (ФО); отдел проектирования систем консервации, упаковки и транспортировки (ОПСКУТ) и отдел сбыта (ОС). Подразделения коммерческого блока подчиняются заместителю Генерального директора по коммерческим вопросам.

Оплата труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты. Фонд заработной платы должностных лиц структурных подразделений предприятия заранее определен.

Далее излагаются функции, выполняемые конкретными подразделениями предприятия.

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) и отдел внешней комплектации (ОВК):

своевременное, бесперебойное и комплектное обеспечение годовой, квартальной и месячной потребности предприятия в сырье, основных и вспомогательных материалах, в топливе, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, необходимых для выполнения плана производства; учет и контроль за правильным расходованием материалов в подразделениях;

расчет потребности предприятия в сырье, материалах и их запасах для основного производства (в соответствии с установленными плановыми заданиями и нормами расхода) и корректировка расчетов при изменении производственной программы предприятия;

выполнение технико-экономических расчетов выбора форм (транзитной или складской) поставки сырья материалов и внедрение мероприятий, направленных на максимальное сокращение расходов, связанных с их заготовкой, транспортировкой, приемкой, хранением и отпуском;

изучение возможности и целесообразности установления прямых длительных связей по поставкам сырья, материалов и т. д. с поставщиками; изучение и анализ информации и рекламных материалов по предложениям мелкооптовых магазинов, оптовых ярмарок и свободной торговли;

организация учета фондовых извещений, нарядов, разнарядок, нарядов-заказов и других документов на поставку продукции;

проверка соответствия заявок выделенным фондам и спецификациям, распределение фондов на сырье и материалы по предприятиям, входящим в АО «Э»;

контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств, подготовка документов по недопоставке, просрочке или поставке сырья несоответствующего качества;

организация доставки грузов на заводы АО «Э» с заводов-поставщиков и баз снабженческо-сбытовых организаций;

разработка раздела «Материально-техническое снабжение» бизнес-плана предприятия;

составление и представление в вышестоящие организации и Госкомстат РФ статистической отчетности в установленные сроки.

Финансовый отдел (ФО):

финансовый контроль за деятельностью предприятия: обеспечение и контроль финансовых ресурсов предприятия;

анализ финансового состояния предприятия и разработка конкретных мероприятий, обеспечивающих рост прибыли предприятия;

разработка финансовых прогнозов, направленных на обеспечение стабильности деятельности предприятия и повышение его доходов с комплексом конкретных мер по достижении результатов;

планирование бюджетов (годового, долгосрочного) на основе бизнес — прогнозов, разрабатываемых службами предприятия;

оценка платежеспособности заказчиков;

развитие взаимосвязей с финансовыми институтами, выдающими ссуды и кредиты, страховыми компаниями и налоговыми службами.

Отдел сбыта (ОС):

планирование и организация каналов распределения продукции (розничная, оптовая и собственная торговая сеть);

определение способов товародвижения;

контроль за комплектацией, упаковкой и подготовкой к отправке потребителям продукции в количестве и в сроки, которые указаны в заказах и нарядах, включенных в договорные обязательства предприятия, а также за своевременной отгрузкой готовой продукции;

оформление документации, связанной с отгрузкой продукции головного предприятия, в том числе экспортной продукции, составление сопроводительных документов;

составление ежемесячных отчетов о поставке продукции по формам ЦСУ РФ для вышестоящих органов управления;

участие в разработке нормативов запасов готовой продукции, контроль за соответствием запасов готовой продукции установленным нормативом и недопущением образования сверхнормативных запасов.

Отдел проектирования систем консервации, упаковки и транспортировки (ОПСКУТ):

проектирование новых и совершенствование существующих систем консервации, упаковки и транспортировки электрических машин и аппаратов, изделий народного потребления, разрабатываемых предприятием;

проведение экспериментальных работ с целью совершенствования систем защиты (средствами консервации и упаковки) крупных электрических машин (аппаратов и товаров народного потребления) на период транспортировки и хранения;

изучение и анализ информации о научно-технических достижениях в области консервации, упаковки, транспортировки и хранения крупных электрических машин (аппаратов) и внедрение прогрессивных материалов и методов; осуществлении унификации упаковки и совершенствование систем защиты от коррозии и старения средствами консервации;

учет и анализ требований дизайна к упаковке, анализ информации о качестве упаковки в местах продажи.

Ситуация — 3.

Задание: оптимизируйте функциональную структуру экономических подразделений АО «Э», используя вышеозначенную методику анализа функций и задач.

Исходные данные: в состав экономического блока входят следующие подразделения: планово-производственный отдел (ППО), состоящий из бюро планирования крупных электрических машин и бюро планирования низковольтной аппаратуры, запчастей и товаров народного потребления; отдел ценообразования и затрат (ОЦЗ); отдел организации труда и заработной платы (ООТЗП).

Все подразделения коммерческого блока подчиняются заместителю Генерального директора по экономическим вопросам.

Оплата труда в подразделениях предприятия производится по повременной системе оплаты. Фонд заработной платы должностных лиц структурных подразделений предприятия заранее определен.

Далее излагаются функции, выполняемые конкретными подразделениями предприятия.

Планово-производственный отдел (ППО):

формирование портфеля заказов на изготовление головным предприятием продукции закрепленной номенклатуры на основании заявок заказчика, технических протоколов и взаимных поставок;

составление годовых программ выпуска крупных электрических машин, низковольтной аппаратуры и товаров народного потребления;

составление и оформление заказов на изготовление крупных электрических машин, комплектующих к ним и контроль за выполнением сроков поставки продукции АО «Э»;

анализ и составление заключений о выполнении заводами АО «Э» и его цехами годовых, квартальных и месячных производственных программ выпуска продукции по заданной номенклатуре и ассортименту;

участие в разработке перспективных планов развития производства по номенклатуре и ассортименту продукции.

Отдел ценообразования и затрат (ОЦЗ):

калькуляция себестоимости, оценка затрат на изготовление продукции и выбор ценового сегмента;

формирование цен на продукцию на основе планов по прибыли и анализа себестоимости продукции;

анализ конкурентоспособной цены на продукцию и факторов, влияющих на нее;

оценка эффективности экспортных поставок при помощи привязки цен мирового уровня к ценам внутреннего рынка предприятия.

Отдел организации труда и заработной платы (ООТЗП):

разработка плана по труду, заработной плате и производительности труда;

учет и анализ выполнения суточных графиков по производству, отчетов о выполнении планов цехов и отделов;

составление сводного отчета по труду и зарплате;

учет и анализ движения рабочей силы; анализ состояния и причин текучести кадров;

разработка, систематизация и учет норм затрат труда;

унификация норм труда, ведение единых и укрупненных норм и расценок;

контроль за выполнением норм выработки по цехам и участкам;

разработка и внедрение системы оплаты труда, стимулирующей совершенствование методов работы, повышение ее качества и экономию времени;

контроль и тарификация работ, установление разрядов рабочим;

разработка предложений по премированию работающих по категориям ППП.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой