Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Устойчивое развитие коммерческого предприятия как фактор роста экономики страны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязь всех подсистем предприятия требует внимательного подхода к процессу планирования. На большинстве предприятий существует следующая общепринятая система: краткосрочное планирование (до 1 года) ^ среднесрочное (от 3 до 5 лет) ^ долгосрочное (на 5 лет и более). Большинство авторов научных трудов по планированию сходятся во мнении, что основные элементы подсистем предприятия имеют разный… Читать ещё >

Устойчивое развитие коммерческого предприятия как фактор роста экономики страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Устойчивое развитие коммерческого предприятия как фактор роста экономики страны

На современном этапе становления рыночных отношений в России все большую роль играет малый и средний бизнес. В странах с развитой рыночной экономикой он давно является основой функционирования социально-экономической системы. Доминирование предприятий перерабатывающей промышленности также имеет большое значение для экономического роста.

Вполне отчетливая перспектива вступления России в ВТО открывает множество возможностей, а вместе с тем и проблем для отечественных предприятий. Каким образом они будут развиваться в подобных условиях — вопрос, решение которого оставляет место для широких дискуссий.

Любая экономическая система имеет шансы на выживание только тогда, когда она находится в постоянном движении, подстраиваясь под множество социальных, технических, культурных и других изменений в обществе. Экономическая система государства состоит из отдельных хозяйствующих субъектов, являющихся основными ее элементами, в которых протекают процессы развития и трансформации. Экономическая ситуация в стране в большой степени является суммарным итогом деятельности отдельных участников внутреннего рынка. Таким образом, обеспечение устойчивого развития каждого из хозяйствующих субъектов в отдельности способствует росту экономики в целом. Агрегируя существующие определения развития, на микроуровне рассматриваемого объекта можно сформулировать следующее определение: развитие предприятия — это система прогрессивных изменений в соответствии с техническим, экономическим и социально-культурным прогрессом, которая способствует расширению деятельности и увеличению значимости предприятия как в экономической, так и в социально-политической среде. Устойчивое развитие — это непрерывное развитие, открывающее новые возможности для дальнейших положительных изменений.

В настоящее время часто можно встретить предприятия, чье развитие носит хаотичный, неуправляемый характер, связанный с желанием получить сверхприбыль в минимальные сроки. Такие предприятия применяют стратегию «снятия сливок» со свободных рынков сбыта. Предприниматели не задумываются о дальнейшем развитии, об обществе и потому не могут надолго встроиться в социально-экономическую систему. Это объясняет тот факт, что рано или поздно они уступают в конкурентной борьбе другим предприятиям, деятельность которых приносит максимальное удовлетворение потребностей всем участникам рынка. В силу ужесточающейся конкурентной борьбы предприниматели вынуждены пересматривать свое отношение к планированию деятельности. В современных условиях устойчивый характер может иметь только управляемое, корректируемое развитие. Его целью является непрерывное совершенствование всей системы управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями функционирования. Эффективный экономический анализ взаимосвязи систем развития (рис. 1) может быть проведен при выделении ключевых факторов развития предприятия. Вначале необходимо перечислить наиболее информативные индикаторы.

  • — Повышение конкурентоспособности производимой продукции.
  • — Увеличение масштабов производственной деятельности и выход на международные рынки.
  • — Диверсификация производства.
  • — Возрастающая социальная ответственность предприятия.
  • — Популяризация и повышение значимости предприятия в социально-экономической жизни общества.
  • — Сотрудничество с органами исполнительной власти.
  • — Участие предприятия в локальных и глобальных объединениях, договоренностях и альянсах.
  • — Увеличение суммы прибыли, приносимой данным предприятием.

Рис. 1. Взаимосвязь систем развития на различных уровнях экономики.

Система факторов развития предприятия — это сложная, многоуровневая структура, находящаяся в постоянном изменении, которое может оказывать прогрессивное или регрессивное воздействие на предприятие. Поэтому в современных условиях представляется важным наличие механизма, способного объединить и скорректировать данную систему в необходимом направлении. Такой механизм может быть создан на базе системы трехлетнего планирования, внедряющейся уже сегодня.

Взаимосвязь всех подсистем предприятия требует внимательного подхода к процессу планирования. На большинстве предприятий существует следующая общепринятая система: краткосрочное планирование (до 1 года) ^ среднесрочное (от 3 до 5 лет) ^ долгосрочное (на 5 лет и более). Большинство авторов научных трудов по планированию сходятся во мнении, что основные элементы подсистем предприятия имеют разный операционный период для необходимого корректирующего воздействия. В целях успешного объединения планов, прогнозов и механизма коррекции представляется целесообразным применение скользящего графика планирования, основанного на среднесрочном учете с интервалом в 3 года.

Практика трехлетнего планирования уже получила одобрение Правительства Российской Федерации в рамках концепции развития страны и реформирования бюджетного процесса. Применение подобной методики позволит повысить эффективность управления системой развития частного предприятия с целью коррекции его деятельности в желаемом направлении.

На рис. 2 показан принцип коррекции результатов развития предприятия.

Принцип трехлетнего планирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в системе устойчивого развития. Авторская разработка.

Рис. 2. Принцип трехлетнего планирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в системе устойчивого развития. Авторская разработка.

На основе фактических данных осуществляется планирование деятельности предприятия на три года. По мере приближения следующей расчетной точки — второй в первоначальном этапе трехгодичного планирования (на рисунке — следующая заштрихованная область) прогноз уточняется. Исходя из этих данных рассчитывается первая точка для следующего, второго этапа трехгодичного планирования и т. д.

Планирование и управление, основанное на трехлетнем скользящем графике, затрагивает весь набор специфических факторов каждой из подсистем. Управляемое развитие предприятия в современных условиях — это сложный процесс, представляющий собой комплекс мер, образующих замкнутый цикл: оценка ^ планирование ^ мониторинг ^ ^ коррекция ^ оценка ^ планирование ^ мониторинг ^ коррекция и т. д.

Новизна такого подхода заключается в комплексном рассмотрении проблемы развития промышленного предприятия и предложении системы управления подобным развитием на основе значимых факторов. Они рассматриваются и оцениваются во взаимосвязи с прочими факторами своей группы, а также с учетом совокупного влияния как внешней, так и внутренней среды.

Проводя исследования в данной области, необходимо правильно выделять внутренние факторы подсистем устойчивого развития предприятия, а также их взаимосвязи с внешней средой. Для верной оценки и определения таких факторов в начале анализа целесообразно использовать широко применяемую в менеджменте и маркетинге методику SWOT-анализа.

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формирования стратегии организации. В нашем случае выявление потенциала развития предприятия и оценка его устойчивости на данный момент основаны на анализе выделяемых факторов развития. Новшество такой методики предполагает распределение данных факторов по полям матрицы. Это делается на основе определения тенденций развития показателей. Тенденции развития показателей в полной мере характеризуются статистикой их изменения во времени. Для этого рассчитываются первая и вторая дельты каждого фактора (1, 2):

Устойчивое развитие коммерческого предприятия как фактор роста экономики страны.

Каждый из факторов имеет характеристики: сумму разниц первого порядка и сумму разниц второго порядка. В зависимости от их положительного либо отрицательного значения фактор попадает в одну из четвертей матрицы SWOT-анализа (см. таблицу). После чего по совокупности факторов и их отклонений в каждой из четвертей матрицы делается вывод о слабых и сильных сторонах развития предприятия. Это значительно помогает в процессе управления им и облегчает механизм принятия превентивных мер воздействия.

Матрица SWOT применительно к оценке системы устойчивого развития конкурентоспособность диверсификация прибыль swot.

Устойчивое развитие коммерческого предприятия как фактор роста экономики страны.

Такой подход к управлению развитием способен оказать достаточно серьезное положительное влияние на деятельность среднего и малого бизнеса. Устойчивость развития предприятий и организаций самым непосредственным образом будет способствовать постоянному экономическому росту в стране.

Проанализировав вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • 1) устойчивое развитие предприятия оказывает значимое положительное влияние на развитие экономической системы в целом и является его необходимым условием;
  • 2) применение новой системы планирования и факторного анализа позволяет повысить мобильность и эффективность процессов управления на предприятии при взаимодействии с внешней средой;
  • 3) превентивное воздействие на подсистемы управления предприятием и факторы, их определяющие, помогает достичь устойчивости развития.
  • 1. Артюхов, В. В. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития: проект / В. В. Артюхов [и др.]. М., 1994. 55 с.
  • 2. Васильев, Ю. П. Управление развитием производства. Опыт США / Ю. П. Васильев. М.: Экономика, 1989. 237 с.
  • 3. Глазьев, С. Ю. Управление развитием — фактор устойчивого экономического роста / С. Ю. Глазьев // Проблемы теории и практики упр. 1999. № 4. С. 26−31.
  • 4. Карлик, А. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий / А. Карлик, Е. Гришпун // Проблемы теории и практики упр. 2000. № 6. С. 48−52.
  • 5. Кулибанова, В. В. Прикладной маркетинг / В. В. Кулибанова. М.: Олма-Пресс, 2002.
  • 6. Новакова, О. И. Экономическое развитие предприятия: монография / О. И. Новакова, Г. С. Мерзликина. М., 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой