Введение.
Дихотомия "свой-чужой" в российском эфире (в период вооруженного конфликта в Сирии)
Цель исследования — выявить средства и способы конструирования образов «свой» и «чужой» при освещении аудиовизуальными СМИ России вооружённого конфликта в Сирии. Выявить мотивы и инструментарий при употреблении понятий «свой», «чужой» и подобных им в аудиовизуальных СМИ при освещении сирийского конфликта 2015;2016 гг. Теоретическую базу составили научные и практические труды: Юнга К. Г… Читать ещё >
Введение. Дихотомия "свой-чужой" в российском эфире (в период вооруженного конфликта в Сирии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы исследования. Механизмы распознавания своих и чужих основаны на стереотипах и работают в отношении всех живых существ, для человека же являются конституирующей основой взаимоотношений в социуме и важным моментом при формировании национальной и социальной идентичности.
Средства массовой информации наглядно демонстрируют свою предрасположенность к конструированию образа врага при освещении конфликтных ситуаций. Интерес представляет то, как в России в изменившейся геополитической обстановке (продолжающей интенсивно трансформироваться) медиа характеризуют политических и военных противников и союзников страны, особенно, в неоднозначном сирийском вопросе.
С 30 сентября 2015 года Воздушно-космическими силами Российской Федерации проводится военная операция в Сирии. Таким образом страна вступила в фазу активного противостояния с исламистскими террористическими организациями, в числе которых «Исламское государство» и «Фронта ан-Нусра» (входит в состав «Аль-Каиды»). Согласно заявлениям Президента России Владимира Путина и Министра иностранных дел России Сергея Лаврова, операция не направлена на устранение других представителей оппозиционных сил — участников сирийской гражданской войны (Свободную сирийскую армию и Отряды народной самообороны).
Ввиду того, что (помимо Российской Федерации) так или иначе в конфликт вовлечены Иран, монархии Персидского залива, западные державы, Соединённые Штаты Америки и другие государства, уместно говорить о переходе гражданской войны в опосредованную. Mumford A., Warfare P., Wiley J. & Sons, 2013 Отметим, что нельзя отрицать того, что российские лидеры с опасением относятся к перспективе свержения президента Башара Асада, так как последствием этого события может стать изменение геополитической ситуации на менее выгодную. В этом вопросе противоположную точку зрения имеют Соединённые Штаты Америки, официальные представители которых неизменно утверждают, что Асад должен уйти со своего поста.
Актуализирует работу: противоречивость, слабая база данных и научных исследований об отражении дихотомии «свой-чужой» в представлениях аудитории российского телевидения в ходе освещения им военных конфликтов.
Цель исследования — выявить средства и способы конструирования образов «свой» и «чужой» при освещении аудиовизуальными СМИ России вооружённого конфликта в Сирии.
Задачи ВКР:
- — проследить развитие дихотомии «свой-чужой» в российской культуре;
- — определить стилистические средства при формировании образов «свой» и «чужой» аудиовизуальными СМИ;
- — выявить мотивы и инструментарий при употреблении понятий «свой», «чужой» и подобных им в аудиовизуальных СМИ при освещении сирийского конфликта 2015;2016 гг.
Методы данного исследования: историческая реконструкция, дискурс-анализ, контент-анализ и метод сравнения.
Объект исследования — стилистические и выразительные средства при формировании образов «свой» и «чужой».
Предмет исследования — образы «свой» и «чужой» в российском телевизионном эфире в период сирийского конфликта 2015;2016 гг.
Теоретическую базу составили научные и практические труды: Юнга К. Г., Гаврилова Д. А., Грачева М. Н., Почепцова Г. Г., Чудинова А. П., Баранова А. Н. и других.
Эмпирической базой ВКР послужил информационный эфир российских телеканалов: «Россия 1», НТВ, РБК.
Новизна работы заключена в предмете исследования: рассматривается информационный материал российского телевидения на примере военного конфликта, где многомерное поле враждующих сторон не укладывается в рамки классической дихотомии. В то же время аудитория телевидения традиционно ожидает от журналистского материала аудиовизуальных атрибутов отождествления для того, чтобы начать сопереживать одной из сторон.
Структура. В первой главе исследования рассматривается теоретическая база и понятийный аппарат на предмет исследования, реконструируется история проблемы. Во второй — анализируются и систематизируются этапы, инструменты и методы культивирования образов врага в сирийском конфликте в аудиовизуальных медиа России.