Заключение.
Гимназическое образование в истории отечественной педагогики
Развитие гимназического образования в нашей стране проходило по сценарию, согласно которому государство ощутило потребность не просто в грамотных, а в образованных «на европейский манер» людях на полтора века позже, в конце XVII — начале XVIII веков. Таким образом, ускорились практически в два раза его темпы: подготовительный и академический этапы продолжались полтора века. В первой главе… Читать ещё >
Заключение. Гимназическое образование в истории отечественной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве компромисса в прошлом веке выступило современное гимназическое образование, объединяющее оба вида направления в условиях общеобразовательной подготовки, являясь одновременно светским и доступным всем желающим.
Развитие гимназического образования в нашей стране проходило по сценарию, согласно которому государство ощутило потребность не просто в грамотных, а в образованных «на европейский манер» людях на полтора века позже, в конце XVII — начале XVIII веков. Таким образом, ускорились практически в два раза его темпы: подготовительный и академический этапы продолжались полтора века.
Рассуждать о формировании системы гимназического образования в нашей стране можно только после Устава 1804 года потому, как в XVIII веке гимназии выступали в качестве единичных явлений в российском образовании и готовили в основном к поступлению в существовавшие университеты. Необходимо отметить, что развитие отечественного образования продолжалось на протяжении XIX века, однако гимназическое образование считалось традиционным и в основном безальтернативным благодаря поддержке министров-консерваторов, которые ориентировались на постановку образования в классических гимназиях. Подобно подражание привело к тому, что до конца века гимназическое образование классического характера оставалось в стране главным и даже единственным видом полного среднего образования.
Резкое развитие системы гимназического образования страны в XIX веке не в состоянии были сдержать даже самые реакционно-настроенные отечественные деятели и педагоги. В итоге наша страна всего на четверть века позже столкнулась с кризисом гимназического образования, который европейские страны пережили во второй половине XIX века. В качестве его отражения выступила дискуссия между «классицистами» и «реалистами», с особой остротой проходившая в нашей стране.
В первой главе рассмотрены критерии оценки гимназического образования, ценности гимназического образования, а также условия, которые оказывают воздействие на гимназическое образование. Таким образом выявлены следующие группы критериев:
- — критерии, занимающиеся выявлением соотнесенности гимназического образования с историко-педагогическим пространством и временем;
- — критерии гуманизации и демократизации;
- — критерии оценки всеобщности применения опыта деятельности гимназий.
Среди ценностей гимназического образования исследователи выделяют следующие:
- — социально-политические ценности;
- — интеллектуальные ценности образования;
- — нравственные ценности образования;
- — ценности профессиональной педагогической деятельности.
Также рассмотрены условия, влияющие на гимназическое образование:
- — экономические факторы;
- — социально-политическая обстановка;
- — педагогические факторы.
Во второй главе рассмотрены состояние гимназического образования в XIX веке и основные черты гимназического образования в XX веке. Определено, что первая четверть XIX века характеризуется всесословным характером гимназий, которая имела отличия в виде энциклопедичности преподаваемых курсов. С принятием Устава 1828 года произошло утверждение сословного характера средней школы. К середине XIX века тенденция ориентации гимназического образования на практические запросы поспособствовала ослаблению позиций классицизма в средней школе страны. Однако в соответствии с Уставом 1871 года классическое образование восстанавливалось в своих правах.
В качестве особенностей гимназического образования XX века можно отметить, что при сохранении единства школы после 4-го класса предлагалось разделение по следующим направлениям:
- — новая гуманитарная гимназия с одним иностранным языком и преобладанием гуманитарных предметов;
- — гуманитарная классическая гимназия с одним древним языком и одним новым;
- — реальная гимназия с отделениями математическим или естественнонаучным.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута.