Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ результатов диагностики логического мышления младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные по комплексу методик результаты позволили нам распределить учащихся на группы с различным уровнем развития логического мышления. Данные таблицы 1 показывают, что большинство учащихся не умеют выделять существенные признаки. Чаще всего в ответах были следующие ошибки: Заключительный, четвертый тест диагностики был направлен на выявление умения классифицировать. Результаты отражены… Читать ещё >

Анализ результатов диагностики логического мышления младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использовалась следующая методика: ученикам 3 класса были предложены тесты на выявление у учащихся уровня сформированности операций логического мышления: выделение существенного, сравнение, обобщение, классификация.

Первый тест позволил выявить уровень развития способности выделять существенное. Результаты методики можно наглядно отразить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Уровень сформированности приема выделять существенное у учащихся.

Уровень сформированности операций.

Абсолютное число учащихся.

% соотношение.

Низкий.

54%.

Средний.

25%.

Высокий.

21%.

Данные таблицы 1 показывают, что большинство учащихся не умеют выделять существенные признаки. Чаще всего в ответах были следующие ошибки:

  • — в 1 задании к слову сад подбирали однокоренное слово садовник (надо — земля, растение);
  • — во 2 задании к слову река подбирали слова рыба (надо — берег, вода);
  • — в 3 задании к слову чтение подбирали слово книга (надо — глаза, печать);
  • — в 4 задании чаще встречались слова штрафы и наказания (надо — правила, игроки).

Второй тест выявил характер овладения младшими школьниками операцией сравнения. Результаты тестирования отражены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень сформированности приема сравнения у младших школьников.

Уровень сформированности.

Абсолютное число учащихся.

% соотношение.

Низкий.

46%.

Средний.

25%.

Высокий.

29%.

Проанализировав таблицу, мы выявили, что 46% учащихся не умеют сравнивать предметы. Для мышления младших школьников характерна такая особенность — однолинейное сравнение; ученики устанавливают либо только сходство, либо только различие. Так, проверяя работы тестируемых учащихся, мы заметили эту особенность. Учащиеся с огромным трудом выполняли это задание. Находя сходства между тетрадью и книгой, чаще всего указывалось 1−2 признака, а в различии они указали лишь 1 — это то, что книгу читают, а в тетради пишут. Более удачно выполнили задание на сравнение лошади и коровы. Учащиеся указали по 3−4 признака сходства и 2−3 признака различия.

По итогам третьего теста мы выявили уровень овладения процессом обобщения младшими школьниками. Наглядно результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень сформированности приема обобщения у учащихся.

Уровень сформированности.

Абсолютное число учащихся.

% соотношение.

Низкий.

12,5%.

Средний.

29%.

Высокий.

58,5%.

Данные таблицы 3 показывают, что большинство учащихся- 58,5% владеют операцией обобщения, всего лишь 3 ученика допустили ошибки. Обобщая «дождь, град» — они написали «вода», а «сумма, произведение» — указали «знаки» .

Заключительный, четвертый тест диагностики был направлен на выявление умения классифицировать. Результаты отражены в таблице 4.

Таблица 4. Уровень сформированности приема классификации учеников.

Уровень сформированности.

Абсолютное число учащихся.

% соотношение.

Низкий.

8,5%.

Средний.

29%.

Высокий.

62,5%.

Из таблицы 4 видно, что почти все учащиеся владеют операцией классификации — 91,5%. На низком уровне лишь 8,5% учеников.

Полученные по комплексу методик результаты позволили нам распределить учащихся на группы с различным уровнем развития логического мышления.

I группа: В нее вошли учащиеся с высоким уровнем развития мышления. Высоким считается, если все 4 операции выполнены на высоком, либо 3 на высоком, а одна — на среднем уровне. В классе — это 3 ученика. Эти учащиеся владеют операциями выделения существенного, сравнения, обобщения, классификации на высоком уровне.

II группа: В нее вошли учащиеся со средним уровнем развития логического мышления. В классе — 18 учащихся. При составлении таблицы 5 мы увидели разные комбинации уровней овладения операциями мышления.

К среднему уровню мы отнесли следующие комбинации:

Таблица 5. Комбинации овладения операциями мышления для среднего уровня

Средний.

Высокий.

Низкий.

Высокий.

Высокий.

Низкий.

Высокий.

Высокий.

Низкий.

Низкий.

Высокий.

Высокий.

Низкий.

Низкий.

Высокий.

Средний.

Средний.

Средний.

Высокий.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Низкий.

Средний.

Средний.

Средний.

Средний.

Средний.

Высокий.

Низкий.

III группа: В нее вошли учащиеся с низким уровнем развития мышления. Всего 3 ученика класса.

К низкому уровню мы отнесли следующие комбинации:

Таблица 6. Комбинации овладения операциями мышления для низкого уровня.

Низкий.

Низкий.

Низкий.

Низкий.

Низкий.

Низкий.

Низкий.

Средний.

Низкий.

Низкий.

Средний.

Средний.

Ниже приводим таблицы уровня развития мышления у учащихся.

Таблица 7. Уровень развития мышления младших школьников.

№.

Ф.И. учащихся.

Прием выделения существенного.

Прием сравнения.

Прием обобщения.

Прием классификации.

Уровень развития логического мышления.

Даша Б.

средний.

высокий.

низкий.

высокий.

Средний.

Алина Б.

высокий.

высокий.

высокий.

средний.

Высокий.

Андрей И.

высокий.

низкий.

высокий.

высокий.

Средний.

Дима И.

низкий.

низкий.

высокий.

высокий.

Средний.

Надя К.

высокий.

высокий.

высокий.

высокий.

Высокий.

Таня К.

низкий.

низкий.

высокий.

высокий.

Средний.

Женя Д.

средний.

средний.

высокий.

высокий.

Средний.

Оля М.

высокий.

низкий.

высокий.

высокий.

Средний.

Саша М.

средний.

низкий.

средний.

высокий.

Средний.

Зарина Н.

низкий.

высокий.

средний.

средний.

Средний.

Лена П.

низкий.

низкий.

высокий.

высокий.

Средний.

Максим П.

низкий.

низкий.

низкий.

низкий.

Низкий.

Дарья К.

низкий.

низкий.

средний.

средний.

Низкий.

Оксана Р.

низкий.

средний.

средний.

средний.

Средний.

Сергей Р.

средний.

средний.

высокий.

низкий.

Средний.

Настя У.

средний.

высокий.

средний.

высокий.

Средний.

Руслана Х.

низкий.

средний.

высокий.

высокий.

Средний.

Рома Х.

низкий.

средний.

средний.

средний.

Средний.

Женя Ш.

низкий.

низкий.

средний.

средний.

Низкий.

Игорь Ш.

высокий.

высокий.

высокий.

высокий.

Высокий.

Миша Ф.

низкий.

низкий.

высокий.

высокий.

Средний.

Тимур Ю.

средний.

высокий.

низкий.

высокий.

Средний.

Ренат Я.

низкий.

средний.

высокий.

высокий.

Средний.

Таня Я.

высокий.

средний.

средний.

высокий.

Средний.

Далее мы составили сводную таблицу уровней развития логического мышления младших школьников, в которой отразили деление на 3 группы по выявленному уровню.

Таблица 8. Распределение учащихся на группы с различным уровнем развития логического мышления.

Уровень развития логического мышления.

Количество учащихся.

% соотношение.

Высокий.

12,5%.

Средний.

75%.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой