Анализ результатов диагностики логического мышления младших школьников
Полученные по комплексу методик результаты позволили нам распределить учащихся на группы с различным уровнем развития логического мышления. Данные таблицы 1 показывают, что большинство учащихся не умеют выделять существенные признаки. Чаще всего в ответах были следующие ошибки: Заключительный, четвертый тест диагностики был направлен на выявление умения классифицировать. Результаты отражены… Читать ещё >
Анализ результатов диагностики логического мышления младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Использовалась следующая методика: ученикам 3 класса были предложены тесты на выявление у учащихся уровня сформированности операций логического мышления: выделение существенного, сравнение, обобщение, классификация.
Первый тест позволил выявить уровень развития способности выделять существенное. Результаты методики можно наглядно отразить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Уровень сформированности приема выделять существенное у учащихся.
Уровень сформированности операций. | Абсолютное число учащихся. | % соотношение. |
Низкий. | 54%. | |
Средний. | 25%. | |
Высокий. | 21%. |
Данные таблицы 1 показывают, что большинство учащихся не умеют выделять существенные признаки. Чаще всего в ответах были следующие ошибки:
- — в 1 задании к слову сад подбирали однокоренное слово садовник (надо — земля, растение);
- — во 2 задании к слову река подбирали слова рыба (надо — берег, вода);
- — в 3 задании к слову чтение подбирали слово книга (надо — глаза, печать);
- — в 4 задании чаще встречались слова штрафы и наказания (надо — правила, игроки).
Второй тест выявил характер овладения младшими школьниками операцией сравнения. Результаты тестирования отражены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень сформированности приема сравнения у младших школьников.
Уровень сформированности. | Абсолютное число учащихся. | % соотношение. |
Низкий. | 46%. | |
Средний. | 25%. | |
Высокий. | 29%. |
Проанализировав таблицу, мы выявили, что 46% учащихся не умеют сравнивать предметы. Для мышления младших школьников характерна такая особенность — однолинейное сравнение; ученики устанавливают либо только сходство, либо только различие. Так, проверяя работы тестируемых учащихся, мы заметили эту особенность. Учащиеся с огромным трудом выполняли это задание. Находя сходства между тетрадью и книгой, чаще всего указывалось 1−2 признака, а в различии они указали лишь 1 — это то, что книгу читают, а в тетради пишут. Более удачно выполнили задание на сравнение лошади и коровы. Учащиеся указали по 3−4 признака сходства и 2−3 признака различия.
По итогам третьего теста мы выявили уровень овладения процессом обобщения младшими школьниками. Наглядно результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень сформированности приема обобщения у учащихся.
Уровень сформированности. | Абсолютное число учащихся. | % соотношение. |
Низкий. | 12,5%. | |
Средний. | 29%. | |
Высокий. | 58,5%. |
Данные таблицы 3 показывают, что большинство учащихся- 58,5% владеют операцией обобщения, всего лишь 3 ученика допустили ошибки. Обобщая «дождь, град» — они написали «вода», а «сумма, произведение» — указали «знаки» .
Заключительный, четвертый тест диагностики был направлен на выявление умения классифицировать. Результаты отражены в таблице 4.
Таблица 4. Уровень сформированности приема классификации учеников.
Уровень сформированности. | Абсолютное число учащихся. | % соотношение. |
Низкий. | 8,5%. | |
Средний. | 29%. | |
Высокий. | 62,5%. |
Из таблицы 4 видно, что почти все учащиеся владеют операцией классификации — 91,5%. На низком уровне лишь 8,5% учеников.
Полученные по комплексу методик результаты позволили нам распределить учащихся на группы с различным уровнем развития логического мышления.
I группа: В нее вошли учащиеся с высоким уровнем развития мышления. Высоким считается, если все 4 операции выполнены на высоком, либо 3 на высоком, а одна — на среднем уровне. В классе — это 3 ученика. Эти учащиеся владеют операциями выделения существенного, сравнения, обобщения, классификации на высоком уровне.
II группа: В нее вошли учащиеся со средним уровнем развития логического мышления. В классе — 18 учащихся. При составлении таблицы 5 мы увидели разные комбинации уровней овладения операциями мышления.
К среднему уровню мы отнесли следующие комбинации:
Таблица 5. Комбинации овладения операциями мышления для среднего уровня
Средний. | Высокий. | Низкий. | Высокий. |
Высокий. | Низкий. | Высокий. | Высокий. |
Низкий. | Низкий. | Высокий. | Высокий. |
Низкий. | Низкий. | Высокий. | Средний. |
Средний. | Средний. | Высокий. | Высокий. |
Средний. | Низкий. | Средний. | Высокий. |
Низкий. | Средний. | Средний. | Средний. |
Средний. | Средний. | Высокий. | Низкий. |
III группа: В нее вошли учащиеся с низким уровнем развития мышления. Всего 3 ученика класса.
К низкому уровню мы отнесли следующие комбинации:
Таблица 6. Комбинации овладения операциями мышления для низкого уровня.
Низкий. | Низкий. | Низкий. | Низкий. |
Низкий. | Низкий. | Низкий. | Средний. |
Низкий. | Низкий. | Средний. | Средний. |
Ниже приводим таблицы уровня развития мышления у учащихся.
Таблица 7. Уровень развития мышления младших школьников.
№. | Ф.И. учащихся. | Прием выделения существенного. | Прием сравнения. | Прием обобщения. | Прием классификации. | Уровень развития логического мышления. |
Даша Б. | средний. | высокий. | низкий. | высокий. | Средний. | |
Алина Б. | высокий. | высокий. | высокий. | средний. | Высокий. | |
Андрей И. | высокий. | низкий. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Дима И. | низкий. | низкий. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Надя К. | высокий. | высокий. | высокий. | высокий. | Высокий. | |
Таня К. | низкий. | низкий. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Женя Д. | средний. | средний. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Оля М. | высокий. | низкий. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Саша М. | средний. | низкий. | средний. | высокий. | Средний. | |
Зарина Н. | низкий. | высокий. | средний. | средний. | Средний. | |
Лена П. | низкий. | низкий. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Максим П. | низкий. | низкий. | низкий. | низкий. | Низкий. | |
Дарья К. | низкий. | низкий. | средний. | средний. | Низкий. | |
Оксана Р. | низкий. | средний. | средний. | средний. | Средний. | |
Сергей Р. | средний. | средний. | высокий. | низкий. | Средний. | |
Настя У. | средний. | высокий. | средний. | высокий. | Средний. | |
Руслана Х. | низкий. | средний. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Рома Х. | низкий. | средний. | средний. | средний. | Средний. | |
Женя Ш. | низкий. | низкий. | средний. | средний. | Низкий. | |
Игорь Ш. | высокий. | высокий. | высокий. | высокий. | Высокий. | |
Миша Ф. | низкий. | низкий. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Тимур Ю. | средний. | высокий. | низкий. | высокий. | Средний. | |
Ренат Я. | низкий. | средний. | высокий. | высокий. | Средний. | |
Таня Я. | высокий. | средний. | средний. | высокий. | Средний. |
Далее мы составили сводную таблицу уровней развития логического мышления младших школьников, в которой отразили деление на 3 группы по выявленному уровню.
Таблица 8. Распределение учащихся на группы с различным уровнем развития логического мышления.
Уровень развития логического мышления. | Количество учащихся. | % соотношение. |
Высокий. | 12,5%. | |
Средний. | 75%. |