Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие государства с религиозного аспекта, влияние религии на государство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от язычества христианство дало прочную основу государственной власти. Князь являлся в некотором смысле преемником Бога, претворяющим Его волю на земле, способствовавшим соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ терпимо относиться к неизбежному в государстве социальному гнету, принимая это… Читать ещё >

Понятие государства с религиозного аспекта, влияние религии на государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При выборе темы и формировании центральной проблемы моей научной статьи я руководствовалась актуальностью вопросов возникновения, истории, развития, укрепления таких институтов социальной и политической систем, как религия и государство, влияния одного института на другой. В работе планируется раскрытие понятий и функций рассматриваемых объектов, а также влияние одного на другое с помощью специальных литературных источников. Из моей работы можно будет выяснить, как складывались отношения государства и религии в разных странах и в разные периоды времени. В работе я проведу изучение конкретных исторических условий развития государств, где следует отметить религиозный фактор. Ведь история взаимоотношения этих двух институтов непроста и насыщена как совпадениями, так и столкновениями, в которых следует разобраться.

Интерес к религии был у людей во все времена, в обществе он был часто обострен по многим причинам, и проблема взаимодействия государства и религии остается, она в историческом плане уходит вглубь человеческого общества. Он естественен и актуален со стороны миллионов граждан по сей день.

Особое внимание я уделю такому событию, как крещение Руси в 988 г. Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора, которая стояла перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ представляет собой большую религиозную общину. У них появляется общая цель, нечто, за что стоит бороться. Народ начинает отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом, осуществляется переход от разрозненности к возникновению народа (национальности) как духовной общности. Поэтому появление понятия «русский народ», появление самосознания и укрепления государства связано напрямую с принятием православия. Христианство явилось основой развития культуры русского народа и помогло сохраниться культурным и духовным традициям даже при самых тяжелых испытаниях.

В отличие от язычества христианство дало прочную основу государственной власти. Князь являлся в некотором смысле преемником Бога, претворяющим Его волю на земле, способствовавшим соединению повседневности и духовного начала. Права верховной власти гарантировались религией и религиозной общиной. Религия заставляла народ терпимо относиться к неизбежному в государстве социальному гнету, принимая это как несовершенство и греховность человека. Покушение на власть или права общественной верхушки считалось покушением на основы, данные Богом, и должно было подвергаться всеобщему осуждению. Для религиозных взглядов свойственна мысль, что чем сильнее социальное притеснение и государственная эксплуатация и чем хуже живется человеку. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть в XV — XVI вв. не всегда имели успех. С укреплением монархии при Иване IV усилилась церковная централизация, приоритет государственной власти укрепился больше, Усиление монархии сопровождалось появлением антиклерикальных (направленных против влияния церкви) настроений. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г. Важно отметить, что религия укрепляет и объединяет общество и государство в критические периоды развития.

Древняя Русь приобрела то единство языка, власти и веры, которое помогло сохранить его в ходе расселения, колонизации земель. Сформировалось национальное самосознание. В политической мысли Древней Руси особое место занмали церковно-государственной независимости, суверенности Российского государства, концепция государя-самодержца. Основополагающей политической идеей в отечественной мысли стала идея великодержавности, пришедшая через всю дальнейшую российскую историю. Что касается остальных территорий других стран и других периодов времени, эпох, можно отметить, что в средневековье большое развитие получила церковная религия, представлявшая большую силу, влияющую на общественное развитие. Если в античные времена сам государь нередко рассматривался представителем бога на земле, то в средневековье церковь превращается в царство божье, а государству отходит на низшую ступень и ему отводится служебная роль военного и полицейского учреждения. В новое время верховенство снова отдается государству. Благодаря трудам таких деятелей науки, как Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Воден, Гегель и др. Ими доказывался тезис о том, что государственная власть является универсальной, всеобъемлющей, а власть церкви может распространяться только на верующих. С тех пор цивилизованный мир ставит в верховенство человеческие законы, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

Религия охватывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного мира. Несмотря на нечеткость внешних границ, религия — это особая страна духовного мира. Главный её признак — вера в нечто сверхъестественное.

Р. Белла, американский социолог двадцатого века, отмечает такую значимую деталь религии, как ее обращенность к совершенно общим проблемам человеческого бытия: она основывается не на конкретном чувственном опыте конкретного индивида, а включает в себя обобщенные характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным содержанием. Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции общества. В итоге, нужно сказать, что религиозный опыт и религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека.

Религиозные верования и знания они содержат в себе моральные ценности и установки. Содержат и гуманистическую ориентацию, которая призвана к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Также одна из интегративных функций религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, французским социологом и философом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социального сближения, сплоченности, обеспечивают стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей. (Яблоков И. Н. Социология религии. — М.: Прогресс, 1988).

Религия — это единство. А вопрос, касающийся единства, неотчуждаем от вопроса о возникновении и жизни государства.

Исследуя государство, нужно понять, что говоря о природе самого государства, о его социальном назначении и сущности, следует отметить, что государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо жизненных задач, так и общих дел государства, вытекающих из природы всякого общества.

В последние годы религия стала значимым фактором общественной и государственной жизни. На данный момент на смену давней политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозных вопросов, открывшее людям возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры. Но до этого представленный вопрос имел место множество противоречий.

История знает немало примеров о спорных моментах и просто определенных доводов, связанных с этой темой. Например, в защиту веротерпимости и свободы суждений выступали и английские философы XVII — XVIII вв. Так, Т. Гоббс выступил с требованием отделения высшей школы от церкви и организации обучения на основе разума. Дж. Локк (1632— 1704), полагавший, что государство должно обеспечивать свободу, а религия является делом совести каждого гражданина, считал недопустимым распространение церковной власти на светские дела и требовал отделения церкви от государства. В свою очередь А. Коллинз (1676 — 1704) в сочинении «Рассуждение о свободомыслии» писал: «Каждый должен свободно думать о вопросах, связанных с религией».

По словам Г. Робберса, немецкого правоведа, религиозное право опирается на основополагающую и неотъемлемую идею религиозной свободы, как она представлена в национальных конституциях и международных соглашениях. Религиозная свобода в итоге является основной религиозной идеей, которая подкреплена правом: только свободная вера может быть истинной. Насаждаемая вера не является настоящей верой, это только повиновение; принуждение в вопросах веры — также недопустимо, это святотатство.

Я представлю несколько примеров влияния религии и положения религии в некоторых странах. В Великобритании (автор статьи — Дэвид МакКлин), существует государственная церковь — Церковь Англии, в Шотландии фактически государственной является Пресвитерианская Церковь. Королева, верховный правитель епископальной церкви в южной части своего королевства, является членом реформатской, пресвитерианской церкви на севере.

Существуют также и самые разные промежуточные формы, которые позволяют провозгласить свободу совести для всех, и одновременно устанавливать отношения тесного социального партнерства государства с отдельными объединениями. Примером мягкого отделения церкви от государства является Венгрия. Балаж Шанда (венгерский юрист) в своей статье отмечает, что провозглашение нейтралитета государства не является секуляризацией, а это значит, что государство не должно связывать себя ни с одной из идеологий. Отделение церкви от государства означает уважение автономии церквей, а церкви не должны использовать государственную власть.

При тоталитарных и авторитарных режимах можно выделить три основных модели отношений церкви и государства: а) государство преследует по религиозным основаниям верующих, как это было до 1967 г. в Албании, и запрещает любые формы религиозных проявлений; б) государство признает религию и церковь в качестве основы государственной власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих странах признан государственной религией, а нормы шариата используются для регулирования различных сторон общественной жизни; в) церковь находится в прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в Латинской Америке в середине 60-х гг.

Статус религиозных объединений регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека. религия государство церковь Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.

Возможно существование договорных отношений между государством и церковью, о чем говорит пример Италии. В этой стране отношения между государством и церковью основываются на норме конституции и специальном соглашении. В ст. 7 Конституции этой страны признается независимость и суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г.

А также в ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные объединения распространяется статус общественных объединений.

Вопрос рассмотрения государства с точки зрения религии и влияние одного института на другой, их положению по отношению друг к другу был и остается актуален ввиду современных преобразований и инновационных процессов, которые постепенно меняют мир, людей, их разум и восприятие окружающего.

Оценивая позицию и влияние одного, не нужно забывать про особенности второго. Поэтому я могу сделать вывод, что религия базируется на вере в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и рада догм. Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, к научно обоснованному.

Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность — на правилах логики: установление достоверных фактов, информации, выяснение действительных, естественных условий и причин загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа. Эти характеристики противоположны характеристикам государства.

Отмеченные различия и противоречия между религией и государством резкие, также как и в истории их взаимоотношений. Естественно, ставя их на поле сознания, можно увидеть, что вещи совершенно разные, но в некотором плане зависящие друг от друга.

  • 1. Яблоков И. Н. Социология религии. — М.: Прогресс, 1988
  • 2. Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже двух столетий // Рос. Вести. 1995.
  • 3. Миронов А. В., Бабинов Ю. А. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. — 1998. — № 4.
  • 4. Миронов А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента: Учебное пособие. — М.: Социально-гуманитарные знания, 1998. — 328 с
  • 5. Мчедлов М. П., Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005. С. 358
  • 6. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков,
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой