Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медиаобразы в развитии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все предыдущие теории характеризуют реципиента как объект воздействия СМИ, однако современные теории дискурса относят реципиента к равноправному субъекту коммуникации. Согласно Д. Фиске Коммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL: http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B701 (дата вхождения: 23.05.16), медиа тексты — это смысловые конструкции, которые… Читать ещё >

Медиаобразы в развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медиаобразы в системе массовой коммуникации

Средства массовой информаций ставят своей целью не только освещение событий и создание новостей, но и конструирование реальности. «Средство коммуникации есть сообщение» — тезис, выдвинутый М. МаклюэномМаклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц", «Кучково поле», 2003. — 103 с. — Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan-understanding_media.pdf (дата обращения: 18.05.16), который стал аксиомой для ученых, посвящающих себя изучению СМИ. Пресса, согласно М. Маклюэну, представляет собой ежедневное воздействие и ежедневную фикцию, которая сделана из всего, что есть в обществе. «Благодаря мозаичным образам, она превращается в образ или срез общества», — пишет М. Маклюен в главе «Пресса». Механизм функционирования СМИ предполагает, по мнению Т. Добролюбской, интерпретацию реальности, оценку, комментарий, способствующие созданию определенного идеологического фона. Пресса, будучи элементом в цепи коммуникации, транслирует сообщения посредством медиаобразов.

Прежде чем говорить о конструировании медиаобраза в цепи СМК (средств массовой коммуникации), необходимо привести терминологическое значение.

Дефинициям медиаобраза посвящено ряд статей, в частности О. Русаковой, Е. Богдана, А. Всеволодовой. Ученые рассматривают медиаобраз как особой образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустриейБогдан Е. Н. Медиаобраз россии как понятие теории журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. — 2007. — № 4. — с. 122−127. В узком смысле Т. Галинская определяет медиаобраз как «фрагменты реальности, описанные в текстах журналистов, отражающие их мировоззрение, политическое мировоззрение, психологические качества», в широком — «образ реальности, конструированный во всех текстах, созданных в медиа пространстве"Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. -2013. — № 11. — с 91−94. — Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/201311/16.pdf (дата обращения: 18.05.2016). Похожей дифиницией пользуется И. Балалуева. В узком смысле медиаобраз — это фрагментарная модель реальности, создаваемая в текстах профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, психологические качества, политические предпочтения, ценностные ориентации. В широком смысле медиаобраз — это реальность, сконструированная СМИ в качестве определенной модели, которая выступает посредником между субъектом и объектом информационного каналаБалалуева И. А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в современном обществе // Трибуна молодого ученого.- 2014. — № 4. — с. 86−91.

Конструированию медиареальности посвящена теория Г. ЛассуэллаКоммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL: http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B701 (дата обращения: 23.05.16). Коммуникационная формула, получившая название социолингвистическая модель коммуникации, выявила путь прохождения информации от СМИ к индивиду и обратно. Описать процесс коммуникации можно с помощью вопросов: а) кто сообщает? (отправитель), б) что именно? (сообщение), в) по каким каналам?, г) кому? (получатель), д) с каким эффектом? (ответная реакция). В результате процесс коммуникации по Г. Лассуэллу — это замкнутая система взаимосвязанных компонентов, каждый из которых оставляет след в производимом ею продукте и вступает в сложные отношения с другими компонентами цепи. В структуре Г. Ласуэлла выделяются разделы исследования коммуникации: (найти ссылку).

  • 1) Анализ управления процессами массовой коммуникации. При ответе на вопрос, кто является отправителем, рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации.
  • 2) Анализ содержания сообщения.
  • 3) Анализ средств и каналов, по которым передается сообщение.
  • 4) Анализ аудитории. К решению этой задачи СМИ привлекаются социологические службы.
  • 5) Анализ эффекта. Исследуется удача или поражение коммуникационного акта.

Модель Г. Ласуэлла была модернистической для своего времени, так как ввела в процесс СМК изучение эффекта, которое СМИ производит на реципиента. Однако содержание эффекта нуждалось в глубоком анализе. В 1980;ых годах С. Холлом была создана теория, основанная на базовых принципах структурализма семиотики. Сообщение в системе СМК конструируется из знаков, которые имеют явные или подразумеваемые смыслы по задумке коммуникатора — кодировщика. Суть семиотики заключается в том, что разнообразие смыслов зависит от природы языка и культуры, в рамках которой находятся кодировщик и декодировщик. Функция семиотики заключается в анализе знаков, прочно внедренных в текст. С. Холл принимает главное утверждение семиотики с оговорками: коммуникаторы кодируют текст с идеологическими целями, для чего манипулируют языком и медиа, и, кроме того, декодировщики (получатели) не обязаны декодировать сообщения в таком виде, в котором они были отправлены, но способны сопротивляться идеологическому влиянию. Первая стадия прохождения сообщения (медиаобраза) к реципиенту: медиаобраз формируется медиаинститутом, который задает смысловые рамки, конформные по отношению к власти. Процесс декодировки, по С. Холлу, может проходить тремя способами Коммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL: http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B701 (дата вхождения: 23.05.16):

  • — Реципиент принимает медиаобраз, что свидетельствует о коммуникативной удаче.
  • — Реципиент, опираясь на оппозиционный взгляд, отрицает медиаобраз, что свидетельствует о коммуникативной неудаче.
  • — Реципиент принимает образ частично, но отрицает другую часть.

Главный вклад С. Холла заключается в том, что он открыл многовариантность процесса декодировки сообщения.

Все предыдущие теории характеризуют реципиента как объект воздействия СМИ, однако современные теории дискурса относят реципиента к равноправному субъекту коммуникации. Согласно Д. Фиске Коммуникативные модели СМИ как фрагменты картины мира. Авторский проект А. Алеевой. URL: http://evartist.narod.ru/text5/78.htm#%D0%B701 (дата вхождения: 23.05.16), медиа тексты — это смысловые конструкции, которые комбинируют закодированный текст со смыслами, которые детерминированы реципиентами. Д. Фиске ввел понятие дискурс — это язык или система репрезентации, «которая развилась в ходе социальных процессов и которая создает и поддерживает набор смыслов относительно чего-либо». Анализ множественности смыслов (полисемия) необходим как для описания СМИ, так и реципиента. Смысл (медиаобраз), по мысли Д. Фиске, расположен между двумя дискурсами (СМИ и реципиента). Автором отмечена важность полисемии: чем более открытое СМИ к мнениям различных групп, чем тщательнее и объективнее оно передает информацию, тем меньше образ содержит «предпочтительные» смыслы, тем больше смыслов может быть сконструировано на основе образа.

Искажение медиаобраза может произойти на каждом элементе цепи коммуникации:

  • 1) Во время кодировки медиаобраза журналист может внести «предпочтительные» знаки в образ. Причина может состоять в политической ситуации в стране, в политике издания, в политических предпочтениях журналиста. «Несознательные» знаки могут быть внесены по причине неосознанной субъективности, личных особенностей, психологических особенностей, непроверенной информации.
  • 2) Во время транслирования образа по информационному каналу СМК образ может исказиться из-за технических неполадок.
  • 3) Во время декодирования медиаобраз сталкивается с дискурсом реципиента. Если дискурс отправителя расходится с дискурсом реципиента, то медиаобраз будет понят искаженно.

Исследования Г. Ласуэлла, С. Холла и Д. Фиске показали, что медиаобраз основан на системе знаков. Как сообщение в системе СМК он проходит этап кодировки, отправки по информационному каналу и декодировки реципиентом. Причем стоит отметить, что существует множество способов декодировки образа, что связано с особенностями дискурса реципиента, основанного на личном опыте, предпочтениях и ценностях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой