Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Норманизм и антинорманизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основоположником данной теории считается М. Ю. Ломоносов. Русский учёный полагал, что государство образовалось в результате внутреннего самостоятельного развития восточнославянских народов. Никакого влияния норманнских племён на развитие русской государственности не было. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», Ломоносов установил, что первым славянским князем был Кий… Читать ещё >

Норманизм и антинорманизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

норманнский древнерусское государство.

Общая характеристика норманнской теории

Норманнская теория (норманимзм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

У норманнской теории были и свои противники, так как не всех устраивало столь небрежное отношение к истории русского государства, ведь не могли русские люди быть настолько несамостоятельны, чтобы призвать править собой совершенно чуждого им князя, да и доказательства данного явления весьма сомнительны и требуют дополнительного анализа и подтверждения. Норманнская теория не совершенна, она имеет свои недостатки и противоречия, в основном она построена на летописях, но нельзя полностью полагаться на данные «Повести временных лет», ведь летописи постоянно переписывались и не факт, что, то что мы сейчас имеем является истинным и совершенным подлинником летописи, написанной Нестором.

Антиноманизм — направление в историографии, сторонники которого отвергают и опровергают нормативные концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания Российского государства. Не отрицая участия скандинавов в политических процессах в России, антинорманы критикуют преувеличенное, по их мнению, в рамках норманнской теории значение такого участия. Сторонники антинорманизма, начиная с В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова, подчеркивали и подчеркивали проявление русской государственности в Скифии и Сарматии, Готии и Гуннии, Боспорское царство и Приазовскую Болгарию, Тюркский каганат и Хазарию, «северные архонты» раннего Среднего Возрасты Византии.

Основоположником данной теории считается М. Ю. Ломоносов. Русский учёный полагал, что государство образовалось в результате внутреннего самостоятельного развития восточнославянских народов. Никакого влияния норманнских племён на развитие русской государственности не было. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», Ломоносов установил, что первым славянским князем был Кий, который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался и академик Б. А. Рыбаков, утверждавший, что в начале IX в. на базе полянского союза племён сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.

В настоящее время большинство историков считают, что внешнее влияние имело место, но оно не было решающим, поскольку государство может появиться только там, где для этого существуют предпосылки. Сторонниками такого подхода были известные российские историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др.

Важнейшим антинорманистом XIX века был Д. И. Иловайский. Он считал летописный рассказ о призвании варягов не более чем легендой, и на этом основании отвергал всё связанное с Рюриком. Д. И. Иловайский являлся сторонником южного происхождения Руси, он отстаивал изначальное славянство булгар, большую роль славян в Великом Переселении Народов и важную роль славян в союзе гуннов.

Одними из наиболее всесторонних и аргументированных трудов российских сторонников антинорманизма 2000;х—2010;х годов являются монографии, учебные пособия, сборники статей и электронные публикации профессора В. В. Фомина. В. В. Фомин аргументированно отмечал фиктивный характер советского антинорманизма, когда, с одной стороны, говорили о том, что викинги-скандинавы никаким образом не повлияли на становление Древнерусского государства, но с другой — продолжали считать ими варягов. «Сохранив основополагающий тезис норманизма о скандинавской природе варягов, — пишет Фомин, — советские учёные впали в самообман, убаюкивая себя мыслью, что антинаучность норманизма доказана марксистской наукой, а под «настоящими норманистами» стали понимать лишь тех, кто «утверждал неспособность славян самим создать своё государство».

  • 1) Представители южнобалтийского поморского славянства оказали большое влияние на развитие Балтийского региона, где они проживали в VIII—X вв. Именно там возникли первые центры русской государственности — Новгород и Старая Ладога.
  • 2) Древние связи поморского славянства с восточнославянскими землями нашли отражение в языковой общности южнобалтийских и ильменских славян. В Повести временных лет подчёркивается, что славянский язык и варяго-русский язык «суть един». В летописи имеется подтверждение того, что были норвежцы, шведы, датчане, а также были «варяги — Русь», при этом летописец выделял скандинавскую и варяго-русскую этническую общность. [5, c.90 ]
  • 3) Cуществование нeкoтopыx древнеруccких князeй вapяжcкoгo пpoиcxoждeния (Oлега, Игoря и дp.) и нoрманнов-вapягoв в княжecкиx дpyжинax нe пpoтивopeчит тoмy, чтo в Дpeвнeй Руcи cфoрмирoвалocь нa внутpенней oбщеcтвеннo-экoнoмическoй ocнове. Baряги пpaктичecки нe ocтaвили cлeдoв в бoгaтoй мaтepиальнoй и духoвнoй культypе Дpeвней Рycи, пoтoмy чтo тe из ниx, чтo жили нa Pycи, accимилиpoвaлиcь.
  • 4) Русь имела довольно высокий уровень развития, и норманны признавали это, они даже называли её «страной городов».
  • 5) Для средневековья не является новинкой иноземное происхождение правящей династии и легенда о призвании варягов на Русь не исключение (немецкие династии берут начало от римских, британские — от англо-саксонских).

К началу 1960;х норманисты превратились в защитников по крайней мере, одного из четырех концептов:

  • 1) «Концепта завоевания», склонявшиеся к идее завоевания русской земли норманнами (разделяло большинство историков-руссистов)
  • 2) «Концепта колонизации» (Т.Арне) — захвата русской территории норманнами путем создания скандинавских колоний.
  • 3) «Концепта политического сотрудничества» между шведским королевством и Русью. Вначале роль варягов на Руси была ролью купцов, хорошо знавших чужие страны, позже — воинов, навигаторов, мореходов.
  • 4) «Концепта иностранной элиты» — создания высшего класса на Руси варягами (А.Стендер-Петерсен). 5, c.36]
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой