Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Живопись. 
Культура России конца XIX

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крупнейшим русским художником стал В. А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты «Девочка с персиками» ," Девушка, освещенная солнцем", К. Коровина, Юсуповой, М. Н. Ермоловой, О. К… Читать ещё >

Живопись. Культура России конца XIX (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Крупнейшим русским художником стал В. А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты «Девочка с персиками» ," Девушка, освещенная солнцем", К. Коровина, Юсуповой, М. Н. Ермоловой, О. К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.

И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, «питающемуся фантазией». Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.

Это можно наблюдать на примере творчества М. А. Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися («Демон сидящий», 1890). Для произведений М. В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания («Видение отроку Варфоломею»). Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В. М. Васнецова, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К. А. Коровин («У балкона», портрет Ф.И. Шаляпина).

Новые эстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихся в конце 90-х гг. в группу «Мир искусства», просуществовавшую с перерывами до 1924 г. Им претили равно и академическая склонность, и некоторая прямолинейность и назидательность передвижников. Мирискусники провозгласили принцип автономности искусства от жизни и свободу творчества художника. Они увлеченно постигали как русское искусство XVIII века, так и новейшие западноевропейские течения, искали новые пути в изобразительном искусстве. К старшему поколению группы принадлежали А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, а также С. П. Дягилев, меценат, организатор «Русских сезонов» в Париже, который немало содействовал открытию выставок «Мира искусства» .

В группу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с «Миром искусства», кроме уже названных имен, были связаны Н. Рерих и В. Серов, Ф.

Малявин и М. Врубель, Б. Кустодиев и З. Серебрякова. Мирискусники создавали не только интересные и значительные станковые произведения. Они были авторами великолепных иллюстраций (А. Бенуа, «Медный всадник» А. С. Пушкина; И. Билибин, «Русские сказки»; Е. Лансере, «Хаджи Мурат» Л.Н. Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и «Русских сезонов». Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль. В 1910;x гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Мишени», кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П.П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, М.Ф. Ларионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В. В. Кандинского и К. С. Малевича.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой