Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Побуждение в свете теории речевых актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе дальнейшего изучения речевых актов основоположники теории речевых актов обнаружили противоречие в природе высказывания: неоднородные отношения между целью говорящего и не зависящими от говорящего способами идентификации данной цели слушающим. Это противоречие получило название «антиномия интенционального и конвенционального в речевом акте». Логик П. Грайс определил интенциональное значение… Читать ещё >

Побуждение в свете теории речевых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные положения теории речевых актов

Основную часть человеческого взаимодействия составляют речевые акты. Под речевым актом понимается «целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической ситуации» [9:412]. Как видно из данного определения, у каждого речевого акта есть определенная цель. В. В. Рыжкова отмечает, что «цель, ради которой совершается речевое взаимодействие, называют коммуникативным намерением» [16:7]. Дж. Серль считает основными отличиями речевых актов от простого произнесения звуков или написанием знаков наличие у высказывания значения и то, что говорящий что-то имел в виду, употребляя определенные звуки или знаки [19:157].

В широком смысле теория речевых актов относится к любому комплексу идей, объясняющих речевую деятельность. В узком смысле этот термин употребляется для обозначения теории речевых актов, разработанной английским логиком Дж. Остином, американским логиком Дж. Серлем и английским философом П. Ф. Стросоном. В соответствии с набором признаков, предложенными отечественным методологом языка В. И. Постовалова в своей работе «Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта» [15:199], теория речевых актов может быть охарактеризована следующим образом.

  • 1. Теория речевых актов является узкоспециализированной лингвистической теорией, не претендующей на выдвижение общей теории о природе языка.
  • 2. Концептуальными предпосылками теории являются развитие и углубление представлений о значении и смысле языковых выражений, развитие представлений о границе между бессмысленными и осмысленными высказываниями, развитие идеи о связи знании значения языкового выражения и знании правил его употребления.
  • 3. Теория не имеет опоры на какую-либо философскую, социологическую или психологическую теорию.
  • 4. Изначально областью исследования являлась юридическая сфера.
  • 5. Объектом исследования выступает речевой акт, заключающийся в произнесении говорящим высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим.
  • 6. Существует как статический план исследования речевого акта, так и динамический.
  • 7. Субъектом речевой деятельности является абстрактный индивид, обладающий рядом социальных и психологических характеристик.
  • 8. Основным методом исследования в данной теории является аналитический метод.

Отечественный лингвист И. М. Кобозева характеризует теорию речевых актов как «логико-философское по исходным интересам и лингвистическое по результатам учение о строении элементарной единицы речевого общения —речевого акта, понимаемого как актуализация предложения, причем речевое общение рассматривается как форма проявления преимущественно межличностных отношений» [7:12].

Компонентами модели коммуникативной ситуации в теории речевых актов являются:

  • 1. говорящий;
  • 2. слушающий;
  • 3. цель речевого акта;
  • 4. результат речевого акта.

Главной особенностью теории речевых актов является «подход к речевому акту как к способу достижения человеком определенной цели и рассмотрение под этим углом зрения используемых им языковых средств» [7:13].

В данной теории речевой акт представлен трехуровневым образованием.

  • 1. В отношении к используемым в нем языковым средствам, речевой акт рассматривается как локутивный акт.
  • 2. В отношении к условиям его осуществления и заданной цели, языковой акт рассматривается как иллокутивный акт.
  • 3. В отношении к полученным результатам, речевой акт рассматривается как перлокутивный акт.

Таким образом, высказывание обладает локутивный значением и иллокутивный силой. Стоит отметить, что перлокутивный акт не находится в тесной связи с содержанием высказывания, поскольку на результат речевого акта оказывают влияние различные факторы.

Основным нововведением теории речевых актов является выделение и изучение иллокутивного акта, так как локутивный акт являлся объектом изучения семантических теорий, а изучением перлокутивного акта занималась риторика.

В ходе дальнейшего изучения речевых актов основоположники теории речевых актов обнаружили противоречие в природе высказывания: неоднородные отношения между целью говорящего и не зависящими от говорящего способами идентификации данной цели слушающим. Это противоречие получило название «антиномия интенционального и конвенционального в речевом акте» [7:15]. Логик П. Грайс определил интенциональное значение высказывания как «намерение говорящего получить с помощью высказывания определенный результат, благодаря осознанию слушающим этого намерения» [6:217]. Конвенциональный аспект рассматривается отдельно для локутивных и иллокутивных речевых актов. Для локутивных речевых актов конвенция есть языковое (семантическое) значение высказывания. Для иллокутивных речевых актов конвенция определяется как взаимосвязь ряда аспектов ситуации общения, способствующих распознаванию намерения говорящего, и возможного намерения говорящего.

Также теория речевых актов рассматривает косвенные речевые акты, то есть «речевые действия, иллокутивная цель которых не находит прямого отражения в языковой структуре употребленного высказывания» [7:19]. Для успешной интерпретации косвенного способа выражения цели говорящего слушающему необходимо применить не только языковые знания (знания семантики выражения), но и знания о принципах общения (знания этикета, принципов ведения диалога и другие) и «энциклопедические» знания (представления о мире).

Теория речевых актов внесла положительный вклад в решение основных проблем теории речевой деятельности. Так, в структуре речевого акта был выделен иллокутивный уровень, было обращено внимание на важность учета цели говорящего для успешного речевого взаимодействия. Факторами успешного декодирования намерения говорящего стали не только языковая структура высказывания, но и обстоятельства речевого акта (психологическое состояние говорящего и слушающего, их социальный статус, интересы, представления о ситуации), а также знания слушающего о принципах общения и его представления о мире. Классификацией неудач перфомативных высказываний теория речевых актов поспособствовала решению проблемы типологии коммуникативных неудач. Выделение и классификация иллокутивных актов помогли решить проблему типологии первичных речевых жанров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой