Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поэтика пьесы Т.С. Элиота «Убийство в соборе»: проблема мифа и ритуала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При том, что доминирующей в «Убийстве в соборе» является религиозная семантика, мифологический аспект пьесы не должен недооцениваться. Являясь дополнительным смысловым измерением пьесы, он сообщает ей особую содержательную глубину и позволяет преодолеть рамки историко-религиозной дидактики. Поэтика мифологизирования в «Убийстве в соборе» носит совершенно особый характер, во многом отличный… Читать ещё >

Содержание

  • I. Творчество Т. С. Элиота и процесс «ремифологизации» в западноевропейской культуре первой половины XX века
  • 1. XX век — новое культурное измерение
  • 2. Литература модернизма и миф
  • 3. Миф в творчестве Т.С. Элиота
  • II. Драма Т. С. Элиота «Убийство в соборе» в эстетическом контексте эпохи
  • 1. Драма «Убийство в соборе» в творчестве Т.С. Элиота
  • 2. Пьеса «Убийство в соборе» и поэтическая драма начала XX века
  • III. Миф и ритуал в пьесе Т. С. Элиота «Убийство в соборе»
  • 1. Сюжетно-композиционные особенности «Убийства в соборе»
  • 2. «Убийство в соборе» и традиции ритуальной драмы
  • 3. Ритуально-мифологическая основа пьесы «Убийство в соборе»
  • Заключение. Библиография

Поэтика пьесы Т.С. Элиота «Убийство в соборе»: проблема мифа и ритуала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель настоящей работы — исследование содержательно-тематических аспектов поэтики пьесы Томаса Стернса Элиота «Убийство в соборе» (1935) в связи с проблемой мифа и ритуала. Эта проблема неоднократно привлекала к себе внимание исследователей, искавших в ней объяснения новых тенденций европейской литературы, отталкивающейся от реализма прошлых лет и ищущей в мифе источник вдохновения и прозрения.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач: во-первых, определить степень закономерности обращения Т. С. Элиота к мифо-ритуальному моделированию текста пьесы, исходя из анализа эстетического и, шире, культурного контекста первой трети XX века, в первую очередь, литературы модернизма. Во-вторых, выявить место и значение пьесы «Убийство в соборе» в контексте творчества самого Т. С. Элиота, указать на связь этой пьесы с его предыдущим и последующим творчеством. В-третьих, выявить в тексте пьесы мифо-ритуальные модели и мотивы, определить характер их функционирования, семантику и прагматику.

В качестве основного материала исследования, помимо пьесы «Убийство в соборе», привлекается ряд других произведений Т. С. Элиота разных периодов творчества (поэмы «Бесплодная земля», «Полые люди», «Пепельная Среда», мистерия «Камень», цикл «Четыре Квартета», поздняя драматургия). Кроме того, рассматривается ряд литературно-критических работ Элиота разных лет, выявляющих его отношение к проблемам драматургии, к взаимодействию мифа и литературы. В соответствии с характером поставленных в работе задач были использованы системный, историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования. Кроме того, использовались отдельные методологические приемы ритуально-мифологической школы литературоведения.

Исследование данной темы представляется актуальным по ряду причин. В отечественном литературоведении пока еще нет полноценного исследования драматургии Элиота (вспомним также, что из пяти законченных пьес английского драматурга на русский язык переведены только две). Более того, даже самая «изученная» пьеса Элиота — «Убийство в соборе» — не получила всестороннего освещения в нашей науке. В частности, нет полноценного исследования связей пьесы «Убийство в соборе» с модернистской литературой, как в общем контексте, так и применительно к творчеству Элиота. Соответственно, нет адекватной разработки проблемы мифологизма элиотовской пьесы.

Отечественная научная литература по творчеству Элиота все еще довольно скудна. Можно выделить лишь труды двух авторов: А. А. Аствацатурова, в основном исследующего поэзию Элиота 1910;20х годов [65−70], и О. М. Ушаковой, занимающейся его драматургией [118−124]. Именно эти ученые внесли пока наибольший вклад в отечественное элиотоведение. Особенно важными представляются работы первого из них, отличающиеся теоретической оснащенностью и вниманием к взаимодействию философских идей и литературных приемов. Необходимо также упомянуть и работы грузинского исследователя Т. Д. Кобахидзе, который в ряде своих статей и монографий исследовал проблему мифологизма поэзии Элиота.

Однако в силу многочисленности и масштабности проблем, связанных с исследованием творчества Элиота, вклада названных авторов явно недостаточно, и это особенно касается драматургического наследия Элиота: помимо классической статьи М. Гринберг [76], работ Ушаковой и отчасти М. Е. Швыдкого [129, 130] назвать, практически, нечего. Работы же названных авторов не дают целостного представления о драматургии Элиота, а зачастую просто недооценивают эту сторону его творчества.

В западном литературоведении изучению драматургии Т. С. Элиота и, в частности, пьесы «Убийство в соборе» отдается, конечно, гораздо больше внимания. Примером тому могут служить два сборника статей, целиком посвященных исследованию только этой пьесы: «Twentieth Century Interpretations of «Murder in the Cathedral» (Englewood Cliffs, 1971) и «T.S.Eliot's «Murder in the Cathedral» (New York, 1988). Эти сборники в совокупности представляют собой своеобразный отчет элиотоведов за полувековую деятельность по интерпретации «Убийства в соборе», предлагая разнообразные научные позиции, точки зрения и гипотезы. Тем не менее, ни в этих сборниках, ни в других многочисленных исследованиях драматургии Элиота нам не удалось обнаружить целостного анализа мифологического аспекта пьесы, при том, что его наличие почти ни у кого не вызывает сомнений. Настоящим исследованием мы постараемся по мере сил восполнить этот пробел.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе («Творчество Т. С. Элиота и процесс „ремифологизации“ в западноевропейской культуре первой половины XX века») рассматриваются истоки и значение процесса «ремифологизации» в культуре в начале XX века и то, как этот процесс отразился в творчестве Т. С. Элиота. Вторая глава («Драма Т. С. Элиота.

Убийство в соборе" в эстетическом контексте эпохи") посвящена выявлению места исследуемой пьесы в творчестве Т. С. Элиота и в литературе его временитакже рассматриваются некоторые сюжетно-композиционные особенности пьесы, важные в аспекте заявленной темы. В третьей главе («Миф и ритуал в пьесе Т. С. Элиота «Убийство в соборе») исследуются мифологические и ритуальные мотивы и аллюзии (в том числе христианские), в совокупности создающие в пьесе особый смысловой уровень, равноправный с другими пластами текста. В заключении подводятся итоги проделанной работы, и оцениваются перспективы дальнейшей разработки заявленной темы.

Прежде, чем перейти к непосредственному содержанию работы, необходимо, на наш взгляд, дать краткую характеристику творчества Т. С. Элиота. Это позволит выявить те доминанты творческого пути поэта, которые будут важны в связи с заявленной темой. Возникающие при этом смысловые повторы могут хотя бы частично быть оправданы необходимостью тщательного изложения материала.

Томас Стерне Элиот (1888−1965) — выдающийся англоамериканский поэт, драматург, критик, один из основоположников модернистской поэзии, лауреат Нобелевской премии по литературе (1948) «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Элиот родился в Сент-Луисе в респектабельной протестантской семье, где получил строгое пуританское воспитание. В 1906 году будущий поэт поступил на философский факультет Гарвардского университета, который с отличием закончил, продолжив затем образование в Сорбонне и Оксфорде. Время обучения в Гарварде стало определяющим в формировании мировоззрения Элиота, его культурологических и эстетических взглядов. Большое влияние на него оказали лекции по философии и истории крупнейшего американского мыслителя того времени Джорджа Сантаяны, лекции известного культуролога Ирвинга Бэббита. Близкими Элиоту оказались и идеи неогегельянства в лице Фрэнсиса Герберта Брэдли, работе которого «Явление и реальность» была посвящена диссертация Элиота.

К этому же времени относятся и первые поэтические опыты Элиота, пока вполне традиционные по форме и ориентированные на творчество английских поэтов-романтиков. Большое влияние на становление будущего поэта оказали гарвардские лекции известного филолога и переводчика Гилберта Марри о поэзии Гомера (из которых Элиот почерпнул идею литературной традиции, противопоставленной индивидуальному поэтическому вдохновению), а также знакомство в 1908 году с книгой английского литератора Артура Саймонса «Символистское движение в литературе», открывшей ему поэтический мир французских поэтов-символистов. Увлеченность поэтикой французского символизма и, в частности, Жюля Лафорга находит выражение в первом самостоятельном поэтическом сборнике Элиота «Пруфрок и другие наблюдения"(1917). Выход этого сборника ознаменовал перелом в судьбе поэта: в 1914 он навсегда покидает Америку и оставляет занятия философией, теперь делом его жизни становится литературное творчество.

В последующие пятнадцать лет Элиот создал те произведения, которые принесли ему, наряду с его другом и наставником Эзрой Паундом, славу реформатора англоязычной поэзии. Это поэтические сборники «Стихотворения» (1919) и «Ага Vos Ргес» (1920), поэмы «Бесплодная земля» (1922), «Полые люди» (1925), «Пепельная.

Среда"(1930). В этих произведениях с необыкновенной остротой были выражены симптомы духовного кризиса, охватившего Европу в период мировой войны и первое десятилетие после ее окончаниякризис, который воспринимался Элиотом как крушение цивилизации, целой культурной эпохи. Трагическому ощущению безысходности и бессмысленности существования, тотальному отчаянию и нравственному коллапсу Элиот противопоставил (в поэме «Пепельная Среда») необходимость обращения к духовным идеалам христианства (в 1927 он становится адептом англокатолицизма). Вершиной поэтического творчества Элиота становится цикл поэм «Четыре квартета» (1935;42), в которых подводится своеобразный итог размышлениям поэта о бытии и времени, о жизни и смерти, о судьбах человечества.

Помимо поэтического, Элиот оставил и весьма значительное литературно-критическое наследие, включающее статьи на общекультурную, литературную, религиозную проблематику (сборники «Священный лес» (1920), «Избранные статьи» (1932), «Назначение поэзии и назначение критики (1933)). В них нашла воплощение эстетическая теория Элиота, опорными пунктами которой являются идея литературной (и шире — культурной) традиции как неотъемлемой части творческого акта, без которой он превращается в бесплодное самовыражение, и теория объективного коррелята как способа объективации в произведении эмоции, чувства, субъективного переживания.

Наряду с поэзией и литературно-критической деятельностью очень важное место в творческом наследии Элиота занимает драматургия. Уже в 1920е годы он неоднократно обращался к драме, сначала в критических работах, затем в собственных драматических произведениях. Перу Элиота принадлежат две незаконченных драмы («Суини-агонист», «Камень») и пять законченных пьес, первой среди которых является «Убийство в соборе» (1935), безусловно, центральное произведение Элиота 1930х годов. Возрождая жанр английской поэтической драмы, Элиот открыл новую страницу своей творческой активности, сохранив при этом преемственную связь с образным строем, темами и поэтическими особенностями своих произведений 1910;20х годов. То, что сказано о поэзии Элиота, вполне может быть отнесено и к его драмам: «Элиот восстановил интеллектуальное достоинство английской поэзии, отразив в ней глубину и сложность современного сознания в его неразрывной связи с окружающей действительностью и историей"1. The New Pelican Guide to English Literature. Vol. 7. From James to Eliot. -Harmondsworth, 1983, p.460.

ЬТворчество Т. С. Элиота и процесс «ремифологизации» в западноевропейской культуре первой половины XX века.

Заключение

.

Драма «Убийство в соборе» занимает особое место в творческом наследии Т. С. Элиота, концентрируя напряженные духовные и художественные поиски поэта в конце 1920х-начале 1930х годов. Реализованная в пьесе «Убийство в соборе» элиотовская теория поэтической драмы, безусловно, является значимым фактом английской драматургии XX века. Фактически, Элиот выступил как новатор английской сцены, создав произведение, уникальное по организации драматургических элементов и взаимодействию драматического и лирического начал.

Модификация этой теории драмы, осуществленная Элиотом в 40−50е годы, свидетельствует не о несовершенстве первоначальных установок, но о специфичности сюжета и сценических интенций пьесы «Убийство в соборе». Пьеса представляет собой сложный сплав религиозной и исторической драмы в стихотворной форме с многочисленными мифологическими аллюзиями, что до сих пор порождает дискуссии о ее жанре и поэтических особенностях.

Убийство в соборе" - сложное, многоаспектное, многоуровневое произведение, в котором каждый смысловой пласт может рассматриваться автономно, при этом художественное целое пьесы подразумевает единство их восприятия. В пьесе можно выделить три таких смысловых пласта: исторический, или историко-политическийрелигиозно-христианскиймифологический. Каждый из них несет определенную сюжетную нагрузку, каждый связан с определенной темой или группой тем, и, что наиболее характерно, каждый из них выражается определенной группой персонажей.

При том, что доминирующей в «Убийстве в соборе» является религиозная семантика, мифологический аспект пьесы не должен недооцениваться. Являясь дополнительным смысловым измерением пьесы, он сообщает ей особую содержательную глубину и позволяет преодолеть рамки историко-религиозной дидактики. Поэтика мифологизирования в «Убийстве в соборе» носит совершенно особый характер, во многом отличный от предыдущего и последующего художественного опыта Т. С. Элиота. В этой пьесе сложно найти мифологическую сюжетную линию или хотя бы какое-то число отсылок к тем или иным мифам. С другой стороны, мифологический подтекст реализуется здесь на более глубоком уровне, путем обращения к самим основам мифологического мышления и моделирования мира.

Основным, на наш взгляд, сюжетообразующим и композиционным принципом пьесы «Убийство в соборе» является миф об умирающем и воскресающем боге. Также, очень важными в контексте пьесы становятся мотивы сакрального пространства и его осквернения, взаимодействия цикличного и линейного времени, связанного соответственно с мифологическим и религиозным мировосприятием.

Ритуальный аспект «Убийства в соборе» в первую очередь связан с использованием Элиотом традиций средневековой ритуальной драмы. Необходимо сказать, что в пьесе очень тесно переплетены собственно мифологические и христианские ритуалемы. Это демонстрирует ту неразрывную связь, в которой воспринимал Элиот оба аспекта своей пьесы.

Разумеется, рассмотренная проблема является лишь одним из аспектов пьесы и не может исчерпать всю содержательную полноту «Убийства в соборе». Мы можем говорить лишь о смысловом ориентире, помогающем глубже проникнуть в замысел Элиота и точнее определить место и значение его пьесы в английской литературе XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. AcroydP. T.S.Eliot: A life. — Lnd., 1985. -400 p.
  2. Austin A. T.S. Eliot: The literary and social criticism. -Bloomington, London, 1971. 131 p.
  3. R. «Murder in the Cathedral»: A «Liturgy Less Divine» // T.S.Eliot's «Murder in the Cathedral».-New York, 1988, pp. 105 122
  4. M. «Murder in the Cathedral»: The Countersacramental Play of Signs//T.S.Eliot's «Murder in the Cathedral».-New York, 1988, pp.95−103
  5. Blalock S. Guide to the secular poetry of T.S. Eliot. New York, London, 1996
  6. Boulton J.T. The Use of Original Sources for the Development of a Theme: Eliot in «Murder in the Cathedral» // English, XI, 61 (Spring, 1956), pp. 2−8
  7. Brooks C. The hidden God. New Haven, 1976. — 136 p.
  8. Browne E. M. The making of T.S. Eliot’s plays. Cambridge, 1969.-349 p.
  9. Buckley V. Poetry and morality. Studies on the criticism of M. Arnold, T.S. Eliot and F.R. Leavis. London, 1959. -240 p.
  10. Cambridge companion to T.S. Eliot. Cambridge, 1994
  11. Chase R. Myth as literature. // Myth and method. Lincoln, 1960. pp. 127−143
  12. Chase W.M. The political identities of Ezra Pound and T.S. Eliot. Stanford, 1973. — 238 p.
  13. Chinitz D. T.S. Eliot and the cultural divide. Chicago, 2003
  14. Coghill N. Saint Thomas of Canterbury: A Poet’s problem // Problemi attuali di scienza e di cultura. Roma, 1972, quad. 175, pp.19−32
  15. Craig C. Yeats, Eliot, Pound and the politics of poetry. -Pittsburgh, 1982.- 323 p.
  16. Critics on T.S. Eliot. Ed. By Sheila Sullivan. London, 1973.- 122 p.
  17. C. «Murder in the Cathedral» and the Saint’s Play Tradition // T.S.Eliot's «Murder in the Cathedral». New York, 1988, pp.123−136
  18. Donoghue D. The third voice: modern British and American verse drama. Princeton, 1959. — 286 p.
  19. Drew E. T.S. Eliot: the design of his poetry. New York, 1959.-215 p.
  20. T.S. Eliot. A collection of critical essays. Ed. By Hugh Kenner. Englewood Cliffs, 1962. — 211 p.
  21. T.S. Eliot. A symposium for his seventieth birthday. Ed. By Neville Braybrooke. Freeport, 1968. — 221 p.
  22. T.S. Eliot. The man and his work. A critical evaluation by 26 distinguished writers. Ed. By Allen Tate. New York, 1966. — 4001. P
  23. Eliot T.S. Selected essays. N.Y., 1950. — 460 p.
  24. Eliot T.S. The complete plays. N.Y., 1967. — 356 p.
  25. Ellmann M. The poetics of impersonality: T.S. Eliot and Ezra Pound. Cambridge (Mass.), 1987. — 207 p.
  26. Fergusson Fr. The Idea of Theatre. Princeton, 1968. — 2401. P
  27. Foltinek H. The Mythical Method in the Early Poems of T.S. Eliot // Anglistische Studien. Wien-Stuttgart, 1958, pp. 27−38
  28. Fraser G.S. The Modern Writer and his World. L., 1953
  29. Freed L. T.S. Eliot: Aesthetics and history. La Salle (111.), 1962.-235 p.
  30. Frye N. The Archetypes of literature // Myth and method. Lincoln, 1960. pp. 144−162
  31. Glass M. S. T.S. Eliot: Christian Poetry through Liturgical Allusion // The twenties. Poetry and Prose. Deland, 1966, pp. 4245
  32. Gunner E. T.S. Eliot’s romantic dilemma: Tradition’s antitraditional elements. New York, 1985
  33. Jewett R.J. Theme and structure in the plays of T.S. Eliot. -Trieste, 1983. 163 p.
  34. Jones D. The plays of T.S. Eliot. Toronto, 1965
  35. Kirk R. Eliot and his age. -N.Y., 1971. 463 p.
  36. Kornbluth M.L. A Twentieth-Century Everyman II College English, vol.21,1959, no. 1, pp. 26−29
  37. Kuvimaa K. Aspects of style in T.S. Eliot’s «Murder in the Cathedral» // Annales Universitatis Turkuensis. Series B, t. 111. -Turku, 1969.-96 p.
  38. Levin H. Ezra Pound, T.S. Eliot and the European horizon. -Oxford, 1971.-27 p.
  39. Martz L. The Saint as Tragic Hero: Saint Joan and Murder in the Cathedral // T.S.Eliot's «Murder in the Cathedral». New York, 1988, pp.23−39
  40. Martz L. T.S. Eliot: The Wheel and the Point // Twentieth Century Interpretations of «Murder in the Cathedral». Englewood Cliffs, 1971, pp. 15−26
  41. McGill W.J. Voices in the Cathedral: The Chorus in Eliot’s «Murder in the Cathedral» // Modern Drama, Vol. XXIII, n.3, 1980, pp.292−296
  42. Nash Cr. Myth and modern literature // The context of English literature. 1900−1930. Ed. By M. Bell. London, 1980. -pp. 160−185
  43. J. «Murder in the Cathedral» // T.S. Eliot. A Collection of Critical Essays (Ed. by H. Kenner). Prentice-Hall, 1962. — p 155−172
  44. Pike L.J. Liturgy and Time in Counterpoint: A View of T.S. Eliot’s «Murder in the Cathedral» // Modern Drama, Vol. XXIII, n.3, 1980, pp.277−291
  45. Schwartz S. The matrix of modernism. Princeton, 1985. -340 p.
  46. Shorter R.N. Becket as Job // Twentieth Century Interpretations of «Murder in the Cathedral». Englewood Cliffs, 1971, pp.86−93
  47. Smith C. T.S. Eliot’s dramatic theory and practice. -Princeton, 1963
  48. Smith G. T.S. Eliot’s poetry and plays. Chicago, 1958
  49. W. «Murder in the Cathedral»: The Figura as Mimetic Principle // Twentieth Century Interpretations of «Murder in the Cathedral». Englewood Cliffs, 1971, pp. 54−72
  50. Spender S. Poetic Drama // T.S.Eliot's «Murder in the Cathedral». New York, 1988, pp.87−94
  51. Spender S. T.S. Eliot. New York, 1975
  52. Surette L. The birth of modernism. Montreal, 1993
  53. The New Pelican Guide to English Literature. Vol. 7. From James to Eliot. Harmondsworth, 1983
  54. Vickery, John B. The literary impact of «The Golden Bough». Princeton, 1973
  55. Virsis R. The Christian concept in «Murder in the Cathedral"// Modern Drama. Vol. XIV, no. 4, 1972, pp. 405−407
  56. Ward D. T.S. Eliot between two worlds. London-Boston, 1973
  57. Watts H.H. Myth and Drama // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln, 1966, pp. 75−87
  58. Weisinger H. The Myth and Ritual Approach to Shakespearean Tragedy // Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice. Lincoln, 1966 pp. 149−160
  59. Wilhelm J. T.S. Eliot’s «Murder in the Cathedral». Rigby, 1969.- 56 p.
  60. С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике, в. З, М., 1972.
  61. В.Г. Генрик Ибсен: очерк творчества. Д., 1989. — 272 с.
  62. Анализ драматического произведения. JI., 1988.
  63. М.А. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X-XIII вв.). М., 1989
  64. А.А. Т.С. Элиот и его поэма «Бесплодная земля». СПб., 2000. — 240 с.
  65. А.А. Миф в творчестве Джойса и Т.С. Элиота // Язык и культура кельтов. Материалы VII коллоквиума. СПб., 1999. — с.64
  66. А.А. Проблема рефлексии в раннем творчестве Т.С, Элиота // Конвенция. Рефлексия. Авторское самосознание. СПб., 1998.- с.18−25
  67. А.А. Проблема смерти в поэтической системе Т.С, Элиота // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. -СПб., 1998.-с.34−50
  68. В.Г. Драматургия современной Англии. М., 1981. -144с.
  69. Э. Жизнь драмы. М., 1978.
  70. С.В. Действие в драме. Л., 1972.
  71. А., ван. Обряды перехода. М., 2002. — 198 с.
  72. М. Драматургия Т. С. Элиота // Современный зарубежный театр. М., 1969. — с. 80−120
  73. А.С. Передача стилистических особенностей поэзии Т. Элиота в русских переводах // Языковые и культурные контакты различных народов: Материалы конференции. Пенза, 1999. — с. 28,29
  74. А.С. Функции цитат и аллюзий в поэзии Т. Элиота // Язык и культура (исследования по германской филологии). Самара, 1999. — с. 102−107
  75. Гришкова J1.B. Художественный текст и музыка: композиционные и структурные параллели // Этнос. Культура. Текст: Материалы лингвистической научной конференции. -Курган, 1999. с. 23−25
  76. Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968
  77. Т.Н. Традиционализм во спасение. Заметки о культурологии Т. С. Элиота // Американский характер. Очерки культуры США. М., 1998. — с. 166−178
  78. С.Б. Проблема герметизма и поэзия Т.С. Элиота // Писатель и жизнь. М., 1981. — с. 236−259
  79. И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1998
  80. Г. Э. Английская поэзия первой половины XX века.-М., 1967. 170 с.
  81. Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. -Харьков, М., 2000. 256 с.
  82. Дж. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб., 2001. — 208 с.
  83. Т. Д. Творчество Т.С. Элиота и «ремифологизация» европейского поэтического мышления в 1920х-40х годах. АДД. Тбилиси, 1991
  84. Т.И. Т.С. Элиот: античность и христианство две основы сохранения культуры // Культура народов Причерноморья — 1997, № 2 — с. 160−163
  85. .О. Драматическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 86−108.
  86. П.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. JI., 1976.
  87. Леви-Стросс К. Мифологики. М. — СПб., 2000
  88. А.Ф. Диалектика мифа. М., 1988
  89. Ю.В. Данте как горизонт смысла в творчестве О.Э. Мандельштама и Т. С. Элиота //Национально-культурный компонент в тексте и в языке: Тезисы докладов, часть 2. -Минск, 1994.-c.151, 152
  90. Я.В. Критический анализ философии культуры Томаса Элиота. Киев, 1982
  91. И.Л. Проблема функционирования аллюзии на «Орестею» Эсхила в тексте драмы Т.С. Элиота «Воссоединение семьи» // Национально-культурный компонент в тексте и языке, Ч.2.- Минск, 1999.- с.221−224
  92. Е.М. Поэтика мифа. М., 1995
  93. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2х т. М., 1997
  94. Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990
  95. Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. -М., 1990
  96. Обрядовая теория мифа: Сб. научных трудов. СПб., 2003.-216 с.
  97. П. Словарь театра. М., 1991.
  98. В.А. У.Б. Йейтс и ирландская художественная культура. 1890е-1930е годы. М., 1985. — 270 с.
  99. В.А. Театр Аббатства (1900−1930е годы). Очерки. -М., 2001.- 176 с.
  100. Л.И. «Марина» Т.Элиота и «драма реальности» // Proceedings of the 4th International LATEUM Conference.- M., -1998. c. 110−112
  101. Э. Б.Первобытная культура. М., 1989. — 573 с.
  102. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. — 624 с.
  103. О.М. Поэтика мессы в трагедии Т.С. Элиота «Убийство в соборе» // От риторической культуры к культуре нового времени. Тюмень, 1994. — с. 113−117
  104. О.М. Русский фактор в творчестве Т.С. Элиота 1910−20х годов // Жанровая теория на пороге тысячелетий: Сборник тезисов и материалов. М., 1999. — с. 40, 41
  105. О.М. Своеобразие английской стихотворной драмы 30−50х годов XX века (Т.С. Элиот, К. Фрай). АКД. М., 1998
  106. Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 2003
  107. Г. Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М., 1979
  108. К. Картирование культурного пространства в XX веке // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология, 1998, № 3- с.71−82
  109. М.Е. Идейно-художественные проблемы английской исторической драмы XX века (Б. Шоу, Т.С. Элиот). АКД. -М., 1977
  110. М.Е. Элиот // История западноевропейского театра, т.7.- М., 1985
  111. М. Аспекты мифа. М., 2001. 240 с.
  112. Т.С. Избранная поэзия. Поэмы, лирика, драматическая поэзия. СПб., 1994. — 446 с.
  113. Т.С. К определению понятия культура. Заметки. -London, 1968- 167 с.
  114. Т.С. Камень: Избранные стихотворения и поэмы. -М., 1997.-255 с.
  115. Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1996. — 350 с.
  116. Т.С. Стихотворения и поэмы в переводах А. Сергеева.-М., 2000−400с.
  117. Т.С. Убийство в соборе. СПб., 1999. — 250 с.
  118. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
Заполнить форму текущей работой