Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средневековая культура. 
Основные понятия теории культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII веке возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика — основываться на строго научных законах, ничем не отличающихся… Читать ещё >

Средневековая культура. Основные понятия теории культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средневековая культура Западной Европы Средние века в истории Западной Европы обычно делят на следующие этапы:

ранний (V — IX века);

зрелый или классический (X — XIII века);

поздний (XIV — XVI века). С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспринималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями, кровавыми войнами и страстями. Она ассоциировалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного. Причем созданию образа «темного Средневековья» во многом способствовали представители как данной эпохи, так и эпохи Возрождения.

Возникновение нового, западного мира было обусловлено:

распадом Западной Римской империи (V век);

Великим переселением народов, или нашествием варварских племен — готов, франков, алеманнов и т. д.

С IV — IX веков произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками — разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации.

В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. Уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII веке появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Христианство как фундамент всего уклада средневековой жизни Христианство, провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, многое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными нравственными ценностями христианства являются Вера, Надежда и Любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает Любовь, которая означает, прежде всего духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христианская любовь распространяется на всех «ближних», включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас» .

Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и простой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргументов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения.

Спасения удостоятся те, кто строго следует заповедям Христа. В числе заповедей — подавление гордыни и алчности, являющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать родителей, и многие другие нравственные нормы и законы, соблюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

Одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз н возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на три сословия:

  • — духовенство;
  • — феодальную аристократию;
  • — третье сословие.

Духовенство считалось высшим сословием, оно подразделялось на белое — священство — и черное монашество. В его ведении находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхождения в понимании христианства между существовавшими в монашестве орденами.

Бенедикт Нурсийский — основатель Бенедиктинского ордена — выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический труд, особенно земледелие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианского милосердия. Некоторые общины данного ордена весьма высоко ценили образованность, поощряли не только физический, но и умственный труд, в частности освоение агрономических и медицинских знаний.

Напротив, Франциск Ассизский — основатель Францисканского ордена, ордена нищенствующих монахов — призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, то есть применения силы, а это противоречит нравственным принципам христианства. Он видел идеал полной бедности и беззаботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии находились «дела земные», и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и Церкви и т. д.

Подобно монашеским, в средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму крестовых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклонства.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали «божественное» с «человеческим». Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую культуру, своеобразие которой по-особому ярко проявлялось во время народных праздников и карнавалов, когда бурлящие потоки всеобщего веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и высокого.

Наряду с религией в средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее развитии можно выделить две тенденции.

Первая стремилась максимально сблизить и даже растворить философию в теологии. Такая философия получила наименование схоластики, поскольку основной ее задачей были не поиск и приращение нового знания, но «школьное» освоение уже накопленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу: благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углублению логического мышления. Сама теология при этом становится все более рациональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доминиканец Фома Аквинский (XIII век), который разработал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоценность науки в целом, и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII век), который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основоположником современной науки и философии.

Еще более значительных успехов в средние века достигла художественная культура, где ведущим и синтезирующим искусством выступала архитектура.

Эволюция средневекового искусства В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V — VIII веков нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в то время находилась династия Меровингов.

По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, ибо в нем явно преобладали элементы язычества и идолопоклонства.

Наибольшее развитие в этот период получает:

прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом;

миниатюра — книжная иллюстрация.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII — IX века), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом — легендарном герое эпической поэмы «Песнь о Роланде» .

В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют «каролингским возрождением». Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство. Карл всячески способствовал восстановлению прочных связей с античной культурой.

Начало зрелого периода Средневековья — X столетие — оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Однако к концу X века положение постепенно нормализуется, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI — XII веках значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские.

В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода». Он приходится на XI — XII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII век, а во Франции во второй половине XII века уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства — с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Главным типом постройки является усложняющаяся базилика.

Суть романского стиля — геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими.

Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции (Церковь в Клюни (XI век), Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII век).

Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений (замок Шато Гайар на Сене (XII век)).

В Италии — Церковь Сант Амброджо в Милане, а также сонорный ансамбль в Пизе (XII — XIV века). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая «Падающая башня», а также баптистерий, предназначенный для крещения.

В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится На XII век. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейерс. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего — устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие ьлшни. Особо выделяется собор в Вормсе.

К началу XIII века романский период уступает место готическому периоду. Термин «готика» также является условным. Он ночник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, то есть варваров.

В XIII веке город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам. В искусстве возникают две важные черты — возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих — конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания, которая зависит от верного распределения сил тяжести.

Готическая конструкция включает три главных элемента:

  • — свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы;
  • — система так называемых аркбутанов (полуарок);
  • — мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

Готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами.

Колыбелью готики стала Франция. Собор Парижской Богоматери (XII — XIII века) стал подлинным шедевром ранней готики. Особого выделения заслуживают церковь Сен Шапель, соборы Амьена и Реймса (все XIII века).

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (XIII — XV, XIX века).

Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII — XVI века), капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV — XVI века).

Гуманизм эпохи Возрождения Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получил широкое хождение позднее, в начале XIX века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше.

Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали многие события и явления. К их числу относятся великие географические открытия — открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (XV век) и т. д. — после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело изобретение книгопечатания (середина XV века), положившего начало новой, письменной культуре.

Формирование культуры Возрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры.

Поэтому основными ее чертами являются:

  • — антифеодальная и антиклерикальная направленность;
  • — явное преобладание светского и рационального начала над религиозным.

Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления — протестантизма.

Однако главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.

Яркими представителями гуманизма были:

Франческо Петрарка (1304 — 1374) — итальянский поэт — первым заговорил о повороте культуры к античности. Концепция Петрарки получила дальнейшее развитие у его последователей — Колюччо Салютати, Лоренцо Баллы, Пикоделла Мирандоллы и др.;

Мишель Монтень (1533 — 1592) — французский философ — в своем труде «Опыты» он дает ироническую и язвительную критику схоластики, демонстрирует блестящие образцы светского свободомыслия, провозглашает человека высшей ценностью;

  • — Томас Мор (1519 — 1577) — английский писатель и политик, и Томазо Кампанелла (1568 — 1639) — итальянский философ и поэт. Идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма;
  • — Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — богослов, филолог, писатель — стал главой христианского гуманизма.

Возникшие течения и концепции гуманизма покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа — Протагора: «Человек есть мера всех вещей. Существующих — в том, что они существуют. Несуществующих — в том, что они не существуют» .

Гуманисты провозгласили:

  • — человека как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями;
  • — веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу;
  • — земную жизнь человека высшей ценностью, земное предназначение человека, его право на счастье в реальном потустороннем мире;
  • — античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности;
  • — деятельную, активную, трудовую жизнь как безусловную ценность;
  • — социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом.

Гуманисты активно выступили против:

  • — социально-сословной иерархии;
  • — сословных привилегий;
  • — религиозного аскетизма.

Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.

Реформация и рождение протестантизма Кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI века широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.

Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом.

Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330 — 1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства и отказ от ряда таинств и обрядов. Чешский мыслитель Ян Гус (1371 — 1415) требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.

В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452 — 1498), подвергавший папство суровой критике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.

Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483 — 1546) и французский священник Жан Кальвин (1509 — 1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мгонцер (1490 — 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524 — 1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства, сделав вывод, что католическое Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать индульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.

Библия не требует от согрешившего каких-либо искупительных пожертвований, но нужны искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Прощение личного греха достигается через непосредственное, личное обращение к Богу.

Реформация восстанавливает принцип всеобщего равенства людей перед Богом. Служители Церкви, претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом.

В равной мере каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное писание. Так, Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкование Библии и перевел Библию с латинского на немецкий язык. По его примеру она была переведена на языки других европейских стран.

Понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию: крещение и причастие.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения — она также идет по пути возвышения человека.

Но если гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его «вторым богом», человеко-богом и т. д., то реформация сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека. В то же время она наделяет его Божественным началом, Божественным даром и благодатью, которые открывают перед ним реальный путь к спасению.

Существенные различия между Реформацией и гуманизмом:

отношение к разуму. Вера гуманизма в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически;

соотношение человеческого и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что «человеческое значит для него больше, чем божественное» .

7. Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений:

лютеранство;

кальвинизм;

англиканство;

пресвитерианство;

баптизм и др.

Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, дешевой и удобной.

Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 — 1556).

Этот орден прославился таким печально знаменитым событием, как Варфоломеевская ночь, когда в одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель — около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались не только протестанты, но и гуманисты, произведения которых объявлялись запрещенными. Для этого был создан «Индекс запрещенных книг», куда были включены «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, «Об обращениях небесных сфер» Коперника и многие другие.

Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноевропейских государств. Однако европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.

Изменения эпохи Возрождения в художественной культуре и искусстве Философия становится все более независимой от религии. В философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля.

Широкое распространение получает натурфилософия, или философия природы. Ее проповедуют такие философы как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу. Распространению натурфилософских взглядов способствовали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентрическая теория Н. Коперника.

Следует, однако, заметить, что научно-философские взгляды того времени часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук — астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа как Д. Бруно.

Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.

В средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.

Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме.

Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: «Живопись — наука и законная дочь природы» .

Еще более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление «Божественный». По тем же мотивам «Комедия» Данте была также названа «Божественной» .

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.

Художественная культура и искусство Италии в эпоху Возрождения В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:

  • — Проторенессанс: вторая половина XIII века — XIV век;
  • — Раннее Возрождение: почти весь XV век;
  • — Высокое Возрождение: конец XV века — первая треть XVI века;
  • — Позднее Возрождение: последние две трети XVI века.

Главными фигурами Проторенессанса являются поэт Данте Алигьери (1265 — 1321) и живописец Джотто (1266/67 — 1337).

Первые произведения Данте — «Новая жизнь» и «Пир» — представляют собой лирические стихи. Вершиной творчества стала «Божественная комедия». К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческа Петрарка. В мировой культуре он известен, прежде всего, своими сонетами. В то же время он был широкомасштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считают основателем всей ренессансной культуры.

Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо (1313 — 1375), автор всемирно известного «Декамерона», а также повести «Фьяметта», которая считается первым психологическим романом западной литературы.

Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.

Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» .

Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало что остается от Средневековья.

Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются:

  • — архитектор Филиппе Брунеллески (1377 — 1446) — внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали целые столетия. Многое он сделал для разработки законов перспективы. Самой значительной работой Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкции ей собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции;
  • — скульптор Донателло (1386 — 1466) — работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. Стремление Донателло к идеализации изображаемого человека ярко проявилось в статуе юного Давида. Героическое начало сильно и отчетливо звучит в статуе св. Георгин, ставшей одной из вершин творчества Донателло. Классической работой Донателло считается бронзовая статуя полководца Гаттамелатты — первый конный памятник и искусстве Ренессанса. В последний период творчества Донателло создает I бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» ;
  • * живописец Мазаччо (1401 — 1428) по праву считается одной | из главных фигур Раннего Возрождения. Главным творением Мазаччо являются фрески в капелле Бранкаччи Церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, повествующие об эпизодах из легенд о святом Петре, а также изображающие два библейских сюжета — «Грехопадение» и «Изгнание из Рая» .

Высокое Возрождение начинается с конца XV века, когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема. Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период переживает невиданный расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

В архитектуре начало Высокого Возрождения связано с творчеством Донато Браманте (1444 — 1514). Именно он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода.

Одной из его ранних работ стала Церковь монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, в трапезной которой Леонардо да Винчи напишет свою знаменитую фреску «Тайная вечеря». Его слава начинается с маленькой часовни, именуемой Темпетто (1502), построенной в Риме и ставшей своеобразным «манифестом» Высокого Возрождения. Вершиной творчества Браманте является реконструкция Ватикана и преобразование его сооружений в единый ансамбль. Ему также принадлежит разработка проекта собора св. Петра, в который Микеланджело внесет изменения и начнет реализовывать.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем.

Леонардо да Винчи во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII век, в позднее Средневековье.

Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т. д. — будут воплощены только в XIX — XX веках.

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже неинтересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый-экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь mi опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX века французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера.

Вершинами творчества Леонардо являются:

  • — фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие;
  • — портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве.

Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

Рафаэль (1483 — 1520) — один из самых ярких гениев Высокою Возрождения, был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В его произведениях все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений — Мадонна Конестабиле", где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна» .

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.

Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итальянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.

Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.

Две работы — статуя «Вакх» и группа «Пьета» — созданные в конце XV века, принесли Микеланджело широкую известность и славу.

К числу высших достижений Микеланджело относятся статуя «Давид», созданные для гробницы папы Юлия II — «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик», пристроенная к Церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Из последних скульптурных работ Микеланджело заслуживает внимания группа «Положение во гроб», которую художник предназначал для своей гробницы. Ее судьба оказалось трагичной: Микеланджело разбил ее. Однако она была восстановлена одним из его учеников.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

В последние годы жизни Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

Северное Возрождение Возрождение, существовавшее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания.

Нидерланды (другое название — Голландия — по названию крупнейшей провинции). Нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера, как Ян ван Эйк, Рогир пан дер Вейден, П. Брейгель.

В то же время, существует точка зрения, что их творчество не было возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й. Хейзинга, относя их гнорчество к позднему Средневековью.

В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. В 13 лет он написал первый свой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.

К числу высоких достижений художника относится картина «Адам и Ева», на которой обнаженные тела прародителей человечества вылеплены с редким великолепием, наделены естественными пропорциями и движениями.

Последним живописным произведением Дюрера является полотно «Четыре апостола», состоящее из двух панно, на каждом из которых изображены по два апостола: на левом — Иоанн и Петр, на правом — Павел и Марк. Каждый наделен яркими индивидуальными психологическими чертами.

Дюрер известен прекрасными гравюрами на дереве и меди. Одной из первых значительных гравюр на дереве является серия «Апокалипсис», состоящая из 15 работ. Наиболее удачными ереси них представляются гравюры «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом». На первой изображены четыре апокалиптических всадника, воплощающих конец света. На второй показана страшная битва предводителя небесного войска архангела Михаила с ужасным драконом, воплощающим сатану и дьявола.

Самыми знаменитыми дюреровскими гравюрами на меди являются «Рыцарь, Дьявол и Смерть», «Святой Иероним» и «Меланхолия». На первой представлен едущий на коне мрачный и суровый рыцарь, которого сопровождают смерть и дьявол. Смысл этой гравюры до сих пор остается загадкой и вызывает споры. На гравюре «Меланхолия» изображена погрузившаяся в глубокую задумчивость крылатая женщина, вокруг которой разбросаны различные предметы и инструменты. В глубине картины видно каменное здание, на стене которого висят песочные часы, весы, колокол и начертан магический квадрат. Парящая в небе летучая мышь несет ленту с надписью: «Меланхолия». Смысл этой гравюры, возможно, заключен в известной библейской формуле: «Умножая знания — умножаем скорбь свою» .

4. Искусство французского Возрождения представляет, прежде всего, Франсуа Рабле (1494 — 1553). Он был не только великим писателем-гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом. О его энциклопедической образованности ходили легенды.

Главным творением Рабле стал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем много буйного вымысла, фантастики и фантастических приключений. В известной мере его можно назвать утопическим. Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.

Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564 — 1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.

В творчестве Шекспира условно можно выделить три периода. Первый приходится на 90-е годы XVI века. В это время драматург пишет несколько пьес-хроник — «Генрих VI», «Генрих IV и «Генрих V», «Ричард III» и «Ричард II». В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства, моделирует образ идеального монарха, выражая сомнения в том, что такой образ может быть воплощен в действительность.

Помимо хроник Шекспир создает также десять великолепных комедий, наиболее популярными из которых являются «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». На это же время приходятся его прекрасные сонеты.

Хотя в этот период Шекспир пишет первую свою трагедию — «Ромео и Джульетта», в его творчестве явно преобладают оптимистические, жизнерадостные мотивы, вера в возможность утверждения идеалов гуманизма.

Второй период охватывает первое десятилетие XVII века. В эти годы творчество Шекспира достигает наивысшего расцвета. Именно в это время он создает гениальные трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особого выделения среди них заслуживает трагедия «Гамлет», которую можно назвать лучшей трагедией всех времен и народов, непревзойденной вершиной мирового искусства.

Третий период творчества Шекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает еще одну хронику — «Генрих VIII», а также четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив крах идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.

Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547 — 1616), автор знаменитого «Дон Кихота Ламанческого». Сервантес является автором «Странствование Персилеса и Сихизмунда», незаконченного пасторального романа «Галатея», нескольких пьес и поэтических произведений, сборника «Назидательные новеллы». Однако мировую славу ему принес «Дон Кихот», который он начал писать, находясь в тюрьме. Этот роман стал величайшим шедевром мирового искусства.

Эпоха Возрождения была, прежде всего, духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции — тенденции от культуры к цивилизации.

Культура Нового времени. XVII век Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.

XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XV111 век известен прежде всего как эпоха Просвещении В XVII веке имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640 — 1660; 1688 — 1689) и Тридцатилетняя война (1618 — 1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом, наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.

В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII век часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией, но, по сути, укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.

Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, которая в XVII веке стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной, поскольку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.

XVII век стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны.

В течение примерно трех столетий — с середины XVII века и до середины XX века — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в Западном мире.

Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В целом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток — прежде всего Китай. Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.

На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII веке выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.

Однако следует признать, что это усиление было относительным — лишь по сравнению с эпохой Ренессанса.

Сохранению тенденции к секуляризации способствовали:

раскол католицизма;

появление протестантизма.

Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими пилениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.

Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для науки.

XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, V. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли.

В математике и физике настоящую революцию осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии — И. Кеплер, в биологии — У. Гарвей, в химии — Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира — жидкости, газа, и твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.

По своей значимости наука, по меньшей мере, уравновешена с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средство познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию приходят английский философ Ф. Бэкон (1561 — 1626) и французский философ Р. Декарт (1596 — 1650).

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней. В их концепциях прежний гуманизм и антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологический кризис.

Некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632 — 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке». 6. XVII столетие стало и веком искусства. По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.

Искусство испытало воздействие дифференциации, последствия которой следующие:

  • — религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики;
  • — среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения;
  • — наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567 — 1643), написавший оперу «Орфей». Возникают кантаты и оратории.

Главным стилями в искусстве XVII века выступают:

  • — барокко;
  • — классицизм.

Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возникает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тенденции признается.

XVII столетие стало «золотым веком» театра.

В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре «Глобус» .

Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562 — 1635), написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерой (1600 — 1681), создавший интересные произведения в разных жанрах — комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека.

Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606 — 1684J, Ж. Расин (1639 — 1699), Ж. Б. Мольер (1622 — 1673).

Стили в искусстве XVII века Барокко возникает в конце XVI века в Италии. Само слово «барокко» означает «странный», «причудливый». Для стиля барокко характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры.

Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и' живописец JI. Бернини (1598 — 1680). В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля — и сильные, и слабые. Многие его произведения оказались сосредоточенными в главном памятнике католического Рима — соборе св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз св. Терезы» .

Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577 — 1640). Его с полным правом можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками античности — Плутархом, Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Больше всего он любил саму человеческую жизнь.

Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок, как естественный и прекрасный плод любви. Данную сторону его творчества можно увидеть и почувствовать в таких картинах, как «Венера и Адонис», «Юнона и Аргус», «Персей и Андромеда», «Вирсавия» .

Его произведения наполнены бурным динамизмом. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана» .

Родиной классицизма стала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н. Пуссен (1594 — 1665). Его произведения уже содержат в себе два главных элемента искусства. Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией линий и цвета, что и составляет источник особого, эстетического удовольствия. Второй связан с экспрессией, выразительностью, с помощью которой художник воздействует на зрителя и вызывает в нем то состояние души, которое испытывал сам.

Наличие этих двух начал позволяет Пуссену объединить интеллект и чувство. Примат разума сочетается у него с любовью к плоти и чувственности. Об этом свидетельствуют его картины «Венера и Адонис», «Спящая Венера», «Вакханалия» и др., где мы видим совершенного телом и духом человека.

В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы. Им посвящены такие произведения, как «Похищение сабинянок», «Взятие Иерусалима», «Аркадские пастухи». Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы. Она представлена в картинах «Триумф Флоры», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» и др. Природа при этом выступает не просто местом пребывания человека. Между ними устанавливается глубокое чувственное согласие, некая общность душ, они образуют единое целое. Пуссен создал настоящие симфонии человека и природы.

В последние годы жизни художник отдает все свое внимание воспеванию природы. Он создает поэтическую серию «Времена года» .

Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот грандиозный ансамбль включает в себя три величественных дворца и огромный парк с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Ансамбль отличают строгая планировка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.

Реалистическую тенденцию в искусстве XVII века представляет, прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 -1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573 — 1610), оказавшего большое влияние на многих художников.

Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей.

Главное своеобразие искусства Рембрандта заключается в том, что в европейской живописи возникло новое направление — психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа: «познай самого себя». Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.

В его произведениях портрет не только становится самостоятельным жанром, но и достигает невиданных высот.

О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. По-особому ярко они проявляются и полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки» Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета.

В последний период творчества Рембрандт вторгается в совершенно новую для европейского искусства проблему — проблему одиночества человека. Примером тому могут служить его картины «Философ», «Возвращение блудного сына» .

Культура эпохи Просвещения. XVIII век.

XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII веке — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 — 1704) — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 — 1778), Ш. Монтескье (1689 — 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И. В. Гете, И. Канта и др., в США — Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т. д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека» .

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались. Общество должно было задуматься об их защите. Так возникло государство, а вместе с ним — власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. С возникновением государства естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены.

На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия:

деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии;

обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь. В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются:

просвещение;

воспитание.

В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались:

на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков;

веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Просветители выдвинули следующие решения ряда конкретных проблем:

  • — концепцию политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума;
  • — концепцию человека, его прав и свободы. Ее основные идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789), с принятием которой начиналась Великая Французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство пред законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.

В понимании просветителей соотношения между национальной и мировой культурами оформились два основных направления:

  • — культурный релятивизм;
  • — универсализм.

Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех природа человека", что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания — человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер, утверждают, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т. д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

Религия впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком и особенно Церкви выступает Вольтер.

В целом XVIII век отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

Философия XVIII века развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751 — 1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д’Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.

В XVIII столетии завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука — имея в виду естествознание — достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим:

объективность знания;

опытность его происхождения;

исключение из него всего субъективного.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII веке возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика — основываться на строго научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

В целом искусство XVIII века — по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Художественная культура эпохи Просвещения. Век музыки Искусство XVIII века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений. Возникают новые стили, и частности, рококо и сентиментализм.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748 — 1825). В его творчестве («Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Коронация Наполеона I» и др.) нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга.

Барокко будучи «большим стилем» эпохи абсолютизма, постепенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII века утверждается стиль рококо. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732 — 1806). Его «Купальщицы» — настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В то же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина «Качели» .

Сентиментализм (вторая половина XVIII века) противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Ж.-Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться, чувство — никогда!». В своих произведениях — «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. — он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII века выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто (1684 — 1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746 — 1828).

Творчество Ватто («Утренний туалет», «Пьеро», «Паломничество на остров Киферу») находится ближе всего к стилю рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи.

Своим творчеством Ф. Гойя («Портрет королевы Марии-Луизы», «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия», серия офортов «Капричос») продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью — в особенности с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер.

Музыкальное искусство переживает невиданный подъем и расцвет. Если XVII век считается веком театра, то XVIII век по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII века представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И. С. Бах (1685 — 1750) и В. А. Моцарт (1756- 1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир», представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки XVII — XVIII веков.

В произведениях австрийского композитора В. А. Моцарта принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В то же время Моцарт является предшественником романтизма — первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовалась его оперы. Наиболее известными среди них являются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Особого выделения заслуживает также «Реквием «.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой