Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Корреляция литературных и кинематографических жанров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, эти жанры не совсем подходят для кинематографа, ибо во многом базируются на критерии формального или неформального авторского присутствия в тексте. Драма — один из немногих литературных жанров, который в равной степени подходит и для кинематографического произведения. Так, жанр драмы, который реализуется через пьесу, априори рассчитан на зрителя, хотя существуют и «лезедрамен» — «драмы… Читать ещё >

Корреляция литературных и кинематографических жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде всего, стоит заметить, что в данный момент степень научной разработанности проблемы жанров в литературе и в кино является неодинаковой, что значительно усложняет возможность их полноценной жанровой корреляции.

Так, если в теории литературы исторически сложилась проблема жанров, видов, родов, стиля и т. д., то в теории кино, отмечает С. Арутюнян Арутюнян С. М., Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.04, нет более непроработанной проблемы, чем классификация жанров, видов и стилей искусства кино. Во многом это происходит из-за того, что кино является синтетическим видом искусства, которое на протяжении всего своего сравнительно недолго существования заимствует способы передачи и приемы у различных видов искусств.

Таким образом, некоторые исследователи-киноведы, среди которых С. Ростоцкий Ростоцкий С. И. // Кто есть кто в современной культуре: В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семенов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007., придерживаются мысли о том, что кино, как пока еще не совсем самостоятельный вид искусства, продолжает копировать ту систему жанров, которая существует в теории литературы.

Если придерживаться таких взглядов, можно заметить, что жанру повести в литературе должна соответствовать киноповесть, драме — кинодрама, новелле — киноновелла, и т. п. Такие синтетические определения жанра кинофильмов были популярны в кинематографе СССР.

Деление литературных жанров появилось еще в античности. Основным критерием этого деления выступало то, насколько автор объяснял поступки своих героев и событийного хода, насколько он «лично» присутствовал в создаваемом произведении.

Например, лирический жанр неотделим от переживаний автора, его субъективного отношения к чему-либо, эмоциональной передачи чувств и впечатлений.

Эпос подразумевает отстраненное авторское повествование и имеет определенный сюжет, размеренность, нарративность, взаимосвязь внутренних элементов.

В драме роль автора почти сведена к минимуму, он присутствует в произведении только для незначительных подсказок или указаний. Главенствующую роль в этом жанре играют поступки и слова персонажей, а их характеры, как правило, раскрываются через взаимоотношения или взаимодействия с другими героями драмы.

Современная теория литературы делит жанры похожим образом. Так, существует эпический род, который включает в себя такие литературные жанры, как роман, новелла, рассказ, повесть, эпос, сказка, поэма. Лирика включает в себя эпитафию, эпиграмму, оду, песни, гимн. Драма включает трагедию, комедию и драму в первоначальном значении этого слова.

Между тем, эти жанры не совсем подходят для кинематографа, ибо во многом базируются на критерии формального или неформального авторского присутствия в тексте. Драма — один из немногих литературных жанров, который в равной степени подходит и для кинематографического произведения. Так, жанр драмы, который реализуется через пьесу, априори рассчитан на зрителя, хотя существуют и «лезедрамен» — «драмы для чтения».

Во-первых, текст с самого начала ориентируется на визуализированное повествование. Во-вторых, автор и его комментарии, мысли, выраженные напрямую, от собственного лица, практически не присутствуют в произведении. И, в-третьих, автор уделяет словам, действиям и взаимодействиям персонажей гораздо больше внимания, чем описанию их внутреннего переживаний, мотиваций, рефлексии, которых сложно или невозможно показать на сцене или экране.

Исследователь кинематографа А. Базен полагает: «Существуют вещи специфически кинематографические, как существует специфическое достояние поэзии. Но глупо было бы думать, будто можно нанести этот элемент на кинопленку и спроецировать его в увеличенном виде на экран» Базен А. Что такое кино? / пер. В. Божовича и И. Эпштейн. М., 1972.

Между тем, кинематограф и театр различаются по степени приближенности к действительности и художественному реализму: технический прогресс в этом плане помог кинематографу далеко обогнать своего старшего брата.

Существующие на сегодняшний день жанрово-видовые классификации кинематографа достаточно условны. Самая распространенная из них делит кинематограф на художественное кино, документальное кино, мультипликацию, научно-популярное кино, учебное кино. Также существует деление по размеру экранного времени: полнометражное кино и короткометражное кино.

В книге «Кино как вид искусства» Кино, как вид искусства. / И. В. Вайсфельд. — М., 1983.И. Вайсфельд предлагает собственную классификацию кинематографических жанров. Так, он выделил драму как отдельный кинематографический жанр, который имеет дуалистическое направление: центростремительное, когда повествование на экране углубляется во внутренний мир героев и показывает глубину их взаимоотношений, и центробежное, когда персонаж открыт для общественной жизни, контактирует с обществом, строит социальные связи и т. д.

Усложняя свою классификацию, он различает психологическую, приключенческую, детективную, народную, героическую, публицистическую драму и мелодраму. Между тем, элементы мелодрамы могут встречаться и в вышеперечисленных жанрах, придавая им глубину сюжета, эмоциональную насыщенность повествования, неожиданную интригу.

Жанр, отличный от драмы, он называет кинокомедией и выводит следующие ее виды: эксцентрическая, сатирическая, лирическая кинокомедия. Исследователь выделяет жанры детективного и приключенческого фильма. Книги Б. Акунина «Азазель», «Турецкий Гамбит» и «Статский советник» в литературе относят к жанрам детективного и приключенческого романа, одноименные фильмы соотносятся с аналогичными кинематографическими жанрами.

В западном киноведении сложилась своя жанровая система:

  • · Пеплум — историческое кино, характеризующиеся продолжительностью повествования, использованием античных и библейских сюжетов, наличием масштабных батальных сцен.
  • · Боевик — жанр кино, в котором основную роль играет насилие: показаны драки, перестрелки, погони. Как правило, отличается высоким бюджетом.
  • · Вестерн — направление искусства, которое включает в себя разные жанры. Отличается тем, что действие происходит во второй половине 19 века на Диком Западе.
  • · Истерн — жанр приключенческого, низкобюджетного фильма, действие которого происходит на Востоке.
  • · Бадди-муви — художественный фильм о приятелях.
  • · Нуар — криминальная драма, в которой присутствует атмосфера пессимизма, мрачности, цинизма.

В рамках западной системы существуют и другие жанры, однако перечислить их все в рамках данной работы не представляется возможным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой