Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 — Х годах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию временных и пространственных представлений. Они провели большую организационную работу для открытия… Читать ещё >

Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 — Х годах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию временных и пространственных представлений. Они провели большую организационную работу для открытия дошкольных учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Эти учреждения были открыты в 70 -Х годах.

М.В. Ипполитова с соавторами опубликовала для родителей рекомендации по семейному воспитанию детей с детским церебральным параличом, начиная с раннего возраста.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема профилактики и медико — психолого — педагогической помощи детям с детским церебральным параличом.

В ряде работ Е. Ф. Архиповой, Л. А. Даниловой, М. И. Ипполитовой, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, К. А Симоновой и др. раскрыты основные направления коррекционной работы, учитывающие психофизические особенности детей, страдающих церебральными параличами Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно — логопедической направленности, но и психолого-педагогической направленности.

Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов — врачей, психолога, педагогов; системный и качественный анализ выявленных нарушений развития речевой деятельности, учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития, выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей речевого развития обследуемого.

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у больных ДЦП оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребёнок произносил слитно слова во фразе, т. е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слово, т.к. обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесёт разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.

Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы — воспитание гармонично развитой личности. Основная задача — устранение у детей Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения ребёнка. Оно определяет выбор средств и приёмов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить её результативность и дать рекомендации после окончания.

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

Логопедические занятия проводятся как с группой детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия.

Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т. д. Логопедические занятия должны, прежде всего, отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность ребёнка.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Зарубежные методики образования дошкольников с детским церебральным параличом:

Методика Н. и П. Бота.

Французы Бота изложили свою систему работы в книге: «Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения» Целью работы Бота провозглашают обеспечение каждого ребенка максимум достижений.

Педагогическая работа состоит из нескольких разделов:

Воспитание двигательных функций.

Воспитание навыков.

Воспитание речи.

Социальное приспособление.

Не меньшее значение авторы придают развитию личностных качеств.

Большое внимание уделяется подготовке к школе. Включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти.

Авторы рекомендуют тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами При значительных моторных затруднениях предлагают рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки Кондуктивная методика А. Пето.

Андрас Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения.

Целью работы признается подготовка к самостоятельной жизни.

Лечебное, психолого — педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты — дирижеры или кондукторы, которых обучают в этом же институте. Во время обучения они работают в качестве помощников кондукторов.

Общие принципы кондуктивной педагогики:

Необходимо приспосабливать ребенка с патологией к реальным условиям жизни.

Это приспособление обеспечивается за счет обучения навыкам.

Необходимо добиваться максимального владения сохранными функциями.

Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.

Нужно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности.

Ребенок должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей.

В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие.

Одним из основных положений методики является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. Это существенно улучшает мотивацию.

Большое внимание уделяется обучению захвату, упору, Удержанию позы.

Обучение обязательно ведется в группах. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности.

Методика Пето, применима к пациентам с достаточно высоким уровнем сознательности. При отборе детей для занятий предпочтение отдается детям с сохранным или частично сохранным интеллектом, имеющих грамотных, настойчивых, активных родителей. Возраст детей — старше 3 — Х лет.

Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.

Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 — 7 лет.

Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.

Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно — моторной, зрительно — слуховой, зрительно — моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, устранение лишних сопутствующих движений.

Занятия включает 4 этапа:

1 этап. Вводная часть Проводится расслабляющий массаж с беседой для осознания схемы тела, а также ритмические упражнения под музыку.

  • 2 этап. Развитие общей моторики.
  • 3 этап. Развитие мелкой моторики.
  • 4 этап. Обобщающий.

Используются комбинированные упражнения, на укрепление мышц, развитие схемы тела, развитие пространственной ориентировки, развитие ориентировке во времени, развитие темпо — ритмического чувства.

Методика Э. Мазанек.

Методика Эвы Мазанек представлена как психолого — педагогическая реабилитация, выступающая в качестве одного из разделов комплексного подхода, включающего лечебную, логопедическую работу, обучение кормлению, лечебную физкультуру.

Первоначально проводится обследование, далее занятия в игровой форме. Одновременно обучаются и родители, которые затем занимаются дома с ребенком.

В основу работы положены следующие принципы:

  • 1. Обязательный эмоциональный контакт.
  • 2. Обеспечение ребенку чувства безопасности.
  • 3 Активное участие ребенка в работе. Обеспечивается тем, что ребенку объясняют, в чем заключаются его трудности и недостатки.
  • 4. Содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможности ребенка.
  • 5. Работа проводится в игровой деятельности.
  • 6. Дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка.
  • 7. Повторение и закрепление материала.

Методика Мазанек рассчитана для детей с рождения.

Выводы по 1 главе:

Детский церебральный паралич — тяжёлое заболевание, при котором оказываются, поражены все функции, в том числе и речь.

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые проявляются в рамках различных форм дизартрий;

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звуко-произносительной стороны речи и просодической стороны речи, обусловленные органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Причинами нарушения звукопроизношения при дизартрии являются:

  • *нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
  • *ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
  • * нарушение голосообразования и дыхания.
  • — специфические особенности усвоения лексической системы языка;
  • — нарушения грамматического строя речи;
  • — нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения;
  • — все формы дисграфии и дислексии.

Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых нарушений при церебральном параличе у детей для своевременного начала логопедической работы и наиболее оптимальной и эффективной коррекции речевых расстройств. В мире существует много системы специального образования дошкольников с детским церебральным параличом. Эти системы имеют сходное содержание, но разные способы его реализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой