Опросник для родителей «любимая сказка»
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков)? Или по-другому, не так? А как? Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для… Читать ещё >
Опросник для родителей «любимая сказка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Какая сказка или история у вашего ребенка самая любимая (просит читать или сам читает вновь и вновь)?
- 2. Назовите свое любимое литературное произведение (то, которое вы любите время от времени перечитывать).
- 3. Назовите сказку, историю, которая была особенно любима вами в детстве (в том возрасте, в котором сейчас находится ваш ребенок).
- 4. Назовите, какие чувства ваш ребенок переживает, когда слушает или читает сказку, историю.
- 5. Какие трудности необходимо преодолеть вашему ребенку? Интерпретация ответов
- • Названная сказка и история в вопросе № 1 откликается на основную проблему, волнующую ребенка (например, сказка «Гадкий утенок» выражает проблему эмоционального отвержения).
- • Любимое литературное произведение (ответ на вопрос № 2) поможет понять основные переживания воспитывающего взрослого и то, каким образом эти переживания связаны с проблемами ребенка.
- • Ответ на вопрос № 3 предоставит возможность соотнести психологические проблемы детства родителя с тем, что беспокоит ребенка (сравнить с проблемой, выделенной по ответу на вопрос № 1).
- • Определение чувств, волнующих ребенка (ответ на вопрос № 4), поможет взрослым лучше понять ребенка, определить те ориентиры, те маячки, которыми необходимо руководствоваться взрослым при воспитании малыша.
- • Ответ на вопрос № 5 необходимо соотнести с выделенной психологической проблемой ребенка (ответ на вопрос № 1).
Для диагностики семейных отношений можно использовать опросник для детей «Семейное интервью», который был разработан профессором А. И. Захаровым.
Семейное интервью (автор а. И. Захаров)
- 1. Если бы ты играл в игру «Семья», кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?
- 2. С кем ты живешь дома?
- 3. Кто, по-твоему, главный в семье из родителей или в семье нет главного?
- 4. Когда ты вырастешь, ты будешь работать, как мама (как папа)?
- 5. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков). Или по-другому, не так? А как?
- 6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь?
- 7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом маме (делился) или не всегда? Почему?
- 8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказывал об этом папе (делился) или не всегда? Почему?
- 9. Ты боишься, что тебя мама накажет, или не боишься?
- 10. Ты боишься, что тебя папа накажет, или не боишься?
- 11. Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?
- 12. Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?
Посредством первых пяти вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
Вопрос № 5 позволяет нам понять не только отношение родителей к ребенку, но и сделать своеобразный «заброс» в будущее малыша.
Приведем характерные примеры ответов детей на вопросы «Семейного интервью».
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя был бы мальчик (для мальчиков, девочка — для девочек), то ты бы так же относился к нему, как мама к тебе (для девочек, папа — для мальчиков)? Или по-другому, не так? А как?
Ответы детей:
«…По-другому: не наказывала бы».
«…Уважала бы, а когда она была плохой, то ругала бы».
«…Как папа, орал бы: „Будешь за дверью до ночи стоять!“ Он бы плакал!».
«…Хорошо, отлично: я бы говорила, а она делала, что я говорила».
«. .По-хорошему».
«…Наказывала, если бы была непослушная один раз в день».
«…Хорошо бы относился».
«…Не шлепала бы лишний раз».
«…Хорошо: не ругать, не бить!».
Ответы детей на последние два вопроса: № 11 и № 12 приоткроют для педагога не только самые болевые и проблемные точки, но и покажут, что нужно делать для того, чтобы помочь ребенку.
Вопрос: Что у тебя было плохого, неприятного, страшного в жизни, что запомнилось?
Ответы детей:
«…Мама! Лупит иногда даже!», «Сны про всяких страшилищ».
«…Когда я сплю, я все время думаю, что из маминой постели вылезет дядя и меня захочет забрать».
«…Темнота, в темноте ночью сплю без мамы, сверху кто-то топает ночью и стучит молотком».
«…Как меня обижали».
«…Что мама ушла, не сказав».
Вопрос: Что у тебя было приятного, хорошего в жизни, что тебе запомнилось?
Ответы детей:
«…Когда была ласковая мама. Когда я была маленькая, она была ласковая».
«…Мама и папа меня любят, заботятся».
«…Как меня уважают».
«…Что мама говорила „молодец!“, целовала в щеки, лобик».
«…Не было ничего».
«…Мама!».
«…Когда меня мама не наказывает».
«…Что папа за мамой ухаживает».
«…Что меня очень любят родители».