Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Французское Просвещение. 
История франции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шарль Луи де Монтескьё, барон де ля Брэд, де Секонда (1689— 1755) был автором «Персидских писем» — первого литературного произведения, написанного в духе просветительских идей. В своем сатирическом романе Монтескьё обличал нравы и порядки французского абсолютизма. Наиболее подробно философские и общественнополитические взгляды Монтескьё были изложены в трактате «О духе законов» (1748). Славу… Читать ещё >

Французское Просвещение. История франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XVIII столетие вошло в историю как «век Просвещения». Просвещение стало новым этапом в духовном обновлении европейского общества. Оно соединило в себе идеи гуманизма и Реформации, результаты научной революции XVII в., подготовило секуляризацию европейской культуры и радикальное обновление картины мира. Просветители подвергли критическому осмыслению существующий миропорядок. Одной из главных их целей было усовершенствование существующего строя путём подготовки и реализации реформ в различных сферах общественной жизни.

Просветительское движение зародилось в Англии в последней четверти XVII в. От англичан французы восприняли идеи о свободе совести и свободе мысли, о конституционной монархии. Однако позже именно Франция стала центром просветительской мысли. Французское Просвещение отличали взаимосвязь философской и общественно-политической проблематики, острая социально-политическая и антиклерикальная направленность, обращение к проблемам государственно-правового строительства и экономического развития. Просветительская мысль стала предшественницей революционной идеологии «третьего сословия».

Основоположниками французского Просвещения являлись Ш. Л. Монтескьё, Вольтер (Ф.М. Аруэ), Ж.-Ж. Руссо.

Шарль Луи де Монтескьё, барон де ля Брэд, де Секонда (1689— 1755) был автором «Персидских писем» — первого литературного произведения, написанного в духе просветительских идей. В своем сатирическом романе Монтескьё обличал нравы и порядки французского абсолютизма. Наиболее подробно философские и общественнополитические взгляды Монтескьё были изложены в трактате «О духе законов» (1748).

Славу талантливого драматурга стяжал Вольтер (1694−1778). Свою литературную деятельность Вольтер начал с двадцатилетнего возраста и занимался ею более 60 лет. Он не выдвинул целостной философско-мировоззренческой концепции, но в его размышлениях о человеке и обществе, в частности в «Философских повестях», нашли отражение важнейшие мысли просветительской идеологии.

Жан-Жак Руссо (1712−1778) был одним из зачинателей нового направления общественной мысли — эгалитаризма. Свои политические взгляды Руссо высказал в сочинении «Общественный договор». В романе «Эмиль, или О воспитании» он описал идеал воспитания и образования.

К старшему поколению просветителей относился и Жан Мелье (1664−1729). Будучи сельским священником Мелье создал единственное литературно-философское произведение — «Завещание». Высказанные им идеи послужили толчком для развития атеистического направления во французском Просвещении.

В 40−50-х гг. в общественно-политической жизни Франции активно заявило о себе второе поколение просветителей. Наиболее ярким событием этого времени стало издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751−1780). Её основателем и многолетним редактором был Дени Дидро (1713— 1784), который уже своими первыми произведениями («Рассуждение о достоинстве и добродетели» и «Философские мысли») снискал славу самого дерзкого вольнодумца. Среди авторов «Энциклопедии» были многие крупнейшие французские философы-материалисты XVIII в. — Клод Адриан Гельвеций (1715−1771), Поль Анри (Пауль Генрих Дитрих) Гольбах (1723−1789), Жан Лерон Д’Аламбер (1717— 1783), Жюльен Офре де Ламетри (1709−1751) и др.

Особое место во французском Просвещении занимала школа экономистов-физиократов. Их общепризнанным главой был Франсуа Кенэ (1694−1774).

Почти все французские просветители подверглись разного рода преследованиям. Дидро был заключён в Вснсенский замок, Вольтер — в Бастилию, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме».

Борьба с правительством способствовала радикализации французского просветительского движения.

Французское Просвещение оказало идейное и практическое влияние почти на всю Западную Европу, вызвав со стороны многих государей попытки реформ. Между тем в самой Франции политика просвещённого абсолютизма дала наименьшие результаты. Людовик XV не интересовался просветительской литературой. Длительный период его правления был безвозвратно упущен для реформ. А Людовик XVI, хотя и сочувствовал некоторым идеям Просвещения, был крайне непоследователен в своих преобразованиях. Их неудачное правление подготовило почву для революции.

Контрольные вопросы

  • 1. Назовите основные социальные группы «третьего сословия».
  • 2. Приведите доказательства того, что французская монархия в XVIII в. испытывала глубокий кризис.
  • 3. Насколько успешной можно считать колониальную политику Франции в XVIII в.
  • 4. Почему идеи французского Просвещения рассматриваются как духовные предпосылки Французской буржуазной революции?
  • 5. Назовите выдающихся представителей французского Просвещения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой