Отождествление инвенции со смежными аргументативными стратегиями
Инвенцию следует понимать как рассмотрение тезиса с разных точек зрения (топов) с целью поиска аргументов. Инвенция же определяет и направление поиска («добывания») нужных, но в данный момент отсутствующих фактов, заставляя формулировать следующие вопросы (например, при составлении топики тезиса «Волгограду следует вернут прежнее название»): Топос «название предмета» —>«Волгоград (‘город… Читать ещё >
Отождествление инвенции со смежными аргументативными стратегиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ специальной литературы, посвященной рассмотрению инвенции и метода общих мест, заставляет констатировать: 1) неопределенность отношения инвенции к процедуре обоснования; 2) отождествление процедур инвенции и стасиса; 3) недостаточно четкое различение понятий инвенции и диспозиции. Рассмотрим данные соотношения в указанной последовательности.
Инвенция и обоснование
Инвенцию следует понимать как рассмотрение тезиса с разных точек зрения (топов) с целью поиска аргументов. Инвенция же определяет и направление поиска («добывания») нужных, но в данный момент отсутствующих фактов, заставляя формулировать следующие вопросы (например, при составлении топики тезиса «Волгограду следует вернут прежнее название»):
1) Топос «аналогия» —> «Ленинграду и Свердловску уже возвратили прежние названия, значит, пора возвратить старое название и Волгограду» (довод к прецеденту).
Каким еще городам возвратили прежние названия?
2) Топос «название предмета» —>"Волгоград (‘город на Волге') — название неинформативно: городов на Волге много", ВолгогрАД — пугающее название (довод к этимологии).
Какие еще мотивационные и (ложно)этимологические ассоциации вызывает это название? (Здесь понадобятся мотивационный анализ и ассоциативный эксперимент).
3) Топос «следствие» —*? «Это потребует серьезных затрат» (довод к кошельку).
Какая именно сумма понадобится?
4) Топос «мнение» —> «Жители города, вероятно, будут против переименования» (аргумент к массам).
Как это подтвердить? (Здесь понадобятся опрос либо анкетирование).
Ответы на подобные вопросы даются путем: 1) изучения различных источников, в частности книг, архивных документов; 2) опроса, анкетирования; б) научного или иного эксперимента. Характеризуя данный процесс, А. В. Стешов пишет: «Нахождение нужных аргументов — процесс не скоротечный, не сиюминутный. Это изнурительная промывка гор „словесной руды“ в поисках крупинок мысли»1.
Обоснование состоит в приведении уже обнаруженных в результате инвенции доводов (фактов и аксиом) в подтверждение тезиса.