Неокантианство (баденская школа)
Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод — подчёркивающий неповторимость, уникальность явления. По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям. Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития. По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить… Читать ещё >
Неокантианство (баденская школа) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Представители этой школы (Генрих Риккерт (1863−1936), Вильгельм Виндельбанд (1848−1915)) попытались установить фундаментальное отличие «наук о культуре» от «наук о природе».
Они пришли к выводу о том, что различие между этими науками заключается не в предмете, а методе познания, исследования.
Науки о природе стремятся установить сходное, повторяющееся в явлениях природы, законы их развития.
Для естественных наук характерен генерализирующий метод — выделяющий общее в вещах.
Науки о культуре пытаются объяснить единичные, однократные культурно-исторические факты, которые нельзя подвести под понятие общего закона.
Для гуманитарных наук характерен индивидуализирующий метод — подчёркивающий неповторимость, уникальность явления.
По мнению неокантианцев, науки о природе и науки о культуре различаются их отношением к ценностям.
Культура имеет ценностную природу.
Познание культурно-исторического факта и состоит в его отнесении к определённого рода ценности — политической, религиозной, моральной, эстетической.
По мнению неокантианцев, ценности — это не объективная реальность, а идеальное бытие, идеалы истины, добра и красоты, которые носят абсолютный, вневременной характер.
По словам Г. Риккерта, «без идеала человек в духовном смысле не может правильно жить».
Ценности, воплощённые в идеалах, придают смысл человеческой жизни, выступают как духовные опоры, ориентиры жизни человека, его деятельности, культурного развития общества.