Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая концепция А. А. Пиличяускаса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность этих методов основана на коммуникативной основе: слушатель ведёт диалог с воображаемыми героями разных исторических эпох; беседует с композитором как режиссер и т. Д. При этом подчёркивается, что использование метода осознания личностного смысла в музыке направлено на практическое проявление воспитательной функции музыки, которая в нынешних условиях по отношению к академической музыке… Читать ещё >

Педагогическая концепция А. А. Пиличяускаса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большое внимание проблеме формирования слушательской культуры учащихся на занятиях уделяется в концепции А. А. Пиличяускаса. По мнению этого автора, задача педагога — помочь школьникам раскрыть художественную ценность и социальную значимость академической музыки. Согласно предлагаемой концепции, впечатления учащихся должны отражать не столько само прослушанное произведение, сколько его воздействие на слушателя, тогда в них получат отражение интересы школьника, его стремления, духовный мир, нравственность. Воспринимая музыку, школьник сможет лучше познать самого себя, а учитель — своих воспитанников.

Интерес представляют предлагаемые этим автором методы познания художественного образа произведения и его содержания в целом: 1) метод осознания интонируемого смысла; 2) метод осознания личностного смысла музыкального сочинения.

Сущность этих методов основана на коммуникативной основе: слушатель ведёт диалог с воображаемыми героями разных исторических эпох; беседует с композитором как режиссер и т. Д. При этом подчёркивается, что использование метода осознания личностного смысла в музыке направлено на практическое проявление воспитательной функции музыки, которая в нынешних условиях по отношению к академической музыке только декларируется.

Эффективность предлагаемых методов педагог-музыкант видит в «большом количестве эмоциогенных ситуаций, в основном духовно-нравственного содержания, которые возникают при моделировании художественного образа и его обсуждении. Актуальные, спонтанно (самопроизвольно) возникающие ситуации заставляют слушателя определить свою позицию по отношению к действующим лицам эмоциогенного сюжета (оценка их идеалов, принципов, мировоззрения и т. Д.). Всё это доказывает, что указанные методы являются импульсами для духовно-нравственного резонанса. И хотя импульс (интонирование) исчезает, резонанс от него может ещё некоторое время продолжаться. Вербализированный (выраженный в словесной форме) личностный смысл постепенно и неизбежно становится самовыражением сознания[12].

Выходят на поверхность, по мнению педагога-музыканта, не все нюансы и оттенки переживаний, а лишь их контуры, основной рельеф. Это значит, что слушатель всегда чувствует гораздо больше, разнообразнее и сложнее, нежели ему удаётся выразить впечатления на словах. Это сложный и трудоёмкий процесс, однако он имеет и привлекательную сторону для учащихся, поскольку является своего рода творчеством, открывает простор для проявления воображения воспринимающего, его способности обобщать, делать выводы.

А. А. Пиличяускас предлагает учителям музыки предоставлять учащимся возможность давать ответы как в устной, так и письменной формах. В устных высказываниях уже сама интонация говорящего, его мимика создают некоторую «иллюзию» близости словесного образа только что прозвучавшей музыке. Кроме того, при устном ответе педагог может дополнительными вопросами уточнить позицию ученика, содержание воспринятого художественного образа, довести это высказывание до уровня, на котором обобщающий вывод легко сможет сделать сам ученик. Письменные высказывания часто бывают более проблемными, но откровенными и искренними, если только педагог пользуется доверием своих воспитанников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой