Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Театр. 
Художественная культура XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Символистская драматургия переносила действие в будущее (например, у Брюсова), в мифологическое прошлое (например, в трагедиях Анненского на античные темы) и во вневременную условную художественную реальность (например, в лирических пьесах Блока). Юбю-король" провалился из-за непривычного оформления спектакля, политических ориентации, грубости текста пьесы (пьеса Жарри начинается, например… Читать ещё >

Театр. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Символизм захватил в сферу своего влияния и театр. В символическом театре действие не сводится к последовательной смене фактов. У действия есть загадочная изнанка, обращенная к бессознательному. Театр символизма проявляет устойчивый интерес к улице, к афише, к ночным развлечениям, к народным ремеслам.

Морис Метерлинк (1862−1949) провозглашает необходимость «театра молчания», заменяющего действительность абсолютно вымышленной художественной реальностью.

Эстетику символизма воплощал на сцене режиссер Поль Фор (1872−1960), создавший Theatre d’Art и пользовавшийся поддержкой Анри де Ренье и главы французского символизма Стефана Малларме. В оформлении сцены Фор отдает предпочтение художественным принципам импрессионизма (художниками-сценографами в театре Фора были и Поль Гоген, и Поль Серрюзье, и Раймон Руссель). Фор ввел в художественный обиход сцены «черный кабинет» (средство создания нейтрального фона театрального действия) и в оформлении сцены использовал газовый занавес, а также декорации с золотыми панно, имитирующими средневековую религиозную живопись. Фор заменил на сцене натуралистическую «среду» фоном, отражающим действие, и применил упрощенные художественные средства и стилизацию. Он объявил войну натурализму и бульварному театру и ставил пьесы бельгийских драматургов-символистов лауреата Нобелевской премии за 1911 г. Мориса Метерлинка и Шарля ван Лерберга.

В организованном Фором Theatre d’Art декламировались произведения Малларме, Бодлера, Рембо, По, Ламартина, старофранцузский эпос, «Илиада» Гомера.

Малларме выдвинул символистские принципы сценического искусства, согласно которым театр отражает «универсальный, вневременной, внепространственный мир» .

На сценах Франции появляются первые драмы французских символистов, а также ранние пьесы Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые», «Непрошеная гостья», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля» .

В Theatre d’Art режиссер Люнье-По поставил символистскую пьесу Альфреда Жарри (1873−1908) «Юбю-король» (1896). Сатирическо-фарсовый спектакль был оформлен Тулуз-Лотреком. Особенностью постановки стало отсутствие занавеса, указание места действия с помощью специальных табличек, стоящих на сцене, трансформация декораций (они, например, превращались из камина в дверь и обратно), исполнение заглавной роли папаши Юбю актером Фирменом Жемье (1989;1933) в картонной маске, изображение целой армии солдат одним актером. Спектакль был поставлен в духе условного театра, в котором, по мнению Жарри, актер должен заместить собственное лицо изображением персонажа.

" Юбю-король" провалился из-за непривычного оформления спектакля, политических ориентации, грубости текста пьесы (пьеса Жарри начинается, например, словом «дерьмо»). В прозе Жарри создал символистский эротико-фантастический роман «Сверхмужчина» .

Эстетика символизма воплощалась на сцене и французским режиссером и актером Орельеном Мари Люнье-По (1869−1940), создавшим и руководившим символистским «театром творчества» «Эвр» (1893−1929).

В символистскую драматургию большой вклад внес русский поэт-символист Александр Блок. На его пьесах и пьесах Метерлинка («Синяя птица») формировался русский символистский театр.

Символистская драматургия переносила действие в будущее (например, у Брюсова), в мифологическое прошлое (например, в трагедиях Анненского на античные темы) и во вневременную условную художественную реальность (например, в лирических пьесах Блока).

Вяч. Иванов выдвинул идею всенародного «соборного» синтетического театра, способного к современному мифотворчеству. «Театры хоровых трагедий, комедий и мистерий должны стать очагами творческого, или пророчественного, самоопределения народа; и только тогда будет окончательно разрешена проблема слияния актеров и зрителей» (Иванов. 1909. С. 218).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой