Андрагогическая модель обучения
К определению понятия «андрагогика» также существует несколько подходов, рассмотренных в монографии Вершловского С. Г. «Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена». В данной работе на основании обобщения ряда мнений отечественных и зарубежных ученых дается определение предмета андрагогики как науки об обучении взрослых. Предметом андрагогики является многоаспектное… Читать ещё >
Андрагогическая модель обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На изучение категориального аппарата, теоретическое обоснование системного управления образованием взрослых в современных условиях направлена андрагогика как область научного знания, в которой выявляются закономерности обучения взрослых, определяются принципы деятельности андрагога как педагога, реализующего андрагогическую модель обучения.
К определению понятия «андрагогика» также существует несколько подходов, рассмотренных в монографии Вершловского С. Г. «Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена». В данной работе на основании обобщения ряда мнений отечественных и зарубежных ученых дается определение предмета андрагогики как науки об обучении взрослых. Предметом андрагогики является многоаспектное непрерывное образование, осуществляемое в институтах формального, неформального и информального образования в соответствии с социокультурными условиями и особенностями взрослых.
В контексте нашего исследования актуально обозначение сравнительных характеристик андрагогической и педагогической моделей обучения.
При сравнении этих моделей обучения авторы опираются на андрагогическую модель, разработанную в 1970 г. М. Ноулзом. На основании этих сравнительных характеристик и с учетом особенностей современных взрослых сформулированы андрагогические принципы обучения.
Среди существенных отличий андрагогической модели обучения от педагогической можно выделить такие, как:
- — взрослые более мотивированы на обучение и получение результата;
- — цели обучения у каждого взрослого индивидуальны, обусловлены жизненным и профессиональным опытом;
- — взрослые обучаются на добровольной основе;
- — обучающий (андрагог) выступает в роли консультанта, модератора, тьютора.
По нашему мнению, педагогическая модель обучения, сравниваемая авторами с андрагогической моделью, в большей степени соотносится с педагогической моделью обучения, реализуемой в системе основного (школьного) образования. В системе дополнительного образования невзрослые учащиеся обучаются на добровольной основе в соответствии с их личным выбором (в большинстве случаев) или с выбором их родителей. В учреждении дополнительного образования преобладает индивидуальный подход к учащимся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Учащиеся мотивированы на обучение и достижение успешных результатов.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых должен быть готовым работать со взрослыми в различных профессиональных позициях андрагога. Основные позиции, рассматриваемые современными авторами (Соколова Е.И., Хозов В.Ф.), представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Профессиональные позиции педагога дополнительного образования взрослых.
Позиции педагога. | Профессиональные задачи. |
Коуч. | Способствовать успешному достижению цели обучения, получению позитивных результатов в жизни и работе. Вдохновлять обучающихся на самостоятельный выбор действий. |
Ментор | Передает правила и ценности Связывает обучение с практическим применением полученных знаний Осуществляет конструктивную критику, оценивает обучение Устанавливает необходимые профессиональные связи Помогает достичь личностного и профессионального роста через рефлексию результатов обучения. |
Тьютор | Определяет и советует, какие занятия лучше всего посещать, составляет индивидуальный учебный план. |
Эдвайзер | Содействует в выборе траектории обучения, в подборе информационного контента. |
Фасилитатор | Помогает группе в процессе дискуссий, групповых тренингах, облегчая процесс коммуникаций Обеспечивает соблюдение регламента обучения. |