Закономерности и принципы менеджмента
Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за работу. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании… Читать ещё >
Закономерности и принципы менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.
К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:
- 1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.
- 2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.
- 3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.
- 4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем.
- 5. Преимущественность сознательного (планомерного) уп-равления.
- 6. Концентрация и динамичное изменение функций управ-ления в организации.
- 7. Оптимизация уровней управления организацией.
- 8. Оптимальное использование функций контроля, учета и анализа.
Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией — функциям, методам и организационной структуре управления.
Первым, кто сформулировал принципы управления, был Анри Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Принципы управления Файоля приведены в табл. 1.1.1.
Таблица 1.1.1.
Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем.
Название. | Содержание принципа. |
1. Разделение труда. | Специализация работ, необходимая для эффективного использований рабочей силы. |
2. Полномочия и ответственность. | Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за работу. |
3. Дисциплина. | Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры — применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка. |
4. Единоначалие. | Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. |
5. Единство действий. | Bсe действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. |
6. Подчиненность интересов. | Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности. |
7. Вознаграждение персонала. | Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд. |
8. Централизация. | Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности. |
9. Скалярная цепь управления. | Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). |
10. Порядок. | Рабочее место — для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте. |
11. Справедливость. | Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. |
12. Стабильность персонала. | Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность. |
13. Инициатива. | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. |
14. Корпоративный дух. | Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила). |
В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:
- · принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;
- · принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
- · принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
- · принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
- · принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.