Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпосылки политической раздробленности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имперские и вольные города Германии нередко объединялись в союзы (Ганза, Союз рейнских городов, Швабский союз), которые проводили свою собственную политику, не всегда совпадающую как с интересами центральной, так и княжеской власти. В условиях слабости центральной власти в Германии значительное развитие получила политическая автономия отдельных корпораций — городов, их союзов, религиозных… Читать ещё >

Предпосылки политической раздробленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще Фридрих I Барбаросса к концу XII в. практически «создал» имперское сословие князей, пытаясь опереться на них в борьбе с герцогским сепаратизмом. Фридрих II в поисках поддержки в борьбе с папством значительно расширил права духовных и светских феодалов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, полноту территориальной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты духовным князьям. Владения духовной знати стати практически неприкосновенными для императорской власти. Аналогичные привилегии получили, но «Закону в пользу сеньоров» 1232 г. и светские вассалы императора. В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городских коммунах 1232 г. запрещалось их образование без согласия феодального сеньора. Оставаясь формально вассалами императора, светские и церковные князья стали осуществлять безраздельную власть на переданных им землях.

Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. Княжества оформились в независимые государства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления (княжеский двор, совет, чиновники и т. п.). Подчинение императору определялось лишь слабыми вассально-ленными связями. Вассальные обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в курию и выставлению в случае войны определенного контингента воинов. Эффективным инструментом укрепления самостоятельности, экономической и политической власти князей в целом стала высшая судебная власть, переданная князьям на их территориях.

Именно в отдельных «княжеских» государствах, развивавшихся в Германии по образцу централизованных западноевропейских монархий, были созданы профессиональные правительственные и судебные учреждения. Княжеские территории нередко делились на графства, которыми управляли министериалы, назначаемые князем (герцогом). Многими городами также управляли назначенные князем должностные лица. В крупных княжествах были учреждены канцелярии с нотариусами, которые разрабатывали проекты нормативных актов и регистрировали сделки. Позднее крупные территории были разделены па несколько десятков административных единиц, управлявшихся одним административным и одним судебным чиновником, которые, в свою очередь, опирались на назначаемых чиновников и судей более мелких округов. Существовала также разветвленная система налогообложения подданных княжеств.

В условиях слабости центральной власти в Германии значительное развитие получила политическая автономия отдельных корпораций — городов, их союзов, религиозных объединений.

В Германской империи различалось три разновидности правового статуса городов: имперские, вольные и княжеские. Наибольшим объемом прав обладали имперские города, которые были непосредственными вассалами императора и получили большую часть императорских регалий (высший суд, чеканка монеты, войско). Обязанности имперских городов по отношению к императору сводились к присяге верности и приему императора с его двором. С XV в. имперские города (Любек, Бремен, Гамбург, Аугсбург, Нюренберг и др.) имели постоянное представительство в рейхстаге. Статус вольных городов имели семь наиболее старых епископских городов (Майнц, Кельн, Трир, Вормс и др.), получавших свои привилегии как от германского императора, гак и от владеющих ими духовных князей. Эти города являлись центрами церковно-светского управления епархией и княжеством и были освобождены от налогов и поставки войска. В XII—XV вв. вольные города пользовались самоуправлением, в них избирались бургомистры и члены городского совета, которые решали местные вопросы, уголовные и гражданские дела. Духовные князья сохраняли юридический контроль над этими городами посредством назначения главных чиновников города (бургграфа, префекта), руководивших осуществлением правосудия. Княжескими городами управляли назначенные князем должностные лица.

Имперские и вольные города Германии нередко объединялись в союзы (Ганза, Союз рейнских городов, Швабский союз), которые проводили свою собственную политику, не всегда совпадающую как с интересами центральной, так и княжеской власти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой