Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика развития познавательных процессов в средней стадии зрелости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в среднем возрасте одним из важнейших факторов, влияющих на познание, является богатство жизненного опыта, составляющего основу кристаллизованного интеллекта, который в отличие от текучего интеллекта часто повышается в течение всей жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию. Это помогает объяснить, почему ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья… Читать ещё >

Специфика развития познавательных процессов в средней стадии зрелости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средний возраст охватывает период жизни примерно с 40 до 60−65 лет. По содержанию и качеству жизнедеятельности этот возраст может быть для человека как временем свершений и побед, так и периодом тревог и неудовлетворенности. Некоторые люди средних лет чувствуют, что теперь они способны лучше управлять ходом своей жизни, другие переживают острый кризис в физическом и эмоциональном плане и рассматривают данный отрезок жизни как период заката. При этом приходит сознание, что время безвозвратно уходит и что им уже не удастся достичь ранее задуманного. Функционирование организма, интеллекта и личности в среднем возрасте сочетает в себе элементы постоянства и перемен; отдельные физические функции начинают ухудшаться, происходят изменения в строении и работе органов и систем организма. В этом возрасте человека начинают по-настоящему беспокоить различные болезни. И мужчины, и женщины средних лет чаще, чем люди более молодого возраста, страдают от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, диабета и болезней органов дыхания. Проблемы со здоровьем принимают особенно острый характер у курящих и злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это не может не отразиться на состоянии познавательной деятельности. Однако многие из нежелательных последствий старения можно ослабить с помощью физических упражнений, правильного питания и здорового образа жизни. Вместе с тем интеллектуальная деятельность у представителей данного возраста продолжает оставаться высокопродуктивной. Большинство из них показывает прежний уровень возможностей или даже повышает его в тестах на вербальное понимание (способность раскрывать значение слов) и арифметические действия. Так, показатели словарного запаса и общей осведомленности у людей старше 40 лет оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20−30 лет.

В возрасте 41−46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. Многие люди на протяжении среднего возраста продолжают демонстрировать высокий уровень интеллектуальных способностей, при этом наблюдается целый ряд индивидуальных различий. Некоторые из способностей, относимых к текучему интеллекту, у отдельных людей, действительно, снижаются довольно быстро, но это снижение интеллекта вовсе не является автоматической функцией старения, а связано с уровнем сложности жизни. У людей, удовлетворенных своей жизнью, редко конфликтующих с окружающими, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, находящихся в тесном взаимодействии со своей культурной средой, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. Однако есть один фактор интеллекта, который в среднем возрасте неизменно ослабляется: навыки, требующие скорости, с возрастом даются человеку все труднее, поскольку начинают замедляться многие психомоторные процессы. В возрасте 40−50 лет это замедление еще нс столь заметно. Взрослые стремятся компенсировать снижение скорости повышением эффективности своих действий и обширными знаниями. Видимо, это служит одной из возможных причин того, почему многие люди средних лет или пожилого возраста показывают в тестах на абстрактное рассуждение худшие результаты, чем более молодые люди, ведь они склонны превращать проблему в контекстно-зависимую и преуменьшать важность абстрактных рассуждений. Так, например, они отказываются от повторения каких-либо, на их взгляд, ненужных деталей, при воспроизведении материала по памяти, чтобы не утомлять ими слушателя. Люди среднего возраста действуют наиболее продуктивно тогда, когда у них есть возможность воспользоваться накопленными знаниями и опытом. Вероятно, этим объясняется снижение в данном возрасте показателей оперативной и кратковременной памяти, беглости речи, пространственных отношений и индуктивного рассуждения. Стоит отметить, что эти потери среднего возраста носят весьма ограниченный характер.

Таким образом, в среднем возрасте одним из важнейших факторов, влияющих на познание, является богатство жизненного опыта, составляющего основу кристаллизованного интеллекта, который в отличие от текучего интеллекта часто повышается в течение всей жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию. Это помогает объяснить, почему ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа опирается на мощный фундамент накопленных знаний и опыта, отличаются, как правило, большей продуктивностью, когда они находятся в возрасте 40−50 или даже 70 лет, а не в молодости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой