Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформация в Германии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие науки, искусства, книгопечатания, а также расширение коммуникаций способствовали подрыву традиционных представлений об обществе и церкви. Усилились антиклерикальные настроения, вызванные попытками римской курии в лице папы Льва X извлечь из Германии как можно больше денежных средств. Последняя четверть XV и начало XVI в. были временем идеологической подготовки Реформации… Читать ещё >

Реформация в Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Причины и социальный состав немецкой Реформации

Реформация началась в Германии. Во многом это стало возможным благодаря территориально-государственному устройству Священной Римской империи, в которой имперские чины имели суверенитет во внутреннем управлении и могли использовать новые религиозные идеи для подчинения церкви территориальным князьям и вольным имперским городам. Начальным пунктом общеевропейского реформационного движения стало выступление малоизвестного профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483—1546) с 95 тезисами против индульгенций[1].

На положение дел в Европе, в частности в Германии, сильное влияние оказывали, с одной стороны, укрепление территориальных княжеств и имперских городов, а с другой — универсалистская политика императоров Священной Римской империи и папства, которые находились в противоречии друг с другом. В Германии шел сложный процесс развития раннего капитализма. В ряде территорий начиналось интенсивное складывание раннекапиталистических отношений, что было особенно характерно для горнорудной промышленности. Развивалось банковское дело. Дальнейшее развитие городов, ремесел и торговли породило проблему обеспечения городского населения продуктами, а также угрозу распространения эпидемий, что способствовало обострению социальных конфликтов и росту эсхатологических настроений. В некоторых частях Германии отработочная феодальная рента увеличивалась с двух дней в году до 70, при этом неизменной оставалась церковная десятина. Предприниматели из среды бюргерства были недовольны препятствиями, чинимыми свободной торговле, а также тем, что монополия на разработку горных промыслов находилась в руках имперских и княжеских властей. Все это происходило в условиях отсутствия центральной власти, которая могла бы защитить их интересы на внешнем рынке.

Век имперского рыцарства уходит в прошлое, в войнах используются наемники. Однако заниматься хозяйством рыцарство не умело, да и не хотело, поэтому уповало на императора, который мог бы своей властью возвысить имперское рыцарство и подчинить ему крестьян. Недовольны были и территориальные князья: они с раздражением смотрели на огромное количество земель, находящихся в собственности у духовных феодалов, и мечтали о секуляризации земель. Католическая церковь Германии в отличие, например, от Франции непосредственно подчинялась папству, поэтому именно в ней видели источник всех бед Германии. Таким образом, борьба за реформу церкви становилась естественным выражением общих устремлений в условиях обострения социально-политической и экономической обстановки.

Развитие науки, искусства, книгопечатания, а также расширение коммуникаций способствовали подрыву традиционных представлений об обществе и церкви. Усилились антиклерикальные настроения, вызванные попытками римской курии в лице папы Льва X извлечь из Германии как можно больше денежных средств. Последняя четверть XV и начало XVI в. были временем идеологической подготовки Реформации в общественнополитической жизни Германии.

Гуманисты (Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Себастьян Брандт, Ульрих фон Гуттен) выступали с критикой догматов католицизма и практики католической церкви и тем самым готовили идеологическую почву Реформации. Дискуссия между критиками и сторонниками католицизма ярко отразилась в споре между «рейхлинистами» и «антирейхлинистами» по поводу уничтожения иудейских религиозных книг, часть из которых Рейхлин считал ценным источником по истории раннего христианства. Рейхлина поддержал кружок гуманистов Эрфуртского университета, опубликовавший сборник «Письма темных людей», хлесткую сатиру на тех, кто желал сжечь книги.

  • [1] Долгое время считалось, что Лютер прибил список с тезисами на дверях замковойцеркви в Виттенберге. В наше время появилось мнение, что это легенда, а Лютер просторазослал свои тезисы с целью начать богословский спор.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой