Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема человека в художественном микрокосме прозаических циклов Гессе 1907-1912 годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В цикле рассказов «По эту сторону» метасюжет связан с представлениями автора о четкой закономерности, поступательности развития человеческой жизни: от детских лет («Из детства») к юности («Мраморная мастерская», «Июль», «Гимназист»), а затем к периоду зрелости («Прогулка в осень»). Противостоящие понятия связаны с потенциально возможным направлением — «та», «другая». В-третьих, заглавие… Читать ещё >

Проблема человека в художественном микрокосме прозаических циклов Гессе 1907-1912 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция личности и ее художественная реализация в цикле «По эту сторону»

Раскрытию концепции личности способствуют средства, приемы, участвующие в создании циклического текста. Объединяющая роль заглавия Цикла неоспорима, оно реализует алгоритм системного восприятия смысла.

Название «По эту сторону» указывает, во-первых, на единое пространство рассказывания. Ю. М. Лотман утверждает, что такое качество произведения не обязательно обозначает лишь топографические реалии, но и любые другие «модели мира»: граница замыкает противоположности, в данном случае морально-нравственные состояния души героев [15, с. 543]. Во-вторых, акцентируется пространственный модус: представления о добром, гуманном, светлом, справедливом соотносятся у Гессе с местоимением «эта» (die), с образами, по мнению Г. Башляра, «счастливого пространства» [17, с. 376].

Противостоящие понятия связаны с потенциально возможным направлением — «та», «другая». В-третьих, заглавие актуализирует теологический подтекст: наличие двух миров — посюстороннего и потустороннего. Помыслы Гессе сосредоточены на человеке и его единстве с природой.

Композиционный прием пространного описания природы является одним из способов циклического объединения у Гессе. Пейзажный зачин как обобщающая структура рассказов используется писателем почти в каждой истории (за исключением рассказа «Гимназист», где природные картины заменяются урбанистическими), с одной стороны, с целью создания эмоциональнопсихологического настроя, с другой — он выполняет функцию рефрена метасюжета цикла. Последний, на наш взгляд, является доминантной категорией при раскрытии контекста цикла. Пейзажный зачин также рождает обобщающий мотив единства в противовес одиночеству человека.

В цикле рассказов «По эту сторону» метасюжет связан с представлениями автора о четкой закономерности, поступательности развития человеческой жизни: от детских лет («Из детства») к юности («Мраморная мастерская», «Июль», «Гимназист»), а затем к периоду зрелости («Прогулка в осень»).

Функция метасюжета состоит в «сцеплении» компонентов цикла на вторичном уровне.

Метасюжет создает определенное целостное видение человеческого «я» в развитии, расширяя мысли героя до масштабов философского размышления.

Разный возраст героя цикла и соотносимые с ним образные характеристики природы активизируют в восприятии читателя смыслы, связанные у Гессе с природной циклизацией [12, с. 53].

Сезонные пейзажи чрезвычайно значимы для художественной концепции цикла. Природный ритм, подчиняющийся последовательной смене времен года, соответствует периодам человеческой жизни: детские воспоминания связаны с весенним пейзажем («Из детства»), расцвету человеческой жизни (юности) соответствует описание природы в летний период («Мраморная мастерская», «Июль»), герой, прошедший большую часть жизненного пути путешествует осенью («Прогулка в осень»). У Гессе времена года выступают скорее маркерами разных возрастных состояний персонажа, нежели сезонными обозначениями.

Концептуальное видение человека Гессе в цикле «По эту сторону» репрезентируется совокупностью пройденных и предстоящих испытаний.

В рассказе «Из детства» эта грань определяется дружбой и первой встречей со смертью. Представленная Гессе картина мира рассматривается сквозь призму общего концепта детства. По мнению писателя, истинное, подлинное в человеке и мире внешнем открывается только художнику или ребенку.

Детское восприятие мира становится основой всей последующей жизни человека. Мотив взросления получает развернутую трактовку в последующих историях.

В трех рассказах «Мраморная мастерская», «Июль», «Гимназист» юному герою предстоит испытание любовью. Мир Гессе не представим без эмоций, трудностей, которые влечет за собой указанное чувство. Писатель говорит о любви в превосходной степени — «лучшее, прекраснейшее, желаннейшее в мире» чувство, подчеркивая ее возвышенность и земную запредельность.

Тем не менее, в рассказах цикла она выступает как любовь-трагедия («Мраморная мастерская»), как первая быстро проходящая влюбленность («Июль») или как любовь — испытание с обретением опыта и мудрости («Гимназист»).

Усиление философского начала акцентируется введением мотива одиночества человеческого бытия («Прогулка в осень»), противопоставленного и одновременно сопоставленного с концептом дома (как родины).

Одиночество — постоянное состояние героя, его сознательный выбор — это уединение, с которым в повествовании связан образ придуманного острова (Insel) с выстроенным на нем замком как символом «прибежища» (Гессе) и удаленности от общения с другими. Образ тумана в трактовке Гессе приобретает значение, тождественное одиночеству человека в мире.

У Гессе туман перестает быть только природным явлением, его физические свойства переносятся на бытие человека.

Исследование разных периодов жизни в закономерной последовательности (детство, юность, зрелость) через призму рубежного сознания раскрывается писателем как переосмысление пути, ведущего к «разъединению» людей. Каждый, по мнению Гессе, находится вне другого, и мир каждого лежит за пределами мира другого, они противоположны друг другу и поэтому чужды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой