Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные группы. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Семи испытуемым было предложено определить цвета пирамидок. Причем шестеро из них — подставные лица. Первым вопрос задается единственному настоящему испытуемому, который говорит то, что видит: пирамидки разного цвета — одна из них белая, другая — черная. Но остальные участники эксперимента уверяют, что пирамидки одинаковые. Они аргументируют свои утверждения тем, что пирамидки по-разному… Читать ещё >

Социальные группы. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

/ Социальная группа — это устойчивая общность людей, возникающая на основе социальных взаимодействий.

Связи в социальной группе носят уже не случайный или ситуативный характер, а обязательный, устойчивый, систематический. Именно социальная группа способна выступать как единое целое, отстаивать свои интересы, действовать по принципу «один за всех и все за одного». Посмотрите с этой точки зрения на свою учебную группу. Является ли она социальной группой в социологическом смысле слова? Может быть, перед вами всего лишь студенческая масса, однотипно реагирующая на одно и то же событие, или неустойчивая контактная общность?

Отметим основные особенности социальной группы.

Единство групповой культуры. В социальной группе возникают традиции и нормы, стиль жизни, мировоззренческие установки и принципы. Например, в семье могут быть свои традиции, устанавливаются определенные отношения между супругами, родителями и детьми. В одной семье принято периодически собираться и делиться своими проблемами, рассказывать все, что случилось на работе или в школе. В других же семьях отношения складываются более формально, каждый в одиночку справляется с трудностями.

Устойчивые взаимные ожидания. Г. Блумер так описывает взаимоотношения между преподавателями и учащимися: «…учащиеся и преподаватели обладают общим пониманием или традициями в отношении того, каким образом они должны вести себя в аудитории. От учащихся ожидаются определенные линии поведения, и они сознают подобные ожидания; точно так же и от преподавателя ожидаются вполне определенные действия, и он отдает себе отчет в подобном ожидании"*.

Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль/ Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 168—169.

Разделение труда, специализация функций. Такая специализация деятельности, видимо, имеется в вашей учебной группе. В ней может быть лидер, его «команда» (доверенные лица), профорг, «отличники» (всегда помогают готовиться к экзаменам), «советчики» (наиболее компетентные во всех вопросах) и т. д.

Формирование группового «мы», т. е. чувства (сознания) принадлежности к группе. Использование местоимения «мы» может стать проверкой значимости для вас социальной группы. О ком вы, скорее всего, скажете «мы»? О своей семье (к нам в гости приезжали родственники), друзьях (мы поздравили его с днем рождения), учебной группе (мы лучше всех сдали сессию), своем народе (у нас великая культура). Групповое «мы» всегда предполагает некую противоположную группу «они». Чувство отличия от других групп — важное условие сплочения группы. В то же время, если данные отличия порождают чувство собственного превосходства над другими, это может оказать разрушительное воздействие на группу. Группа перестает замечать собственные недостатки или пытается «списать» их на внешнее воздействие (во всем виноват кто-то другой). Такая позиция может привести к межгрупповой конфронтации.

Групповой контроль выражается как в виде норм, требований группы по отношению к входящим в нее индивидам, так и в виде санкций за нарушение этих норм. Если в вашей семье принята совместная уборка квартиры, а вы по тем или иным причинам решили от этого занятия «увильнуть», то санкция (осуждение родителями вашего поступка) не замедлит последовать. Групповой контроль, как и всякий социальный контроль, может быть не только внешним, но и внутренним. Вы берете на себя определенные обязательства по отношению к группе и не можете нарушить их не только из-за страха перед применением групповых санкций, но из нежелания подводить группу.

Конформизм (лат. conformis — подобный, сходный) — следование общему мнению группы. Научные эксперименты доказали, что человек может согласиться с мнением группы, даже если оно противоречит собственному.

Семи испытуемым было предложено определить цвета пирамидок. Причем шестеро из них — подставные лица. Первым вопрос задается единственному настоящему испытуемому, который говорит то, что видит: пирамидки разного цвета — одна из них белая, другая — черная. Но остальные участники эксперимента уверяют, что пирамидки одинаковые. Они аргументируют свои утверждения тем, что пирамидки по-разному освещены, стоят под разными углами и т. п. В конце эксперимента испытуемый, как правило, отказывается от своего суждения и соглашается с мнением группы.

Так происходит почти в 80% случаев.

На основании экспериментов ученые пришли к выводу, что конформизм в социальной группе является не исключением, а правилом. Но стоит кому-то из группы поддержать испытуемого, как степень конформизма резко снижается. Следовательно, чем сплоченнее является группа, тем сильнее групповое давление на индивида, тем чаще он проявляет конформное поведение. Однозначно конформизм оценить нельзя. С одной стороны, конформизм усиливает целостность, сплоченность группы, с другой — ошибочное мнение не получает отпора и может привести к неверным групповым решениям.

Эти особенности социальной группы позволяют ей выступать сплоченно, отстаивать свои интересы, добиваться общих целей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой