Историческое введение.
Анализ монографии И.М. Дьяконова "Люди города Ура"
Ко времени начала господства III династии Ура (с 2111 г. до н. э.) в Двуречье Евфрата и Тигра непомерно вырос царский сектор хозяйства. Общинно-частный сектор все же не вовсе был вытеснен или поглощен им, но именно он должен был определять лицо нижнемесопотамского города того времени. Мы имеем дело не с процессом становления города, растущего естественным путем из более ранних общинных структур… Читать ещё >
Историческое введение. Анализ монографии И.М. Дьяконова "Люди города Ура" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
дьяконов книга ура хаммурапи В этой главе автор приводит краткое описание основных событий в истории Месопотамии начала II тысячелетия до н. э, а также важнейших этапов развития и изменения этого общества.
Ко времени начала господства III династии Ура (с 2111 г. до н. э.) в Двуречье Евфрата и Тигра непомерно вырос царский сектор хозяйства. Общинно-частный сектор все же не вовсе был вытеснен или поглощен им, но именно он должен был определять лицо нижнемесопотамского города того времени. Мы имеем дело не с процессом становления города, растущего естественным путем из более ранних общинных структур, а с образованием города особого типа, возникшего в результате крушения почти полной хозяйственной монополии деспотического царского хозяйства, которая господствовала здесь в предшествующий период.
На общество III династии Ура воздействовали серьезнейшие внутренние противоречия, однако падение династии вызвало внешнее вторжение аморейских племён и войск соседнего Элама. Нашествие амореев принимало характер социального переворота и краха хозяйства царей III династии Ура. Цари новой династии сохранили нечто приближающееся к традиционному порядку, однако уже не так контролировали хозяйство. Из-за проблемы снабжения огромного количества царских работников им стали выдавать царские земли в наделы. В таких условиях царские люди были заинтересованы в том, чтобы возможно более освободиться от военной и трудовой повинности и переложить их на плечи наемников-амореев. Это понимали и цари, заинтересованные в бесперебойном функционировании государственной системы. Вскоре к амореям начала переходить власть в одном месопотамском городе за другим. В хозяйственно-административной области шумерские традиции прервались. Этот процесс толкнул экономику Двуречья к хаосу и, конечно, отозвался одинаково болезненно и на государственном, и на частных хозяйствах. Дело поддержания страны пропитанием перешло в руки отдельных семей. В связи с повсеместным ростом частного хозяйственного сектора снова растет и значение общинных органов самоуправления, новое значение приобретают храмы.
Общество Ларсы делилось на три класса:
- 1) класс, пользовавшийся эксплуатацией рабского и илотского труда
- 2) класс, не эксплуатирующий никого и не эксплуатируемый; земледельцы, организованные в большие семейные общины, и ремесленники
- 3) класс эксплуатируемых; собственно рабы и илоты.
С начала II тысячелетия основной доход государство получает уже не с казенных имений. Существенную роль начинали играть налоги.
Что касается политической истории этой эпохи, в Двуречье между Тигром и Евфратом в это время существовало по крайней мере пять царств: Вавилон, Казаллу, Иссин, Ларса и Урук; из них во всяком случае Иссин и Ларса претендовали на то, чтобы быть «Царством Шумера и Аккада». Цари всячески пытались сравняться с царями III династии Ура. Во всех царствах, кроме Иссина, сидели аморейские династы. Кроме того, в политической игре участвовали разместившиеся в пространствах между городами аморейские племена.
В 1826 году Хаммурапи завоевал Ларсу и распространил на нее вавилонские порядки.