Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диспозиционная теория личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ключевым моментом диспозиционной теории является выделение в структуре личности диспозиций, присущих каждому человеку, которые определяют его готовность к типичным действиям в различных ситуациях и выражают предрасположенность (направленность) личности удовлетворять ее потребности определенным образом. Структуру диспозиций личности составляют установки различного уровня от «низших», связанных… Читать ещё >

Диспозиционная теория личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин " диспозиция" введен в научную лексику в 1920;е гг. О. Штерном как эквивалент термина «предрасположенность» (предрасположенность субъекта к чему-либо). Диспозиция означает субъективную установку или предрасположенность личности к определенному типу поведения. Наиболее известная психологическая теория диспозиций личности принадлежит американскому психологу Гордону Оллпорту (1897−1967). В социологии основателями диспозиционной теории личности являются американские исследователи Уильям Томас и Флориан Знанецкий (см. § 2.4). Они ввели в научное употребление понятие " аттитюд" (установка), выражающее направленность (вектор) поведения личности.

В отечественной социологии автором диспозиционной теории личности является Владимир Александрович Ядов (р. 1929). Под диспозицией личности он понимает систему ее предрасположенностей (установок) к определенному поведению применительно к тем или иным ситуациям, условиям. В. А. Ядов выделил четыре уровня диспозиций:

  • 1) элементарные фиксированные установки, выражающие готовность к действию по удовлетворению витальных потребностей в пище, тепле и др.;
  • 2) ситуационные установки, формируемые на основе потребности в общении в обычных повседневных обстоятельствах;
  • 3) базовые социальные установки, определяющие общую направленность интересов, деятельности личности;
  • 4) ценностные ориентации личности, определяющие формирование целей жизни и основных средств их реализации (достижения), образуют высший диспозиционный уровень.

В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции (саморегуляции) поведения личности. Ее суть состоит в том, что установки различного уровня регулируют поведение индивида в различных социальных ситуациях: от удовлетворения жизненно-витальных потребностей, к реагированию в привычных ситуациях, через базовые социальные установки, к деятельности, связанной с реализацией целей жизни человека.

Ключевым моментом диспозиционной теории является выделение в структуре личности диспозиций, присущих каждому человеку, которые определяют его готовность к типичным действиям в различных ситуациях и выражают предрасположенность (направленность) личности удовлетворять ее потребности определенным образом. Структуру диспозиций личности составляют установки различного уровня от «низших», связанных с витальными потребностями личности, до «высших» — ценностных ориентаций личности. Согласно концепции диспозиционной регуляции поведения, личность осуществляет выбор поведения в зависимости от ситуации и реализуется в рамках той или диспозиционной установки.

Концепция парадоксального человека

Автором этой социологической теории личности является крупный российский социолог Жан Терентьевич Тощенко (р. 1935). Парадоксальный человек, по мнению Тощенко, есть порождение парадоксальной общественной ситуации, сложившейся в нашей стране в 1990;е гг., связанной с распадом СССР и обусловленной экономической, политической, духовно-культурной обстановкой, сформировавшейся в российском обществе в это время. Парадоксальный человек — атрибут переходного общества, он олицетворяет эпоху перемен.

В общем плане парадоксальный человек представлен следующим образом: «…произошло изменение сознания людей, явный или открытый отказ от многих ценностей и установок, с которыми ранее люди жили в течение всей жизни. Но мировоззрение как ключевое звено в сознании достаточно консервативно: оно продолжает аккумулировать в себе приверженность к прошлому, одобрение и критику настоящего и неуверенность в будущем, вернее, в способах реализации цели, намерений и интересов. Именно этот „гибрид“ сдвигов в общественном сознании, его проявление в конкретных ситуациях и позволяет говорить о парадоксальности сознания и поведения» людей. Парадоксальный человек многолик, у него немалое число типов.

Идее Ж. Т. Тощенко можно придать более широкое звучание. Парадоксальный человек присущ не только российскому обществу, он созвучен всякому переходному, нестабильному обществу на национальном и глобальном уровнях. Но, пожалуй, проблема парадоксального человека еще глубже. Современный/постсовременный мир XXI века очень динамичен, подвержен рискам, поэтому возможно, что парадоксальный человек — это вполне распространенный и обычный тип человека новейшей эпохи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой