Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влечения Я» и «влечения к самосохранению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это, согласно Фрейду, и группа представлений. И вероятно, они нагружены влечениями Я или нацелены на Я. Влечения Я порождены организмом (или Я как психической инстанцией, ответственной за сохранение организма) и нацелены на более или менее четко выделенные объекты (например, на пищу). Однако они связаны с Я как со своим объектом (см.: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б., 1996, с. 103). Именно такая… Читать ещё >

Влечения Я» и «влечения к самосохранению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фрейд был склонен к отождествлению понятий «влечения к самосохранению» и «влечения Я». Но что означало для него это совпадение между влечениями к самосохранению и влечениями Я1

На биологическом уровне он считает «влечения Я» влечениями к самосохранению, когда Я выступает как психическая сила, направленная на сохранение индивида (в противоположность сексуальным влечениям, направленным на сохранение рода). Как видно, здесь Фрейд придает сексуальным влечениям самостоятельность и обособленную силу. Однако генетический аспект их происхождения теряется.

На психологическом уровне Фрейд определяет влечения к самосохранению как вполне способные действовать согласно принципу реальности (в отличие от сексуальных влечений). Для согласования этих положений с концепцией Я он определяет Я-реальность посредством признаков, присущих влечениям Я (стремление к полезному и защита от вредного). Правда, как затем оказалось, реальность — это не только пища и безопасность, но и социальная поддержка, и многое другое. И в целом реальность есть именно социальная реальность, которая создается людьми. Я —

это, согласно Фрейду, и группа представлений. И вероятно, они нагружены влечениями Я или нацелены на Я. Влечения Я порождены организмом (или Я как психической инстанцией, ответственной за сохранение организма) и нацелены на более или менее четко выделенные объекты (например, на пищу). Однако они связаны с Я как со своим объектом (см.: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б., 1996, с. 103). Именно такая сложная ситуация складывается у Фрейда по поводу психологии Я.

Эта картина начинает меняться после 1914 г., и нс без влияния Адлера. У Фрейда появляется понятие «Я-идеал» (у Адлера аналогичные понятия уже были разработаны: идеал личности, цель жизни, фикция и т. п.), нарциссическое удовольствие или нарциссическая боль, обида (последние соответствуют чувству неполноценности, малости, униженности и т. п. у Адлера). Так Фрейд вслед за Адлером переходит к динамической теории Я. Он также вынужден трансформировать свою теорию либидо: ведь нарциссическое удовольствие совсем не тождественно эротическому удовольствию. А если нарциссическое удовольствие имеет первичный характер, тогда вся психогенстическая теория либидо Фрейда нуждается в пересмотре. Двигаясь в этом направлении, Фрейд отказывается также от противопоставления сексуальных влечений и инстинкта самосохранения. Последний он относит теперь к образованиям либидо. И все это происходит под скрытым влиянием Адлера, которого Фрейд хотел бы забыть. Но чем больше он к этому стремился, тем большее влияние идеи Адлера на него оказывали.

Как известно, с самого начала Фрейд описывал психический конфликт как противоположность между сексуальными влечениями и вытесняющей, защитной инстанцией Я. Но тогда Я не имело опоры в каком-либо особом влечении. То есть Я предполагалось Фрейдом изначально. Другое дело, что оно казалось чем-то достаточно понятным. Его в значительной мере разработала предшествовавшая Фрейду психология. Вероятно, ему казалось, что не стоит на нем особенно останавливаться. Это предмет психологии сознания, следовательно, не особенно интересный предмет для глубинной психологии. Весь интерес Фрейда был направлен на бессознательное как действительно новое, действительно интересное. И вот Адлер делает карьеру на разработке психологии Я. Таковы пути истории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой