Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стихи поэтов «серебряного века» в чтении детей старшего дошкольного возраста

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Писать литературу для детей, пожалуй, даже труднее, чем для взрослых, так как здесь необходимо столь же высокое качество текста, безупречность композиции, рифм, ритма, но в то же время — новизна, оригинальность. И детская литература помимо требований, которые предъявляются к литературе взрослой, должна отвечать ещё и ряду других критериев — быть занимательной, поучительной, наглядной, графичной и… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • 1. 1. ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
    • 1. 2. ДЕТСКАЯ
  • ЛИТЕРАТУРА КАК ОСОБАЯ СФЕРА ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 3. ДЕТСКАЯ
  • ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
  • ГЛАВА 2. ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА — ДЕТЯМ
    • 2. 1. И. А. БУНИН
    • 2. 2. К. Д. БАЛЬМОНТ
    • 2. 3. А. А. БЛОК
    • 2. 4. Н. С. ГУМИЛЁВ
    • 2. 5. С. А. ЕСЕНИН
    • 2. 6. В. В. МАЯКОВСКИЙ
    • 2. 7. ДРУГИЕ ПОЭТЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА ИСТОЧНИКИ НАУЧНАЯ
  • ЛИТЕРАТУРА

Стихи поэтов «серебряного века» в чтении детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если бы корова

Понимала слово,

То жилось бы Пете

Лучше нет на свете.

Петя решает, что ему было бы легче жить, если бы он был комиссаром. Однако в конце он понимает, насколько это трудная и ответственная работа — быть комиссаром:

Тяжело на свете

Быть для всех примером.

Будь ты лучше, Петя,

Раньше пионером.

Таким образом, более поздние стихи Есенина для детей несут уже и идеологическую нагрузку — очевидно, под влиянием времени и изменяющихся общественных условий.

2. 6 В. В. Маяковский Маяковский написал для детей более 20 произведений. Он выступал в защиту темы современности и новых героев даже в детской литературе. Подчеркнём, что стихи Маяковского для детей были написаны им уже в 20-е годы, то есть формально они не могут быть отнесены к Серебряному веку русской поэзии. Однако нам представляется всё-таки возможным рассмотреть в качестве примера несколько текстов Маяковского для детей, так как в них в явной форме отражаются многие характерные и для раннего Маяковского черты футуристической поэтики, стремление к поиску новых форм и нового содержания. Кроме того, Маяковский писал именно для детей, а не просто под впечатлением воспоминаний детства.

Одно из самых известных детских стихотворений Маяковского — Что такое хорошо и что такое плохо" (1925).

Крошка сын

к отцу пришел, и спросила кроха:

— Что такое

хорошо и что такое

плохо?

Стихотворение очень просто для восприятия, очень наглядно, графично, ритмично, написано «детским» языком с использованием особого детского «сленга» — «рожица», «драчун», «дрянной мальчишка», «книжица», «плоховатый мальчик», «карапуз» и т. д. Кроме того, этот тексты несёт на себе большую дидактическую нагрузку, имеет поучительный характер, хотя повествование и ведётся в форме непринуждённой беседы.

Все «детские» тексты Маяковского обладают такими достоинствами, и «поучение» в них ведётся ненавязчиво, увлекательно. В такой же манере в другом стихотворении Маяковского «Кем быть» повествуется о профессиях, среди которых маленький читатель может выбрать и свою будущую профессию. Автор использует звукопись, ассонансы и аллитерации, неожиданные оригинальные рифмы:

Рубанок

в руки —

работа другая:

сучки, закорюки рубанком стругаем.

Хороши стружки —

желтые игрушки. (1928).

Кроме того, автор буквально играет с ребёнком в звуки и буквы, имитируя то шум стройки, то звук работы станка:

Там —

дым, здесь —

гром.

Гро;

мим весь

дом.

И эта детская поэзия Маяковского в полной мере отражает его художественные установки, его манеру, отразившуюся во «взрослых» стихах. У детей же такие словесные и звуковые игры, несомненно, найдут самый горячий отклик и понимание.

2. 7 Другие поэты Многие поэты начала XX века создавали произведения для детей. Однако рамки творчества одного автора очень редко укладываются в рамки одного литературного направления или в рамки условно выделяемого периода в истории литературы. Деятельность многих поэтов, писавших в начале века для детей, приходится на 20 — 30 годы. Это и Д. Хармс, и А. Введенский, создавшие ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) и увидевшие мир совсем с иной стороны, буквально глазами ребёнка:

Несчастная кошка порезала лапуСидит, и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапуВоздушные шарики надо купить! И сразу столпился народ на дорогеШумит, и кричит, и на кошку глядит. А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит! (Д. Хармс).

Это и сам Корней Чуковский, поэтическая деятельность которого также приходится на более поздние годы, но первой детское стихотворение которого «Крокодил» было написано в 1915 году. Стихотворение поражает разнообразием ритмических рисунков, графичностью, красочностью, обилием звукоподражаний и языковой игры, разветвлённостью сюжета и т. д.

Также на 20−30 годы выпадает и начало поэтической деятельности Агнии Барто. Однако творчество этих поэтов может стать объектом отдельной большой работы.

Заключение

Литература Серебряного века — особое явление не только в русской, но и в мировой культуре. Здесь развивается поэзия самых разных школ и направлений, проводятся самые разные литературные эксперименты. И поэтому не удивительно, что и детская литература, стихи для детей не выпали из поля зрения поэтов, творивших в эту эпоху. Представители всех литературных направлений писали для детей, кто более, а кто и менее осознанно ориентируясь на маленького читателя.

Писать литературу для детей, пожалуй, даже труднее, чем для взрослых, так как здесь необходимо столь же высокое качество текста, безупречность композиции, рифм, ритма, но в то же время — новизна, оригинальность. И детская литература помимо требований, которые предъявляются к литературе взрослой, должна отвечать ещё и ряду других критериев — быть занимательной, поучительной, наглядной, графичной и т. д.

Проанализировав стихи поэтов-модернистов для детей, мы можем сделать вывод о том, что принадлежность автора к тому или иному литературному направлению, а также и сам факт того, что мы говорим о лирической поэзии для детей, не вызывает сомнений и возражений: дети могут и любят читать лирическую поэзию. И усложненность или окрашенность этих стихов тем, что их автор принадлежит к школе символизма или акмеизма, нисколько не осложняет восприятие. В стихах каждого поэта его общая творческая манера в любом случае найдёт своё отражение, будь то стихи для детей или для взрослых.

Так, в лирике Бунина и Есенина для детей мы находим всё те же мотивы примирения и созерцания природы; в поэзии Блока — те символические образы, которые характерны именно для поэзии символизма (контрасты, цветопись); в лирике акмеиста Гумилёва — страсть к приключениям и экзотике; в поэзии Маяковского — поиск новых форм, звукопись, особые ритмические конструкции и т. д. Дети воспринимают подобные эксперименты с удовольствием, с энтузиазмом, новизна форм для них — это вовсе не препятствие и не дополнительная сложность, а элемент игры. А то, что не может быть воспринято ребёнком на уровне логики (например, символика блоковских образов) — будет воспринято интуитивно.

Что касается тематического диапазона, то детей прежде всего заинтересуют стихи о природе, наблюдения над нею, а также сюжетные стихотворения, сказки, истории, которые можно пересказать.

Таким образом, и в детской литературе все более-менее значимые явления литературы Серебряного века нашли своё достойное и интересное выражение.

Источники Бальмонт К. Д. Фейные сказки // Полное собрание стихов. Том шестой. Издание второе — М.: Изд. Скорпион, 1911.

Блок А. А. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1−6. — Л.: Художественная литература, 1980—1983

Бунин И. А.

http://bunin.niv.ru/bunin/stihi/347.htm

Гумилёв Н. С. Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы.

— Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с.

Есенин С. А. Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М.: ГИХЛ, 1960—1962.

Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13 т. М.: Художественная литература, 1955 — 1961

Хармс Д. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 863 с.

Научная литература Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М.: Академия, 2012. 575 с.

Болдырева Е. М., Леденёв А. В. Поэзия Серебряного века в школе. М: Дрофа, 2002. 379 с.

Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М.: Академия, 2004. 313 с.

Грякалова Н. Ю. Акмеизм. Мир, творчество, культура // Русские поэты серебряного века. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. Т.

2. С. 5 — 30

Занковская Л. В. Есенин С. А. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 171 — 173

Колосова С. Н. Гумилёв Н. С. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 144 — 146

Кузнецова О. А. «Всё преходящее есть только символ…» // Русские поэты серебряного века. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. Т. 1.

С. 5 — 28

Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893

Методика обучения литературе в начальной школе. М.: Академия, 2010. 284 с.

Павлова Н. Лирика детства. М.: Детская литература. 1987. 141 с.

Полянский В. Социальные корни русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти XX века. М.: Амирус, 1991. С. IX — XVII

Саленко О. Ю. Блок // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 73 — 75

Харченко Е. Л. Бунин И. А. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 84 — 86

Чуковский К. Заповеди для детских поэтов // Корней Чуковский, Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: — От двух до пяти, М., Терра — Книжный клуб, 2001. С. 237

Шамурин Е. И. Основные течения в дореволюционной русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти XX века. М.: Амирус, 1991. С. XVIII — XXXV

Кузнецова О. А. «Всё преходящее есть только символ…» // Русские поэты серебряного века. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. Т.

1. С. 5

Кузнецова О. А. «Всё преходящее есть только символ…» С. 5

Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893. С. 42

Шамурин Е. И. Основные течения в дореволюционной русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти XX века. М.: Амирус, 1991. С. XIX

Кузнецова О. А. «Всё преходящее есть только символ…» С. 17

Грякалова Н. Ю. Акмеизм. Мир, творчество, культура // Русские поэты серебряного века. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. Т. 2.

С. 5

Полянский В. Социальные корни русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти XX века. М.: Амирус, 1991. С. XII

Шамурин Е. И. Основные течения в дореволюционной русской поэзии XX века. С. XXVII — XXVIII

Методика обучения литературе в начальной школе. М.: Академия, 2010. С. 21

Болдырева Е. М., Леденёв А. В. Поэзия Серебряного века в школе. М: Дрофа, 2002. С. 5

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М.: Академия, 2012. С. 17 — 18

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 17 — 18

Павлова Н. Лирика детства. М.: Детская литература. 1987. С. 5

Павлова Н. Лирика детства. С. 9

Чуковский К. Заповеди для детских поэтов // Корней Чуковский, Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: — От двух до пяти, М., Терра — Книжный клуб, 2001.

Чуковский К. Заповеди для детских поэтов. С. 237

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 19

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 236

Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М.: Академия, 2004. С. 155 — 156

Гриценко З. А. Детская литература. С. 155 — 156

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 237

Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М.: Академия, 2004. С. 155 — 156

Шамурин Е. И. Основные течения в дореволюционной русской поэзии XX века. C. XXXIV

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 239 — 240

Харченко Е. Л. Бунин И. А. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 85 — 86

Харченко Е. Л. Бунин И. А. С. 86 — 97

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 241 — 242

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 245 — 246

Саленко О. Ю. Блок // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 75

Саленко О. Ю. Блок // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 75

Саленко О. Ю. Блок // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 75

Саленко О. Ю. Блок. С. 75

Колосова С. Н. Гумилёв Н. С. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 145

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. С. 256 — 257

Занковская Л. В. Есенин С. А. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 171

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Д. Фейные сказки // Полное собрание стихов. Том шестой. Издание второе — М.: Изд. Скорпион, 1911.
  2. А. А. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1−6. — Л.: Художественная, 1980—1983
  3. И. А. http://bunin.niv.ru/bunin/stihi/347.htm
  4. Н. С. Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с.
  5. С. А. Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М.: ГИХЛ, 1960—1962.
  6. В. В. Полное собрание сочинений в 13 т. М.: Художественная, 1955 — 1961
  7. Д. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 863 с.
  8. И. Н., Николаева С. А. Детская . М.: Академия, 2012. 575 с.
  9. Е. М., Леденёв А. В. Поэзия Серебряного века в школе. М: Дрофа, 2002. 379 с.
  10. З. А. Детская . Методика приобщения детей к чтению. М.: Академия, 2004. 313 с.
  11. Н. Ю. Акмеизм. Мир, творчество, культура // Русские поэты серебряного века. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. Т. 2. С. 5 — 30
  12. Л. В. Есенин С. А. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 171 — 173
  13. С. Н. Гумилёв Н. С. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 144 — 146
  14. О. А. «Всё преходящее есть только символ…» // Русские поэты серебряного века. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1991. Т. 1. С. 5 — 28
  15. Н. Лирика детства. М.: Детская. 1987. 141 с.
  16. В. Социальные корни русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти XX века. М.: Амирус, 1991. С. IX — XVII
  17. О. Ю. Блок // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 73 — 75
  18. Е. Л. Бунин И. А. // Русские детские писатели XX века. М.: Флинта, 1997. С. 84 — 86
  19. К. Заповеди для детских поэтов // Корней Чуковский, Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: — От двух до пяти, М., Терра — Книжный клуб, 2001. С. 237
  20. Е. И. Основные течения в дореволюционной русской поэзии XX века // Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти XX века. М.: Амирус, 1991. С. XVIII — XXXV
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ