Техническая эксплуатация автотранспортных средств
Где Qн — нормативный расход топлива, л или м3; НSАП =Нs+HД?GПР — норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м /100 км; НД — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км или м3/100 т-км; Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100 км или м3/100 км; S — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hw — норма расхода топлива… Читать ещё >
Техническая эксплуатация автотранспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра «Тракторы и автомобили».
КУРСОВАЯ РАБОТА На тему.
«Техническая эксплуатация автотранспортных средств».
Выполнил студент гр-И 41 Башилов А.А.
Принял: к.т.н., доцент Горбатенков А.И.
ТВЕРЬ 2007 г.
Введение
Основной целью данной курсовой работы по технической эксплуатации автотранспортных средств является привитие устойчивых навыков практического применения теоретических знаний в области планирования, проведения работ по техническому обслуживанию и диагностированию в условиях автотранспортных предприятий, парков сельскохозяйственных предприятий, а также станций технического обслуживания.
Объектом курсовой работы является условное хозяйство.
Основной задачей автотранспорта является полное и своевременное удовлетворение экономики страны и населения в перевозках.
Техническая эксплуатация является важнейшей системой АТ. ТЭА реализует потенциальную возможность осуществления транспортного процесса.
ТЭА как наука определяет пути и методы наибольшей эффективности управления техническим состоянием автопарка с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок при полной реализации технических возможностей конструкции и уровнем надежности а/м, а также оптимизация материальных и трудовых затрат.
Основными задачами технической эксплуатации являются:
Реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании.
· Снижение затрат на содержание автомобиля и поддержание его работоспособности.
· Увеличение производительности автомобиля за счет уменьшения простоев в неисправном состоянии Пути решения задач:
· Изменение закономерностей изменения технического состояния а/м.
· Разработка и применения научно обоснованных методов поддержания а/м в работоспособном состоянии.
· Повсеместное применение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта и ее совершенствование.
· Организация материально-технологического снабжения и хранения подвижного состава.
1. Анализ природно-производственных условий эксплуатации автотранспортных средств предприятия.
1.1. Характеристика дорожных и природно-климатических условий Дать характеристику дорожному покрытию, условиям движения, типу рельефа местности и природно-климатическому району. А также определить категории условия эксплуатации в соответствии с исходными данными.
Исходные данные Дорожные условия: дегтебетон (при расстояниях перевозок более 20 км), грунт укрепленный (при расстояниях перевозок до 20 км).
Природно-климатический район: теплый.
Тип рельефа местности: холмистый.
Условия движения: за пределами пригородной зоны.
По приложению 5 таблице 5.1. За пределами пригородной зоны (более 50 км от границ города).
Дорожные покрытия:
Д3— дегтебетон, щебень (гравий) без обработки;
Тип рельефа местности: холмистый Р3(свыше 300 до 1000 м).
Категория условия эксплуатации — 2(при расстояниях перевозок более 20 км).
Дорожные покрытия:
Д5— грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытие;
Тип рельефа местности: холмистый Р3(свыше 300 до 1000 м).
Категория условия эксплуатации -4(при расстоянии перевозок до 20 км).
1.2. Характеристика автопарка предприятия Исходные данные Марки автомобилей: ГАЗ-САЗ-4509; ЗИЛ — 4331;
КаМаЗ — 55 102.
Марка автомобиля: ГАЗ-САЗ-4509.
Количество автомобилей — 7шт;
Тип автомобиля — самосвал;
Грузоподъемность — 4 т;
Тип и марка двигателя — ГАЗ-542.10/Д (125 л.с.);
Нормативный расход топлива — 17 л. (на 100 км);
Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта — 200 тыс. км; до списания — 350 тыс.км.
Средний пробег автомобилей данной марки -54 617км;
Пробег на конец грузоперевозок:
№.
1 -96 100км;
2 -91 200км;
3 -99 400км;
4 -172 100км1км;
5 -23000(после КР) км;
7 -140 700км;
Марка автомобиля: ЗИЛ-4331.
Количество автомобилей — 8 (шт);
Тип автомобиля — бортовой;
Грузоподъемность — 6 т;
Тип и марка двигателя — ЗИЛ-645/Д (185 л.с.);
Нормативный расход топлива — 25 л. (на 100 км);
Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта — 300 тыс. км; до списания — 540 тыс.км.
Средний пробег автомобилей данной марки — 55 217 км;
Пробег на конец грузоперевозок:
№.
8 -108 200км;
9 -58 700км;
10 -89 700км;
11 -209 700км;
13 -137 900км;
14 -182 000км;
Марка автомобиля: КаМаЗ-55 102.
Количество автомобилей — 6 (шт);
Тип автомобиля — самосвал;
Грузоподъемность — 7 т;
Тип и марка двигателя — КамаЗ-740.10/Д (210 л.с.);
Нормативный расход топлива — 32 л. (на 100 км);
Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта — 300 тыс. км; до списания — 540 тыс.км.
Средний пробег автомобилей данной марки — 67 050 км;
Пробег на конец грузоперевозок :
№.
16 -85 000км;
17 -85 900км;
18 -85 300км;
19 -58 400км;
20 -57 600км;
21 -30 100км;
2. Расчет потребного автопарка предприятия.
2.1. Составление годового календарного плана транспортных работ предприятия Основой расчета потребного количества транспортных средств для предприятия или его подразделения являются календарные планы перевозок. В случае определения нужного количества транспортных средств для с-х предприятия основой могут быть также технологические карты на возделывание с-х культур. Транспортные работы предприятия, поддающиеся планированию (перевозка строительных материалов, готовой продукции, удобрений, кормов и т. д.) представляется в форме таблицы 1.
Таблица 1 План грузоперевозок предприятия.
№. | Наименование транспортной работы. | Объем работы, ?, т. | Календарные сроки начала и окончания работы. | Расстояние перевозки груза, Lпг, км. | |
Балки стальные. | 01.01−02.08. | ||||
Блоки деревянные. | 01.01−06.04. | ||||
Блоки стеновые. | 07.04−02.08. | ||||
Бобы и бобовые. | 19.08−29.08. | ||||
27.07−10.09. | |||||
Глина. | 01.01−02.08. | ||||
Гравий. | 16.06−25.07. | ||||
Земля всякая. | 27.07−10.09. | ||||
Злаки (зерно, семена). | 03.08−20.08. | ||||
27.09−31.12. | |||||
Известь. | 01.01−24.08. | ||||
Камень разный. | 07.09−01.11. | ||||
шлак. | 30.08−10.09. | ||||
Капуста свежая всякая. | 26.09−08.10. | ||||
02.11−31.12. | |||||
Картофель свежий. | 20.08−20.09. | ||||
21.09−31.12. | |||||
Кирпич пористый. | 01.01−14.06. | ||||
Комбикорм. | 09.10−31.12. | ||||
Зерно кукурузы. | 11.09−20.09. | ||||
01.01−09.02. | |||||
Морковь. | 31.08−12.09. | ||||
12.09−14.09. | |||||
Мука всякая. | 10.02−26.03. | ||||
Мусор разный. | 13.09−15.09. | ||||
Мясо в тушах. | 15.08−18.08. | ||||
Навоз коровий. | 01.01−25.07. | ||||
Овёс. | 03.08−14.08. | ||||
04.08−24.08. | |||||
Овощи свежие. | 01.09−17.09. | ||||
27.03−21.05. | |||||
Огурцы свежие. | 15.06−12.07. | ||||
Свекла. | 16.09−27.09. | ||||
Сено и солома пресс. | 26.07−10.08. | ||||
11.08−18.08. | |||||
Сено и солома непресс. | 26.07−10.08. | ||||
11.08−19.08. | |||||
Силос всякий готовый. | 25.08−06.09. | ||||
03.07−24.08. | |||||
Торф и пыль торфяная. | 21.09−31.12. | ||||
Треста и солома льняная. | 15.09−27.09. | ||||
Удобрения минеральные. | 28.09−31.12. | ||||
07.09−31.12. | |||||
Цемент. | 01.01−10.09. | ||||
Части запасные. | 20.08−31.08. | ||||
Щебень. | 01.01−08.10. | ||||
Щиты деревянные. | 11.09−25.09. | ||||
Яблоки свежие. | 19.08−11.09. | ||||
Ядохимикаты. | 15.06−15.06. | ||||
Яйца. | 07.09−15.09. | ||||
Ячмень. | 03.08−14.08. | ||||
18.09−31.12. | |||||
2.2 Расчет годового календарного плана транспортных работ Календарный план выполняется в виде таблицы.
Графы 1−4 и 11 таблицы 1.2. заполняются по данным таблицы 1.1.
Количество календарных дней подсчитывается по календарю.
Количество рабочих дней подсчитывается по календарю с учетом всех выходных и праздничных дней, приходящихся на рассматриваемый период.
Продолжительность рабочего дня Трд указывается в часах, которая не должна превышать допустимые по охране труда значения. Нормативная продолжительность смены в сельском хозяйстве составляет 7 ч, за исключением вредных условий работы.
В графах 8, 9 указывается класс груза и соответствующий коэффициент использования грузоподъемности, Кг.
В графе 10 приводится категория условий эксплуатации. Категория условий эксплуатации зависит от следующих трех показателей [2]: типа дорожного покрытия, рельефа местности, места эксплуатации автомобиля.
В графе 11 указывается расстояние перевозки груза Lпг в километрах Графы 12, 13, 14 заполняются по результатам обоснования марочного состава грузовых автомобилей, а также прицепов для выполнения соответствующих транспортных работ. Выбор осуществляется для каждой отдельной работы на основании имеющихся рекомендаций по эффективному использованию транспортных средств, а также, возможно, ограничений на использование той или иной марки автомобилей. В графе 14, после заполнения графы 23, определяются конкретные автомобили, выполняющие данную транспортную работу.
В графе 15 указывается общая грузоподъемность транспортного агрегата Qa, включающая грузоподъемность автомобиля и прицепа.
В графах 16, 17 указываются соответственно скорости движения транспортного агрегата с грузом и без груза.
В графах 18, 19 приводятся соответственно часовая W и дневная Wd производительности транспортных агрегатов в тоннах перевезенного груза, которые определяются по нормативным данным или расчетным путем.
В общем случае часовую производительность транспортного агрегата можно определить по формуле.
W=QA*Kг/Tц.TP.
где Тц тр — продолжительность транспортного цикла, ч.
Время транспортного цикла определяется как сумма времени движения и времени погрузочно-разгрузочных операций, выраженных в часах ТЦ.ТР.=tДВ+tПР.
Время движения транспортного агрегата определяется по формуле.
tДВ=Lпг/(?e?VT),.
где ?е — коэффициент использования пробега; Vт — техническая скорость, км/ч.
Так как чаще всего при организации перевозок грузов вынуждены использовать маятниковые маршруты (?е = 0,5), формула (3) может принять следующий вид:
tДВ=2?Lпг/VT,.
Время погрузки и разгрузки tnp можно определить по нормативным данным или расчетным путем.
tПР=tП + tР + tд.
Дневная производительность определяется следующим образом.
Wд=W?TPд.
В графах 20, 21 указываются соответствующие производительности в тонно-километрах Wткм и Wдткм, получаемые с учётом расстояния перевозки Lпг из графы 11 в виде произведений:
часовая производительность Wtkm, ткм/ч,.
Wткм=W?Lпг дневная производительность Wдткм, ткм /день,.
Wдткм=Wd?Lпг В графе 22 указывается общее число рейсов Ze, совершённых транспортным средством для выполнения транспортной работы. Количество рейсов определяется по формуле.
Ze=?/(Qa?Kг) В графе 23 рассчитывается потребное количество автомобилей для выполнения каждой i-й работы по формуле.
nai = ?/(W?TРд?Др) В графе 24 определяется суммарный пробег Lni автомобилей данной марки на каждой работе по данным граф 11, 22.
Lni=2Lпг?Ze.
В графе 25 определяется пробег в расчете на один инвентарный автомобиль данной марки по данным графы 24 в соответствии с формулой.
LП1=Lni/nai.
где nai — инвентарное количество автомобилей данной марки из графика машиноиспользования.
Приведём наглядный пример расчета:
1- Работа №=4.2;
2- Транспортная работа — Бобы и бобовые;
3- Объём работ, Q=290;
4- Календарные сроки: 27июля — 10сентября;
5- Количество календарных дней- 49;
6- Количество рабочих дней-36;
7- Продолжительность рабочего дня — 7;
8- Класс груза-2;
9- Коэффициент грузоподёмности-0.85;
10- Расстояние грузоперевозок-70км;
11- № автомобиля-10;
12- Грузоподъёмность-6т;
13- Скорость с грузом-49км/ч;
14- Скорость без груза-49км/ч;
Расчет:
Часовая производительность: W=QA*Kг/Tц.TP,= (6*0,85)/2,4=1,39;
ТЦ.ТР.=tДВ+tПР =((2*70)/49)+(0,3+0,3+0,22)=2,4;
Дневная производительность: Wд=W?TPд=1,39*7=9,72;
Часовая производительность: Wткм=W?Lпг=1,39*70=97,17;
Дневная производительность: Wдткм=Wd?Lпг=70*9,72=680,22;
Количество рейсов: Ze=?/(Qa?Kг)=290/(6*0,85)=56,8.
Принимаем=57рейсов;
Требуемое количество автомобилей: nai =.
?/(W?TРд?Др)=290/(1,39*7*31)=0,96. Принимаем=1автомобиль;
Общий пробег автомобилей: Lni=2Lпг?Ze=2*70*57=7980км;
Пробег на 1 автомобиль: LП1=Lni/nai=7980/1=7980км;
2.3 Построение графиков машиноиспользования График машиноиспользования строится для каждой выбранной марки грузового автомобиля По горизонтальной оси откладываем календарное время в месяцах от января до декабря, разделенных на пятидневки. Для каждой операции по оси абсцисс откладываем календарное время выполнения работы Дк в соответствии с графами 4, 5 таблицы 2.2.
По оси ординат откладываем потребное количество грузовых автомобилей nai— для выполнения каждой i-й работы из графы 23. Также следует указывать номер выполненной работы из графы 1 таблицы 1.2.
Корректировка графика осуществляется следующими способами: изменение календарных сроков выполнения работ и продолжительности рабочего дня в допустимых пределах; перераспределение транспортных работ между разными марками автомобилей; выравнивание площадей на графиках за счет изменения количества автомобилей, занятых на одной операции в разные периоды ее выполнения; использованием прицепов.
2.4. Определение необходимого количества автомобилей и выбор недостающих автомобилей Потребное количество грузовых автомобилей каждой марки па определяется по наибольшей ординате каждого графика машиноиспользования после корректировки. Списочное число Ncn автомобилей по маркам определяется с учетом простоев автомобилей в ТО и ремонте:
Ncn = na/?тг,.
где ?тг — коэффициент технической готовности (Ктг=0,9). Количество недостающих автомобилей Nн рассчитывается помарочно:
Nн = Ncn-Nф, где Nф — фактическое число автомобилей данной марки на предприятии.
Расчёт: ГАЗ — 4509.
Списочное число: Ncn = na/?тг,=6/0,9=6,667=7 автомобилей;
Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7−7=0-лишних машин нет;
ЗИЛ — 4331.
Списочное число: Ncn = na/?тг,=6/0,9=6,667=7 автомобилей;
Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7−8=-1 — машина лишняя, отдаём в аренду другому хозяйству;
Камаз — 55 102.
Списочное число: Ncn = na/?тг,=6/0,9=6,667=7 автомобилей;
Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7−6=1 — машины не хватает, берём в аренду у другова хозяйства.
3. Определение программы по техническому обслуживанию автомобилей предприятия.
3.1 Построение графиков пробега автомобилей Исходными данными для составления годового плана ТО являются:
пробег автомобилей на начало планируемого периода;
планируемые пробеги на каждый автомобиль;
периодичность проведения видов ТО в километрах пробега. Существует несколько методов планирования ТО автомобилей. В курсовой работе используется графический метод, позволяющий определить виды ТО, их количество и сроки проведения для каждого автомобиля предприятия.
3.2. Корректировка периодичности видов технического обслуживания.
Перед построением план-графика ТО автомобилей производим корректировку периодичности видов ТО. Предварительно на графиках пробега автомобилей параллельно оси пробега строим шкалы ТО-1, ТО-2, КР по маркам или группам автомобилей с одинаковой периодичностью.
Соответствующие номера ТО на шкале, проставляем на основании нормативов пробега для конкретного типа автомобилей, скорректированных в соответствии с условиями эксплуатации. Корректировка осуществляется по формулам.
LTOi=LHTOiK1K3; Lkp=LHKPK1K2K3;
где LTOi, Lкр — периодичность i-ro вида обслуживания и КР автомобиля данной марки, км; LHTOi, LHKP — нормативная периодичность i-ro вида обслуживания и КР, км; K1 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации; К2 — коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава; К3 — коэффициент корректирования нормативов зависимости от природно-климатических условий.
Исходные данные: Таблица 3.
Марка машины. | №. | Пробег. | |||||
Нач. года. | Кон. года. | ТО-1. | ТО-2. | К.Р. | |||
ГАЗ-4509. | 4000 км. | 16 000 км. | 200 000 км. | ||||
30 000после КР. | |||||||
ЗИЛ-4331. | 300 000 км. | ||||||
0 (нов). | |||||||
КАМАЗ-55 102. | 0 (нов). | 300 000 км. | |||||
50 000после КР. | |||||||
Расчет.
LTOi=LHTOiK1K3=4000*((1+1)/2) =4000км. Для всех марок автомобилей.
LTOi=LHTOiK1K3=16 000*((1+1)/2) =16 000км. Для всех марок автомобилей.
Lkp=LHKPK1K2K3=200 000*((1+1)/2) =200 000км. Для ГАЗ-4509.
Lkp=LHKPK1K2K3=300 000*((1+1)/2)=300 000км. Для ЗИЛ-4331 и КАМАЗ-55 102.
3.3 Построение план-графика технического обслуживания Построение план-графика ТО осуществляем в следующей последовательности. От соответствующих делений для ТО — 1 и ТО — 2, а также капитального ремонта на вертикальной шкале ТО проводим горизонтали до пересечения с кривой пробега конкретного автомобиля данной марки. Затем от полученных точек пересечения опускаем вертикали до пересечения с соответствующими календарными шкалами ТО — 1 и ТО — 2 и ставим условные значки. Центр принятого знака соответствует календарному сроку проведения ТО данного вида.
3.4 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию Количество ТО — 1 и ТО — 2 в расчете на n-ый автомобиль nnTО-1 и ппТО-2 определяем по числу соответствующих знаков на календарной шкале ТО.
Общее количество ТО каждого вида для автомобилей данной марки в течение j-ro месяца определяется в виде суммы.
NTOiMj=? nnTОij.
Где NTOiMj — суммарное количество ТО i-гo вида в j-м месяце для автомобилей данной марки.
Месячное число обслуживаний NЕОс.Мj выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске на линию, определяется из выражения:
NЕОс.Мj = noj * Дpj.
где Дpj — количество дней работы рассматриваемого подвижного состава в j-ом месяце.
Месячное число обслуживаний NЕОс.Мj выполняемых перед ТО и ТР.
NЕОс.Мj =(NТО-1.Mj+NТО-2.Mj) * 1,6.
где NТО-1.Mj и NТО-2.Mj — соответственно месячное количество ТО-1 и ТО 2;
1,6 — коэффициент, учитывающий проведение ЕО при ТР.
Пример расчёта Для ГАЗ№ 1;
NTOiMj=5 ТО-1;
NTOiMj=2 ТО-2;
NЕОс.Мj =2*23=46.
NЕОт.Мj =(NТО-1.Mj+NТО-2.Mj) * 1,6=(2+5)*1,6=11,2=12;
Таблица 4 Программа технического обслуживания автомобилей.
Виды ТО и Р по маркам ТС. | кол-во (шт)/трудоёмкость (чел.-час). | ||||||||||||
январь. | февраль. | март. | апрель. | май. | июнь. | июль. | август. | сентябрь. | октябрь. | ноябрь. | декабрь. | ||
ЕОс: | |||||||||||||
ГАЗ-4509. | 46/23,2. | 40/20,2. | 44/22,2. | 42/21,2. | 46/23,2. | 42/21,2. | 44/22,2. | 46/23,2. | 28/14,1. | 46/23. | 44/22,2. | 42/21,2. | |
ЗИЛ. | 115/82,8. | 100/72,0. | 110/79,2. | 105/75,6. | 115/82,8. | 105/75,6. | 110/79,2. | 115/82,8. | 100/72,0. | 115/82,8. | 110/79,2. | 105/75,6. | |
КАМАЗ-55 102. | 138/111,0. | 120/96,5. | 132/106,1. | 126/101,3. | 138/111,0. | 126/101,3. | 132/106,1. | 138/111,0. | 118/94,6. | 92/74,0. | 88/70,8. | 84/67,5. | |
ЕОт: | |||||||||||||
ГАЗ-4509. | 12/6,0. | 8/4,0. | 15/7,6. | 10/5,0. | 13/6,6. | 10/5,0. | 8/4,0. | 8/4,0. | 10/5,0. | 12/6,0. | 10/5,0. | 13/6,6. | |
ЗИЛ. | 10/7,2. | 12/8,6. | 12/8,6. | 12/8,6. | 12/8,6. | 10/7,2. | 10/7,2. | 7/5,0. | 13/9,4. | 10/7,2. | 15/10,8. | 12/8,6. | |
КАМАЗ-55 102. | 13/10,5. | 13/10,5. | 15/12,1. | 13/10,5. | 15/12,1. | 15/12,1. | 13/10,5. | 5/4,0. | 12/9,6. | 18/14,5. | 15/12,1. | 16/12,9. | |
ТО-1: | |||||||||||||
ГАЗ-4509. | 5/13,2. | 3/7,9. | 6/15,8. | 6/15,8. | 5/13,2. | 4/10,6. | 4/10,6. | 5/13,2. | 4/10,6. | 5/13. | 4/11. | 7/18. | |
ЗИЛ. | 6/22,3. | 5/18,6. | 5/18,6. | 6/22,3. | 5/18,6. | 3/11,2. | 6/22,3. | 2/7,4. | 7/26,0. | 5/18,6. | 5/18,6. | 7/26,0. | |
КАМАЗ-55 102. | 7/19,2. | 5/13,7. | 5/13,7. | 6/16,5. | 6/16,5. | 6/16,5. | 5/13,7. | 3/8,2. | 4/11,0. | 9/24,7. | 4/11,0. | 7/19,2. | |
ТО-2: | |||||||||||||
ГАЗ-4509. | 2/21,8. | 2/21,8. | 3/32,8. | 0/0,0. | 3/32,8. | 2/21,8. | 1/10,9. | 0/0,0. | 2/22. | 2/22. | 2/22. | 1/11. | |
ЗИЛ. | 0/0,0. | 2/28,8. | 2/28,8. | 1/14,4. | 2/28,8. | 3/43,2. | 0/0,0. | 2/28,8. | 1/14,4. | 1/14,4. | 4/57,6. | 0/0,0. | |
КАМАЗ-55 102. | 1/16,8. | 3/50,4. | 4/67,2. | 2/33,6. | 3/50,4. | 3/50,4. | 3/50,4. | 0/0,0. | 3/50,4. | 2/33,6. | 5/84,0. | 3/50,4. | |
СО. | |||||||||||||
ГАЗ-4509. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 6/13.08. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 5/10.9. | 0/0,0. | |
ЗИЛ. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 6/14,4. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 6/14,4. | 0/0,0. | |
КАМАЗ-55 102. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 6/20,2. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 0/0,0. | 4/13,4. | 0/0,0. | |
2.5 Корректировка нормативов по трудоемкости технического обслуживания Корректирование нормативных трудоемкостей ежедневных и плановых технических обслуживании производится по выражению.
ti=ti(H)K2K5.
где ti — скорректированная трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч; V, — нормативная трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч;
К2, K5 — коэффициенты, учитывающие соответственно модификацию подвижного состава и число автомобилей в АТП.
Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта производится:
tTP=tTP(H) K1K2K3K4K5.
гдe tTP — скорректированная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/1000 км; tTP — нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/1000 км; K1, K3, K4 — коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатический район и пробег подвижного состава с начала эксплуатации.
Нормативные трудоёмкости ЕО, ТО и ТР, коэффициенты корректирования и скорректированные нормативные трудоёмкости ЕО, ТО и ТР необходимо оформить в виде таблицы 2.4.
Пример расчёта: Для автомобиля ГАЗ-4509.
tEOc = tEOc(H) * K2 * K5= 0,42*1,00*1,20=0,50.
tEOm= tEOm(H) * K2 * K5= 0,42*1,00*1,20=0,50.
tTO-1= tTO-1(H) * K2 * K5= 2,20*1,00*1,20=2,64.
tTO-2= tTO-2(H) * K2 * K5= 9,10*1,00*1,20=10,92.
tTP = tTP(H) * K1 * K2 * K3 * K4 * K5=3,70*1,20*1,00*0,90*0,70*1,20=3,36.
tCO = 0.2 * tTO-2 = 0.2*10,92=2,18.
Таблица 5 Корректирование трудоемкости ЕО, ТО, ТР и СО.
Подвижной состав. | Вид технического воздействия. | Нормативные трудоемкости ЕО, ТО (чел.ч) и ТР (чел.ч/1000 км). | Коэффициенты корректирования. | Скорректированные значения трудоемкости ЕО, ТО (чел.ч) и ТР (чел.ч/1000 км). | |||||
К1. | К2. | К3. | К4. | К5. | |||||
ГАЗ-4509. | ЕОс. | 0,42. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 0,50. | |
ЗИЛ. | 0,60. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 0,72. | ||
КамАЗ-55 102. | 0,67. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 0,80. | ||
ГАЗ-4509. | ЕОт. | 0,42. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 0,50. | |
ЗИЛ. | 0,60. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 0,72. | ||
КамАЗ-55 102. | 0,67. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 0,80. | ||
ГАЗ-4509. | ТО-1. | 2,20. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 2,64. | |
ЗИЛ. | 3,10. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 3,72. | ||
КамАЗ-55 102. | 2,29. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 2,75. | ||
ГАЗ-4509. | ТО-2. | 9,10. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 10,92. | |
ЗИЛ. | 12,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 14,40. | ||
КамАЗ-55 102. | 14,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,20. | 16,80. | ||
ГАЗ-4509. | ТР. | 3,70. | 1,20. | 1,00. | 0,90. | 0,70. | 1,20. | 3,36. | |
ЗИЛ. | 3,80. | 1,20. | 1,00. | 0,90. | 0,70. | 1,20. | 3,45. | ||
КамАЗ-55 102. | 4,00. | 1,20. | 1,00. | 0,90. | 0,70. | 1,20. | 3,63. | ||
ГАЗ-4509. | СО. | 2,18. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 2,18. | |
ЗИЛ. | 2,88. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 2,88. | ||
КамАЗ-55 102. | 3,36. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 1,00. | 3,36. | ||
2.6 Расчет объемов работ ЕО, ТО и ТР.
Объем работ ЕО и ТО в течение заданного месяца для автомобилей каждой марки определяем по выражению:
ТiMj=Nimj?ti.
где Timj — объем работ i-ro вида обслуживания в j-м месяце, чел.-ч; Nimj -суммарное количество обслуживании i-ro вида автомобилей данной марки j-M месяце; ti — трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч.
Объем работ по ТР определяется по выражению.
TTPMj=LПi?tTP/1000.
Далее суммируют значения трудоемкостей по видам для всех марок транспортных средств. Суммируя трудоемкости по водам работ в данном месяце определяют общую трудоемкость работ в j-ом месяце. Сложив значения трудоемкости работ по каждому месяцу получают общую годовую трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, исходя из которой проводится расчет потребного количества производственных рабочих. Результаты расчетов необходимо занести в таблицу №. С целью уточнения расчетов потребного количества рабочих, необходимо месячные значения трудоемкости представить в виде гистограммы и определить наиболее нагруженный месяц, для которого при необходимости провести расчет потребного количества рабочих.
Пример расчёта: Для автомобиля ГАЗ-4509.
TEOc январь= NЕОс. январь *tEOc =46*0.50=23.2.
TEOm. январь=NЕОm. январь *tEOm =12*0.50=6.
TTO-1январь=NTO-1.январь* tTO-1=5*2.64=13.2.
TTO-2январь= NTO-2январь* tTO-2 =2*10.94=21.8.
TTP январь= (LПянварь* tТР)/1000 =(26 540*3.36)/1000=89.16.
TCO.январь = NCO.январь*tCO=6*2.18=13.08.
Таблица 6 Программа текущего ремонта автомобилей.
Показатели. | Месяцы. | ||||||||||||
январь. | февраль. | март. | апрель. | май. | июнь. | июль. | август. | сентябрь. | октябрь. | ноябрь. | декабрь. | ||
Пробег ТС lпi по маркам, км. | |||||||||||||
ГАЗ. | |||||||||||||
ЗИЛ. | |||||||||||||
КАМАЗ. | |||||||||||||
Трудоемкость ТР, чел.-час: | |||||||||||||
ГАЗ. | 89,17. | 91,82. | 93,54. | 91,76. | 94,48. | 93,78. | 93,24. | 90,38. | 89,0. | 88,73. | 95,09. | 91,73. | |
ЗИЛ. | 95,67. | 96,12. | 93,87. | 95,29. | 96,10. | 96,36. | 94,60. | 93,87. | 93,53. | 95,01. | 96,53. | 96,08. | |
КАМАЗ. | 122,04. | 122,00. | 122,00. | 121,93. | 121,85. | 121,64. | 121,57. | 121,61. | 121,53. | 121,67. | 120,90. | 121,61. | |
Таблица 7 Объем работ по ТО и ТР автомобилей.
Трудоемкость работ по видам, чел.-час. | Месяцы. | ||||||||||||
январь. | февраль. | март. | апрель. | май. | июнь. | июль. | август. | сентябрь. | октябрь. | ноябрь. | декабрь. | ||
ЕОс. | 216,9. | 188,6. | 207,5. | 198,1. | 216,9. | 198,1. | 207,5. | 216,9. | 181,0. | 180,0. | 172,1. | 164,3. | |
ЕОт. | 23,7. | 23,1. | 28,3. | 24,1. | 27,3. | 24,3. | 21,7. | 13,1. | 24,0. | 27,7. | 27,9. | 28,1. | |
ТО-1. | 54,8. | 40,3. | 48,2. | 54,6. | 48,3. | 38,2. | 46,6. | 28,9. | 47,6. | 56,5. | 40,2. | 63,8. | |
ТО-2. | 38,6. | 101,0. | 128,8. | 48,0. | 112,0. | 115,4. | 61,3. | 28,8. | 86,6. | 69,8. | 163,4. | 61,3. | |
СО. | 47.68. | 38.7. | |||||||||||
ТР. | 306,88. | 309,94. | 309,41. | 308,98. | 312,43. | 311,28. | 308,41. | 305,86. | 304,06. | 305,41. | 313,29. | 309,42. | |
Общая трудоемкость, чел.-час. | 640,88. | 662,94. | 722,21. | 672,68. | 716,93. | 687,28. | 654,51. | 593,56. | 643,26. | 667,21. | 716,89. | 629,92. | |
Итого за год: ТiГ=. | 8005,27. | ||||||||||||
2.7 Определение численности производственных рабочих Технологически необходимое (явочное) число рабочих Рт и штатное Рш определяются по выражениям.
PT=Tir/ФT=8005,27/1890=4,23?5 (ч) РШ = ТiГ/Фш=8005,27/1596=5,1?6 (ч) где Tir — годовой объем работ по зоне ЕО, ТО, ТР или участку, чел.-ч; ФТ — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч; Фш — годовой фонд времени штатного рабочего, ч Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе определяется следующим образом ФТ=7(Дк-Дв-Дп)=7?270=1890.
где 7 — продолжительность смены, ч., Дк, Дв, Дп — соответственно количество календарных дней в году, количество выходных дней в году, количество праздничных дней в году.
Годовой фонд времени штатного рабочего определяется так Фш = Фт -7?(Дот+Дуп)=1890−7?(28+14)=1596.
где Дот, Дуп — соответственно количество дней отпуска, число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
технический обслуживание автомобиль.
3. Материально-техническое обеспечение автотранспортных средств.
3.1 Нормирование расхода топлива а) Бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи.
Нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению.
QН=0,01* (НSап* S+Hw *W)* (1±0,01D).
где Qн — нормативный расход топлива, л или м3; НSАП =Нs+HД?GПР — норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м /100 км; НД — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км или м3/100 т-км; Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100 км или м3/100 км; S — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т-км или м3/100 т-км; W=GГР?SГР — объем транспортной работы, т-км; GГР -масса груза, т; SГР — пробег с грузом; GПР — собственная масса прицепа или полуприцепа, т; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
б) Самосвалы.
Qн=0,01 Hsапс? S (1±0,01 D)+Hz*Z.
где Hsаnc=Hs+Hw (GПР+0,5q) — норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км; Hw — норма расхода топлива па транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа GПР, л/100 т-км (или м3/100 т-км); Hzдополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ — 0,25 л, природный газ -0,25 m3; qгрузоподъемность прицепа, т; z — количество ездок с грузом за смену.
Проводим расчеты потребного количества топлива на годовой объем транспортных работ. Расход топлива определяется по типам и маркам автомобилей.
Пример расчёта:
а) Бортовые грузовые автомобили седельные тягачи (ЗИЛ-4331):
QН=0,01* (НSап* S+Hw* W)* (1±0,01D)=0,01*(25*331 300+2*1 455 880)* *(1+-0,01*4,2)=116 644 л;
W=70*290+30*2100+15*1250+90*1500+20*260+95*3400+85*1500+90*70+5*220+10*100+65*250+70*1400+20*3300+10*400+120*4=145 5880(т*км);
б) 1. Грузовые самосвалы (ГАЗ-4509):
Qн=0,01Hsапс?S (1±0,01D)+Hz*Z=0,01*17*327 700*(1+0,01*4,2)+0,25* *3800=64 655 л;
Z=230+625+103+400+313+148+88+65+71+53+36+35+8+11+89+83+36+30+113+221+221+500+150+150+13+8=3800(рейсов);
S=61 100+61200+49 400+47100+43 200+65700=32 7700(км);
2.(КАМАЗ-55 102):
Qн=0,01*32*402 300*(1+0,01*4,2)+0,25*3492=124 979 л;
Таблица 8 Потребное количество топлива по маркам автомобилей.
№. | Тип автомобиля. | Марка а/м. | Марка топлива. | Планируемый расход топлива, л. | |
Самосвал. | ГАЗ-4509. | ДТ. | |||
Бортовой. | ЗИЛ-4331. | ДТ. | |||
Самосвал. | КАМА-З55 102. | ДТ. | |||
Годовой расход по маркам топлив ??i определяем суммированием планируемого расхода данной марки топлива по маркам автомобилей? тi.
Таблица 9 Годовой расход по маркам топлив.
Марка топлива. | ДТ. | АИ-76. | Аи-92. | Сжиженный газ. | |
Количество, л. | |||||
Стоимость топлива:
ДТ=306 278*16,50=505 3587(руб).
3.2 Нормирование расхода смазочных материалов Нормы расхода масел устанавливаются для каждой марки и модели автомобилей в литрах на 100 л общего нормативного расхода топлива, а нормы расхода пластичных смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Для автомобилей отечественного производства и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены временные нормы Таблица 10 Временные нормы расхода масел и смазок.
Виды и сорта масел (смазок). | Временная норма расхода масел Нмс в литрах (смазок в кг) на 100 л расхода топлива, рассчитанного по нормам, для: | |||
Грузовых автомобилей работающих на бензине и сжиженном газе. | Грузовых автомобилей работающих на дизельном топливе. | внедорожных автомобилей-самосвалов, работающих на дизельном топливе. | ||
Моторные масла. | 2,4. | 3,2. | 5,0. | |
Трансмиссионные масла. | 0,3. | 0,4. | 0,5. | |
Специальные масла. | 0,1. | 0,1. | 1,0. | |
Консистентные смазки. | 0,2. | 0,3. | 0,2. | |
Потребное годовое количество масел и смазок? мс в зависимости от планируемого расхода топлив по маркам?? i определяется по выражению:
?мс=Нмс???i (1±0,01F)/100,.
где F — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Таблица 11 Потребное количество масел и смазок.
Виды и сорта масел (смазок). | Кол-во масел? мс в литрах (смазок в кг) для: | ||||
ГАЗ-4509. | ЗИЛ-4331. | КАМАЗ-55 102. | всего. | ||
Моторные масла. | |||||
Трансмиссионные масла. | |||||
Специальные масла. | |||||
Консистентные смазки. | |||||
Пример расчёта: ГАЗ-4509.
— моторные масла: ?мс=Нмс???i (1±0,01F)/100=(3,2*50 655)/100=1621 л;
— трансмиссионные масла: (0,4*64 655)/100=259л;
— специальные масла: (0,1*64 655)/100=65 л;
— консистентные масла: (0,3*64 655)/100=152 л;
3.3 Нормирование расхода запасных частей Нормирование расхода запасных частей производится по номенклатурным нормам, что характерно для крупных и средних автотранспортных предприятий, автобаз агропромышленных предприятий и т. д. Для условий настоящей курсовой работы определяется величина оборотного фонда предприятия:
ПЗЧ=Н? A? К1 ?K2 ?К3 /100.
где Н — номенклатурная норма расхода детали (количество деталей в обменном фонде), шт на 100 автомобилей в год; Аколичество автомобилей рассматриваемой модели, шт; Kit K2, К3 -коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации, модификацию подвижного состава и природно-климатические условия.
Результаты расчета сводятся в таблицу 3.3.
Таблица 12 Количество оборотных агрегатов в обменном фонде.
№. | Марка/модель. | Двигатель. | КПП. | Ось передняя. | Мост ведущий. | Рулевой механизм. | |
ГАЗ. | 0,3. | 0,3. | 0,3. | 0,3. | 0,3. | ||
ЗИЛ. | 0,3. | 0,3. | 0,3. | 0,3. | 0,25. | ||
КАМАЗ. | 0,4. | 0,4. | 0,3. | 0,3. | 0,3. | ||
Пример расчёта: Автомобиль ГАЗ-4509:
— двигатель: ПЗЧ=Н? A? К1 ?K2 ?К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30;
— КПП: ПЗЧ=Н? A? К1 ?K2 ?К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30;
— ось передняя: ПЗЧ=Н? A? К1 ?K2 ?К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30;
— мост задний: ПЗЧ=Н? A? К1 ?K2 ?К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30;
— рул. механизм: ПЗЧ=Н? A? К1 ?K2 ?К3 100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30;
4. Проектирование технологического процесса технического обслуживания агрегатов (механизмов, систем) автомобиля Исходные данные:
Марка автомобиля: ИЖ-2715;
Агрегат (механизм, система): ТО-2 системы смазки;
Неисправность: пониженное давление в системе смазки;
Объект текущего ремонта: масляный насос;
Система смазки Рисунок — 1: Система смазки двигателя Система смазки предназначена для обеспечения мослом трущихся поверхностей К.Ш.М. и частичного охлаждения двигателя. Качественная работа системы продляет работу двигателя на 15−25% от общего пробега. При некачественной работе системы, происходит повышенный износ прущихся поверхностей К.Ш.М., и двигатель перегревается.
Основные неисправности системы смазки и способы их устранения.
Пониженное давление масла:
— работа двигателя на несоответствующем рекомендованному масле. Заменить масло в соответствии с рекомендациями заводской инструкции;
— потеря упругости пружины редукционного клапана масляного насоса или попадания под клапан посторонних частиц. Снять масляный насос, разобрать и промыть. Очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев, при необходимости пристукнуть шарик к гнезду корпуса;
— корпус, крышка или шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты. Отремонтировать масляный насос (см.ниже);
— чрезмерный зазор между коренными и шатунными подшипниками. Разобрать двигатель и выполнить соответствующий ремонт;
— неисправность электрического указателя давления масла. Проверить и заменить неисправные детали.
Повышенное давление масла:
— повышенная вязкость масла или двигатель не прогрет. Прогреть двигатель. Залить масло, соответствующе сезону эксплуатации;
— заедание редукционного клапана в закрытом положении. Снять насос, разобрать, промыть и очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев.
Повышенный расход масла:
— течь масла через неплотности в соединениях. Устраняется подтяжкой соединений и заменой изношенных манжет;
— износ или повреждение маслоотражательных колпачков. Заменить маслоотражательные колпачки;
— закоксование поршневых колец в канавках поршня, Устраняется путем удаления нагара при помощи специального раствора.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ (ТО-2).
Техническое обслуживание системы смазки включает проведение плановых работ, предусмотренных руководством по эксплуатации автомобиля, и работ, связанных с поддержанием работоспособности автомобиля.
ТО-2 для легковых автомобилей в среднем проводится через каждые 15 000 км пробега.
Оно включает:
1) Проверить герметичность уплотнений;
2) Заменить масло в картере двигателя;
3) Заменить масляный и воздушный фильтры;
4) Очистить и промыть детали вентиляции двигателя;
Проверка уровня масла и герметичности уплотнений.
Уровень масла проверить на холодном неработающем двигателе. Оно должно находиться между рисками «Мин» и «Макс» на стержне. При необходимости долить свежее масло через заливную горловину на крышке головки цилиндров. Категорически запрещается эксплуатация двигателя с уровнем масла меньше нижней метки. Излишнее количество масла приводит к увеличенному нагарообразованию, закоксовыванию поршневых колец, забрызгиванию маслом свечей, нарушению вентиляции картера и попаданию масла в фильтрующий элемент воздухоочистителя.
Герметичность соединений и манжет на коленчатом валу проверить визуально по наличию подтеканий масла, при необходимости устранить подтекание подтяжкой соединений или заменой манжет с предварительной разборкой двигателя.
Замена масла и масляного фильтра.
Заменять масло необходимо на хорошо прогретом двигателе. Для этого вывернуть сливную пробку (предварительно сняв крышку заливной горловины) и слить масло в ёмкость. Выдержать 10 минут, пока масло не стечёт.
Снять масляный фильтр. Фильтр отворачивается от руки с приложением незначительного усилия. При возникновении затруднений при его отворачивании воспользоваться специальным приспособлением, состоящим из плотно охватывающего корпуса фильтра хомута и рукоятки.
При установке нового фильтра убедиться в наличии и целостности уплотнительного кольца на фильтре, чистоте плоскостей фильтра и блока цилиндров. Новый фильтр завёртывать только усилием руки (предварительно смазав уплотнительное кольцо маслом для двигателя), после касания прокладки фильтра довернуть его ещё на? оборота.
Если при смене масла и фильтра было обнаружено, что масло очень тёмное (на стержне не просматриваются риски), надо, не снимая фильтра, слить масло, дать ему полностью стечь. Завернуть пробку и залить 2,5…2,75л моющего масла ВНИИНПФД в двигатель и дать ему поработать с минимальной частотой вращения коленчатого вала 10 мин. После этого слить моющее масло, заменить фильтр и залить 3,4 л свежего масла в соответствии с сезоном. Пустить двигатель, дать ему поработать 5…10 мин и проверить герметичность фильтра и пробки.
Очистка и промывка деталей вентиляции.
Для промывки отсоединить шланги, снять крышку головки цилиндров и снять с нее маслоотражатель. Промыть бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе. Проверить чистоту внутренней поверхности шлангов и герметичность их соединения в местах затяжки хомутов.
Операционно-технологическая карта ТО-2 автомобиля ИЖ-2715.
Общая трудоемкость-18,0 чел. ч Технологическая карта № 1.
Система смазки.
Таблица 13.
№ п/п. | Наименование и содержание работ операций. | Место выполнения операций. | Число точек обслуживания. | Трудоемкость чел.•ч. | Приборы, инструменты, приспособления. | Технические требования и указания. | |
Проверить герметичность системы смазки. | Спереди. | 0,35. | Визуально. | Подтеки масла должны отсутствовать. | |||
Проверить уровень масла в системе. | Спереди. | 0,2. | Визуально с помощью стержня. | Масло должно быть между метками «Мин» и «Макс». | |||
Замена масла. | Спереди. | 0,26. | Заливаем с помощью воронки; ключ № 17. | Масло должно быть между метками «Мин» и «Макс». | |||
Замена масляного фильтра. | Спереди. | 0,14. | Вручную. | Уплотнительное кольцо должно быть без повреждений и смазано; соприкасающиеся поверхности чистыми. | |||
Очистка и промывка деталей вентиляции. | В точках соединения. | 0,46. | Компрессор; сосуд с бензином или керосином; ключ № 10 и № 12. | Внутренние и внешние поверхности должны быть чистыми. | |||
Итого: 1,41челчас Разработка схемы поиска и устранения неисправности.
Неисправность — пониженное давление масла.
Обобщенные параметры технического состояния смазочной системы — давление масла в магистрали и его температура. При исправном состоянии двигателя давление и температура картерного масла взаимосвязаны.
На давление и температуру масла влияют: износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режимы двигателя, сорт применяемого масла.
1- работа двигателя на несоответствующем рекомендованному масле. Заменить масло в соответствии с рекомендациями заводской инструкции;
2- потеря упругости пружины редукционного клапана масляного насоса или попадания под клапан посторонних частиц. Снять масляный насос, разобрать и промыть. Очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев, при необходимости пристукнуть шарик к гнезду корпуса;
3- корпус, крышка или шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты. Отремонтировать масляный насос (см.ниже);
4- чрезмерный зазор между коренными и шатунными подшипниками. Разобрать двигатель и выполнить соответствующий ремонт;
5- неисправность электрического указателя давления масла. Проверить и заменить неисправные детали.
Проверка масляного насоса.
Обычно в условиях эксплуатации не возникает необходимости в ревизии масляного насоса. Только при падении давления масла из-за насоса целесообразно снять и разобрать насос для проверки состояния его деталей в такой последовательности:
— закрепить масляный насос в тисках, проследив за тем, чтобы не повредить корпус;
— отвернуть шесть винтов крепления крышки масляного насоса и снять крышку, ведущую и ведомую шестерни;
— после разборки все детали насоса тщательно промыть и продуть сжатым воздухом;
— тщательно осмотреть крышку и корпус насоса, при наличии значительного износа детали заменить;
— осмотреть ведущую и ведомую шестерни, при наличии повышенного износа заменить их;
— проверить зазор между рабочими поверхностями зубьев в зацеплении шестерен, этот зазор должен быть 0,5…0,22 мм. Предельный износ по зазору равен 0,30 мм, при увеличении зазора шестерни заменить;
— проверить зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насоса с помощью щупа. Монтажный диаметральный зазор равен 0,105…0,175 мм. Этот зазор изменяется очень мало; если же он превысит 0,22 мм, заменить корпус насоса, а если необходимо, то и шестерню;
— проверить щупом зазор между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом, который должен быть 0,140…0,216 мм; если же он превысит 0,25 мм, заменить наиболее изношенную или обе детали;
— проверить щупом зазор между внутренним диаметром ведущей шестерни и выступом корпуса, который должен быть 0,050…0,10 мм; если же он превысит 0,15 мм, заменить наиболее изношенную или обе детали;
— проверить щупом зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, который должен быть 0,05…0,122 мм; если же он превысит 0,15 мм, подогнать плоскость прилегания корпуса к крышке или заменить корпус;
— проверить неплоскостность крышки, которая допускается не более 0,03 мм; при необходимости притереть или пришлифовать плоскость. Толщина крышки после шлифовки не должна быть менее 4,20 мм;
— собрать масляный насос в последовательности, обратной разборке. При этом шестерни масляного насоса установить так, чтобы торцы с фаской были обращены в сторону корпуса. После установки шестерни обильно смазать моторным маслом.
Масляный насос Рисунок-3: Масляный насос Выбор номенклатуры запасных частей для текущего ремонта узла автомобиля.
Текущий ремонт предназначен для устранения отказов и неисправностей с целью обеспечения ресурса автомобиля до капитального ремонта. При текущем ремонте допускается замена всех деталей кроме базовых, при этом, как правило, не заменяют основные детали.
Базовые? основные и корпусные детали, которые обеспечивают размещение всех остальных деталей.
Основные? обеспечивают функционирование узла.
Масляный насос установлен в картере блока двигателя и приводится в действие от коленчатого вала по средствам зубчатой передачи.
Базовые детали — корпус, крышка, маслозаборник.
Основные детали — ведущая и ведомая шестерни, редукционный клопан.
Заказ на запасные части автомобиля ИЖ — 2715.
Узел — масляный насос.
Таблица 14.
Наименование детали. | Номер по каталогу. | ОКПО. | Количество. | |
Колесо зубчатое ведомое. | 412−1 011 032. | 1 шт. | ||
Предохранительный клапан. | 412−1 011 364. | 1 шт. | ||
Прокладка крышки. | 412−1 011 065−10. | 1 шт. | ||
Крышка масляного насоса. | 412−1 011 052−10. | 1 шт. | ||
Пружина редукционного клапана. | 412−1 011 368. | |||
1. Афанасьев Л. Л. Единые транспортные системы и перевозки. — М:
Транспорт, 1982. — 382 с.
Миронюк С. К. Использование транспорта в сельском хозяйстве. — М/ Колос, 1982.-287 с.
Рыбаков К. В. Транспорт в сельскохозяйственном производстве. Учебное пособие. — М.: МГАУ, 1998. — 52 с.
4. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным.
транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей от 13 марта.
1987 года. ПС СССР, но труду и социальным вопросам № 153/6. ВЦСПС №.
142. (источник: www.регеvozki.ru).
5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. — М.: Транспорт, 1988. — 78 с.
6. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. — М.: «Ось-89», 1997. — 48 с.
Кузнецов Е.С., Болдин А. П., Власов В. М. Техническая эксплуатация автомобилей. — М.: Наука, 2001. — 535 с.
Водолазов Н. К. Курсовое и дипломное проектирование по механизации. Учебное пособие. -М.: Агропромиздат, 1991 -335 с.
Регулировка автомобилей, применяемых в сельском хозяйстве: Справочник/ В. Е. Гореликов, В. Т. Каширин, П. Д. Козлов и др. — Л.: Машиностроение, 1984. -311 с.
Газарян А. А. Техническое обслуживание автомобилей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2000. — 272 с.
Автомобили Урал моделей-4320−01, -5557: Устройство и техническое обслуживание. С. Л. Антонов, В. А. Трофимов, А. И. Штурюкин и др. — М.: Транспорт, 1994. — 245 с.
И. Кузнецов А. С., Глазачев СИ. Автомобили моделей ЗИЛ-4333, ЗИЛ-4314 и их модификации: Устройство, эксплуатация, ремонт. — М.: Транспорт, 1996. — 288 с.
ЗИЛ-5301 и его модификации: Руководство по ремонту, каталог деталей. А. С. Кузнецов, СИ. Глазачев, В. М. Калинцева и др. — М.: Элит-пресс, 2000. — 476 с.
Карагодин В.И., Карагодин Д. В. Автомобили КамАЗ: устройство, техническое обслуживание и ремонт. — М.: Транспорт, 2001. — 342 с.
Синельников А.Ф., Васильев Б. С. Автомобили МАЗ: Техническое обслуживание и ремонт. — М.: Транспорт, 2000. — 372 с.
Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства. Учебное пособие / П. А. Андреев, В. М. Баутин, А. Н. Батишев и др. — М.: Информагротех, 1995.-576 с.
Спичкин Г. В., Третьяков A.M. Практикум по диагностированию автомобилей. Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1986. 439 с.
Справочно-информационная система автомобилей «АвтоКаталогАвтоПредприятие AutoSoft SP».