Методология контроля и диагностики смазочных материалов, как элементов систем приводов многокомпонентных машин
Окислительные процессы, протекающие в смазочном материале, оцениваются по кислотному числу и для некоторых сортов масел стандартизированы. Однако анализ патентной и научно-технической литературы показал, что существует большое разнообразие инженерных методов и устройств для оценки термоокислительной стабильности. В качестве показателей предлагаются: величина изменения вязкости, период… Читать ещё >
Содержание
- Раздел 1. Анализ современных методов контроля эксплуатационных свойств смазочных материалов
- 1. 1. Классификация и основные требования к смазочным материалам
- 1. 2. Порядок допуска к производству и применению смазочных материалов
- 1. 3. Методы оценки эксплуатационных свойств моторных масел
- 1. 4. Методы оценки ресурса смазочных материалов
- 1. 5. Предложения по оптимизации методов контроля
- Раздел 2. Факторы, влияющие на окислительные процессы в смазочных материалов
- 2. 1. Современные методы исследования термоокислительной стабильности
- 2. 2. Ускоренный метод испытания смазочных материалов на термоокислительную стабильность
- 2. 3. Влияние воды на термоокислительную стабильность
- 2. 4. Результаты исследования каталитического действия металлов на окислительные процессы
- 2. 5. Влияние ультрадисперсных наполнителей на окислительные процессы
- 2. 6. Результаты испытания масел без присадок
- 2. 7. Влияние доливов на окисление масел
- 2. 8. Влияние перемешивания масел на интенсивность окислительных процессов
- 2. 9. Влияние смесей масел на их окисление
- Раздел 3. Теоретические и экспериментальные исследования механизма старения смазочных материалов
- 3. 1. Теоретические аспекты механизма старения смазочных материалов
- 3. 2. Техническая характеристика средств контроля
- 3. 3. Термоокислительная стабильность индустриальных масел
- 3. 4. Результаты исследования термоокислительной стабильности гидравлического масла МГ-15-В
- 3. 5. Особенности механизма окисления минеральных трансмиссионных масел группы ТМ
- 3. 6. Особенности механизма окисления минеральных масел группы ТМ
- 3. 7. Термоокислительная стабильность частично синтетических трансмиссионных масел
- 3. 8. Термоокислительная стабильность синтетических трансмиссионных масел
- Раздел 4. Результаты испытания моторных масел на термоокислительную стабильность
- 4. 1. Исследование связи между окислительными процессами и эксплуатационными свойствами моторных масел
- 4. 2. Особенности механизма окисления товарных минеральных масел
- 4. 3. Результаты испытания частично синтетических масел
- 4. 4. Результаты испытания синтетических масел
- 4. 5. Термическая стойкость смазочных материалов
- Раздел 5. Процессы происходящие в смазочных материалах при эксплуатации механических систем.,
- 5. 1. Механизм образования эксплуатационных примесей в смазочных материалах
- 5. 2. Результаты исследования старения моторных масел при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания
- 5. 3. Особенности окисления отработанных моторных масел
- Раздел 6. Результаты испытания смазочных масел на противоизносные свойства
- 6. 1. Качественная картина и основные виды трения и изнашивания узлов механических систем
- 6. 2. Устройства для испытания фрикционных свойств смазочных материалов
- 6. 3. Метод оценки механохимических процессов при граничном трении скольжения
- 6. 4. Влияние параметров трения на приспосабливаемость и совместимость материалов пары трения
- Раздел 7. Методы и устройства повышения эффективности использования смазочных материалов
- 7. 1. Смазочный материал как элемент механической системы
- 7. 2. Технология оценки эксплуатационных свойств смазочных материалов
- 7. 3. Методы эффективного использования гидравлических и индустриальных масел
- 7. 3. 1. Методы диагностики гидроприводов
- 7. 3. 2. Перспективные технологии очистки гидравлических, индустриальных и трансмиссионных масел
- 7. 4. Современные методы регенерации отработанных смазочных материалов
- Основные научные результаты и
- выводы
Методология контроля и диагностики смазочных материалов, как элементов систем приводов многокомпонентных машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Безотказность и долговечность современных машин, механизмов и различного технологического оборудования определяется процессами, протекающими в трибологических системах «материалы пары трения — смазочный материал» (МПТ-СМ). Данную систему можно характеризовать такими определениями как совместимость, приспосабливаемость и износостойкость. Поэтому разработка средств и методов контроля состояния элементов системы и процессов, происходящих в ней, является актуальной проблемой.
Повышение надежности механических систем решается путем выбора износостойких материалов пары трения и подбора к ним смазочных материалов. Если вопросы применения износостойких материалов с целью повышения надежности узлов трения изучались более интенсивно и в этой области достигнуты определенные успехи при проектировании механических систем, то выбор смазочного материала для различных машин и механизмов, работающих в большом интервале нагрузок, скоростей и температур относится к наиболее сложным задачам. Это вызвано тем, что в одном механизме применяется один смазочный материал, а узлы трения выполнены из материалов с широким диапазоном механических свойств. Кроме того, на рынке существует большое количество масел, применение которых для тех или иных механизмов практически необоснованно. Ресурс работы масел на частично синтетической и минеральной основах и полностью синтетических принят постоянным и регламентируется заводами-изготовителями по наработке или километрам пробега для автотранспорта.
Процессы, происходящие в системе «МПТ-СМ» в большей мере зависят от свойств смазочного материала, которые задаются с помощью их легирования комплектом присадок. Однако при эксплуатации техники, свойства смазочного материала (окислительные, фрикционные, диспергирующие, моющие и др.) изменяются вследствие протекания окислительных процессов, деструкции и хе-мосорбции, что вызывает изменение вязкости и его потемнение. Кроме того, наработка или пробег как показатели ресурса работоспособности смазочных материалов не учитывают режимы и условия эксплуатации, техническое состояние узлов трения механической системы и состояние фильтрующих элементов, которые в значительной степени оказывают влияние на долговечность узлов трения и свойства смазочного материала.
Износостойкость системы «МПТ-СМ» в процессе эксплуатации непостоянна ввиду изменения структуры поверхностного слоя, свойств и процесса старения смазочного материала. Действующие на трибосистему внешние воздействия характеризуются механическими, тепловыми и электромагнитными полями, которые вызывают изменения в поверхностном слое контактирующих тел и энергетическом состоянии смазочного материала. Поэтому износостойкость системы определяется приспосабливаемостью ее элементов к внешним воздействиям и их совместимостью или самоорганизацией системы. Сущность самоорганизации системы заключается в том, что взаимодействие трущихся тел и смазочной среды локализуется в тонких слоях вторичных структур трения, которые защищают ее от внешних воздействий.
Процессы, происходящие в системе «МПТ-СМ», в большей мере зависят от степени окисления смазочного материала. Если учесть, что окислительные процессы более интенсивно протекают на поверхностях трения, за счет более высоких температур и каталитического влияния материалов пары трения, то становится понятным, насколько весома связь и взаимовлияние элементов системы «МПТ-СМ» на ее надежность.
Окислительные процессы, протекающие в смазочном материале, оцениваются по кислотному числу и для некоторых сортов масел стандартизированы. Однако анализ патентной и научно-технической литературы показал, что существует большое разнообразие инженерных методов и устройств для оценки термоокислительной стабильности. В качестве показателей предлагаются: величина изменения вязкости, период осадкообразования, склонность к лакои нагарообразованию, электропроводность, количество отложений на деталях, содержание растворенного кислорода, удельная мощность диэлектрических потерь в присутствии катализатора и без него, коэффициент поглощения светового потока, плотность нерастворимых в масле загрязнений, массовые доли рабочей фракции и лака, количество осадка при окислении, испаряемость и коррозионные свойства. Большинство из перечисленных показателей не нашло практического применения ввиду отсутствия промышленных стандартизированных средств контроля. Другая часть показателей требует использования дорогостоящего оборудования и использования только в лабораторных условиях.
Важное значение для оценки качества смазочных материалов имеет их температурная стойкость — показатель, характеризующий критическую температуру, при которой происходит деструкция легирующих присадок. Этот показатель имеет большое значение при трении сопряжений, так как влияет на коэффициент трения и интенсивность изнашивания. Методика оценки температурной стойкости при граничном трении, разработанная P.M. Матвеевским и его учениками, широко применяется при оценке смазочных материалов.
В качестве критериев оценки температурной стойкости смазочных материалов как показателей индивидуальных свойств используются методы, в основу которых положены такие показатели, как коксуемость и лакои нагаро-образование. Температурная стойкость имеет важное значение для узлов, работающих при высоких температурах. Однако необходимо отметить, что температурная стойкость и термоокислительная стабильность как основные индивидуальные (объемные) свойства смазочного материала недостаточно изучены в области их влияния на противоизносные свойства.
Решение данной проблемы возможно на основе разработки критериев, оценивающих изменение энергетического состояния смазочного материала. В этой связи практическое и научное значение представляют исследования: механизма окисления смазочных материалов и влияния его на ресурс их работытемпературной стойкости работающих смазочных материаловизменения про-тивоизносных свойств в зависимости от продолжительности применения смазонного материаламеханизма формирования адсорбционных, хемосорбцион-ных и модифицированных защитных слоев при трении.
При проектировании новых машин и агрегатов вопросы выбора смазочных материалов являются проблематичными. Существующая система классификации смазочных материалов по группам эксплуатационных свойств не дает полной информации о поведении их при номинальных режимах эксплуатации, кроме того, отсутствуют критерии оценки ресурса их работоспособности.
Порядок допуска к производству и применению товарных нефтепродуктов решает проблему их стандартизации и сертификации и поэтому результаты испытания используются на стадии проектирования техники. Вместе с тем, практически отсутствуют исследования, содержащие рекомендации по теории и практике диагностирования смазочных материалов как элемента механической системы в условиях эксплуатации. В связи с чем, вопросы теории старения, методологии контроля и обоснования критериев оценки качества смазочных материалов различного назначения в условиях эксплуатации техники являются актуальными и новыми.
Актуальность диссертационной работы определяется тем, что информативность системы контроля смазочных материалов на стадии проектирования и эксплуатации техники может быть расширена с применением оптимального количества методов испытания, включающих термоокислительную стабильность, температурную стойкость и противоизносные свойства с определением параметров процессов, протекающих при термостатировании и изнашивании.
Предметом исследования являются смазочные материалы (моторные, трансмиссионные, гидравлические и индустриальные масла) как элементы механических систем.
Цель диссертационной работы. Разработка системы контроля и диагностирования смазочных материалов на стадиях проектирования и эксплуатации техники.
Задачи исследований. Разработать комплексную методику испытания смазочных материалов, которая позволит на стадии проектирования техники осуществлять обоснованный их выбор, а в эксплуатации контроль за параметрами состояния.
Исследовать термоокислительную стабильность и температурную стойкость смазочных материалов различных классов вязкости, групп эксплуатационных свойств и базовых основ и оценить влияние материалов пар трения, воды, присадок, эксплуатационных примесей и ультрадисперсных добавок на окислительные процессы.
Исследовать механизм старения смазочных материалов в процессе эксплуатации машин и оценить влияние продуктов старения на механизм изнашивания материалов и механохимические процессы, протекающие на фрикционном контакте в условиях граничного трения скольжения.
Разработать эффективные методы и средства диагностирования смазочных материалов в условиях эксплуатации техники, а также средства, обеспечивающие эффективное их использование.
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось с применением теоретического анализа механизмов окисления и деструкции углеводородов и присадок к ним, теории экспериментов, теории трения, износа и смазки, теории износостойкости, методов расчета ресурса смазочных материалов, электрооптических методов исследования.
При выполнении работы применялись стандартные и специально разработанные приборы, а для обработки результатов экспериментальных исследований использовались методы математической статистики и регрессионного анализа.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных автором, подтверждается теоретически и экспериментально. Научные положения аргументированы, теоретические результаты работы и выводы подтверждены проведенными экспериментальными исследованиями и их корректной математической обработкой, использованием положений теории окисления углеводородов, триботехники, теории размерностей и подобия, а также использованием стандартных программ для обработки экспериментальных данных в соответствии с постановкой и планированием экспериментальных исследований.
На защиту выносятся:
Комплексная методика испытаний смазочных материалов различных классов вязкости, групп эксплуатационных свойств, базовой основы и назначения.
Методика испытания смазочных материалов на термоокислительную стабильность и критерии ее оценки.
Методика испытания смазочных материалов на температурную стойкость и критерии ее оценки.
Электрометрический метод определения интенсивности формирования защитных слоев в условиях граничной смазки.
Методика оценки вида изнашивания в зависимости от концентрации нерастворимых продуктов старения масел.
Результаты комплексных исследований моторных, трансмиссионных, гидравлических и индустриальных масел на термоокислительную стабильность и температурную стойкость.
Результаты исследований влияния металлов, воды, присадок, ультрадисперсных добавок на окислительные процессы в смазочных материалах.
Методика выбора материалов для трибосистем на основе приспосабливаемое&tradeи совместимости ее элементов к режимам и условиям эксплуатации.
Результаты обоснования дополнительных квалификационных показателей, применяемых при идентификации смазочных материалов и определении их потенциального ресурса.
Технология диагностирования работавших смазочных материалов и рекомендации по повышению эффективности их использования.
Научная новизна работы состоит в том, что:
— разработана методология контроля товарных и диагностирования работавших смазочных масел, включающая оценку их качества по термоокислительной стабильности, температурной стойкости и противоизносным свойствам, что позволило учесть влияние условий и режимов эксплуатации техники, а также оптимизировать количество методов испытаний;
— разработанный комплексный метод ускоренной оценки механизма окисления смазочных материалов, учитывает влияние температурных условий эксплуатации техники на изменение вязкости и коэффициента поглощения монохроматического светового потока, что позволило получить регрессионные уравнения процесса окисления и идентифицировать масла по группам эксплуатационных свойств с учетом базовой основы;
— получены функциональные зависимости механизма окисления смазочных материалов, дающие возможность их идентифицировать при оптимальных температурных условиях испытания с учетом качества присадок и базовой основы. Установлены двухстадийность процесса окисления и отличительные особенности окисления синтетических и частично синтетических масел;
— разработана методика определения константы скорости химической реакции окисления смазочных материалов и ее зависимости от температуры и базовой основы, дающая возможность прогнозировать их ресурс;
— предложены дополнительные квалификационные показатели качества смазочных материалов, включающие: температуры начала окисления и испарения, критическую температуру работоспособности и потенциальный ресурс, дающие возможность на стадии проектирования принимать обоснованные решения по выбору смазочных материалов, обеспечивающих максимальную надежность трибосистемы;
— разработан метод испытания смазочных материалов па температурную стойкость, позволяющий определять температурную область их работоспособности и производить классификацию по группам эксплуатационных свойств с учетом параметров деструкции присадок и базовой основы;
— исследован механизм окисления отработанных моторных масел, характеризующийся скачкообразным изменением коэффициентов поглощения светового потока, вязкости и летучести. Предложено применение этих показателей в качестве диагностических параметров при оценке состояния смазочного материала, технического состояния цилиндропоршневой группы и концентрации антиокислительных присадок;
— исследован механизм старения моторных масел в двигателях внутреннего сгорания, основанный на определении их оптической плотности при прямом фотометрировании, что позволило с применением центрифугирования оценить диспергирующие и моющие свойства работающих масел, состояние системы фильтрации и корректировать их ресурс с учетом режимов и условий эксплуатации двигателей;
— предложен электрометрический метод оценки кинетики формирования защитных граничных слоев на поверхностях трения по изменению электропроводности фрикционного контакта, что позволяет определить параметры трения, где совместимость элементов трибосистемы и их приспосабливаемость к внешним воздействиям максимальны;
— предложен метод оценки механизма изнашивания при граничном трении с учетом концентрации нерастворимых в масле эксплуатационных примесей, позволяющий установить области проявления окислительного, смешанного и абразивного видов изнашивания, и сформулировать предложения по обоснованию предельной концентрации;
— установлена функциональная связь между противоизносными свойствами смазочных материалов и коэффициентом электропроводности фрикционного контакта в условиях граничного трения, дающая возможность обосновать ресурс смазочных материалов с учетом концентрации продуктов старения;
— исследован механизм действия воды, присадок, металлов, перемешивания и ультрадисперсных добавок на окислительные процессы в смазочных материалах. Полученные результаты испытания подтвердили эффективность применения комплексной методики.
Новизна работы подтверждена 8 патентами и 19 авторскими свидетельствами на изобретения.
Практическая значимость работы. На базе теоретических и экспериментальных исследований разработана методика определения константы скорости химической реакции окисления смазочных материалов и ее зависимость от температуры и базовой основы, что позволяет значительно упростить расчетный метод определения ресурса их работоспособности. Разработана и внедрена в производство методическая и экспериментальная база испытания смазочных материалов различных классов вязкости, групп эксплуатационных свойств и базовой основы, которые позволяют на стадии проектирования принять правильное решение по выбору смазочного материала, а на стадии эксплуатации осуществлять контроль их состояния и обеспечивать максимальный ресурс. Разработанная технология оценки термоокислительной стабильности смазочных материалов на стадии эксплуатации позволяет косвенно оценить состояние системы фильтрации, износ цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, диспергирующие и моющие свойства, а также остаточный ресурс. Разработаны оригинальные методики и оборудование по повышению эффективности использования смазочных материалов в условиях эксплуатации техники, включающие контроль, очистку и регенерацию отработанных масел.
Автор выражает признательность за помощь и поддержку научному консультанту докт. техн. наук С. П. Ереско, сотрудникам кафедры «Подъемно-транспортных машин и роботов» Красноярского государственного технического университета, лично доц. канд. техн. наук С. И. Васильеву, доц. канд. техн. наук Д. Д. Абазину.
Выводы.
1. Разработан и обоснован электрометрический метод оценки интенсивности протекания механохимических процессов в условиях граничного трения, позволяющий определить совместимость и приспосабливаемость элементов трнбосистемы в зависимости от режимов трения. Установлено, что для каждой пары материалов трения и смазочного материала существуют режимы трения, при которых они максимально совместимы, а приспосабливае-мость их происходит за минимальный период времени в результате формирования защитных слоев с максимальным электрическим сопротивлением. В этой связи коэффициент электропроводности предложен в качестве интегрального критерия интенсивности механохимических процессов, протекающих на фрикционном контакте (А.с № 1 054 732).
2. Плотность нерастворимых примесей на фрикционном контакте, определяемая отношением оптической плотности к площади пятна износа, рекомендована в качестве критерия оценки вида изнашивания. Предложенный критерий позволяет определить области проявления окислительного, абразивного и смешанного видов изнашивания, их интенсивность и научно обосновать ресурс смазочного материала (Пат. № 2 186 386, А.с. № 1 270 642, 1 165 939, 1 670 521).
3. Экспериментально установлена связь оптической плотности работавшего масла и его противоизносных свойств с коэффициентом электропроводности фрикционного контакта в областях окислительного и абразивного изнашивания. С ростом оптической плотности электропроводность фрикционного контакта увеличивается, а противоизносные свойства масла снижаются. При этом в области совместного проявления окислительного и абразивного изнашивания электропроводность фрикционного контакта подвержена значительным колебаниям ввиду изменения механических свойств эксплуатационных примесей и их состава.
4. Возникающее при трении статическое напряжение усиливает сорб-ционные процессы и ускоряет формирование защитных слоев, поэтому важно, чтобы полярность напряжения на меньшей поверхности контакта обеспечивала адсорбцию поверхностно-активных веществ.
Раздел 7 Методы и устройства повышения эффективности использования смазочных материалов.
7.1 Смазочный материал как элемент механической системы.
Смазочный материал является элементом механической системы, поэтому на него распространяются такие свойства как: безотказность, долговечность, сохраняемость, а также работоспособность, при которой он может выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно — технической документацией. Однако единственным параметром, по которому определяется предел работоспособности смазочного материала является ресурс, указанный в инструкции по эксплуатации механизма или агрегата. Поэтому выработку установленного ресурса смазочным материалом можно принимать за отказ элемента механической системы.
Классификация отказов [164] осуществляется по различным признакам, основными из которых являются причины возникновения, характер изменения параметров системы, степень влияния отказа на работоспособность, возможность предсказания и др. По характеру проявления отказы делят на постепенные и внезапные. Если в качестве обобщенного параметра, характеризующего работоспособность механической системы, можно выбрать давление, скорость, температуру, износ и др., то внезапные и постепенные отказы смазочного материала определяются скоростью изменения обоснованного интегрального параметра.
К факторам, определяющим надежность смазочного материала как элемента механической системы в процессе эксплуатации, можно отнести: климатические (температура, давление, влажность, запыленность, плесень, грибки) — гидравлические (газонасыщенность, загрязнение, вязкость) — механические (ускорение, вибрация, удар) — временные (старение) — конструкционные (схема и режим работы, наличие и производительность фильтрации) — эксплуатационные (условия хранения, герметичность, техническое обслуживание) — производственные (технология производства, транспортирование, хранение нефтепродуктов). Все перечисленные факторы необходимо учитывать при проектировании, изготовлении и эксплуатации машин и механизмов.
7.2 Технология оценки эксплуатационных свойств смазочных материалов.
Технология разработана на основе результатов исследований и предусматривает применение следующих приборов: фотометра, вискозиметра, прибора определения термоокислительной стабильности, центрифуги, прибора определения температуры вспышки, электронных весов, ферромагнитного сепаратора. Данный комплект приборов предназначен для идентификации товарных масел и оценки качества работающих масел с целью определения сроков их замены, состояния фильтрующих элементов, технического состояния цилиндро-поршневой группы, моющих и диспергирующих свойств.
Своевременная замена масел в двигателях внутреннего сгорания, гидросистемах, трансмиссиях и технологическом оборудовании увеличивает срок службы трибосопряжений. Контроль качества работающих масел осуществляется отбором проб из масляной системы.
Комплект приборов позволяет определить следующие показатели: коэффициент поглощения светового потока, коэффициент термоокислительной стабильности, вязкость, температуру вспышки, концентрацию общих, растворимых, нерастворимых и ферромагнитных примесей, летучесть, отработанный, остаточный или потенциальный ресурс. По данным показателям можно определить моющие и диспергирующие свойства масел, состояние фильтрующих элементов, степень износа цилиндропоршневой группы и необходимость замены масел, а также получить дополнительную информацию о работоспособности товарных масел и их соответствие группам эксплуатационных свойств.
Оснащение предприятий комплектом приборов требует изменения организационной структуры технических служб, в том числе создания специальных служб диагностики смазочных материалов. Основными их задачами являются планирование отбора проб масел из механизмов парка машин, составление и заполнение графика отбора проб, анализ масел, обработка результатов анализа, планирование техобслуживания с указанием потребности в замене масел.
Эффективность применения комплекта приборов определяется сроком службы смазочных материалов. В настоящее время для машин и механизмов установлена единая система проведения технических обслуживании и ремонта, в основу которой положена наработка часов или пробег. Однако ресурс работоспособности смазочных масел зависит не только от наработки (пробега), но и определяется индивидуальными факторами, к которым относятся: условия и режимы работы механизма, его техническое состояние и конструктивные особенности, производительность системы очистки, частота и объем доливаемого масла, а также наличие воды в смазочном материале и качество самого масла. Данные факторы оказывают существенное влияние на скорость старения масел, поэтому при одинаковом времени наработки количество примесей в масле будет различно.
Для каждого механизма вследствие его индивидуальных особенностей и различий в режимах и условиях эксплуатации браковочные показатели достигаются через разные промежутки времени. Применение комплекта приборов позволяет корректировать сроки замены масел и полностью исключать возможность слива доброкачественных работающих масел или работу на непригодных. Блок-схема оценки ресурса товарных масел приведена на рисунке 7.1.
Согласно схеме (рисунок 7.1) оценку качества товарных масел проводят в два этапа. На первом этапе определяют вязкость и температуру вспышки. По этим показателям проверяют соответствие испытуемого масла классу вязкости.
На втором этапе масло испытывают на термоокислительную стабильность с периодическим отбором проб для определения вязкости, летучести и коэффициента поглощения светового потока. Испытания на термоокислительную стабильность проводят до изменения вязкости на 25 — 30% или увеличения коэффициента поглощения светового потокаКп до значенияКп =0,8 при толщине фотометрируемого слоя 2,0 мм. Температуру испытания устанавливают в зависимости от назначения и базовой основы: для моторных масел — 170°Странсмиссионных — 130°Сгидравлических и индустриальных -140°С.
Рисунок 7.1 — Блок-схема оценки качества товарных масел.
Коэффициент поглощения светового потока определяется фотометри-рованием и рассчитывается из выражения.
Кп=^П, (7.1).
300 где П — показания фотометра при фотометрировании испытуемого масла, мкА;
300 — показания фотометра при отсутствии масла в фотометрической кювете, мкА.
После испытаний на термоокислительную стабильность определяют коэффициент термоокислительной стабильности Ктос испытуемого масла.
Ктос, (7.2).
Нисх где Кп — коэффициент поглощения светового потока окисленным маслом- |Лд и цисх~ соответственно вязкость окисленного и товарного масел, сСт.
Кроме того, по полученным показателям вязкости, коэффициентам поглощения светового потока, термоокислительной стабильности и летучести строят графические зависимости их от времени испытания, а также зависимости коэффициента термоокислительной стабильности от коэффициента поглощения светового потока и сравнивают их с данными, полученными для масел того же класса вязкости и группы эксплуатационных свойств, что и испытуемое масло.
По зависимости летучести от времени испытания масла на термоокислительную стабильность делают вывод о его экологических свойствах. Чем больше летучесть масла, тем быстрее увеличивается его вязкость. Кроме того, при большой летучести увеличиваются малые дыхания в емкостях для масел, что способствует попаданию извне механических примесей. Масла с повышенной летучестью при эксплуатации техники более интенсивно загрязняются примесями, попадающими извне.
По зависимостям вязкости от времени испытания масла на термоокислительную стабильность определяют время испытания, за которое вязкость увеличивается на 25−30%. Данное время и будет определять потенциальный ресурс его работоспособности в механизмах. Кроме того, по этому времени можно определить коэффициент поглощения светового потока К&bdquo-, используя его зависимость от времени испытания на термоокислительную стабильность. Значение коэффициента Кп, соответствующее потенциальному ресурсу, используется для работающих трансмиссионных, гидравлических и индустриальных масел с целью определения остаточного или отработанного ресурса.
Последнюю пробу масла, испытанную на термоокислительную стабильность, подвергают центрифугированию с последующим фотометрирова-нием и определением коэффициента поглощения светового потока. Разность коэффициентов поглощения светового потока до и после центрифугирования определяет моюще-диспергируюшие свойства испытанного масла. Эти свойства определяются по формуле.
КМД=КПО-КГЩ> С7−3) где Кмд — коэффициент, характеризующий моюще-диспергирующие свойства;
Кпо — коэффициент поглощения светового потока окисленного масла;
Кпц — коэффициент поглощения светового потока окисленного масла после центрифугирования.
Информативность разработанной методики и средств контроля подтверждается результатами испытания трансмиссионных, гидравлических, индустриальных (глава 3) и моторных масел (глава 4).
Анализ работающих масел проводится по схеме, приведенной на рисунке 7.2. Проба работающего масла подвергается вначале фотометрированию для определения коэффициента поглощения светового потока. В этом случае коэффициент Кп характеризует концентрацию общих примесей, образовавшихся за время эксплуатации механизма. Затем пробу масла центрифугируют, при этом нерастворимые примеси выпадают в осадок, а фотометрированием пробы масла после центрифугирования определяют концентрацию в ней растворимых примесей. Разность между коэффициентами Кп до и после центрифугирования определяет концентрацию нерастворимых примесей, по величине которой можно делать вывод о производительности системы фильтрации и принимать решение о замене фильтров. Одновременно по этому показателю можно судить о диспергирующих свойствах масла и наличии моющих присадок, по плотности осадка в кювете центрифуги. Чем плотнее осадок и труднее смывается, тем меньше моющих присадок в отработанном масле.
Трансмиссионные, гидравлические и индустриальные масла дополнительно подвергаются анализу на наличие ферромагнитных примесей. Для этого после фотометрирования пробы работающих масел и определения концентрации общих примесей они пропускаются через магнитный сепаратор, где ферромагнитные примеси задерживаются постоянным магнитным полем. Концентрация примесей определяется разностью коэффициентов поглощения светового потока до и после сепарации.
Появление ферромагнитных примесей можно объяснить двумя причинами: либо масло «не выполняет» смазывающих функций, либо в нем большая концентрация абразивных частиц. Поэтому проба масла после магнитной сепарации подвергается центрифугированию и повторному фотометрированию. Если при фотометрировании существует разность между коэффициентами поглощения светового потока после магнитной сепарации и центрифугирования сепарированной пробы, причиной появления ферромагнитных примесей является большая концентрация нерастворимых примесей. В случаях, когда разность незначительна, причиной появления в масле ферромагнитных примесей плохие противоизносные свойства испытуемого работающего масла. В данном случае работающее масло не обеспечивает разделения поверхностей трения и происходит их металлический контакт. При высокой концентрации ферромагнитных примесей требуется замена работающего масла или его очистка.
Показатели вязкости и температуры вспышки работающих трансмиссионных, гидравлических и индустриальных масел сравниваются со значениями этих параметров для товарных масел того же сорта. С увеличением наработки этих масел данные параметры увеличиваются за счет испарения легких фракций и окисления самого масла. Если вязкость работающих масел увеличилась менее чем на 2530%, то эти масла можно использовать, а по величине вязкости можно ориентировочно определить остаточный ресурс и время его замены. Однако на практике зачастую используют смеси масел, поэтому принятие правильных решений по вязкости затруднительно без испытания работающих масел на термоокислительную стабильность.
Для моторных масел вязкость и температура вспышки несут иную информацию. Эти параметры зависят от концентрации продуктов неполного сгорания топлива, попадающих в картер двигателя через сопряжения «гильза — поршневое кольцо», поэтому чем больше изношена цилиндропоршневая группа, тем больше продуктов неполного сгорания топлива попадает в масло и разжижает его. В этих случаях вязкость и температура вспышки будут уменьшаться. Для новых и малоизношенных двигателей вязкость и температура вспышки обычно повышаются за счет продуктов окисления масла, поэтому эти параметры могут косвенно характеризовать степень износа цилиндропоршневой группы.
• * • «• *.
Рисунок 7.2 — Блок-схема оценки качества работающих масел.
U).
Основные показатели, характеризующие состояние работающих масел, определяются при испытании их на термоокислительную стабильность. Испытания проводятся в течение 20 часов, причем через 3, 8 и 14 часов производят отбор проб для определения вязкости, коэффициента поглощения светового потока, коэффициента термоокислительной стабильности и летучести. По этим показателям определяется отработанный и остаточный ресурс, а также принимается решение о замене масла.
Летучесть моторного масла после трех часов испытания определяет состояние цилиндропоршневой группы. Чем больше продуктов неполного сгорания попадает в моторное масло, тем больше его летучесть. Сравнив летучесть товарных масел после 3-х часов испытания с летучестью работающего масла, можно оценить степень износа цилиндропоршневой группы двигателя. Как показали многочисленные испытания работающих масел, для новых двигателей летучесть практически одинакова с летучестью чистых товарных масел, а для изношенных двигателей летучесть увеличивается в 2−3 раза по сравнению с чистыми товарными маслами.
Летучесть работающих трансмиссионных, гидравлических и индустриальных масел, уменьшается по сравнению с товарными за счет испарения легких фракций и зависит от температурных режимов работы механизма.
Основными показателями оценки термоокислительной стабильности работающих масел являются вязкость, коэффициенты поглощения светового потока и термоокислительной стабильности. Эти показатели при испытании на термоокислительную стабильность изменяются в зависимости от внутренней энергии работающего масла. Внутренняя потенциальная энергия любого смазочного материала определяется качеством базовой основы (минеральной, синтетической или их смеси) и комплектом присадок, поэтому при тепловом воздействии смазочный материал сопротивляется окислению по-разному. В этой связи такие показатели, как вязкость, коэффициенты поглощения светового потока и термоокислительной стабильности для товарных масел, изменяются незначительно. Однако чем дольше масло работает в механизме, тем меньше становится его внутренняя энергия, а значит, и сопротивляемость тепловым воздействиям.
Рассмотрим конкретный пример использования информации о состоянии работающих масел по предлагаемой технологии, результаты анализа которых приведены в таблице 7.1.
Список литературы
- Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И. Г. Анисимов, К. М. Бадыштова, С. А. Бнатов и др. под ред. Школьникова- Изд 2-е перераб и доп. М.: Издательский центр «Те-хинформ», 1999. — 596 с.
- Резников, В.Д. Классификации и взаимозаменяемость отечественных и зарубежных моторных масел / В. Д. Резников, А.И. Григорьев- Тем. обзор Сер. «Переработка нефти». М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1976. — 64 с.
- Трение изнашивание и смазка. Справочник: кн.1 / Под ред. И.В. Кра-чельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — 400 с.
- Климов, К.И. Трансмиссионные масла / К. И. Климов, Г. И. Кичкин. -М.: Химия, 1970.-250 с.
- Фукс, Г. И. Вязкость и пластичность нефтепродуктов / Г. И. Фукс. М.: Гостоптехиздат, 1951.-271 с.
- Детали машин. Справочник: кн.1 / Под ред. Н. С. Ачеркана. М.: Маш-гиз. 1953.-654 с.
- Коулмэн, В. Расчет конических и гипоидных зубчатых колес на заедание / В. Коулмэн // Экспресс инф. Сер. Детали машин. 1966. — № 37.
- Часовников, Л.Д. Передачи зацеплением / Л. Д. Часовников. М.: Машиностроение, 1969. — 487 с.
- Венцель, С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания / С. В. Венцель. М.: Химия, 1979. — 238 с.
- Венцель, С.В. Контактные процессы, протекающие на смазочных поверхностях трения / С. В. Венцель, Е. А. Миронов // Трение и износ. 1982. Т.З. № 1. С. 100−107.
- Матвеевский, P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. / P.M. Матвеевский. М.: Наука, 1971. — 227 с.
- Костецкий, Б.И. Трение, смазка и износ в машинах. / Б. И. Костецкий. Киев: Техника, 1970. — 396 с.
- Костецкий, Б.И. О роли вторичных структур в формировании механизмов трения, смазочного действия и изнашивания / Б. И. Костецкий // Трение и износ. 1980. Т.1. № 4. С. 622−634.
- Розенберг, Ю.А. Эксплуатационные свойства смазочных материалов и их оценка /Ю.А. Розенберг//Вестник машиностроения. 1975. № 8. С. 42−49.
- Меньшов, П.А. Об определении цвета нефтепродуктов /П.А. Меньшов, B.C. Иванов, В. Н. Логинов // Химия и технология топлив и масел. 1981. № 4. С. 45−48.
- Гольберг, Д.О. Контроль производства масел и парафинов / Д. О. Гольберг. М.: Химия, 1964. — 245 с.
- Шелобанов, М.И. О реализации электрооптических эффектов для дисперсных систем с частицами износа / М. И. Шелобанов, Л. Н. Обищенко, Н. М. Михин // Трение и износ. 1982. Т.З. № 2. С. 331−334.
- Петросянц, А.А. Повышение долговечности двигателей газонефтепромыслового оборудования / А. А. Петросянц, В. Я. Белоусова, B.C. Саркисов. -М.: Недра, 1976.-211 с.
- Зуидема, Г. Г. Эксплуатационные свойства смазочных масел / Г. Г. Зуи-дема. М.: Гостоптехиздат., 1957. — 170 с.
- Большаков, Г. Ф. Восстановление и контроль качества нефтепродуктов / Г. Ф. Большаков. Л.: Недра, 1974. — 318 с.
- Fhoenes, H.W. Erfahrungen mit der vickers Elugelse — Uenpumpe / H.W. Fhoenes, K. Baner, P. Herman // Schiertechnik Tribologie. 1979. № 4. August, — S.9.
- Лопатко, О.П. Методика оценки противоизносных свойств рабочих жидкостей объемных гидроприводов машин / В. Б. Лопатко, В. Б. Арсенов. -Минск: Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР, 1978. -47 с.
- Венцель, С.В. Исследование противоизносных свойств масел серии ИГП с помощью пластинчатых насосов / С. В. Венцель, Г. Ф. Ливада и др., // Трение и износ. 1982. Т.З. № 6. С. 1031−1035.
- А.с. 983 522 СССР. Устройство для испытания материалов и масел / Б. И. Ковальский, М. Б. Грибанов. 1982, Бюл. № 17.
- Берденников, А.И. Диссипативные, упругие и смазочные свойства рабочих жидкостей систем гидравлики / А. И. Бердников, Д. Г. Громаковский и др., // Трение и износ. 1983. Т.4. № 3. С. 476−482.
- Манучаров, Ю.С. Измерение поглощения ультразвуковых волн в жидкостях на частотах 50МГц-4Мгц / Ю. С. Манучаров, И. Г. Михайлов // Акустический журнал. Вып.2. 1974. Т.90. С. 286−296.
- Тречмен, И.Г. Кратковременные вязкостные свойства смазки в зоне герцевского давления / И. Г. Тречмен // Журн. Америк, общества инженеров-механиков. Сер. Проблемы Трения и смазки. 1975. № 3. С. 160−167.
- Кеннел, И.В. Реология смазки в реальных подшипниках / И. В. Кеннел, С. С. Бупара // Журн. Америк, общества инженеров-механиков. Сер. Проблемы трения и смазки. 1975. № 2. С. 93−102.
- Михеев, В.А. Стабильность масел в динамических условиях и эффект последствия / В. А. Михеев, Е. М. Никоноров // В кн.: Улучшение качества смазочных масел и присадок. Труды ВНИИ НП. Вып. XIV. М.: Химия. 1976. С. 186 192.
- Шпеньков, Г. П. Физикохимия трения (применительно к избирательному переносу и водородному износу) / Г. П. Шпеньков. Минск: Изд-во БГУ, 1978.-208 с.
- Крагельский, И.В. Экспериментальные исследования эффекта пленочного голодания / И. В. Крагельский, Н. М. Алексеев, и др. // Трение и износ. -1982. № 3. Т.З. С.485−489.
- Кравец, И.А. Оценка процесса изнашивания деталей по электрической проводимости пары трения / И. А. Кравец, Н. Н. Кривенко // В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Научно-технический сборник. Вып. № 17. Киев: Техника. 1980. С. 28−31.
- А.с. 796 732 СССР. Способ автоматического контроля технического состояния двигателя / В. И. Ямпольский, С. В. Блохин. 1981, Бюл. № 2.
- А.с. 172 528 СССР. Способ непрерывного контроля работы пар трения, разделенных слоем проводящей электрический ток смазки. / Б. И. Костецкий, Б. М. Барбалот. 1965, Бюл. № 16.
- А.с. 578 594 СССР. Способ контроля интенсивности износа пар трения / Н. Н. Теркель, И. И. Карасик и др. 1977, Бюл. № 40.
- А.с. 556 370 СССР. Способ исследования трения / А. С. Шампур, В. А. Федоруев. 1977, Бюл. № 16.
- Кропачев, B.C. Трение и износ стали ШХ-15 в вводно-органическом растворе / B.C. Кропачев, М. А. Толстая, И. А. Буяновский и др., // Трение и износ. 1982. Т.З. № 5. С. 897−902.
- Матвеевский, P.M. Противозадирная стойкость смазочных средств при трении в режиме граничной смазки / P.M. Матвеевский, И. А. Буяновский, О. В. Лазовская. М.: Наука, 1978. — 192 с.
- Матвеевский, P.M. Исследование износостойкости пар трения, применяемых в приводах автомобильных стартеров / P.M. Матвеевский, Г. А. Иоффе, И. А. Буяновский // Вестник машиностроения. 1975. № 4. С. 22−25.
- Мышкин, Н.К. К определению температурной стойкости граничных слоев / Н. К. Мышкин, В. В. Кончиц // Трение и износ. 1981. Т.Н. № 4. С. 725 728.
- Трейгер, М.И. Экономное и рациональное использование смазочных материалов / М. И. Трейгер. ЛДНТИ, 1982. — 280 с.
- Ковальский, Б.И. Разработка комплексного метода оценки работоспособности дизельных масел: Автореф. дис.канд. техн. наук / Б. И. Ковальский. -Москва, 1985.-24 с.
- Соколов, А.И. Измерения качества масел и долговечность автомобильных двигателей. / А. И. Соколов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. -120 с.
- Гарзанов, Е.Г. Техническая диагностика поршневых газоперекачивающих агрегатов по анализу отработанного масла / Е. Г. Гарзанов, В. А. Ильин и др., // Тение и износ. 1982. Т.З. № 2. С. 284−289.
- Сторожев, В.Н. Определение срока службы картерного масла / В. Н. Сторожев. Новосибирск: Зап.-Сибирское книжное изд-во, 1964. — 16 с.
- Маркова, Л.В. Современные требования к контролю работоспособности масла дизельного ДВС / Л. В. Маркова, Н. К. Мышкин, X. Конт и др., // Трение и износ. 2002. Т.23. № 4. С. 425−435.
- Скиндер, Н.И. Портативный комплект средств для экспресс-диагностики работающего моторного масла / Н. И. Скиндер, Ю.А. гурьянов // ХТТМ.-2001. С. 38−40.
- А.с. 851 111 РФ, МКИ3 G01 J1/04. Фотометрический анализатор жидкостей / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин, Н. А. Яворский. 1981, Бюл. № 28.
- ГОСТ 27.002−89. Надежность в технике. Основные понятия и определения. М.: Изд. Стандартов, 1990. — 36 с.
- Пат. 1 779 756 РФ, МКИ3 F01 М9/02. Способ оценки ресурса моторного масла двигателей внутреннего сгорания / В. В. Чанкин, Т. К. Пугачева, Ю. А. Шапунский, Т. С. Морозова, В. В. Тайц. 1992, Бюл. № 45.
- А.с. 1 460 364 РФ, МКИ3 F01 М9/02. Способ оценки качественного резерва картерного масла в двигателе внутреннего сгорания / В. В. Чанкин, Л. А. Морозова, Т. К. Пугачева, Ю. А. Шапунский. 1989, Бюл. № 7.
- Гущин, В.А. Восстановление эксплуатационных свойств моторных масел. Теоретические предпосылки / В. А Гущин, В. В. Остриков, А. И. Гущина, В. В. Паутов // Химия и технология топлив и масел. 1999. № 1. С. 24−25.
- А.с. 145 060 СССР, МКИ3 G01 N33/30. Способ определения необходимости замены масла в дизелях / К. А. Павлов. 1962, Бюл. № 4.
- Пат. 2 222 012 РФ, МКИ3 G01 N33/30. Способ определения работоспособности смазочных масел / Б. И. Ковальский, С. И. Васильев, Р. А. Ерашов, ЕЛО. Янаев, А. А. Бадьина. 2004, Бюл. № 2.
- Debuan F. «Mineraloeltechnik», 1973, № 11. S.26.
- А.с. 113 465 СССР, МКИ3 G01 N33/30. Метод оценки термической стабильности смазочных масел / К. К. Папок.
- А.с. 135 692 СССР, МКИ3 G01 N33/28. Способ определения стабильности растворов присадок маслам / Ю. С. Заславский, Г. И. Шор, Е. В. Евстигнеев, Н. В. Дмитриева. 1961, Бюл. № 3.
- А.с. 527 660 СССР, МКИ3 G01 N33/30. Способ определения свойств моторного масла / А. В. Непогодьев, В. Г, Колупаев. 1976, Бюл. № 33.
- А.с. 744 325 СССР, МКИ3 G01 N33/28. Прибор для оценки термоокислительной стабильности масла / Е. П. Федоров, Н. Т. Разгоняев, В. В. Горячев, О. А. Запорожская. 1980, Бюл. № 24.
- Пат. 2 057 326 РФ, МКИ3 G01 N33/30. Способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов / Б. И. Ковальский, JI.H. Деревя-гина, И. А. Кириченко. 1996, Бюл. № 9.
- А.с. 1 282 002, МКИ3 G01 N33/28. Способ определения степени загрязненности работавшего моторного масла / Ю. Л. Шепельский, Л. А. Певзнер. -1987, Бюл. № 1.
- А.с. 1 525 576, МКИ3 G01N 33/30. Способ определения термической стабильности смазочного масла / П. Ф. Григорьев, О. А. Лебедев. 1989, Бюл. № 44.
- ГОСТ 20 457–75. Масла моторные. Метод оценки антиокислительных свойств на установке ИКМ.
- ГОСТ 23 175–78. Масла моторные. Метод оценки моторных свойств определения термоокислительной стабильности.
- ГОСТ 11 063–77. Масла моторные с присадками. Метод определения стабильности по индукционному периоду осадкообразования.
- А.с. 116 924, МКИ3 G01 N33/28. Прибор для оценки стабильности масел, применяемых в воздушно реактивных двигателях, турбинах и трансформаторах / B.C. Демченко, Н. М. Ночвин.
- А.с. 179 083. Прибор для оценки эксплуатационных свойств моторных масел / Н. А. Сорокин, Ю. А. Суетин. 1966, Бюл. № 4.
- А.с. 1 270 701, МКИ3 G01 N33/28. Прибор для определения стабильности и коррозионности смазочных масел / В. Ю. Кирсанов, Д. П. Якубо, Ю. В. Луньков, В. М. Колиевский. 1986, Бюл. № 42.
- А.с. 15 874 442, МКИ3 G01 N33/28. Установка для испытания моторных масел / Б. М. Бунаков, А. Н. Первушин, В. А. Кауров и др. 1990, Бюл. № 31.
- Пат. 2 199 114 РФ, МКИ3 G01 N33/28. Прибор для оценки эксплуатационных свойств моторных масел / Б. И. Ковальский, Д. Г. Барков, Р. А. Ерашов, С. И. Васильев. 2003, Бюл. № 5.
- ГОСТ 981–75. Масла нефтяные. Метод определения стабильности против окисления.
- ГОСТ 20 944–75. Жидкости для авиационных гидросистем. Метод определения термоокислителыюй стабильности и коррозионной активности.
- ГОСТ 18 136–72. Масла. Метод определения стабильности против окисления в универсальном приборе.
- ГОСТ 23 797–79. Масла для авиационных газотурбинных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в объеме масла.
- Абдулин, М.И. / А.Р. Халимов, Г. Г. Ахметзянов, И. Ф. Лопатин // Химия и технология топлив и масел. 1998. № 5. С. 27.
- Виноградова, И.Э. Противоизносные присадки к маслам / И. Э. Виноградова. М.: Химия, 1972. — 272 с.
- Лосиков, Б.В. Нефтепродукты. Свойства, качество применение: Спра-ф вочник / Б. В. Лосиков. М.: Химия, 1966. — 501 с.
- Хаттон, Р.Е. Жидкости для гидравлических систем / Р. Е. Хаттон. М.: Химия, 1965.-252 с.
- Дьяченко, Б.П. Изменение вязкости жидкости кварцевыми резонаторами / Б. П. Дьяченко // Измерительная техника. 1970. № 8. С. 20.
- Давыдов, П.Н. В кн.- Исследование старения масла в двигателях / П.Н. ** Давыдов, И. И. Сибарова. М., ЦНИИТЭНефтехим, 1968. С. 28−42.
- Коваленко, В.П. Загрязнения очистка нефтяных масел / В.П. Ковален-* ко. М.: Химия, 1987. — 304 с.
- Кончиц, В.В. Смазочные свойства органических отложений на поверхности трения при повышенной температуре / В. В. Кончиц, С.В. Коротне-вич, С. Д. Саутин // Трение и износ. 2002. № 2. С. 170−175.
- Рещиков, В.Ф. Трение и износ тяжелонагруженных передач / В.Ф. Рещиков-М.: Машиностроение, 1975.
- Савкин, В.Г. Влияние шероховатости поверхностей трения на работоспособность смазок, содержащих ультрадисперсные наполнители / В. Г. Савкин, Т. Г. Чмыхова, И. О. Деликатная и др. // Трение и износ. 2001. Т.22. № 5. С. 561−565.
- Терентьев, В.Ф. Оптимизация трибопараметров подшипниковых уз-^ лов и зубчатых передач путем создания новых смазочных материалов, модифицированных ультрадисперсными добавками: Автореф. Дис. доктора техн. наук / В. Ф. Терентьев. Красноярск, 2004. — 40 с.
- Митяев, А.Е. Улучшение эксплуатационных характеристик зубчатых передач применением модифицированных смазочных материалов: Автореф. Дис. канд. техн. наук/А.Е. Митяев. Красноярск, 2004.- 16 с.
- Буря, А.И. Исследование экспериментальных характеристик малонаполненного фенилона. / А. А. Буря, Н. Т. Арламова, В. В. Ильюшонок, И. Н. Черский //Трение и износ. 1997. Т. 17. № 5. С. 655−662.
- Охлопкова, А.А. Пластики, наполненные ультрадисперсными неорганическими соединениями / А. А. Охлопкова, А. В. Виноградов, JI.C. Линчук. -Гомель: ИМПС НАНБ, 1999.
- Ни, Z.S. A Stady of the Anti Wear and Friction Reducing Properties of the Nanometer Ferrous Borate as Lubricating Additive / Z.S. Ни, J.X. Dong, S. Jiang, G.X. Chen // Proc. of First Asia Int. Conf. on Tribology, Beijing, China, 1998, 218 222.
- Киреенко, О.Ф. Влияние фуллерена Сбо на процессы трения скольжения стали по меди / О. Ф. Киреенко, Б. М. Гинзбург, В. П. Булатов, В. П. Будтов // Трение и износ. 1999. Т. 19. № 4. С. 400 — 405.
- Гинзбург, Б.М. Влияние фуллерена Сбо на граничное трение скольжения стали по стали / Б. М. Гинзбург, Д. Г. Точильников, В. П. Булатов // Трение и износ. 1997. Т.17. № 2. С. 235−239.
- Struk, V. Carbon Modifiers for Mineral Oils / E. Ovchinnikov, A. Mamon-chic, S. Kukla // Baltrib '99, Proc. of Int. Conf., Kaunas, Lithuania, 1999, 184 188.
- Харламов, В.В. Влияние ультрадисперсного порошка Си Sn на массоперенос при трении скольжения / В. В. Харламов, Л. В. Золотухина, И. В. Фришбергер, Н. В. Кишкопаров // Трение и износ. 1999. № 3. С. 333−338.
- Tao, X. The ball bearing effect of diamond nano particles as an oil additive / X. Tao, Z. Jiazherg, X. Kang // J. Phus. D.: Appl. Phus, 1996 (29), 2932 — 2937.
- Smyrugov, V. Ultra dispersed sialon as an antifrictional additive to oils / V. Smyrugov, V. Savkin, T. Chmykhova, I. Delikatnaya // Baltrib 799, Proc. of Int. Conf., Kaunas, Lithuania, 1999, 189−193
- Investigation of Lubricating compositions with ultra dispersed Fillers / E.N. Volnianko, T.G. Chmykhova, V.A. Smurugov // «Balcantrib 96», Proc. of 2 th Int. Conf. on Tribology, Crecce, Thessaloniki, 1996, 881 884.
- Волнянко, E.H. Особенности влияния керамического наполнителя на эксплуатационные характеристики смазочных композиций / Е. Н. Волнянко, Т. Г. Чмыхова, В. А. Смуугов // Материалы, технологии, инструмент. 1996. № 2, С. 66−67.
- Пат. 2 199 114 РФ, МКИ3 G01 N33/28. Прибор для оценки эксплуатационных свойств моторных масел / Б. И. Ковальский, Д. Г. Барков, Р. А. Ерашов, С. И. Васильев. 2003, Бюл. № 5.
- Кондаков, JI.A. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем / JI.A. Кондаков. М.: Машиностроение, 1982. — 216 с.
- Аксенов, А.Ф. Применение авиационных технических жидкостей / А. Ф. Аксенов, А. А. Литвинов. М.: Транспорт, 1974. — 156 с.
- Нефтепродукты. Свойства, качество, применение: Справочник / Под ред. Б. В. Лосикова. М.: Химия, 1966. — 776 с.
- Шишков, И.Н. Авиационные горюче смазочные материалы и специальные жидкости / И. Н. Шишков, В. Б. Белов. М.: Транспорт, 1979. — 247 с.
- Альтшулер, М.А. В кн. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979. — С. 45−48.
- Григорьев, М.А. Качество моторного масла и надежность двигателей / М. А. Григорьев, Б. М. Бунаков, В. А. Долецкий. М.: Изд-во стандартов, 1981. -238 с.
- Арабян, С.Г. Масла и присадки для транспортных и комбайновых двигателей / С. Г. Арабян, А. Б. Виппер, И. А. Холомонов. М.: Машиностроение, 1984.-208 с.
- Пат. 2 219 530 РФ, МКИ3 G01 N25/100. Способ определения термоокислителыюй стабильности смазочных материалов / Б. И. Ковальский, С. И. Васильев, Е. Ю. Янаев. 2003, Бюл. № 35.
- ГОСТ 23.221−84. Метод экспериментальной оценки температурной стойкости смазочных материалов при трении. М.: Госкомитет СССР по стандартам, 16 с.
- Пат. 2 240 558 РФ, МКИ3 G01 N33/30. Способ определения термической стабильности смазочного масла / Б. И. Ковальский, С. И. Васильев, С. Б. Ковальский. 2004, Бюл. № 32.
- Studt P. Boundary Lubrication: adsorbtion of oil additives on steel and ceramic surfaces and its influence on friction and wear // Tribology Int. 1989 (22), № 2. C. 111−119.
- Буше, H.A. Совместимость трущихся поверхностей. / И. А Буше, В. В. Копытько. М.: Наука, 1981. — 128 с.
- Черножуков, Н.И. Окисляемость минеральных масел / Н.И. Черно-жуков, С. Е. Крейн. M-JL: Гостоптехиздат, 1995. — 372 с.
- Непогодьев, А.В. Механизм окисления масла в поршневых двигателях / А. В Непогодьев // Химия и технология топлив и масел. 1997. — № 4. — С. 34−38.
- Лашхи, В.Л. Исследование эффективности действия антифрикционных присадок к моторным маслам / В. Л. Лашхи, А. Б. Виппер, И. А. Буяновский и др. // Трение и износ. Т.3.1982. С. 988−993.
- Матвеевский, P.M. Оценка энергии активации процесса химического модифицирования поверхности трения в условиях граничной смазки / P.M. Матвеевский, И. А. Буяновский и др. // Химия и технология топлив и масел. -1976. № 3. С. 50−52.
- Пинчук, Л.С. О некоторых возможностях поляризации пар трения / Л. С. Пинчук, А. С. Неверов, В. А. Гольдаде // Трение и износ. Т.1. 1980. № 6. С. 1089−1092.
- Венцель, С.В. Смазка двигателей внутреннего сгорания / С.В. Вен-цель. М.: Машгиз., 1963. — 180 с.
- Никитин, Г. А. Влияние загрязненности жидкости на надежность работы гидросистем летательных аппаратов / Г. А. Никитин, С. В. Цирков. М.: Транспорт, 1969. — 184 с.
- Белянин, П.Н. Авиационные фильтры и очистители гидравлических систем / П. Н. Белянин, Ж. С. Черненко. М.: Машиностроение, 1964. — 296 с.
- Розенберг, Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. / Ю. А. Розенберг. М.: Машиностроение, 1970. — 315 с.
- Ковальский, Б.И. Разработка комплексного метода оценки работоспособности дизельных масел: Дис.канд. техн. наук: 05.02.04 / Б.И. Ковальский-М., 1985.- 110 с.
- Ковальский, Б.И. Оценка механизма загрязнения масел в трущихся парах двигателей внутреннего сгорания / Б. И. Ковальский, В. Ф. Терентьев, С. Б. Ковальский // Вестн. Краснояр. гос. техн. ун-та. Вып. 15: Машиностроение. -Красноярск, 1999. С. 39−45.
- Ахматов, А.С. Молекулярная физика граничного трения / А.С. Ахма-тов. М.: Изд. Физ-мат. лит., 1963. — 472 с.
- Ишлинский, А.Ю. Развитие науки о трении и износе в СССР / А. Ю. Ишлинский, В. А. Белый // Трение и износ. 1980. Т. 1. № 1. С. 7−11.
- Марковский. Е.А. Радиоактивный контроль износа деталей двигателей внутреннего сгорания / Е. А. Марковский, В. И. Тихонович. Киев: Техника, 1965.
- Костецкий, Б.И. Структурно-энергетическая приспосабливаемость материалов при трении / Б. И. Костецкий // Трение и износ. 1985. Т.6. № 2. С. 201−212.
- Коднир, Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей / Д.С. Код-нир. М.: Машиностроение, 1976. — 303 с.
- Коровчинский, М.В. Прикладная теория подшипников трения / М. В. Коровчинский. -М.: Машгиз, 1954. 186 с.
- Болибрух, А.А. Толщина смазочного слоя в контакте упругих тел при переменной нагрузке / А. А. Болибрух, М. А. Галахов. // Трение и износ. 1981. Т.2. № 5. С. 807−819.
- Айнбиндер, С.Б. О механизме граничного трения / С. Б. Айнбиндер // Трение и износ. 1983. Т.4. № 1. С. 5−11.
- Ахматов, А.С. Граничный смазочный слой как квазитвердое тело / А. С. Ахматов. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1965. Т.З. — 144−154 с.
- Костецкий, Б.И. Взаимодействие поверхностей при внешнем трении кристаллических тел / Б. И. Костецкий, П. В. Назаренко. Докл. АН СССР, 1965. Т. 160. № 1. С 88−90.
- Пинчук, В. Г Дислокационная структура никеля при трении / В. Г. Пинчук, Б. Д. Хархасов, В. В. Тороп, Ю. Гербергер // Трение и износ. 1981. Т.2. № 3. С. 389−392.
- Пинчук, В.Г. О взаимосвязях изменения структуры поверхностных слоев твердых тел и смазочной среды при трении / В. Г. Пинчук, Р. Г. Пинчук // Трение и износ. 1982. Т.З. № 2. С. 335−338.
- Виноградов, В.Г. Опыт исследования противоизносных свойств углеводородных смазочных сред / В. Г. Виноградов. В кн: Методы оценки проти-возадирных и противоизносных свойств смазочных материалов. М.: «Наука», 1969. С. 3−11.
- Кулиев, A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам / A.M. Кулиев. М.: Химия, 1972. — 358 с.
- Фукс, Г. И. Адсорбция и смазочная способность масел / Г. И. Фукс. // Трение и износ. 1983. Т.4. № 3. С. 398−414.
- Заславский, Ю.С. Механизм действия противоизносных присадок к маслам / Ю. С. Заславский, Р. Н. Заславский. М.: Химия, 1978. — 224 с.
- Буяновский, И.А. Граничная смазка: Этапы развития трибологии / И. А. Буяновский, И. Г. Фукс, Т. Н. Шабалина. -М.: Нефть и газ, 2002.
- Буяновский, И.А. К применению кинетического подхода для описания процесса граничной смазки / И. А. Буяновский // Трение и износ. 2003. Т.24.ЖЗ. С. 313−321.
- Климов, К.И. Противозадирные свойства масел функция скорости их разложения в зоне трения / К. И. Климов // Доклады АН СССР. — 1966. № 1. С. 45−48
- Буяновский, И.А. К оценки нижних температурных пределов действия химически-активных присадок / И. А. Буяновский // Трение и износ. 1981. Т.2. № 4. С. 702−706.
- Гершман, И.С. Самоорганизация вторичных структур при трении / И. С. Гершман, Н. А. Буше, А. Е. Миронов, В. А. Никифоров // Трение и износ. -2003. Т.24. № 3. С. 329−334.
- Гершман, И.С. Реализация диссипативной самоорганизации поверхностей трения в трибосистемах / И. С. Гершман, Н. А. Буше // Трение и износ. -1995. Т.16.№ 1. С. 61−70.
- Кужаров, А.С. Молекулярные механизмы самоорганизации при трении / А. С. Кужаров, С. Б. Булгаревич, А. А. Кужаров, А. Кравчик // Трение и износ. 2002. Т.23. № 6. С. 645−651.
- Войтов В.А. Интегральный критерий оценки трибологических свойств смазочных материалов на четырехшариковой машине / В. А. Войтов, А. В. Левченко // Трение и износ. 2001. Т.22. № 4. С. 441−447.
- Розенберг, Ю.А. Смазка механизмов машин / Ю. А. Розенберг, И. Э. Виноградова. М.: «Гостоптехиздат», 1960. — 340 с.
- Шор, Г. И. Исследование взаимосвязи объемных и противоизносных свойств нефтяных смазочных масел / Г. И. Шор, С. Д. Лихтеров, Г. А. Гусейнова // Трение и износ. 1982. Т.З. № 2. С. 322−326.
- Григорьев, М.А. К вопросу об оценке противоизносных свойств моторных масел / М. А. Григорьев, Б. М. Бунаков, Б. М. Кочан // Трение и износ. -1981. Т.2. № 4 С. 643−648.
- Лопатко, О.П. Оценка противоизносных свойств гидравлических жидкостей в насосе / О. П. Лопатко, В. М. Школьников и др. // Химия и технология топлив и масел. 1981. № 4. С. 51−53.
- А.с. 1 649 387 СССР, МКИ3 G01 N19/02 / G01 N3/56. Устройство для испытания на трение и износ материалов / Б. И. Ковальский, В. И. Тихонов, Л. Н. Деревягина. 1991, Бюл. № 18.
- А.с. 1 670 520 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Устройство для испытания материалов в присутствии масел на трение и износ / Б. И. Ковальский, В. И. Тихонов, Л. Н. Деревягина. 1991, Бюл. № 30.
- А.с. 1 054 732 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ определения смазывающей способности масел / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин, А. П. Ефремов. -1983, Бюл. № 42.
- А.с. 1 670 521 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ определения смазывающей способности масел / Н. Н. Титовский, Н. К. Мышкин, Б. И. Ковальский. -1991, Бюл. № 30.
- Кащеев, В.Н. Процессы в зоне фрикционного контакта металлов / В. Н. Кащеев. М.: Машиностроение, 1978.-213 с.
- А.с. 1 165 939 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ определения качества моторных масел / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин. 1985, Бюл. № 30.
- А.с. 1 270 642 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ оценки вида изнашивания поверхностей трения / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин. 1986, Бюл. № 42.
- А.с. 1 315 866 СССР, МКИ3 G01 N3/56. Способ определения противоизносных свойств масел / Б. И. Ковальский, Г. М. Сорокин. 1987, Бюл. № 21.
- Кончиц, В.В. Влияние электрического тока на фрикционное взаимодействие металлов / В. В. Кончиц // Трение и износ. 1981. Т.2 № 1. С. 170 — 176.
- Кравченко, В.Н. Воздействие направленного потока электронов на движущиеся дислокации / В. Н. Кравченко. // ЖЭТФ. Вып. 6. 1966. Т.51. С. 1676- 1680.
- Мышкин, Н.Н. Граничная смазка электрических контактов / Н. Н. Мышкин, В. В. Кончиц // Трение и износ. 1980. Т.1. № 3. С. 483 — 494.
- Снитковский, М.М. К механизму переноса заряда в граничных слоях / М. М. Снитковский, В. Н. Юрьев. В кн.: Избирательный перенос в узлах трения. М.: МДНТП, 1971. С. 90−95
- Сырицын, Т.А. Надежность гидро- и пневмопривода / Т. А. Сырицын. М.: — Машиностроение, 1981. — 216 с.
- Пат. 22 219 530 РФ, МКИ3 7G01 N25/00. Способ определения термической стабильности смазочных материалов / Б. И. Ковальский, С. И. Васильев, ЕЛО. Янаев. 2003, Бюл: № 35.л
- А.с. 1 587 356, МКИ G01 МЗ/26. Устройство для контроля целостности гидропривода / Б. И. Ковальский, В. И. Тихонов, JI.H. Деревягина. 1990, Бюл. № 31.л
- А.с. 1 672 023, МКИ F16 В19/00. Способ диагностирования технического состояния гидропривода / Б. И. Ковальский, А. Г. Войтенко, JI.H. Деревягина.- 1991, Бюл. № 31.
- А.с. 1 590 803, МКИ3 F16 К21/00. Отключающее устройство / Б. И. Ковальский, А. И. Савинич, А. С. Мельников и др. 1987, Бюл. № 33.
- Григорьев, М.А. Очистка масла и топлива в автотракторных двигателях / М. А. Григорьев. М.: Машиностроение, 1970. — 276 с.
- Рыбаков, К.В. Фильтрация авиационных масел и спецжидкостей / К. В. Рыбаков, В. П. Коваленко. -М.: Транспорт, 1977. 218 с.
- Шашкин, П.Н. Регенерация отработанных нефтяных масел / П. Н. Шашкин, Н. В. Брай. М.: Химия, 1970. — 304 с.
- Коваленко, В.П. Загрязненность нефтяных масел при транспортировании и хранении и их очистка / В. П. Коваленко. М.: Изд. УНИИТЭнефтехим. 1974,-60 с.
- Морозов, Г. А. Очистка масел в дизелях / Г. А. Морозов, О.М. Арцио-мов. JI.: Машиностроение. 1971. — 192 с.
- Юткевич, P.M. Судовые сепараторы топлива и масел / P.M. Юткевич, К. А. Савин, В. А. Волегов. — Л.: Судостроение, 1967. 188 с.
- Мартыненко, А.Г. Очистка нефтепродуктов в электрическом поле постоянного тока / А. Г. Мартыненко, В. П. Коноплев, Г. П. Ширяева. М.: Химия, 1974.-88 с.
- Рыбаков, К.В. Очистка нефтепродуктов от механических примесей и воды / К. В. Рыбаков, В. П. Коваленко, В. Е. Турчанинов. М.: Изд. ЦНИИТЭ-нефтехим. 1974. — 80 с.
- Павловская, Е.И. Металлокерамические фильтры / Е. И. Павловская, Б. Ф. Шибряев. -М.: Недра, 1967. 164 с.
- А.с. 1 806 989, МКИ3 В67 D5/04, В60 S5/02. Установка для сбора, очистки и выдачи рабочего агента при обслуживании агрегатов / Б. И. Ковальский, А. Г. Войтенко, JI.H. Деревягина. 1993, Бюл. № 13.
- А.с. 1 813 508, МКИ3 В01 D35/06. Электромагнитный очиститель / Б. И. Ковальский, В. А. Король. МКИ3 7В01 D29/11 1993, Бюл. № 17.
- Пат. 2 232 787 РФ, МКИ3 7В01 D29/11 Фильтр для очистки жидкостей / Б. И. Ковальский, С. И. Васильев, Ю. Н. Безбородов, J1.H. Деревягина, А. А. Клипов. 2004, Бюл. № 28.
- А.с. 1 340 148 СССР. Способ очистки смазочных масел / В. Н. Казанский, 1985.
- А.с. 1 639 042 СССР. Способ очистки отработанного смазочного масла / В. А. Гущин, С. В. Каможный, А. И. Гущина, Н. М. Калашников. 1996, Бюл. № 1.
- А.с. 1 684 322 СССР. Установка для очистки трансформаторного масла / В. П. Лавриненко, А. К. Власенко, Я. О. Кит. 1991, Бюл. № 38.
- А.с. 1 659 457 СССР. Способ очистки отработанного минерального масла /А.Д. Мисникевич, Г. Н. Юркевич. 1991, Бюл. № 24.
- А.с. 1 310 424. Установка для регенерации трансформаторных и турбинных масел / А. Д. Петренко. 1987, Бюл. № 18.
- Пат. 2 015 160. Способ очистки отработанного моторного масла от суспензированных механических примесей и воды / Р. Б. Ахмедкалиев. 1991, Бюл. № 12.
- А.с. 1 602 045 СССР, МКИ3 СЮ Ml75/02. Способ регенерации отработанных минеральных масел / И. Кадыров, А. А. Атзамходжаев, Х. Н. Диметов и др. 1989.
- Пат. 2 057 166 РФ, МКИ3 СЮ М175/02. Установка для очистки отработанного масла / В. А. Зоришин, И. Р. Татур, Н. Н. Бушуева, Е. М. Воронцов. -1996, Бюл. № 9.
- Пат. 1 806 179, МКИ3 СЮ Ml75/02. Способ переработки отработанных нефтяных масел и устройство для его осуществления / В. Я. Трибус, А. Ж. Айнакулов. 1990, Бюл. № 12.
- Пат. 2 055 863. Способ регенерации отработанных минеральных масел и установка для его осуществления. / А. П. Картошкин, Л. А. Ашкиназа, М. И. Браславский. 1996, Бюл. № 7.
- А.с. 1 822 199 СССР. Способ очистки отработанных масел от механических примесей / В. В. Бордунов, В. А. Федюнин, Ю. М. Оспищев и др. 1987.
- Пат. 2 023 005. Способ очистки отработанного масла от твердых примесей / В. В. Бордунов, В. А. Федюнин, Е. А. Черепенько. 1992, Бюл. № 21.
- А.с. 1 354 703. Способ регенерации масла / A.M. Коцюк, В.Л. Приц-кер, В. К. Тарноруцкий и д.р. 1985.
- А.с. 1 578 180. Способ регенерации отработанных масел. / А.А. Агеен-ко, Л. Г. Тренева, И. Г. Петрова и др. 1990, Бюл. № 26.
- Пат. 2 000 318. Способ регенерации нефтепродуктов и установка для его осуществления / А. С. Меджибовский, Ю. А. Вепрев, А. П. Туманов и др. -1993, Бюл. № 33.
- Пат. 2 051 954. Установка для регенерации отработанного моторного масла/ JI.A. Ашкиназа, В. В. Сердюк, А. П. Картошкин и др. 1996, Бюл. № 1.
- А.с. 1 761 780. Установка для очистки трансформаторных масел / В. П. Лабриненко, А. К. Власенко. 1992, Бюл. № 34.
- Пат. 2 083 638. Способ вакуумной перегонки жидкого продукта и установки для его осуществления / В. Г. Цегельский, С. А. Попов. 1997.
- Пат 2 095 116. Установка для вакуумной перегонки. / Б. Е. Сельский.1997.
- Пат. 2 102 103. Способ вакуумной перегонки жидкого продукта и установка для его осуществления / Л. М. Пильч, A.M. Дубинский, М.Ю. Беляев-ский и др. 1998.
- Пат. 2 107 716. Способ и установка для регенерации смазочных масел / Сосьете Тюнизьен де Любрифьян-Сотюлюб. 1998.
- Пат. 2 124 916. Способ работы установки для перегонки жидкого продукта и установка для его реализации / С. А. Попов. 1999.
- Пат. 2 114 893. Способ перегонки многокомпонентной смеси и установка для его осуществления / С. А. Попов. 1998.
- Пат. 2 232 787 РФ, МКИ3 С01 G7/06, СЮ Ml75/02. Установка для регенерации отработанных смазочных материалов / Б. И. Ковальский, А. И. Франк, Л. Н. Деревягина. 2004, Бюл. № 32.
- Ковальский, Б.И. Установка для регенерации отработанных смазочных материалов / Б. И. Ковальский, А. И. Франк // Механизация строительства. -2004. № 12. С. 20−21.