Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность и роль местных бюджетов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итог первой главе бакалаврской работы, необходимо отметить, что в бюджетной системе страны любого государства важное место занимают местные бюджеты. В бюджетной системе страны местные бюджеты — самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Их содержание и роль изменяются… Читать ещё >

Сущность и роль местных бюджетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План

1. Роль местных бюджетов в финансовой системе

2. Место и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации Список использованных источников

местный бюджет законодательный

1. Роль местных бюджетов в финансовой системе

Основной задачей любого демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. Реализация поставленной цели, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан, другими словами — муниципальных образованиях. Исходя из этого, важнейшим вопросом в настоящее время является улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов, так как они являются фундаментом всей бюджетной системы страны, средства местных бюджетов в большей мере направлены на решение задач социальной направленности и безусловное соблюдение социальных норм и гарантий. К компетенции местных органов власти относится решение многих вопросов в области здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства. Осуществление социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Главной ролью местных бюджетов является создание финансовой базы для органов местного самоуправления. Действующий в настоящее время механизм формирования доходов местных бюджетов не обеспечивает в полной мере реализацию принципа их самостоятельности, так как существенны ограничения налоговых полномочий органов местного самоуправления, и как следствие сохраняется проблема по несбалансированности местных бюджетов в части обеспечения доходными полномочиями их расходных обязательств. Местные бюджеты должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне.

Муниципальное образование, не располагающее какими-либо существенными собственными источниками доходов, не может быть самостоятельным. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности самостоятельного финансового планирования даже на краткосрочную перспективу. Нынешнее напряженное состояние местных бюджетов свидетельствует о необходимости реального укрепления доходной базы местных бюджетов, расширения их собственной финансово-экономической базы, совершенствования межбюджетных отношений, основанного на реализации принципов бюджетного федерализма.

Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления исключительно за счет средств местных бюджетов и от того, в какой степени доходная часть местных бюджетов обеспечивает решение этих вопросов, зависит жизнеспособность конкретного муниципального образования, его самостоятельность, развитие всех инфраструктур поселения, что обеспечивает определенную стабильность для жителей муниципального образования.

Благодаря местным бюджетам общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном за счет средств местных бюджетов финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства, а также и социальная сфера. Местные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества.

2. Место и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации

Главное звено финансовой системы государства бюджетная система. Бюджетная система это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

На сегодняшний день, в Российской Федерации, согласно Бюджетному кодексу РФ, сложилась трехуровневая бюджетная система. Покажем ее на рис. 1.

Рис. 1. Законодательные уровни местных бюджетов в РФ

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы России, как суверенного государства. Как видно из рисунка, местные бюджеты занимают низший уровень, тем не менее, они играют большую роль, так как они максимально приближены к нуждам людей.

Местные бюджеты в Российской Федерации функционируют на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне. К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговый кодекс. В настоящее время состав доходов и расходов местных бюджетов определяется тем, что в ведение местных органов власти переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения и вся массовая сеть социально — культурных учреждений. За счет местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на социальные приоритеты; крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры [мин фин]. Рассмотрим удельный вес местных бюджетов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации и консолидированном бюджете субъектов федерации Российской Федерации, которые приведены в таблицах 1. и 2.

Делая вывод по вышеприведенной таблице, можно сказать, что доходы местных бюджетов с 2006 года по 2008 год имеют тенденцию к увеличению. Это наблюдается и в удельном весе доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета за анализируемый период удельный вес доходов местного бюджета в 2006 году составил 16.21%, в 2007 году — 17,76, а в 2008 году увеличился на 5,94%. Удельный вес доходов местного бюджета в консолидированном бюджете составили в 2006 году 36,8%, в 2007 году — 40,36%, а в 2008 году выросли на 11,84%.

Таблица 1. Доля доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации и консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации за 2006;2008 гг.

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Доходы местного бюджета, тыс. руб.

1401,2

1948,8

2386,3

Удельный вес доходов местного бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ, %

16,21

17,76

23,7

Удельный вес доходов местного бюджета в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ, %

36,8

40,36

52,2

Таблица 2. Доля расходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации и консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации за 2006;2008 гг.

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Расходы местного бюджета, тыс. руб.

1394,3

1933,8

2104,27

Удельный вес расходов местного бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ, %

21,42

21,17

30,84

Удельный вес расходов местного бюджета в расходах консолидированного бюджета субъектов РФ, %

36,33

40,37

53,72

По отношению к 2006 году в расходах местных бюджетов 2008 года отмечаются изменения. Так доля расходов в консолидированном бюджете и в бюджете субъекта федерации РФ за рассматриваемый нами период имеет тенденцию увеличения. Так, в расходы местных бюджетов в 2006 и 2007 годах имели долю в расходах консолидированного бюджета в среднем 21%, в 2008 году выросли на 9,5%. В расходах консолидированного бюджета субъектов федерации тоже наблюдается темпы увеличения, так в 2006 годы расходы местных бюджетов составили 36,33%, в 2007 году- 40,37, а в 2008 году увеличились на 13,35%.

Обобщая материал, сделаем вывод, что на местные бюджеты возложены очень важные функции, но для их реализации необходима крепкая финансовая база. Так в местных бюджетах 80 процентов расходов направляются на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и физической культуры и мероприятий социальной политики. Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации по доходам составляет лишь 22 процента. Из местных бюджетов в настоящее время финансируется более 34,1 процентов расходов на образование, более 12,4 процентов на здравоохранение, более 20,4 процентов — на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги. Именно органы местного самоуправления, прежде всего, ответственны за наполнение конкретным содержанием конституционной нормы, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством. Но эта высокая ответственность не подкреплена соответствующими возможностями. Наиболее ярким подтверждением является ситуация, сложившаяся с предоставленными гражданам разнообразными льготами и субсидиями. Льготы и субсидии отдельным категориям граждан присутствуют более чем в 120 федеральных законодательных актах. Местным властям вменено в обязанность оплачивать из своих бюджетов 37 видов льгот, причем по отдельным видам льгот количество категорий граждан, которые могут на них претендовать, охватывает практически все население муниципального образования.

Подводя итог первой главе бакалаврской работы, необходимо отметить, что в бюджетной системе страны любого государства важное место занимают местные бюджеты. В бюджетной системе страны местные бюджеты — самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Их содержание и роль изменяются по мере совершенствования вертикальной структуры органов власти, расширения полномочий органов местного самоуправления, а также других изменений в государственном и бюджетном устройстве страны. Так, становление федеративного государства в России, придание регионам (республикам в составе РФ, краям, областям, городам) статуса субъектов Федерации потребовало пересмотра полномочий органов власти разного уровня. В начале 90-х гг. XX века изменилось само понятие «местный бюджет», произошло сужение его территориальных границ до уровня городов, районов, поселков и сельских поселений. Но одновременно происходящие процессы государственного реформирования сопровождались усилением территориальной направленности развития экономики, смещением акцента на низовые звенья управления. Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в том, что они формируют денежные фонды, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти, распределяют и используют эти фонды между отраслями народного хозяйства, контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, организацией и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих многочисленные городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. На сегодняшний день в Республике Татарстан существуют 998 муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2007 года на территории Российской Федерации действовало 24 210 муниципальных образований. Из них 19 904 составляют сельские поселения, 522 — муниципальные районы и 236 — внутригородские муниципальные образования городов федерального значения.

Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться общеобразовательные школы, расходы на содержание имущества общеобразовательных школ, детских учебных и школьных учреждений, центры медицинской профилактики, расходы на ЖКХ и расходы на благоустройство городов, озеленение, здравоохранение и т. д. Массовая передача на местный уровень ведомственных объективов жилья и социально-культурной сферы без выделения необходимых финансовых ресурсов приводит к тому, что лишь частично удается содержать эти объекты. Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр стабильных доходных источников в пользу федерального и регионального бюджетов, завышенное прогнозирование поступления в местные бюджеты федеральных налогов, занижение расходов бюджета с целью уменьшения нормативов отчислений от регулирующих налогов привели к тому, что муниципалитеты городов имеют очень низкую бюджетную обеспеченность. Собственные доходные источники местных бюджетов составляют весьма незначительную долю в структуре их доходов, что не позволяет говорить о какой либо финансовой самостоятельности местного самоуправления, предусмотренной в Конституции РФ. Что касается бесплатного отпуска лекарств и льгот на оплату транспорта и телефона на определенных категорий населения, то эти расходы покрываются за счет целевых субвенций на соответствующем уровне бюджета.

Необходимо констатировать недостаточность и далеко неоднозначность и противоречивость федерального законодательства о местном самоуправлении в сравнении с нормами конституционного права. Тем более, что как показывает практика применение современных норм федерального законодательства о местном самоуправлении совершенно не однозначно: где-то они работают, где-то — игнорируются и ущемляются. Все это позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования, прежде всего федерального законодательства о местном самоуправлении.

Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Ведь от успешной работы местных бюджетов зависит будущее Российской Федерации. Финансовая независимость органов местного самоуправления — важное условие построения стабильного и динамично развивающегося государств.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: федеральный закон от 12.12.1993 г. — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 г., № 131-ФЗ — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 29.03.08 г.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2007 г.) — Информ. — правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

5. Решение Казанской городской Думы от 16 августа 2007 г. N 2−19 «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании городе Казани» (с изм. и доп.) — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

6. Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3−40 «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2008 год» Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3−40 — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

7. Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3−40 «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2008 год» Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3−40 — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

8. Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3−40 «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2008 год» Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 N 3−40 — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

9. Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 4 октября 2007 г. N 25/8 «О ставках налога на имущество физических лиц на 2008 год» — - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

10. Решение Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Актанышского муниципальный район на 2008 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

11. Решение Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Актанышского муниципальный район на 2007 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

12. Решение Совета Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Актанышского муниципальный район на 2006 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

13. Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Елабужский муниципальный район на 2008 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

14. Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 26 февраля 2008 г. N 149 «О бюджете муниципального образования Елабужский муниципальный район на 2007 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

15. Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Елабужский муниципальный район на 2006 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

16. Решение Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Чистопольского муниципальный район на 2008 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

17. Решение Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Чистопольского муниципальный район на 2007 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».

18. Решение Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 27 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете муниципального образования Чистопольского муниципальный район на 2006 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

19. Решение совета Альметьевского сельского поселения Елабужского муниципального района от 29 декабря 2006 г. N 24 «О бюджете Альметьевского сельского поселения на 2007 год» — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

20. Решение совета Большекачкинского сельского поселения Елабужского муниципального района от 29 декабря 2006 г. N 31 «О бюджете Большекачкинского сельского поселения на 2007 год» — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

21. Решение совета Большекачкинского сельского поселения Елабужского муниципального района от 29 декабря 2007 г. N 32 «О бюджете Большекачкинского сельского поселения на 2008 год» — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

22. Решение Совета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 24 ноября 2007 г. N 100 «О бюджете Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района на 2008 год — Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 19.05.09 г.

23. Анимицина.Е., Дворядкина.Е., Силин.Я. Бюджет большого города.-М.: Московская Школа политических исследований, 2002. — 264с

24. Вахрин П. И. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Кє», 2002. — 344 с.

25. Подъяблонская Л. М. Государственные муниципальные финансы: — 2-е изд., перераб. и доп. М.:Юнити, 2009 г.

26. Поляков Г. Б. Бюджетная система России: — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2007 г.

27. Поляк Г. Б. Государственные муниципальные финансы: — 2-е изд., перераб. и доп. М.:Юнити, 2008 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой