Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Связь представлений родителей о правовой социализации и стилей родительского отношения

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Вопрос Да Не совсем Нет Вы проводите беседы с ребенком на тему его прав и обязанностей? 3 2 1 Вы отвечаете на вопросы ребенка, касающихся его прав? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему его личной безопасности? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему поведения в общественных местах? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему правил общения с другими людьми? Вопрос… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания взаимосвязи стилей родительского воспитания как фактора правовой социализации
    • 1. 1. Психологические особенности взаимоотношений родителей и детей в семейной системе
    • 1. 2. Правовая социализация в системе психологических понятий
    • 1. 3. Факторы правовой социализации: семья и уровень правосознания родителей
  • Выводы по первой главе 3
  • Глава 2. Эмпирическое исследование связи представлений родителей о правовой социализации в зависимости от стиля родительского отношения и уровня правосознания
    • 2. 1. Описание проведения исследования и характеристика выборки
    • 2. 2. Обоснование выбора используемых методик
    • 2. 3. Обоснование выбора статистического критерия
  • Глава 3. Описание и анализ результатов исследования связи представлений родителей о правовой социализации со стилями родительского отношения и уровнем правосознания
    • 3. 1. Описание результатов исследования
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
  • Выводы
  • Заключение
  • Список литературы

Связь представлений родителей о правовой социализации и стилей родительского отношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наши эмпирические исследования показали, что, в основном, родители, имеющие гармоничный стиль семейного воспитания, более активно используют свои представления в реализации поведенческих компонентов правовой социализации путем правового просвещения и некоторых элементов правового воспитания. Вместе с тем, родители, имеющие дисгармоничный стиль воспитания, менее активно социализируют своих детей в связи либо утратой эмоциональной связи с ними, либо напротив — поглощенностью каким-то отдельным ее аспектом.

Также в нашем исследовании было установлено, что родители с более высокими уровнями правосознания характеризуются большей дисгармоничностью воспитания. Однако средний уровень правосознания соответствует с большей вероятностью гармоничному стилю воспитания.

Таким образом, уровень правосознания противоречивым образом связан со стилями родительского воспитания и, как следствие, с правовой социализацией Таким образом, наличие высокого уровня правосознания или гармоничный стиль родительского воспитания не являются залогом активной правовой социализации во всех ее сферах и компонентах. Более активно социализируют своих детей родители с гармоничным типом воспитания. Однако в отдельных сферах правовой социализации парадоксальным образом родители с дисгармоничными стилями воспитания имеют преимущество в силу особенностей их взаимодействия с ребенком.

В результате нашего исследования были подтверждены гипотезы 1 и 2 и частично подтверждена гипотеза 3 о связи уровня правосознания родителей и стилем их воспитания.

Вопрос о связи уровня правосознания родителей и стилями их воспитания, на наш взгляд, нуждается в отдельном детальном исследовании.

Список литературы

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

Алешина Ю. Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дисс. -М, Изд-во Моск. ун-та, — 1985.

Алешина Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 120 с.

Андреева Г. М. Социальная психология // Социология в России/Под ред. В. А. Ядова. М., 1996.

Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.

Андрианов М. С. Невербальная коммуникация. Психология и право. М: Институт общегуманитарных исследований, 2007.

Арутюнян М. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России // М. Арутюнян, О. Здравомыслова, Ш. Курильски-Ожвэн. М.: Весь Мир, 2008.

Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Смысл, 1996. — 545 с.

Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия фокусирования на решении) // Пер. с англ. Лариной Л. Б. / Пред. и ред. Б. А. Бараша.

Ахола Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. — СПб.: «Речь», 2001. — 160 с.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А. Б. Орлова. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с. — («Психологические технологии»).

Бэндлер

Ричард, Гриндер Джон, Сатир Вирджиния. Семейная терапия. — Воронеж: НПО «Модэк», 1993. — 128 с.

Вацлавик Пол, Бивин Джанет, Джексон Дон. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. -

М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с. (

Серия «Психология. ХХ век»).

Введение

в семейную психотерапию. Семинары Ричарда Коннера. Новосибирск: Издательство «Экор», 1999 — 47 с.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 205 с.

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 161 с.

Волкова А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. 1985. — № 5.

Гайнер М. Л. Правосознание подростков. М.: ИЧП Издательство Магистр, 1998.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: «ЧеРо», 2002. — 240 с.: ил.

Гозман Л. Я. Процессы межличностного восприятия в семье. — В кн.: Межличностное восприятие в группе. /

Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 489 с.

Грюнвальд Б.Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — 416 с. — (Серия «Мастер-класс»).

Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: Алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост.: Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2000. — С.479 — 496.

Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004. — 736 с.

Дольто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А. К. Борисовой. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 368 с. — (Серия «Психология детства: Классическое наследие»).

Гулевич О. А. Психологические аспекты юриспруденции: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Заячковский О. А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестн. Балтийского фед. ун-та им. И. Канта, 2010. № 9.

Куклина Е. А. Правовая психология. Дефекты правовой социализации [Электронный ресурс] // Сообщество социальных педагогов: сайт. — [Б. м., б. г]. URL:

http://schools.pp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=162&Itemid=23 (Дата обращения 26.

03.2013).

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Мегомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь, 2008, № 10.

Попов М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: дис. д-ра социол. наук // Попов М. Ю. Ростов н/Д., 2006.

Самыгин П. С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право, 2007, №. 1.

Словарь психолога-практика. // Сост. С. Ю. Головин. М.: Аст, 2005.

Сорочан В. В. Юридическая психологи. Учебный курс (Учебно-методический комплекс). М.: МИЭМП, 2010.

Социальная психология: Учебное пособие для вузов // Сост.: С 69 Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшапцсва. М.: ИНФРА-М, 2001.

Социология: Энциклопедия. // Сост. А. А.

Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г.

Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003.

Сунцов Е. А. Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи// Общество и право, 2009, № 3.

Томазова О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: дис. канд. юрид. наук // Томазова О. Е. Ростов н/Д., 2003.

Шиханцов Г. Г., Отв. ред.: Томсинов В. А. М.: Зерцало, 1998.

Энциклопедия современной юридической психологии // Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко, 2002.

Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. СПб.: Питер, 1996.

[Электронный ресурс]

http://psylab.info/ (Дата обращения 13.

04.14)

[Электронный ресурс]

http://psyjournals.ru/ (Дата обращения 19.

03.14)

[Электронный ресурс]

http://dic.academic.ru/ (Дата обращения 12.

01.14)

Campis L.K., Prentice’Dunn S., Lyman R.D. Coping appraisal and parents`s intentions to inform their children about sexual abuse: a protection motivation theory analysis // Journal of Social and Clinical Psychology, 1989. Vol.

8. P.

Приложение 1

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3 — 10 лет

Уважаемый родитель!

Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов» .

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» поставьте «+» рядом с номером утверждения. Если Вы в общем не согласны ставьте «-» в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей — в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой (я) сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, то я поступил (а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой (я) муж (жена) не мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив (а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам (а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам (а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.

43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам (а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел (а) бы, чтобы он (а) слишком быстро взрослел (а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т. д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват (а) я сам (а), потому что не умел (а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «Нет» .

116. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал (а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси» и т. д.).

128. Мой сын говорил мне — вырасту, женюсь на тебе, мама.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 11 до 21 года

Уважаемый родитель!

Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов» .

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» поставьте «+» рядом с номером утверждения. Если Вы в общем не согласны ставьте «-» в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике курсивом, отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным — куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил (а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то утомительное депо.

17. У моего сына есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж не мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он сам (а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив (а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам (а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам (а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.

46. На моего сына (дочь) нельзя положиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей — это слушаться.

48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел (а) дневник.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам (а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он (а) мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т. д.

82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дома, мой сын (дочь) редко говорит, куда он идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват (а) я сам (а), потому что не умел (а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «Нет» .

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства его сверстников.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.

122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Кончив уроки (или придя домой с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Приложение 2

Здравствуйте, уделите, пожалуйста, несколько минут своего времени для заполнения следующей анкеты.

(Все данные анкеты строго анонимны, в исследовании они будут использоваться в зашифрованном виде) Отвечайте на анкету честно и самостоятельно, это очень важно для нас.

Социо-демографический компонент

Ф.И.О. (Вы можете указать только имя или инициалы)

Пол:

М Ж Возраст:

От 20 до 30

От 30 до 40

От 40 до 50 Род занятий:

Студент Работаю Учусь и работаю Без определенного рода занятий Профессия (или образование) Количество детей:

Более 4 (указать количество) Возраст ребенка (если у вас несколько детей, укажите возраст всех)

1;

2;

3;

4;

Более 4- Пол детей 1;

2;

3;

4;

Когнитивный компонент

№ Вопрос Согласен Частично согласен Не согласен Я знаком с правами и обязанностями родителей и детей. Я легко могу перечислить не менее 6 прав детей. Я разговариваю со своим ребенком на темы поведения в ситуациях, которые могут угрожать его благополучию. Я знаю, как обучить своего ребенка (детей) поведению в ситуациях, угрожающих его благополучию. Я знаю, что такое преступление.

Я знаю, какие виды преступлений бывают. Я знаю, как отличить потенциального преступника от обычного человека. Я знаю, как рассказать своему ребенку об особенностях личности преступника. Я допускаю мысль о том, что мой ребенок может стать жертвой какого-либо преступления (например, мелкая кража) Я знаю, как объяснить своему ребенку (детям) как не стать жертвами преступлений. Я думаю, что мой ребенок знает, что за каждый проступок преступник должен понести наказание.

Мне известны различные способы наказаний за преступления, в том числе и не уголовные.

Поведенческий компонент А. Правовое просвещение детей

№ Вопрос Да Не совсем Нет Вы проводите беседы с ребенком на тему его прав и обязанностей? 3 2 1 Вы отвечаете на вопросы ребенка, касающихся его прав? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему его личной безопасности? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему поведения в общественных местах? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему правил общения с другими людьми?

3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему о его проступках? 3 2 1 При общении с ребенком вы затрагиваете тему о его учебе/деятельности? 3 2 1 Вы рассказываете ребенку о том, что такое преступление? 3 2 1 Если ваш ребенок станет жертвой мошенничества/кражи, как скоро он сообщит вам об этом?

3 2 1 Вы описываете ребенку человека, которого бы вы приняли за потенциального преступника? 3 2 1 Вы рассказываете ребенку, что за каждый проступок он (или вы) может понести наказание? 3 2 1 Если ваш ребенок попадет в ситуацию, за которую он (или вы) может понести наказание, как скоро он сообщит вам об этом? 3 2 1

Б. Правовое воспитание детей.

№ Вопрос Всегда Не всегда Никогда Поощряю ребенка (детей), когда они защищают свои права Наказываю ребенка, если он не может защитить себя Поощряю ребенка, когда он соблюдает правила безопасности Наказываю ребенка, если он не соблюдает правила безопасности (открывает дверь незкакомым людям) Поощряю ребенка, если он говорит мне о плохом поступке Наказываю ребенка, если он скрывает плохой поступок Поощряю ребенка, если он ничего не берет у незкакомых людей Наказываю ребенка, если он идет куда-то с незнакомыми людьми Поощряю ребенка, если он говорит, что у него что-то пропало Наказываю ребенка, если он вступает в разговор с подозрительными людьми Поощряю ребенка, когда он сам осознает, что виноват и несет ответственность за свои поступки Наказываю ребенка, если совершив проступок, он не видит своей вины В. Личный пример

№ Вопрос Делал (а) Не всегда делал (а) Не делал (а) Нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми Нельзя заходить в лифт/ подъезд с незнакомыми людьми Нельзя брать без спросу чужие вещи Нельзя воровать Нельзя мусорить на улице Если ты видишь, что кто-то украл у кого-то вещь, ты должен сообщить об этом Если у тебя украли что-то, ты должен сообщить об этом Старайся не держать у всех на виду особо ценные для тебя вещи (напр. мобильные телефоны и т. п.) Не ходить поздно вечером в наушниках Не вступать в разговор с подозрительными людьми Если просят помочь и при этом заставляют пойти куда-то (например, в квартиру) чтобы оказать помощь не соглашаться Нельзя открывать дверь незнакомым людям, не спросив «кто там».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  2. Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Автореф. дисс. -М, Изд-во Моск. ун-та, — 1985.
  3. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 120 с.
  4. Г. М. Социальная психология // Социология в России/Под ред. В. А. Ядова. М., 1996.
  5. Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.
  6. М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право. М: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
  7. М. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России // М. Арутюнян, О. Здравомыслова, Ш. Курильски-Ожвэн. М.: Весь Мир, 2008.
  8. А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Смысл, 1996. — 545 с.
  9. Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия фокусирования на решении) // Пер. с англ. Лариной Л. Б. / Пред. и ред. Б. А. Бараша.
  10. Т., Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. — СПб.: «Речь», 2001. — 160 с.
  11. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А. Б. Орлова. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  12. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с. — («Психологические технологии»).
  13. БэндлерРичард, Гриндер Джон, Сатир Вирджиния. Семейная терапия. — Воронеж: НПО «Модэк», 1993. — 128 с.
  14. Вацлавик Пол, Бивин Джанет, Джексон Дон. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с. (Серия «Психология. ХХ век»).
  15. Введение в семейную психотерапию. Семинары Ричарда Коннера. Новосибирск: Издательство «Экор», 1999 — 47 с.
  16. К. Полночные размышления семейного терапевта. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 205 с.
  17. К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 161 с.
  18. А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. 1985. — № 5.
  19. М.Л. Правосознание подростков. М.: ИЧП Издательство Магистр, 1998.
  20. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: «ЧеРо», 2002. — 240 с.: ил.
  21. Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье. — В кн.: Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 489 с.
  22. .Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — 416 с. — (Серия «Мастер-класс»).
  23. Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: Алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост.: Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2000. — С.479 — 496.
  24. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004. — 736 с.
  25. Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. А. К. Борисовой. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 368 с. — (Серия «Психология детства: Классическое наследие»).
  26. О. А. Психологические аспекты юриспруденции: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  27. О. А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестн. Балтийского фед. ун-та им. И. Канта, 2010. № 9.
  28. Е. А. Правовая психология. Дефекты правовой социализации [Электронный ресурс] // Сообщество социальных педагогов: сайт. — [Б. м., б. г]. URL: http://schools.pp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=162&Itemid=23 (Дата обращения 26.03.2013).
  29. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  30. Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь, 2008, № 10.
  31. М. Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: дис. д-ра социол. наук // Попов М. Ю. Ростов н/Д., 2006.
  32. П. С. Семья как институт правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право, 2007, №. 1.
  33. Словарь психолога-практика. // Сост. С. Ю. Головин. М.: Аст, 2005.
  34. В.В. Юридическая психологи. Учебный курс (Учебно-методический комплекс). М.: МИЭМП, 2010.
  35. Социальная психология: Учебное пособие для вузов // Сост.: С 69 Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшапцсва. М.: ИНФРА-М, 2001.
  36. Социология: Энциклопедия. // Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003.
  37. Е.А. Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи// Общество и право, 2009, № 3.
  38. О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: дис. канд. юрид. наук // Томазова О. Е. Ростов н/Д., 2003.
  39. Г. Г., Отв. ред.: Томсинов В. А. М.: Зерцало, 1998.
  40. Энциклопедия современной юридической психологии // Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко, 2002.
  41. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. СПб.: Питер, 1996.
  42. [Электронный ресурс] http://psylab.info/ (Дата обращения 13.04.14)
  43. [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/ (Дата обращения 19.03.14)
  44. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/ (Дата обращения 12.01.14)
  45. Campis L.K., Prentice’Dunn S., Lyman R.D. Coping appraisal and parents`s intentions to inform their children about sexual abuse: a protection motivation theory analysis // Journal of Social and Clinical Psychology, 1989. Vol.8. P.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ