Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Самосознание личности и её жизненный путь

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Инструкция к тесту Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико — методологические основы исследования самосознания личности
    • 1. 1. Понятие личности
    • 1. 2. Сущность самосознания
  • Глава 2. Формирование и развитие самосознания в процессе жизненного пути личности
    • 2. 1. Самоопределение личности на жизненном пути
    • 2. 2. Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности
  • Глава 3. Эмпирическое исследование самосознания личности и его влияние на жизненный путь в период юности
    • 3. 1. Методы исследования самосознания
    • 3. 2. Анализ результатов исследования и практические рекомендации
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 4

Самосознание личности и её жизненный путь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Субшкала 2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Эта шкала — показатель того воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем.

Низкие баллы, но этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Субшкала 3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.

Шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которою все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни.

Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Шкала 4. Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о ее смысле.

Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Субшкала 5. Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни.

При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Приложение 2

Тест Рокича «Ценностные ориентации»

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич) Бланк тестируемого________________

Список, А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая культура);

— ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

— смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию" .

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Приложение 3

Тест «Самооценка»

Инструкция к тесту Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Тест Этап 1

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,

10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность — способность легко входить в общение.

15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность — открытость, доступность для людей.

18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

20. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость — чувство собственного достоинства.

3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость — упорство в достижении целей.

15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность — ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость — стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность- соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности.

13. Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность — способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность — проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность — мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка и интерпретация результатов теста Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

С = (Р / И) * 100%.

Уровни самооценки

Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий

Мужчины 0−10 11−34 35−45 46−54 55−63 64−66 67 Женщины 0−15 16 — 37 38 — 46 47 — 46 57 — 65 66 — 68 69

Приложение 4

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.

Методика состоит из 80 вопросов, дающих ответы на вопросы «Что важно в жизни?»

Первая часть, 40 вопросов, показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть, следующие 40 вопросов, направлены на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной:

Инструкция к методике Потемкиной.

Ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Стимульный материал (вопросы):

Часть I.

Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат»

Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

Вы обычно много времени уделяете своей особе?

Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

Вам легче просить за других, чем за себя?

Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?

Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

Вам часто удается довести начатое дело до конца?

Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?

Вы можете назвать себя эгоистом?

Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

Ваша отличительная черта бескорыстие?

Свободное время Вы используете для своих увлечений?

Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

Стремление к результату в любом деле Ваша отличительная черта?

Ваша отличительная черта умение помочь другим людям?

Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Часть II.

Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода — власть», «труд — деньги»

Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?

Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?

Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?

Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?

Вы уверены, что все можно купить за деньги?

Вы выбираете друзей по деловым качествам?

Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

В жизни Вас радует только отличный результат работы?

Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?

Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

Власть может заменить Вам многие другие ценности?

Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

Труд наибольшая ценность для Вас?

Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

Наиболее сильное потрясение для Вас отсутствие денег?

Ключ к методике Потемкиной.

Часть первая: выявления установок на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» :

" Ориентация на процесс": 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

" Ориентации на результат": 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

''Ориентация на альтруизм'': 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

''Ориентация на эгоизм'': 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Часть вторая: выявления установок ''свобода — власть'', ''труд — деньги'':

''Ориентация на труд'': 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

''Ориентации на свободу'': 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

''Ориентация на власть'': 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

''Ориентация на деньги'': 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка и анализ теста Потемкиной.

За каждый ответ ''да'' начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Интерпретация полученных результатов.

Люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля ''разумного эгоизма'' не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей ''интеллигентных профессий'' встречается довольно часто.

Люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния.

Главная ценность для людей, ориентирующихся на свободу — свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание ''свободы'' и ''деньги''.

Для людей с ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Приложение 5

Вопросы к беседе

1. Как вы относитесь к философской интерпретации: «Смысл жизни — это то, что придает ей ценность?»

2. Что придает жизни ценность?

3. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития для Вас?

4. Вы считаете себя успешным?

5. Чего Вам не хватает, чтобы быть успешным?

6. Вас считают успешным?

7. Вы зависите от обстоятельств?

8. Ваши действия завиятт от оценки окружающих?

9. Вы считаетесь с мнением других?

10. Другие люди считаются с вашим мнением?

11. Вы часто слушаете себя?

12. Вас часто слушают?

13. Вам нравиться, как вы делаете выбор?

14. Вы высоко цените результаты своей деятельности?

15. Вы довольны результатами своей деятельности?

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М.: Академия, 2002., с. 87.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М.: Академия, 2002., с. 92.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001., с. 44

Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984., с. 56

Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. М. 1983., с. 44

Платонов К. К. «Структура и развитие личности» М., 1986.

Чеснокова И. И. Проблема самосо шания в психологии. М.: Наука, 1978. с 77.

Фрейд 3. У Я" и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008 г., с. 48

Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.

Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.

Берне P. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1996.

Столяренко Л. Д. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/д: Феникс, 2009.

Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007.

Столяренко Л. Д. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/д: Феникс, 2009.

Столяренко Л. Д. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И.

Самыгин. — Ростов н/д: Феникс, 2009., с. 78

Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. — метод. пособие / Т. А. Ратанова Н.Ф. Шляхта.

Изд.-2-е, испр.

М.: МПСИ: Флинта, 2000

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999., с. 287

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999., с. 289

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999., с. 292

Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М. 2006

Петровский А. В. Быть личностью. Мир Психологии. 1996 г.

Столяренко, Л. Д. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000 г.

Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998

Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998

Показать весь текст

Список литературы

  1. Специальная
  2. , К.А. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001.-304с.
  3. . Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  4. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  5. P. Развитие Я-концепции и вех:питание. М.: Педагогика, 1996. 422 с.
  6. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М. 2006
  7. А. Г. Личность воспитывает себя. М. 1983
  8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
  9. , Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности/Х.Кохут. — М.: Когито-Центр, 2003. — 308с.
  10. , К. Динамическая психология: избранные труды/К.Левин. — М.: Смысл, 2001.-570с.
  11. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.
  12. Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000 г.
  13. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
  14. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики: Учеб. пособие /А.Б.Орлов. М.: Академия, 2002. -272с.
  15. А.В. Быть личностью. Мир Психологии. 1996 г.
  16. Л. Психология личности: Теория и исследования/Л.Первин, О.Джон.-М., 2001.-607с.
  17. К. К. «Структура и развитие личности» М., 1986.
  18. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007. — 653 с.
  19. Психология личности: Хрестоматия: в 2 т./Ред. -сост.Райгородский Д.Я.-2-е изд., доп.-Самара:БАХРХ-М, 2000.-Т.1 Зарубежная психология.- 448с. Т.2:Отечественная психология.-554с.
  20. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. — метод. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта.-Изд.-2-е, испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2000.- 264 с.
  21. С.Л. Бытие и сошание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003. 512 с.
  22. , Л. Д.Психология личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Д.
  23. , С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 575 с. — (Высшее образование).
  24. Тест «Самооценка» / Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. — Ростов н/Д, 2003. С.479−480
  25. Фрейд 3. У «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани. 2008 г.
  26. И.И. Проблема самосо шания в психологии. М.: Наука, 1978. 144 с.
  27. Хьелл, Л. Теории личности/Л.Хьелл, Д.Зиглер.- Спб., Питер Пресс, 1997. — 608с.
  28. Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М.: Медиум, 1996.
  29. Периодические издания
  30. , В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24−2003.- № 1. — С. 29−46.
  31. Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. 1999. Т. 20. .№ 5. С. 27−37.
  32. Ю. В., Несмелова Н. Н. Индивидуальные особенности восприятия человеком длительности интервалов времени // Физиол. человека, 1994. № 3. С. 30−35.
  33. Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ