Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате статистической группировки по количеству напечатанных объявлений в течение 24 месяцев было выявлено, что в течение 7 месяцев (29,2%, что составляет наибольший удельный вес от общего количества месяцев) объем напечатанных объявлений составил 24 714,7 — 29 383,6 шт. Наименьший удельный вес — 12,5% составили 6 месяцев, причем 3 их них находились в интервале от 20 045,8 до 24 714,7 шт… Читать ещё >

Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Институт экономики и управления Кафедра: Статистики и экономико-математических методов Заведующая кафедрой к.э.н., доцент, Гришакина Н.И.

Контрольная работа По статистике на тему:

Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода Выполнила:

Васильева А.С.

Великий Новгород.

Содержание экономический статистический анализ Введение.

1. Теоретическое обоснование темы.

2. Расчетно-графическая часть.

2.1 Методы экономико-статистического анализа.

2.1.1 Метод группировки.

2.1.2 Расчет абсолютных и относительных величин.

2.1.3 Расчет средних величин.

2.2 Экономико-статистический анализ рядов динамики.

2.2.1 Расчет показателей динамики цепным и базисным методом.

2.2.2 Средние показатели динамики.

2.3 Сглаживание колеблемости в рядах динамики.

2.3.1 Укрупнение интервалов.

2.3.2 Метод скользящей средней.

2.3.3 Метод аналитического выравнивания.

2.4 Индексы сезонности Выводы Список литературы Приложения.

Введение

Выбранная мною тема «Экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода» весьма актуальна в наши дни. Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из выше сказанного становится ясно, что социологу — исследователю просто необходимо знать все процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять закономерности формирования общественного мнения, идеологии.

В своей курсовой работе я рассмотрела два крупных издания печатных СМИ города В. Новгорода — «Из рук в руки» и «Гипермаркет товаров и услуг». На данный момент их доля на рынке газетной рекламы составляет более 37%. Впрочем, нужно учесть что, вторая газета появилась в городе совсем недавно, ей чуть больше одного года, но она ничуть не уступает своим конкурентам. Они являются незаменимыми помощниками в нашей жизни, в них можно найти все: квартиру, работу, автомобиль, бытовую технику, необходимые справки, услуги и массу других полезных вещей.

1. Теоретическое обоснование темы.

«Из рук в руки» — еженедельная газета бесплатных объявлений, выпускаемая с 1992 года медиа-холдингом «Пронто-Москва». Безоговорочный лидер на рынке информационно-справочных услуг в России и странах СНГ.

На сегодняшний день брэнд «Из рук в руки» представляет собой не просто эффективную и авторитетную площадку для размещения объявлений, газета стала по-настоящему общественным явлением, отражающим интересы жителей нашей страны. За последние 15 лет «Из рук в руки» для многих читателей стала постоянным спутником и партнером. По страницам газеты можно проследить динамику изменений жизни россиян, составить четкую картину потребностей рынка услуг.

Газета имеет обширную издательскую сеть в 99 городах России, Украины, Литвы, Белоруссии и Казахстана. Ежедневно к изданию, как к первичному и проверенному источнику информации обращается около трех миллионов человек. Каждый выпуск содержит свыше 30 000 частных и коммерческих предложений.

Вторым объектом моих статистических исследований является новое рекламно-информационное издание — газета «Гипермаркет товаров и услуг». Это универсальное, современное издание с большим объемом оперативной информации. Это: аудитория свыше 30 тысяч человек, тираж — 10 тысяч экземпляров, объем издания более 40 полос.

Аудиторией этих двух изданий являются люди, разные по своим социально-демографическим характеристикам. Структура аудитории газет почти точно совпадает со структурой населения Новгорода. Единственное, что объединяет всех этих людей — они хотят купить или продать автомобиль, причем могут находиться на разных стадиях проработки своего решения. Они покупают газету для того, чтобы получить информацию о спросе, предложении и ценах, при этом отличаются внимательным отношением к рекламе по сравнению со средним новгородским читателем.

Как правило, все коммерческие организации стремятся к повышению прибыли, а хорошая реклама — это залог к успеху. Одна из задач любых рекламных кампаний заключается в выборе таких средств массовой информации, которые активно используют потребители выбранных рыночных сегментов. Если это не сделано, то усилия по выбору содержания рекламного сообщения, по определению его воздействия на потребителя во многом окажутся напрасными. При выборе конкретных СМИ для проведения рекламной кампании руководствуются следующими критериями: — степенью авторитетности СМИ в конкретной области (например, в каждой отрасли есть журналы, в которых публикуются известные в данной области специалисты-эксперты, определяющие высокий уровень данного издания);- степенью престижности СМИ у потребителей (наиболее престижные у определенных групп потребителей СМИ имеют наибольшую аудиторию);- настроением, создаваемой у аудитории и воздействующим на коммерческие коммуникации (если определенное СМИ создает радостное настроение, то, покупая определенные товары, потребитель старается его поддерживать);- созданием чувства сопричастности (СМИ, заставляющие аудиторию сопереживать, проявлять высокий уровень заинтересованности, обладают высокой степенью рекламного воздействия);- степенью определенной политической, социальной направленности (вряд ли вызовет доверие общественная реклама, направленная на смягчение ограничений на покупку личного оружия, опубликованная в журнале оружейной отрасли).

Предметами моего анализа являются два самых главных конкурента — газета «Из рук в руки», которая существует более 10 лет на рынке, и газета «Гипермаркет товаров и услуг». Обе уже успели зарекомендовать себя и пользуются огромным спросом среди новгородских читателей.

Современная методология изучения и анализа рынка СМИ достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты.

Особенно широко в статистическом анализе используется метод группировки. Из всех специфических приемов статистики группировки являются главным приемом, они служат важнейшим средством обобщения статистических данных.

Порядок структурной группировки будет следующим:

— выбор группировочного признака, по которому будет производиться группировка;

— выделение групп (интервалов) внутри группировочного признака;

— непосредственная группировка материала.

Группировочные признаки выбираются исходя из поставленной задачи.

При использовании равных интервалов для структурной группировки нужно отметить столько интервалов, чтобы посредством их могли быть выявлены все существенные особенности изучаемого явления.

Число групп при известной численности совокупности можно определить по формуле:

n=1+3,22 lgN (1).

где N — численность единиц совокупности.

Когда предварительно решен вопрос о количестве равных интервалов, можно легко определить их величину. Эта величина может быть установлена по формуле:

(2).

где и — максимальное и минимальное значение признака.

Важнейшим из качественных показателей являются относительные величины, посредством которых можно дать правильную оценку исследуемых явлений, выявить их качественные особенности.

Относительная величина сравнения характеризует количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.

Индексы — это относительные величины, показывающие во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях.

Индивидуальный индекс количества физического объема рассчитывается по формуле:

iq = q1/q0, (3).

где q1 -количество реализуемой продукции в отчетном периоде;

q0 — количество реализуемой продукции в предшествующем периоде.

Индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле.

iр = р1/р0, (4).

где р1 — цена единицы продукции в отчетном периоде;

р0 — цена единицы продукции в предшествующем периоде.

Относительные показатели сравнения можно определить по формуле:

(5).

Относительная величина динамики характеризует изменение изучаемого явления во времени, выявляет направленность развития, измеряет интенсивность развития.

Относительные показатели динамики можно определить по формуле:

(6).

Относительные показатели структуры характеризуют состав изучаемой совокупности и представляют удельный вес части в целом.

Относительные показатели структуры определяются по формуле:

(7).

Для характеристики явления по одному количественному признаку в статистике применяются средние величины. Наиболее часто встречаются следующие виды средних:

средняя арифметическая простая:

(8).

средняя арифметическая взвешенная:

(9).

средняя геометрическая:

(10).

Для анализа тенденций изменения уровня динамического ряда в статистике разработана система абсолютных и относительных показателей. В зависимости от целей исследования показатели динамики могут вычисляться на цепной и на базисной основах.

Абсолютный прирост определяется как разность двух уровней динамического ряда:

на цепной основе:

(11).

на базисной основе:

(12).

где: — уровень сравниваемого периода;

— уровень предыдущего периода;

— начальный уровень динамического ряда.

Темп роста рассчитывается как отношение двух уровней динамического ряда и определяется по формулам:

на цепной основе:

(13).

на базисной основе:

(14).

Темп прироста характеризует величину абсолютного прироста уровней в относительных величинах:

на цепной основе:

% (15).

на базисной основе:

(16).

Абсолютное значение 1% прироста определяется по формуле:

(17).

Средний абсолютный прирост рассчитывается по формуле:

(18).

Изменение рядов динамики обуславливается влиянием на изучаемое явление рядом факторов, которые неоднородны по силе, направлению, времени действия. На практике наиболее распространенными методами изучениями тренда являются:

укрупнение интервалов — заключается в преобразовании первоначального ряда динамики в ряды более продолжительных периодов.

метод скользящей среднейв основу положено определение по исходным данным теоретических уровней в которых случайные колебания погашают, а основные тенденции развития выражают в виде некоторой плавной линии.

При применении метода скользящей средней в рядах динамики месячных уровней, рассчитываются двенадцатичленные скользящие средние:

(19).

(20).

Центрирование определяется как простая средняя арифметическая из двух смежных средних.

Аналитическое выравнивание ряда происходит на основе адекватной математической функции. Подбор адекватной функции осуществляется методом наименьших квадратов — минимальных отклонений суммы квадратов, между теоретическими уровнями и эмпирическими уровнями :

Основная тенденция развития в рядах динамики со стабильными абсолютными приростами () отображается уравнением прямолинейной функции:

(21).

где и — параметры уравнения;

— обозначение времени.

Для вычисления параметров тренда уравнения прямолинейной функции составляется система нормальных уравнений:

(22).

При использовании способа условного обозначения времени, когда, параметры прямолинейной функции определяются по формулам:

(23).

(24).

Одним из применяемых на практике статистического изучения трендов показателей адекватности математической функции является стандартизированная ошибка аппроксимации:

= (25).

Для измерения сезонных колебаний исчисляются индексы сезонности. Индексы сезонности можно определить по формуле:

(26).

где — общий для анализируемого ряда динамики средний уровень.

2. Расчетно-графическая часть.

2.1 Методы экономико-статистического анализа.

2.1.1 Метод группировки Пользуясь данными таблицы 1, проведем группировку объема напечатанных объявлений в течение 2008 года по количеству месяцев.

Таблица 1 — Объем напечатанных объявлений за 2008 год.

Месяц.

Количество размещенных объявлений в газете «Гипермаркете», шт.

Количество размещенных объявлений в газете «Из рук в руки», шт.

Январь.

Февраль.

Март.

Апрель.

Май.

Июнь.

Июль.

Август.

Сентябрь.

Октябрь.

Ноябрь.

Декабрь.

Число групп для группировочной таблицы можно определить по формуле (1):

n = 1+ 3,22lg24=6 групп.

По формуле (2) определим величины равных интервалов:

i = млрд. руб.

Данные группировки представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Группировка объема напечатанных объявлений за 2008 год.

Номер группы.

Количество объявлений.

Количество месяцев, fi.

Удельный вес в %.

Серединные значения интервалов, хi.

Хi * fi.

10 708,0 — 15 376,9.

8,3.

13 042,5.

26 084,9.

15 376,9 — 20 045,8.

16,7.

17 711,4.

70 845,4.

20 045,8 — 24 714,7.

12,5.

22 380,3.

67 140,75.

24 714,7 — 29 383,6.

29,2.

27 049,2.

189 344,1.

29 383,6 — 34 052,5.

20,8.

31 718,1.

158 590,3.

34 052,5 — 38 721,4.

12,5.

36 387,0.

109 160,9.

Итого.

100,0.

621 166,2.

Отобразим графически данные таблицы 2 и построим полигон и гистограмму распределения количества месяцев по количеству объявлений:

Рисунок 1 — Гистограмма распределения напечатанных объявлений по количеству месяцев.

Рисунок 2 — Полигон распределения объема напечатанных объявлений по количеству месяцев.

В результате статистической группировки по количеству напечатанных объявлений в течение 24 месяцев было выявлено, что в течение 7 месяцев (29,2%, что составляет наибольший удельный вес от общего количества месяцев) объем напечатанных объявлений составил 24 714,7 — 29 383,6 шт. Наименьший удельный вес — 12,5% составили 6 месяцев, причем 3 их них находились в интервале от 20 045,8 до 24 714,7 шт., а последующие три месяца — в интервале 34 052,5 — 38 721,4 шт. Также было установлено, что в течение 5 месяцев (20,8% от общего объема) количество напечатанных объявлений составляло от 29 383,6 до 34 052 шт.; в течение 2 месяцев (8,3% - от общего объема) объем объявлений находился в интервале от 10 708,0 — 15 376,9 шт.; а также в течение 4 месяцев (16,7% от общего объема) количество объявлений составляло от 15 376,9 — 20 045,8 шт.

2.1.2 Расчет абсолютных и относительных величин Относительная величина динамики характеризует изменение изучаемого явления во времени. В нашем случае будут сравниваться объемы размещенных объявлений по рубрикам в двух исследуемых газетах в течение 3 и 4 квартала 2008 года. С помощью формулы (5) рассчитаем показатели и полученные результаты представим в таблице3.

Таблица 3 — Показатели динамики изменения объема объявлений за 3 и 4 кварталы 2008 года.

Рубрика.

Количество объявлений, шт.

Показатели динамики.

III квартал.

IV квартал.

Недвижимость.

98,9.

Работа.

143,9.

Транспорт.

118,3.

Прочие товары и услуги.

129,5.

На основе полученных данных можно прийти к выводу, что объем размещаемых объявлений о продаже/покупки недвижимости сократился на 1,1%, а количество напечатанных объявлений по поводу работы, транспорта и прочих услуг наоборот возросло, соответственно на 43,9%, 18,3% и 29,5%.

Рассчитаем относительные показатели структуры по формуле (7), данные отобразим в таблице 4.

Таблица 4 — Статистика объявлений по рубрикам за 4 квартал 2008 года.

Рубрика.

Гипермаркет товаров и услуг.

Из рук в руки.

количество объявлений.

удельный вес, %.

количество объявлений.

удельный вес, %.

Недвижимость.

45,55.

31,37.

Работа.

25,00.

27,29.

Транспорт.

21,92.

22,71.

Прочие товары и услуги.

7,53.

18,63.

Итого.

100,00.

100,00.

Графически изобразим полученный результат.

Рисунок 3 — Статистика объявлений по рубрикам за 4 квартал 2008 года.

Таким образом, анализируя данные таблицы 4, можно сказать, что в «Гипермаркете» объем размещенных объявлений по покупке/продаже недвижимости в 4 квартале 2008 года превысил количество объявлений, размещенных в газете «Из рук в руки» на 13 141 шт. и составил удельный вес более 45% от общего объема. Количество вакансий по работе в «Гипермаркете» составило 24 547 шт.(25% от общего объема объявлений), а у конкурентов это цифра достигла 27 469 шт. (почти 30% от общего количества).

Рассмотрим подробнее рубрику «Недвижимость». Спрос на недвижимость в Великом Новгороде очень высок. Значительную роль играет благоприятное расположение города в непосредственной близости от Санкт — Петербурга. Кроме того, город славится древней историей и богатым культурным наследием. Великий Новгород представляет собой идеальное место жительства с точки зрения экологии. Город располагает развитой инфраструктурой и при этом отличается низким уровнем загрязнения окружающей среды.

Рост цен на недвижимость в Великом Новгороде происходит постоянно. По этой причине многие жители города не могут позволить себе приобрести квартиру.

В приложении, А представлена таблица данных о спросе и предложении недвижимого имущества за 2008 год. Для большей наглядности изобразим полученные данные графически:

Рисунок 4 — Динамика изменения спроса и предложения на рынке недвижимости в 2008 году.

2.1.3 Расчет средних величин По формуле (8) рассчитаем средний объем напечатанных объявлений за 2008 год, а затем по формуле (10) рассчитаем средний коэффициент роста.

Таблица 5 — Средний объем размещенных объявлений в 2008 году.

Месяц.

Количество размещенных объявлений, шт.

Коэффициент роста.

Январь.

;

Февраль.

1,182.

Март.

0,840.

Апрель.

1,110.

Май.

1,029.

Июнь.

0,982.

Июль.

0,980.

Август.

1,080.

Сентябрь.

1,009.

Октябрь.

1,102.

Ноябрь.

1,179.

Декабрь.

1,058.

Итого.

;

Среднегодовой объем объявлений рассчитывается по средней арифметической:

Для расчета среднего коэффициента роста необходимо использовать среднюю геометрическую:

=1,046 или 104,6%.

2.2 Экономико-статистический анализ рядов динамики.

2.2.1 Расчет показателей динамики цепным и базисным методом Рассчитаем показатели динамики цепным и базисным методами используя формулы (11) — (17), данные представим в виде таблицы:

Таблица 6 — Показатели динамики объема размещенных объявлений в газете «Гипермаркет товаров и услуг» за 2008 год.

Месяц.

Количество размещенных объявлений в «Гипермаркете», шт.

?у, шт.

Тр, %.

Тпр, %.

А 1%, шт.

?уц.

?уб.

Трц.

Трб.

Тпрц.

Тпрб.

Январь.

;

;

;

;

;

;

;

Февраль.

126,9.

126,9.

26,9.

26,9.

107,08.

Март.

113,7.

144,3.

13,7.

44,3.

135,89.

Апрель.

122,7.

176,9.

22,7.

76,9.

154,47.

Май.

105,6.

186,8.

5,6.

86,8.

189,47.

Июнь.

102,7.

191,9.

2,7.

91,9.

200,06.

Июль.

106,0.

203,5.

6,0.

103,5.

205,54.

Август.

108,9.

221,8.

8,9.

121,8.

217,95.

Сентябрь.

108,1.

239,7.

8,1.

139,7.

237,45.

Октябрь.

110,9.

265,8.

10,9.

165,8.

256,68.

Ноябрь.

118,9.

316,1.

18,9.

216,1.

284,59.

Декабрь.

106,0.

335,1.

6,0.

235,1.

338,47.

Итого.

;

;

;

;

;

;

Вывод по показателям динамики за ноябрь 2008 года. Количество размещенных объявлений в ноябре 2008 года составило 33 847 шт., что на 5388 шт. больше, чем в октябре того же года и на 2037 шт. меньше, чем полученный результат в декабре 2008 года. Объем напечатанных объявлений в ноябре по сравнению с октябрем составил 118,9%, т. е. увеличился на 18,9%, а по сравнению с январем 2008 года составил 316,1%, увеличение произошло на 216,1%.

Выводы по показателю А1% - в ноябре 2008 года по сравнению с октябрем количество объявлений увеличилось на 5388 шт. или на 18,9%. И это значит, что каждый процент увеличения составляет 284,59 шт.

Вывод по показателям динамики за декабрь 2008 года. Объем напечатанных объявлений в декабре 2008 года составил 35 884 шт., что на 2037 шт. больше, чем количество объявлений размещенных в ноябре того же года. Объем бесплатных объявлений в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем составил 106%, т. е. увеличился на 6%.

Выводы по показателю А1% - в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем объем объявлений увеличился на 2037 шт. или на 6%, это значит, что каждый процент снижения составляет почти 339 шт.

Таблица 7 — Показатели динамики объема размещенных объявлений в газете «Из рук в руки» за 2008 год.

Месяц.

Количество размещенных объявлений в «Из рук в руки», шт.

?у, шт.

Тр, %.

Тпр, %.

А 1%, шт.

?уц.

?уб.

Трц.

Трб.

Тпрц.

Тпрб.

Январь.

;

;

;

;

;

;

;

Февраль.

115,4.

362,2.

15,4.

262,2.

335,94.

Март.

— 10 225.

73,6.

266,7.

— 26,4.

166,7.

387,82.

Апрель.

104,7.

279,1.

4,7.

179,1.

285,57.

Май.

101,1.

282,3.

1,1.

182,3.

298,86.

Июнь.

— 1461.

95,2.

268,6.

— 4,8.

168,6.

302,25.

Июль.

— 2206.

92,3.

248,0.

— 7,7.

148,0.

287,64.

Август.

107,2.

265,9.

7,2.

165,9.

265,58.

Сентябрь.

— 1463.

94,9.

252,2.

— 5,1.

152,2.

284,69.

Октябрь.

109,5.

276,3.

9,5.

176,3.

270,06.

Ноябрь.

116,9.

323,0.

16,9.

223,0.

295,84.

Декабрь.

105,5.

340,9.

5,5.

240,9.

345,89.

Итого.

;

;

;

;

;

;

Вывод по показателям динамики за ноябрь 2008 года. Количество размещенных объявлений в газете «Из рук в руки» в ноябре 2008 года составило 34 589 шт., что на 5005 шт. больше, чем в октябре того же года и на 1912 шт. меньше, чем полученный результат в декабре 2008 года. Объем напечатанных объявлений в ноябре по сравнению с октябрем составил 116,9%, т. е. увеличился на 16,9%, а по сравнению с январем 2008 года составил 323%, увеличение произошло на 223%.

Выводы по показателю А1% - в ноябре 2008 года по сравнению с октябрем количество объявлений увеличилось на 5005 шт. или на 16,9%. И это значит, что каждый процент увеличения составляет 295,84 шт.

Вывод по показателям динамики за декабрь 2008 года. Объем напечатанных объявлений в декабре 2008 года составил 36 501 шт., что на 1912 шт. больше, чем количество объявлений размещенных в ноябре того же года. Объем бесплатных объявлений в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем составил 105,5%, т. е. увеличился на 5,5%.

Выводы по показателю А1% - в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем объем объявлений увеличился на 1912 шт. или на 5,5%, это значит, что каждый процент снижения составляет почти 346 шт.

2.2.2 Средние показатели динамики Определим средний абсолютный прирост по формуле (18):

Для газеты «Гипермаркет товаров и услуг».

Средний темп роста определим по формуле (10):

Средний темп прироста вычислим по формуле (15):

Для газеты «Из рук в руки».

Таким образом, анализируя средние показатели динамики, можно сделать вывод о том, что ежемесячный прирост объема новых объявлений в газете «Гипермаркет товаров и услуг» составляет 11,6%, т. е. в среднем каждый месяц количество объявлений увеличивается почти на 2289 шт., а в издании «Из рук в руки» всего 0,8%, т. е. в среднем каждый месяц количество объявлений увеличивается на 264 шт.

2.3 Сглаживание колеблемости в рядах динамики Проведем сглаживание колеблемости в рядах динамики тремя методами.

2.3.1 Укрупнение интервалов Таблица 8 — Объем размещенных объявлений по кварталам.

Кварталы.

Количество размещенных объявлений в «Гипермаркете», шт.

Количество размещенных объявлений в «Из рук в руки», шт.

Итого.

Для большей наглядности изобразим полученный результат с помощью линейной диаграммы.

Рисунок 5 — Объем размещенных объявлений по кварталам.

2.3.2 Метод скользящей средней Произведем сглаживание колеблемости в рядах динамики с помощью метода скользящей средней, данные отобразим в таблице. Скользящие средние можно определить по формуле (19).

Таблица 9 — Расчет трехмесячной скользящей средней по данным газеты «Гипермаркет товаров и услуг» за 2008 год.

Месяц.

Исходные уровни, уi.

?уi за 3 месяца.

Скользящая средняя, уi.

Сглаженныеуровни сцентрированием.

Январь.

;

;

;

Февраль.

13 248,0.

;

Март.

15 994,3.

14 621,2.

Апрель.

18 133,3.

17 063,8.

Май.

19 835,7.

18 984,5.

Июнь.

20 785,0.

20 310,3.

Июль.

22 031,3.

21 408,2.

Август.

23 736,0.

22 883,7.

Сентябрь.

25 957,3.

24 846,7.

Октябрь.

29 324,7.

27 641,0.

Ноябрь.

32 730,0.

31 027,3.

Декабрь.

;

;

;

Графически это будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 6 — Сглаживание колеблемости в рядах динамики по данным газеты «Гипермаркет товаров и услуг» за 2008 год.

Таблица 10 — Расчет трехмесячной скользящей средней по данным газеты «Из рук в руки» за 2008 год.

Месяц.

Исходные уровни, уi.

?уi за 3 месяца.

Скользящая средняя, уi.

Сглаженныеуровни сцентрированием.

Январь.

;

;

;

Февраль.

33 644,3.

;

Март.

32 408,3.

33 026,3.

Апрель.

29 556,0.

30 982,2.

Май.

29 625,0.

29 590,5.

Июнь.

28 515,7.

29 070,3.

Июль.

27 930,3.

28 223,0.

Август.

27 344,3.

27 637,3.

Сентябрь.

28 353,0.

27 848,7.

Октябрь.

30 393,0.

29 373,0.

Ноябрь.

33 558,0.

31 975,5.

Декабрь.

;

;

;

Графически это будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 7 — Сглаживание колеблемости в рядах динамики по данным газеты «Из рук в руки» за 2008 год.

2.3.3 Метод аналитического выравнивания Произведем сглаживание колеблемости методом аналитического выравнивания. Основную тенденцию развития отобразим прямолинейной функцией, а именно, формула (21). Затем рассчитаем параметры уравнения по формулам (23) и (24).

a0 = =22 387,42 шт.

а1 = шт.

На основе вычисленных параметров синтезируется трендовая модель:

yti = 2238,42 + 648,20 * t.

Результаты произведенных вычислений представим в виде таблиц.

Таблица 11 — Аналитическое выравнивание по данным газеты «Гипермаркет» за 2008 год.

Месяц.

Количество объявлений шт.

ti.

ti?

yi * ti.

yti.

yti — yi.

(yti — yi)?

Январь.

— 6.

— 64 248.

11 400,30.

692,30.

479 273,46.

Февраль.

— 5.

— 67 945.

13 231,48.

— 357,52.

127 818,69.

Март.

— 4.

— 61 788.

15 062,67.

— 384,33.

147 710,00.

Апрель.

— 3.

— 56 841.

16 893,86.

— 2053,14.

4 215 399,35.

Май.

— 2.

— 40 012.

18 725,04.

— 1280,96.

1 640 850,73.

Июнь.

— 1.

— 20 554.

20 556,23.

2,23.

4,97.

Июль.

24 218,60.

2423,60.

5 873 853,83.

Август.

26 049,79.

2304,79.

5 312 058,29.

Сентябрь.

27 880,98.

2212,98.

4 897 267,67.

Октябрь.

29 712,16.

1253,16.

1 570 419,81.

Ноябрь.

31 543,35.

— 2303,65.

5 306 799,95.

Декабрь.

33 374,54.

— 2509,46.

6 297 401,81.

Итого.

268 649,00.

0,00.

35 868 858,57.

Рассчитаем стандартизированную ошибку аппроксимации по формуле (25):

уyt = ±1 494 535,77 шт.

Для большей наглядности тренд изучаемого ряда динамики отобразим с помощью линейной диаграммы:

Рисунок 8 — Эмпирические и теоретические уровни.

Теперь произведем те же расчеты по данным газеты «Из рук в руки» и полученные результаты представим в таблице.

Таблица 12 — Аналитическое выравнивание по данным газеты «Из рук в руки» за 2008 год.

Месяц.

Количество объявлений шт.

ti.

ti?

yi * ti.

yti.

yti — yi.

(yti — yi)?

Январь.

— 6.

— 201 564.

31 496,97.

— 2097,03.

4 397 528,06.

Февраль.

— 5.

— 193 910.

31 421,30.

— 7360,70.

54 179 966,50.

Март.

— 4.

— 114 228.

31 345,62.

2788,62.

7 776 401,30.

Апрель.

— 3.

— 89 658.

31 269,94.

1383,94.

1 915 301,38.

Май.

— 2.

— 60 450.

31 194,27.

969,27.

939 481,07.

Июнь.

— 1.

— 28 764.

31 118,59.

2354,59.

5 544 105,80.

Июль.

30 967,24.

4409,24.

19 441 404,81.

Август.

30 891,57.

2422,57.

5 868 821,27.

Сентябрь.

30 815,89.

3809,89.

14 515 255,67.

Октябрь.

30 740,21.

1156,21.

1 336 829,36.

Ноябрь.

30 664,54.

— 3924,46.

15 401 405,55.

Декабрь.

30 588,86.

— 5912,14.

34 953 379,02.

Итого.

— 13 773.

372 515,00.

0,00.

166 269 879,7.

Рассчитаем стандартизированную ошибку аппроксимации по формуле (25):

уyt = шт.

Для большей наглядности тренд изучаемого ряда динамики отобразим с помощью линейной диаграммы:

Рисунок 9 — Эмпирические и теоретические уровни.

2.4 Индексы сезонности Определим индексы сезонности по формуле (26) и полученные результаты представим в таблице 13.

Таблица 13 — Индексы сезонности по данным газеты «Гипермаркет».

Месяц.

Количество размещенных объявлений в «Гипермаркете», шт.

is.

Январь.

47,8.

Февраль.

60,7.

Март.

69,0.

Апрель.

84,6.

Май.

89,4.

Июнь.

91,8.

Июль.

97,4.

Август.

106,1.

Сентябрь.

114,7.

Октябрь.

127,1.

Ноябрь.

151,2.

Декабрь.

160,3.

Среднее значение.

22 387,4.

100,0.

На основе рассчитанных показателей построим сезонную волну:

Рисунок 10 — Сезонная волна среднего объема объявлений в газете «Гипермаркет» за 2008 год.

Произведем те же расчеты по данным газеты «Из рук в руки» и полученные результаты представим в таблице 14.

Таблица 14 — Индексы сезонности по данным газеты «Из рук в руки».

Месяц.

Количество размещенных объявлений в «Из рук в руки», шт.

is.

Январь.

108,2.

Февраль.

124,9.

Март.

92,0.

Апрель.

96,3.

Май.

97,4.

Июнь.

92,7.

Июль.

85,6.

Август.

91,7.

Сентябрь.

87,0.

Октябрь.

95,3.

Ноябрь.

111,4.

Декабрь.

117,6.

Среднее значение.

31 042,9.

100,0.

На основе полученных результатов построим сезонную волну:

Рисунок 11 — Сезонная волна среднего объема объявлений в газете «Из рук в руки» за 2008 год.

Анализируя индексы сезонности, полученные по данным газеты «Гипермаркет товаров и услуг» за 2008 год, можно заметить, что наибольший объем объявлений издательство имеет в ноябре и декабре месяцах. Количество объявлений в эти месяцы соответственно равны 33 847 и 35 884 шт. и превышают среднемесячный объем объявлений издательства за 2008 год, который равен 22 387,4 шт. на 50−60%. Самый маленький объем размещенных объявлений газета имеет в январе и феврале месяцах. Можно сказать, что количество объявлений в эти месяцы ниже среднемесячной величины почти на 50% и соответственно равны 10 708 и 13 589 шт. Так же можно сказать, что объемы напечатанных объявлений за июнь, июль и август, которые соответственно равны 20 554, 21 795, 23 745 шт. максимально приближены к среднемесячному объему объявлений за 2008 год, величина которого, как уже говорилось, составляет 22 387,4 шт.

Рассчитав индексы сезонности по данным газеты «Из рук в руки», можно отметить, что наибольший объем объявлений издательство имеет в феврале и декабре месяцах. Количество объявлений в эти месяцы соответственно равны 38 782 и 36 501 шт. и превышают среднемесячный объем объявлений издательства за 2008 год, который равен 31 042,9 шт. на 17−25%. Самый маленький объем размещенных объявлений газета имеет в августе и сентябре месяцах. Можно сказать, что количество объявлений в эти месяцы ниже среднемесячной величины почти на 10% и соответственно равны 28 469 и 27 006 шт. Так же можно сказать, что объемы напечатанных объявлений за январь, апрель и май, которые соответственно равны 33 594, 29 886, 30 225 шт. максимально приближены к среднемесячному объему объявлений за 2008 год, величина которого, как уже говорилось, составляет 31 042,9 шт.

Выводы экономический статистический анализ В данной работе был рассмотрен экономико-статистический анализ рынка печатных СМИ Великого Новгорода.

Анализ рынка печатных СМИ включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры объема размещаемых объявлений, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины объема новых объявлений.

Для характеристики структуры объема печатной информации в данной работе применяются структурные средние. Для анализа тенденций изменения количества поступления новых объявлений была использована система абсолютных и относительных показателей динамических рядов. Конкретно была разобрана сложившаяся ситуация на новгородском рынке недвижимости за 2008 год, произведен анализ спроса и предложения на основе подсчета относительных величин.

В статистическом анализе также был использован метод группировки. Из всех специфических приемов статистики группировки являются главным приемом, они служат важнейшим средством обобщения статистических данных.

Изучение сезонных колебаний при анализе динамики изменения объема размещенных объявлений отобразило специфику развития изучаемого явления по месяцам годового цикла.

В ходе данной работы я узнала для себя много полезной информации. Закрепила полученные знания по дисциплине «Статистика».

1 Гупалову В. К. Управление рабочим временем. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 240с.

2 Планирование и анализ использования рабочего времени и персонала: Практикум по курсу «Организация труда персонала"/Сост. И. И. Костусенко; НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006. — 60.

3 Рациональное использование рабочего времени: Метод. рекомендации/Сост.: Л. Ю, Куракина, Е. П. Шилинскене, М. А. Сергушенкова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006. — 25с.

4 Теория статистики: Учебник/Р.А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова, Е. Б. Шувалова; Под ред. Р. А. Шмойловой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. 656с.

5 Экономика предприятия: Метод. указания для проведения практ. занятий по темам: «Персонал предприятия» и «Оплата труда на предприятии/Сост.: И. А. Шилинскайте, Л. Ю. Куракина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2005. — 32 с.

6 Практикум по теории статистики: Учеб. пособие/Р.А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; Под ред.Р. А. Шмойловой. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 2006.

7 Курова Т. П., Сапожникова С. Н. Экономика, организация и планирование заготовок: Учебник для кооперативных техникумов, — М.: Экономика, 1978.

8 Общая теория статистики: Учебник под ред. И. П. Суслова. — М.: Статистика, 1970.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой