Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рынок государственных ценных бумаг

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2010 году состоялось 34 аукциона по продаже ОБР. На протяжении первых трех кварталов объем ОБР в обращении увеличивался и возрос с 0,29 трлн. руб. (по номинальной стоимости) на начало года до 1,0 трлн. руб. в середине сентября. На конец года объем ОБР в обращении составил 0,59 трлн. руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов в течение всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3… Читать ещё >

Рынок государственных ценных бумаг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Рынок государственных ценных бумаг

рынок ценный государственный правовой В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга — агрегированной характеристикой этого дефицита. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины — на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.

В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Как раз одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги. Рынок государственных ценных бумаг — это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой — одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

Рынок государственных ценных бумаг — важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.

В данной работе будут рассмотрены понятие и виды государственных ценных бумаг, рынок государственных ценных бумаг, аспекты правового регулирования, а также проведен анализ нынешней ситуации на рынке.

1. Теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг

Понятие государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.

Цель выпуска государственных ценных бумаг:

· покрытие дефицита государственного бюджета;

· покрытие кассовых разрывов в бюджете;

· привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;

· привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

1. Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги, как правило, среднеи долгосрочные.

2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги. К таким видам ценных бумаг относятся векселя управления наличностью, выпускаемые в США сроком на 50 дней, и финансовые векселя, обращающиеся в Японии со сроком 60 дней.

3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта. В Японии практикуются выпуски строительных облигаций для реализации проектов по крупномасштабному строительству.

4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга. Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994;1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства, предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

· регулирование денежной массы;

· регулирование инфляции;

· влияние на валютный курс;

· формирование уровня доходности по ценным бумагам;

· обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;

· решение других социально-экономических задач.

Инструменты рынка государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг на ММВБ, а именно рынок ГКО-ОФЗ, организован Министерством финансов России и Банком России в целях реализации бюджетной и денежно-кредитной политики в 1993 году.

В настоящее время рынок государственных ценных бумаг (далее — рынок ГЦБ) является одним из наиболее значительных сегментов финансового рынка России, выполняя следующие функции:

· позволяет правительству эффективно управлять государственными финансами;

· предоставляет Банку России инструментарий для осуществления эффективной денежно-кредитной политики, регулирования уровня ликвидности и поддержания стабильности процентных ставок;

· дает ориентир уровней безрисковых процентных ставок в стране;

· предоставляет всем заинтересованным экономическим субъектам высоконадежные финансовые инструменты.

Рынок ГЦБ является одним из наиболее передовых сегментов российского финансового рынка, базирующимся на уникальной всероссийской межрегиональной инфраструктуре. К его основным характеристикам относятся:

· высокая надежность функционирования;

· всероссийский охват;

· комплексные услуги на базе передовых информационных технологий;

· соответствие используемых технологий современным международным стандартам.

Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:

1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) Доходом по ГКО выступает дисконт, т. е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.

2. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

3. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

4. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

5. Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002 г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) организован Министерством финансов РФ в 2006 году.

Рынок ГСО является принципиально новым сегментом внутреннего рынка государственного долга в России, аналогичным существующему в ряде развитых стран сегменту нерыночных государственных ценных бумаг, ориентированных на институциональных инвесторов.

ГСО представляют собой облигации с фиксированной процентной ставкой, не обращающиеся на вторичном рынке.

Владельцами ГСО могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации:

· страховые организации;

· негосударственные пенсионные фонды;

· акционерные инвестиционные фонды;

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

· управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений.

Казначейские обязательства — разновидность государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение в России для ликвидации имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

Казначейский вексель — краткосрочный вексель, выпускаемый государством для покрытия своих расходов.

Казначейский вексель — краткосрочная правительственная ценная бумага, срок действия которой обычно составляет 3−6 месяцев.

Казначейские векселя используются в качестве средства платежа.

Нормативно-правовая база рынка государственных ценных бумаг

Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Разумеется, все это становится невозможным без тщательно проработанной и постоянно совершенствующейся правовой базы.

Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг в России являются:

· Конституция РФ, ст. 8, 34, 35, 71, 74

· Гражданский кодекс РФ, Глава 7

· ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ

· ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ

· ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136;

· ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ

· Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 года № 27

· Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о депозитарной деятельности» от 16 октября 1997 года № 36

· Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 10 октября 2006 года № 17

· Приказ ФСФР РФ «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25 января 2007 года № 07/4

Каждый из представленных документов представляет собой определенные меры и правила ведения деятельности с государственными ценными бумагами. К сожалению, при рассмотрении данного вопроса нельзя не упомянуть о несовершенстве данного раздела, о чем более подробно будет говориться в следующей главе.

2. Анализ ситуации на рынке государственных ценных бумаг РФ

До начала кризиса 2008 года внутренние заимствования составляли небольшую величину, порядка 170−250 млрд руб. в год, в связи с этим выпуск облигаций федерального займа производился для поддержания функционирования рынка, создания безрисковой кривой доходности и других нефинансовых соображений. Полной противоположностью явилась ситуация 2009 года, когда внутренний рынок стал одним из источников восполнения дефицита бюджета.

График 1. Капитализация долгового рынка РФ, млрд. руб.

За последние 10 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны: по объему обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля — 37% - всего долгового рынка России (Графики 1 и 2). При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн. руб., то есть более чем в 2 раза (График 3).

График 2. Структура Российского облигационного рынка

График 3. Объем рынка ОФЗ в 2009;2011 гг., млрд. руб.

Операции на рынке ОФЗ

В рассматриваемый период активность участников рынка государственных ценных бумаг существенно возросла. Минфин России провел шесть аукционов по размещению выпусков ОФЗ-ПД срочностью от 3 до 7 лет. Спрос участников аукционов на отдельные выпуски гособлигаций варьировался от 55 до 342% от объема предложения. Суммарный объем размещения ОФЗ на аукционах составил 101,3 млрд руб. по номиналу (в феврале — 163,3 млрд руб.).

Таблица 1. Параметры и результаты аукционов по размещению ОФЗ В марте соответствии с платежным графиком Минфин России выплатил 10,7 млрд руб. в виде купонного дохода по 6 выпускам ОФЗ. По итогам месяца рыночный портфель гособлигаций возрос на 4,6% - до 2299,5 млрд руб. по номиналу. Дюрация рыночного портфеля ОФЗ уменьшилась на 19 дней и на конец марта составила 3,5 года.

На вторичном рынке стоимостные объемы спроса и предложения облигаций (в основном режиме торгов) существенно увеличились, объем спроса значительно превысил объем предложения ОФЗ. Объем сделок, заключенных в основном режиме (без технических сделок), увеличился на 41% - до 73,2 млрд руб., во внесистемном режиме торгов — на 22% до 150,7 млрд руб. по фактической стоимости.

Объем операций на рынке ОФЗ* млрд. руб.

Средний за март эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ (ИРП), рассчитываемый Банком России, снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 1 базисный пункт — до 7,48% годовых. Размах колебаний ИРП в анализируемый период увеличился до 22 базисных пунктов (в феврале — 17 базисных пунктов).

Что же касается структуры облигационного долга, то здесь начиная с 2009 года ситуация постепенно менялась, полностью исчезли ОФЗ с фиксированным купонным доходам, доля ОФЗ с амортизацией долга и переменным купонным доходом тоже постепенно стермится к нулю. Обратную зависимость продемонстрировали ОФЗ с постоянным купонным доходом и с амортизацией долга, причем если первые в 2009 году находились на уровне 28 — 47%, а вторые 51 — 66%, то сейчас все ровно наоборот, 65 — 73% против 26 — 34%.

Сложившаяся структура рынка ОФЗ уже обеспечила его участникам возможность торговли фьючерсами на гособлигации: с февраля 2011 года на РТС, а с марта 2011 года на ММВБ запущена торговля фьючерсными контрактами на корзину ОФЗ, позволяющими инвесторам хеджировать процентные риски, связанные с вложениями в госбумаги. Пока объем торгов фьючерсами на ОФЗ составляет незначительную величину (менее 1%) от объема их вторичной торговли, однако объем открытых позиций постоянно увеличивается. В июне 2011 г. их сумма превысила 1,7 млрд руб.

Таблица 2.

Анализ показателей доходности ОФЗ

Ниже представлены графики КБД и итоговые значения в виде таблиц. Были рассмотрены 3 периода:

· Декабрь 2006 (начало финансового кризиса в США)

· Декабрь 2008 (начало мирового финансового кризиса)

· Декабрь 2011

Данные, представленные ниже, получены с сайта ММВБ (www.micex.ru), радел — Индикаторы рынка госбумаг.

Условные обозначения,

Декабрь 2006

2006 год, по сравнению с предыдущими годами его можно назвать относительно оптимистическим, прирост ВВП составил 6,2% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Отмечается заметный рост промышленного производства, реальных располагаемых денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал и других показателей.

Кривая бескупонной доходности ОФЗ была возрастающей, так как наблюдается общий рост доходности прямо пропорционально количеству лет до погашения. Минимальное значение зафиксировано на уровне 5,06% при сроке 3 месяца, максимальное 6,76% - 25 лет.

Декабрь 2008

До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России. В 2008 году темп роста ВВП составил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% - во II, 6,2% - в III, до 1,1% - в IV квартале. Наиболее значительное снижение темпов роста произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.

По сравнению, с предыдущим анализируемым периодом, доходность увеличилась почти вдвое, причем в данном случае тенденция почти прямо противоположна, показатели годовой доходности показывают наименьшую процентную ставку именно для облигаций со сроком длительным сроком погашения. Минимальное значение на уровне 8,98% отмечается при сроке в 5 лет, максимальное же 11,58% при сроке в 1 год, значительные колебания изменений.

Декабрь 2011

На фоне экономических катаклизмов в мире, экономика России 2011 года выглядит благоприятной. Рост экономики России по итогам III квартала оказался самым быстрым среди стран «Большой восьмерки», следует из оперативной сводки Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат). Рост российского ВВП в июле-сентябре на внушительные 4,8%. По промпроизводству Россия демонстрирует рост на 5,2%.

Динамика бескупонной доходности ОФЗ на различные сроки (% годовых) Ситуация на данный момент представляет собой нечто среднее, с одной стороны минимальный показатель всё-таки выше, чем в 2006 году (5,79% - 3 месяца), с другой максимальный ещё не достиг уровня 2008 года (9,17% - 25 лет), зато вернулась тенденция роста ставки доходности с роста срока погашения. Кривая доходности возрастающая, хотя и сдвинулась вниз на всем протяжении по сравнению с 2008 годом, общие колебания незначительны.

Операции с ГСО

21 июля Минфин РФ провел обмен ГСО 35 001 объемом 415 млн руб. на ОФЗ 25 059 15 июля. 21 июля Минфином был проведен аукцион по обмену государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) 35 001 объемом 415,130 млн. рублей на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом в объеме до 415 130 000,00 рублей. Объем обмена равен объему фактически размещенных на рынке ГСО 35 001. Выкуп ГСО будет осуществляться по цене 101,0071% от номинала. Номинал облигаций дополнительного выпуска ОФЗ-ПФ 25 059 составляет 1 тыс. рублей. Купонная ставка установлена в размере 6,10% годовых. Предстоящие даты выплаты купонного дохода: 21 июля 2010 года, 20 октября 2010 года, 19 января 2011 года. Дата погашения облигаций — 19 января 2011 года. В июле 2009 года.

Министерство финансов РФ 21 июня 2011 г. разместило государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) выпуска 35 010 на 80 млрд руб. по номиналу. Об этом говорится в материалах министерства. Номинальная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб. По выпуску предусмотрено 8 полугодовых купонных периодов. Ставка каждого купона установлена на уровне 7% годовых (по первому купону — в размере 35,48 руб. на облигацию, со 2-го по 8-й купоны — 34,9 руб.). Дата погашения займа — 19 июня 2015 г. Размещение облигаций было осуществлено Сбербанком России по поручению Минфина по закрытой подписке. Цена размещения составила 99,8072% от номинальной стоимости, доходность — 7,18% годовых.

Ситуация на рынке ОБР В настоящее время Банк России осуществляет выпуск облигаций со сроком до погашения 3 месяца с периодичностью размещения новых выпусков один раз в два месяца. Последнее решение об изменении условий проведения операций с облигациями Банка России было принято в ноябре 2010 года, в соответствие с которым был осуществлён переход от выпуска шестимесячных ОБР к выпуску трехмесячных ОБР. Сокращение сроков выпускаемых ОБР направлено на повышение эффективности денежно-кредитной политики за счёт усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка.

Наличие вторичного рынка облигаций Банка России подразумевает возможность обращения эмитированных облигаций между участниками российского финансового рынка. Банк России обладает правом проведения операций по покупке и продаже ОБР на вторичном рынке. Операции на вторичном рынке ОБР могут осуществлять только кредитные организации.

До 15 декабря 2010 года Банк России выполнял функцию маркет-мейкера на вторичном рынке ОБР, осуществляя регулярное выставление котировок покупки / продажи ОБР на вторичном рынке. Решение о приостановлении данной функции было принято в связи с повышением ликвидности вторичного рынка ОБР.

Средства кредитных организаций на депозитных счетах увеличились с 522,6 млрд руб. на 1.03.2011 до 786,7 млрд руб. на 1.04.2011, а их вложения в ОБР, напротив, уменьшились с 599,7 до 403,4 млрд руб. по рыночной стоимости на те же даты. С 28.02.2011 фиксированные ставки по депозитным операциям на всех стандартных условиях составляют 3,0% годовых. В марте ставка отсечения на первом состоявшемся аукционе по привлечению депозитов на срок 1 месяц была установлена на уровне 3,20% годовых, а на последующих четырех аукционах — 3,25% годовых. Из двух проведенных аукционов по размещению ОБР серии № 4−17−21BR1−0 Банк России признал состоявшимся только один (10 марта), на котором были проданы облигации на сумму 19,9 млрд руб. при установленной доходности по цене отсечения 3,27% годовых. Вместе с тем в марте Банк России приступил к реализации своих облигаций новой серии № 4−18−21BR1−1. На первом аукционе по их размещению 14 марта объем операций составил 350,4 млрд руб. при доходности по цене отсечения 3,6% годовых, а на двух последующих аукционах (24 и 31 марта) — 39,8 млрд руб. при 3,5% годовых.

Таблица 3. Аукционы по размещению ОБР Средние дневные обязательства Банка России перед кредитными организациями по депозитам за март 2011 г. составили 739,7 млрд руб., по ОБР — 484,2 млрд. рублей. В рассматриваемый период в структуре обязательств по депозитам преобладали средства, размещенные на срок 1 день. В первой половине марта обязательства по ОБР на 97% были представлены серией № 4−15−21BR1−0, а во второй половине месяца, после ее погашения, — на 91% новой серией № 4−18−21BR1−1.

Структура ЦБ, переданных кредитным организациям в обеспечение кредитов Банка России В марте в структуре обеспечения по кредитам, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России № 236-П (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кредиты), государственные федеральные облигации занимали 53,2%, корпоративные облигации — 35,3%.

Средства кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России на 1.04.2011 составили 244,1 млрд руб., увеличившись за месяц на 48,9 млрд руб., что главным образом было обусловлено февральским повышением нормативов (до 3,5% по их обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами и до 3,0% по остальным обязательствам). При сохранении коэффициента для расчета усредняемых обязательных резервов на уровне 0,6 их объем, поддерживаемый кредитными организациями на корсчетах в Банке России, в период с 10.03.2011 по 10.04.2011 возрос до 304,0 млрд руб. (в период с 10.02.2011 по 10.03.2011 он составлял 250,6 млрд руб.).

В 2010 году состоялось 34 аукциона по продаже ОБР. На протяжении первых трех кварталов объем ОБР в обращении увеличивался и возрос с 0,29 трлн. руб. (по номинальной стоимости) на начало года до 1,0 трлн. руб. в середине сентября. На конец года объем ОБР в обращении составил 0,59 трлн. руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов в течение всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3% в декабре) на фоне снижения Банком России ставок по своим операциям. Среднедневной оборот на вторичном рынке был максимальным в летние месяцы — 713 млн руб. в день по сравнению с 458 млн руб. в среднем за весь год. В целом в 2010 году среднедневной оборот ОБР на вторичном рынке значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о развитии ОБР как самостоятельного финансового инструмента.

3. Направления развития рынка и будущие преобразования

Недавно Министерством финансов Российской Федерации были разработаны основные направления развития долговой политики РФ на 2012;2014 гг., в качестве приоритета, отдельным пунктом значится «дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг», что подразумевает решение следующих задач:

· поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка

· обеспечения присутствия широкого круга инвесторов

· стимулирования инвестиционного спроса

· совершенствование рыночной инфраструктуры

· повышение ликвидности обращающихся выпусков государственных ценных бумаг В период 2010;2011 гг. Минфин России предпринял ряд мер в данном направлении. Были обеспечены:

1) регулярная публикация квартальных графиков размещения ОФЗ, а также ориентиров по доходности размещаемых выпусков государственных ценных бумаг накануне каждого аукциона;

2) периодические консультации с основными участниками рынка с целью выявления проблем, тормозящих его развитие, учета предпочтений участников относительно параметров предлагаемых выпусков ОФЗ;

3) отмена требования о предварительном депонировании денежных средств в день аукциона;

4) переход к размещению «эталонных выпусков» ОФЗ, т. е. выпусков со стандартными сроками до погашения и крупными объемами в обращении;

5) принятие поправок в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на упрощение порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (закрепление за российскими депозитариями исключительного права на осуществление указанных выплат депонентам — владельцам ценных бумаг и выполнение депозитариями функций налогового агента).

В результате проведенных мероприятий, на рынке ОФЗ произошли следующие позитивные изменения:

— увеличилась ликвидность обращающихся выпусков (среднедневной оборот вторичных торгов ОФЗ вырос до 3 млрд руб., то есть более чем в 4 раза по сравнению с 2009 г. (0,7 млрд руб.);

— средний объем выпуска в обращении вырос с 45 до 83 млрд руб.;

— в 4 раза увеличился средний объем размещения на аукционах — до 20 млрд руб.;

— возросло число участников аукционов по размещению ОФЗ.

В планируемый период предлагаемые инвесторам ОФЗ будут диверсифицированы по срокам до погашения. При этом приоритетным направлением эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг.

Планируется выпускать ОФЗ с постоянной ставкой купонного дохода. Будет продолжен курс на обеспечение концентрации эмиссии в «эталонных выпусках» с большими объемами в обращении и погашением в «стандартных» точках кривой доходности облигаций, то есть 3, 5, 10, 15, 30 лет. Погашаемые в эти сроки выпуски облигаций наиболее востребованы инвесторами, так как позволяют им, в частности, хеджировать процентные и валютные риски. Поддержание высокой ликвидности «эталонных выпусков» ОФЗ планируется осуществлять путем регулярного обмена облигаций с приближающимися сроками погашения на новые «эталонные выпуски».

Планируется продолжить практику публикации квартальных графиков аукционов по размещению ОФЗ. В целях выявления инвестиционных предпочтений, специфики спроса и ожиданий относительно объемов выпусков и динамики процентных ставок будет осуществляться регулярное взаимодействие с ключевыми участниками рынка ОФЗ. Следует продолжить практику размещения государственных сберегательных облигаций (ГСО) для удовлетворения спроса со стороны институциональных инвесторов, прежде всего, осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.

Будущие преобразования Основные цели, выделенные Министерством финансов для достижения в ближайшее время:

1. Создание предпосылок (возможности) для расчетов по сделкам с ОФЗ с использованием международных депозитарно-клиринговых систем

2. Допуск ОФЗ к обращению на фондовой бирже

3. Обеспечение возможности внебиржевого обращения ОФЗ

4.

Введение

института централизованного учета прав собственности на

5. ценные бумаги в общенациональном масштабе

6. Унификация налоговых ставок по ОФЗ и корпоративным облигациям Рассмотрим в отдельности каждый из пунктов.

Первое, что нужно сделать — это упростить доступ иностранных инвесторов на рынок ОФЗ, для этого нужно внести изменения в закон «О рынке ценных бумаг», правда, данный шаг сопряжен с некоторым опасениями в части оттока определенного количества операций с ОФЗ за рубеж. С другой стороны, такое упрощение принесет некую конкуренцию между российскими и иностранными депозитариями, что должно наилучшим образом сказаться на качестве услуг.

На данный момент для государственных ценных бумаг на ММВБ предусмотрена отдельная секция, корпоративные же ценные бумаги торгуются на фондовой бирже ММВБ, что означает наличие двух отдельных счетов для участников рынка, желающих заключать сделки с обоими видами бумаг, это ограничивает их возможности по работе с различными видами финансовых активов. Кроме того, для участия во вторичных торгах в секции ГЦБ, в отличие от фондовой биржи, необходимо предварительно задепонировать деньги и ценные бумаги на торговом счете. Данное требование не позволяет участникам рынка гибко управлять своими позициями. С 1 января 2012 г., в соответствии с принятыми поправками в закон «О рынке ценных бумаг», указанное ограничение будет снято, и ОФЗ смогут обращаться как на фондовой бирже ММВБ, так и на других фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами. Первичное размещение ОФЗ будет проводиться в секции ГЦБ до момента заключения договора между Минфином России и ММВБ о проведении аукционов ОФЗ на фондовой бирже.

В соответствии с положением Банка России от 25 марта 2003 г. № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» ОФЗ могут обращаться только на бирже, то есть на ММВБ. При этом в мировой практике внебиржевая торговля государственными ценными бумагами широко распространена. Например, вторичный рынок еврооблигаций существует и развивается исключительно как внебиржевой. Отсутствие возможности внебиржевого обращения ОФЗ ведет к удорожанию операций с ними, в частности, за счет комиссии биржи, сужает доступ на рынок ОФЗ российских участников, препятствует массовому приходу на рынок иностранных инвесторов.

Создание центрального депозитария направлено на повышение эффективности и конкурентоспособности учетно-расчетной инфраструктуры российского фондового рынка, повышение защиты прав собственности, а, следовательно, на стимулирование роста иностранных инвестиций и в ОФЗ, и в корпоративные ценные бумаги. Реализация данной задачи предусмотрена поручением Президента Российской Федерации от 27 июня 2011 г. №П -1822 по итогам Петербургского международного экономического форума.

Налогообложение денежных выплат по купонам ОФЗ осуществляется по ставке 15%, а курсовая разница — по ставке 20%. Все виды доходов по корпоративным облигациям облагаются налогом по ставке 20%. В результате такой практики затрудняется сравнение доходности по корпоративным и государственным облигациям, а также усложняется бухгалтерский учет инвестиций в ценные бумаги, поскольку инвесторы не могут осуществлять взаимозачет финансового результата по операциям с государственными и корпоративными ценными бумагами без проведения дополнительных расчетов. Потенциальные инвесторы могут рассматривать сложившуюся ситуацию как дополнительное препятствие для вложения средств в ОФЗ. Целесообразно унифицировать режим налогообложения государственных и корпоративных облигаций. Это позволит упростить для инвесторов систему расчетов, включать все доходы в единую базу по прибыли, а также устранить различия в ценообразовании всех инструментов на внутреннем долговом рынке и сделать сопоставимой доходность обращающихся на нем инструментов.

Как представляется, последовательное проведение вышеуказанных мероприятий по развитию рынка ОФЗ позволит улучшить условия государственных заимствований и увеличить спрос на государственные ценные бумаги. Успешная реализация предлагаемых мер будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России в целом, повышению резервного статуса рубля, станет важной составной частью работы по формированию в нашей стране мирового финансового центра.

Заключение

рынок ценный государственный правовой Итак, общее положение на рынке государственных ценных бумаг следующее:

1. Устойчивый рост рынка государственных ценных бумаг.

Сравнение происходит с 2008 годом, так как именно тогда были зафиксированы самые высокие показатели по большинству видов государственных ценных бумаг и операций, производимых с ними. Благодаря такому росту, рынок ГЦБ превратился в ключевой сегмент финансового сектора страны, так как объем рынка увеличился почти в два раза, показатели доходности в свою очередь почти вернулись на прежний уровень.

2. Увеличение деловой активности участников рынка.

Было проведено множество аукционов, итогом которых явилось увеличение спроса на отдельные выпуски гособлигаций, увеличение рыночного портфеля гособлигаций. На вторичном рынке также произошло существенное увеличение объемов спроса и предложения, причем первый спрос значительно превысил предложение ОФЗ.

3. Изменение структуры рынка государственных ценных бумаг.

Главным инструментом на рынке являлись и являются облигации федерального займа, но и здесь произошли свои изменения. Постепенно исчезли ОФЗ с фиксированным купонным доходом, также ОФЗ с амортизацией долга и переменным купонным доходом. Главная составная часть это ОФЗ с постоянным купонным доходам, в два раза превышающая ОФЗ с амортизацией долга.

4. Переход к краткосрочным ценным бумагам.

Данный переход был зафиксирован не только на рынке ОФЗ, но и на рынке ОБР, на котором было проведено сокращение сроков выпускаемых ОБР, оно направлено на повышение эффективности денежно-кредитной политики за счёт усиления воздействия на краткосрочные ставки денежного рынка.

5. Низкая инвестиционная привлекательность.

Несмотря на все попытки Министерства Финансов увеличить значимость наших государственных ценных бумаг для иностранных инвесторов, результаты пока оставляют желать лучшего, доля нерезидентов среди участников составляет 3%. Причина кроется в несовершенстве нормативно-правовой базы, которая недостаточно упрощена, чтобы быть привлекательной для иностранцев (использование посредников, открытие специальных счетов, отсутствие института центрального депозитария, запрет внебиржевой торговли).

На сегодняшний день можно отметить довольно бурное развитие рассматриваемого рынка, у которого имеются свои положительные моменты и отрицательные. Но, несмотря на все существующие недостатки, роль рынка государственных ценных бумаг возрастает, Министерство Финансов разработало план на 2012;2014 гг., в котором подробно расписаны меры направленные на развитие данного сектора экономики. При удачном его воплощении в ближайшем будущем он должен приблизиться к уровню аналогичных рынков развитых стран, разумеется, при отсутствии неблагоприятного воздействия внешних факторов, таких как вторая волна кризиса.

Список источников и литературы

1. Аскинадзи В. М. «Рынок ценных бумаг», Москва 2010 г.

2. Миркин Я. А. «Российский рынок ценных бумаг: влияние фундаментальных факторов, приоритеты и механизм развития», Москва 2003 г.

3. Новашина Т. С., Криворучко С. В. «Операции банков с ценными бумагами», Москва 2005 г.

4. Центральный Банк Российской федерации «Бюллетень банковской статистики № 11 (222), Москва 2011 г.

5. Центральный Банк Российской федерации «Вестник Банка России № 62−63 (1305−1306)» Москва 2011 г.

6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ» (О РЦБ) от 22.04.1996 № 39-ФЗ

7. www.cbr.ru

8. http://exchange-market.ru/? p=545 «ММВБ»

9. www1.minfin.ru/ru

10. http://www.micex.ru/

11. http://www.rcb.ru/rcb/2006;03/7463/

«Кривая бескупонной доходности на рынке ГКО-ОФЗ»

12. http://www.rcb.ru/rcb/2011;11/102 035/

«Рынок облигаций восстановится в 2012 году»

13. http://www.russian.forekc.ru/ «Операции с ОФЗ»

14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_ценные_бумаги

15. http://zennye-bumagi.ru/articles/rynok-gosudarstvennyh-tsennyh-bumag-v-rossii-9267.html «Рынок государственных ценных бумаг в России»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой