Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сотрудничество России и Китая в освоении арктических территорий

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Это одна из причин, по которой Россия занимает достаточно жесткую позицию относительно сохранения Арктического региона под контролем исключительно арктических государств. Ее позиция была изложена в 2008 году в Илулиссатской декларации (от англ. Ilulissat declaration), в которой вновь была подтверждена доминирующая роль пяти прибрежных государств в территориальных вопросах и разработке природных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роль Арктики в мировой политике и экономике и интересы России
    • 1. 1. Причины интереса к Арктическому региону
    • 1. 2. Интересы России в Арктике
  • Глава 2. Россия и Китай в Арктическом регионе
    • 2. 1. Интересы Китая в Арктике
    • 2. 2. Перспективы развития сотрудничество России и Китая в освоении арктических территорий
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение 4

Сотрудничество России и Китая в освоении арктических территорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Так как Китай не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, он не может претендовать на богатые запасы природных ресурсов в Арктике, однако страна все равно старается найти некую правовую основу для своей будущей деятельности, в частности, КНР хочет стать членом Арктического совета, сейчас он является пока только наблюдателем.

Важно отметить, что в Китае есть мнения, что «нации, границы которых выходят к Северному полюсу, должны понять, что вопросы Арктики более не являются региональными, они перешли на уровень всемирных». Таким образом, видно, что китайцы будут наращивать свое присутствие в регионе. При этом некоторые представители китайских военных не исключает возможность использования силового фактора: «Вполне вероятно, что в дальнейшем это может привести к столкновению интересов с историческими хозяевами региона, в первую очередь, с Россией. Причем одним из вариантов развития событий в Арктике является сценарий глобальной «топливной войны».

Так как интерес Китая в Арктике вызывает отклик у региональных держав, то необходимо рассмотреть их позиции.

Говоря о реакции международного сообщества на усиление интереса Китая к Арктике, следует рассмотреть мнения региональных государств. В первую очередь необходимо остановиться на позиции Норвегии, отношения с которой в конце 2010 года испортились у Китая.

Как уже отмечалось, Китай долгое время хотел стать постоянным наблюдателем Арктического совета. В 2011 году должно было состояться голосование о присвоении КНР этого статуса. При этом большой поддержкой китайцы пользовались у Норвегии. Однако после присуждения Нобелевской премии мира диссиденту Лю Сяобао Китай прервал политический диалог с Норвегией. В ответ Норвегия грозила не пустить КНР в Арктический совет, если «Пекин не прекратит дипломатические нападки».

Позиция норвежского правительства заключалась в том, что Нобелевский комитет — это независимая структура. «Тем не менее Китай решил наказать страну, на территории которой он находится».

«Норвегия пыталась использовать методы тихой дипломатии для того, чтобы снизить возникшую напряженность, однако большого успеха это не принесло. Самая крупная по тиражу норвежская газета Aftenposten утверждала, что правительство страны готовится перейти к более решительным действиям».

Официально Норвегия и Китай не комментировали данный вопрос. Представитель Министерства иностранных дел Норвегии Карстен Клепсвик, занимающийся вопросами Арктики, заявил: «Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть появившиеся сообщения, но я могу сказать, что контакты между Норвегией и Китаем находятся на низком уровне». Относительно Арктического совета он отметил, что «пока мы еще не проводили межведомственные консультации по поводу заявок, но мы должны будем их провести в ближайшее время».

Однако в 2013 году Китай все-таки смог получить статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете.

Говоря об остальных государствах региона, то их позиции являются более спокойными. При этом Россия и Канада являются противниками развития экспансии в Арктике, так как для них усиление КНР является угрозой. При этом надо отметить, что позиция России на современном этапе несколько видоизменяется, однако этот вопрос будет рассмотрен подробнее в следующей главе.

Дания, например, во многом оказывает поддержку Китаю. Так, Посол Дании в Пекине Фриис Арне Петерсон в октябре 2011 года заявил, что «Китай имеет естественные и законные экономические, а также научные интересы в Арктике».

Дания надеется получить выгоду от сокращения ледяного покрова Гренландии, что позволит добывать там редкоземельные металлы, уран, железную руду, свинец, нефть и драгоценные камни. Китай, по всей вероятности, станет главным покупателем этих ресурсов.

Таким образом, можно констатировать, что позиции региональных государств различны, но большинство стран все же выступают против усиления Китая в Арктике, так как это воспринимается с угрозой национальным интересам.

2.2 Перспективы развития сотрудничество России и Китая в освоении арктических территорий

Перспективы развития российско-китайского сотрудничества в освоении Арктического региона во многом связаны с энергетическим взаимодействием двух стран. Так, Китай является сегодня стратегически важным партнером для РФ с точки зрения экспорта нефти и природного газа, что связано как с потребностями КНР в энергетическом сырье, так и необходимостью для России диверсификации своих партнеров из-за кризиса отношений с Европейским Союзом.

1 сентября 2014 года Президент РФ В. В. Путин и вице-премьер Госсовета Китая Чжан Гаоли дали старт строительству одного из крупнейших совместных газовых проектов в мире — трубопровода «Сила Сибири». По этому трубопроводу природный газ из расположенной в Сибири Республики Якутии (Чаяндинское месторождение) и Иркутской области (Ковыктинское месторождение) будет транспортироваться на российский Дальний Восток, а также в Китай. Кроме того, Путин объявил о возможности для китайских компаний принять участие в разработке крупнейших месторождений Ванкорского блока, откуда добываемая нефть поставляется в Китай на основе соглашения, достигнутого в 2013 году между компанией «Роснефть» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (КННК). Ранее в этом году частный российский производитель «Новатэк» подписал соглашение с КННК о ежегодных поставках в течение следующих 20 лет трех миллионов тонн сжиженного природного газа (СПГ), который будет производиться на их совместном предприятии «Ямал СПГ». «Роснефть» также ведет переговоры с КННК о проведении совместной разведки в Баренцевом и в Печорском морях.

В последние годы российское правительство не проявляло особого желания в том, что касается предоставления китайским компаниям возможности приобретения активов российских месторождений нефти и природного газа. Однако в условиях меняющейся геополитической ситуации, связанной с весьма напряженными отношениями с Европой из-за ситуации на Украине, а также с учетом превращения Китая во вторую по размеру мировую экономику российское государство начало смещать фокус своего внимания в сторону Азии. Поэтому совместные китайско-российские энергетические проекты, особенно в российской части Арктики, превращаются в арену укрепления двустороннего сотрудничества. России это сотрудничество может помочь улучшить ситуацию в двух ключевых вопросах: в повышении энергетической безопасности и в укреплении экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Китаю это позволит обеспечить диверсификацию своего импорта нефти и природного газа, а также поможет покрыть растущую потребность в энергоносителях.

Подобные инициативы также поддерживаются такими российскими энергетическими компаниями как «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк», руководство которых рассматривает сотрудничество с Китаем как способ диверсификации своего экспорта. Вместе с тем, существует большое количество факторов, которые будут оказывать влияние на позицию России по вопросу об участии Китая в освоении месторождений российского крайнего Севера.

Для России Арктический регион всегда являлся частью жизненно важных экономических интересов государства, а также интересов, затрагивающих национальную безопасность. В советский период российская часть Арктики была закрыта для иностранцев. Только в начале 1990;х годов, вместе с окончанием холодной войны, ситуация изменилась. В конечном итоге Северный морской путь был открыт для прохода иностранных судов, а международные энергетические компании были приглашены к участию в разработке энергетических проектов на российском Крайнем Севере.

В настоящее время главная причина для России в том, что касается привлечения большего количества участников к реализации подобных проектов, состоит в том, что она испытывает большую потребность в иностранных инвестициях и технологиях для развития своего судостроения, нефтегазовой промышленности, а также для преодоления рисков, связанных с сохранением окружающей среды. Без масштабных инвестиций и экспертизы эти инициативы, скорее всего, будут реализованы не лучшим образом. В то же самое время соображения безопасности заставляют Россию укреплять свое военное присутствие в Арктике за счет восстановления баз и переоснащения вооружены сил для обеспечения безопасности людей и защиты суверенитета в этом регионе.

Это одна из причин, по которой Россия занимает достаточно жесткую позицию относительно сохранения Арктического региона под контролем исключительно арктических государств. Ее позиция была изложена в 2008 году в Илулиссатской декларации (от англ. Ilulissat declaration), в которой вновь была подтверждена доминирующая роль пяти прибрежных государств в территориальных вопросах и разработке природных ресурсов в Северном Ледовитом океане. Этим также объясняется довольно осторожная позиция России по поводу заявки Китая на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете (АС), а также тот факт, что Москва была одним из главных сторонников установления четких правил по ограничению участия наблюдателей в АС. Комментируя вопрос о расширении АС, российский премьер-министр Д. А. Медведев подчеркнул, что только арктические государства должны определять правила для осуществления руководства в этом регионе. Однако Россия сегодня сталкивается с критически важной дилеммой относительно того, каким образом сбалансировать экономические интересы с интересами безопасности в этом регионе.

Что касается Китая, то его официальная позиция в настоящее время совпадает с российскими интересами. Вступая в Арктический совет, Пекин подтвердил свое уважение суверенных прав арктических государств. Сегодня официальные заявления Пекина ограничиваются подчеркиванием важнейшей роли этого региона для Китая с точки зрения вопросов экологии и экономических интересов. Некоторые факторы поддерживают его осторожный подход. Первый из них связан с будущим арктического судоходства и разработкой полезных ископаемых. Сегодня складывается впечатление, что Китай пытается закрепить свою долю в арктических проектах и одновременно оценить дальнейшие возможности экономической активности в этом регионе. Другой фактор — географический: Китай не является арктическим государством. За счет расширения сотрудничества с арктическими государствами и участия в проектах Китай обеспечивает себе физическое присутствие в этом регионе. И, наконец, гибкость позиции Китая может объясняться тем фактом, что напористая позиция по вопросу о существующих территориальных спорах может подорвать его собственные спорные претензии на суверенитет в районе Южно-Китайского моря.

Однако некоторые китайские ученые и официальные лица высказывают взгляды, противоречащие умеренной официальной позиции Китая по Арктике. Так, например, Цюй Таньчжоу, директор Китайской арктической и антарктической администрации подчеркивает: «Арктические ресурсы будут распределяться в соответствии с потребностями мира и не будут принадлежать лишь определенным странам». Китайский контр-адмирал Инь Чжо заходит еще дальше и утверждает, что «нынешняя борьба за установление суверенитета в Арктике, происходящая между некоторыми государствами, затрагивает интересы многих других государств». Подобного рода заявления часто цитируются в китайской и иностранной печати и вызывают озабоченность прежде всего арктических государств в связи с возможным изменением официальной политики Китая. Лучшим способом минимизации потенциальных конфликтов было бы установление такого правового режима в Арктике, который регулировал бы региональную экономическую активность и удовлетворял бы интересы акционеров, в том числе из неарктических государств. Пока это не произойдет, ситуация будет оставаться довольно неопределенной.

Поэтому, несмотря на поворот России в сторону Китая и возникающие перспективы сотрудничества между двумя державами в Арктике, китайско-российские отношения в этом регионе не являются исключительно позитивными. С одной стороны, существует общий интерес в том, что касается развития сотрудничества в тот период, когда сложившаяся геополитическая ситуация подталкивает Россию к укреплению связей со своим восточным партнером. С другой стороны, существуют внутренние и внешние неопределенности относительно дальнейшего развития отношений между арктическими государствами. Хотя в настоящее время Россия весьма заинтересована в вовлечении Китая, она, вероятно, будет сохранять под своим контролем энергетический сектор, и поэтому законодательным образом ограничит участие Китая в энергетических проектах на крайнем Севере.

Активная борьба Китая с коррупцией заставляет эту страну проявлять осторожность в области инвестирования средств в рискованные и дорогостоящие проекты. Что касается внешних неопределенностей, то, помимо сделки с китайской КННК, «Газпром» и «Роснефть» подписали соглашения с таким западными компаниями как французская «Total», итальянская «Eni», американская «ExxonMobil» и норвежская «Statoil» — все они намерены участвовать в реализации нефтяных и газовых проектов на шельфе в российской части Арктики. Эти компании предоставляют России крайне необходимую экспертизу и технологии для морской разведки. Однако введенные в 2014 году Западом санкции против России из-за кризиса на Украине могут помешать реализации этих проектов.

В долгосрочной перспективе наиболее эффективной политикой для России будет установление баланса в своем экспорте энергоносителей между Западом и Востоком для сокращения зависимости от какого-то конкретного энергетического рынка и предотвращения специфических рисков в области безопасности. Хотя в краткосрочной перспективе Китай, вероятнее всего, продолжит проводить свою осторожную арктическую политику в процессе укрепления своих отношений с арктическими государствами и увеличения участия в арктических проектах, он, вероятно, будет разрабатывать вариант более активной долгосрочной политики.

Заключение

Вопросы развития северных регионов приобретают все большую актуальность в настоящее время. На эту тему появляется все больше дискуссий не только в научном сообществе, но и в правительственных кругах. Власти государств региона разрабатывают различные программы развития Севера и повышения их конкурентоспособного потенциала.

В данной работе речь шла об Арктическом регионе. Арктика представляет большой интерес с точки зрения своих запасов природных ресурсов (особенно нефти и природного газа) для всех государств региона — для России, США, Норвегии, Дании и Канады, но среди них существуют и разногласия, они касаются разделения юрисдикции на континентальный шельф Северного Ледовитого океана. Кроме данных государств к Арктике усиливается интерес со стороны третьих стран, среди них можно назвать в первую очередь Китай.

Присутствие России в Арктике обосновано географическими и историческими факторами, а также значительным объемом научно-изыскательных работ, которые были проделаны в прошлом и продолжаются сегодня. Цели арктической политики России состоят в следующем: расширение ресурсной базы страны; обеспечение благоприятного оперативного режима; поддержание необходимого боевого потенциала; защита природной среды; формирование единого информационного пространства; обеспечение достаточного уровня НИОКР, необходимого для управления арктической зоной; развитие взаимовыгодного сотрудничества с арктическими государствами на двусторонней и многосторонней основе.

Китаю Арктика интересна по нескольким причинам. Во-первых, китайские власти выделяют исследовательский потенциал региона. Сегодня на Шпицбергене действует исследовательская станция КНР, в будущем предполагается усиливать ее потенциал за счет проведения новых экспедиций. Во-вторых, Китай заинтересован в экономической роли Арктики. В частности, осенью 2011 года слой льда в Северном морском пути был минимальным, это говорит о том, что в связи с глобальным потеплением Арктика может использоваться как торговый путь на постоянной основе. В-третьих, запасы полезных ископаемых в Арктике велики, Китай не может претендовать на их добычу, но может являться их потребителем.

Именно последняя причина является фактором, который обуславливает развитие сотрудничество России и Китая в сфере освоения арктической территории. На современном этапе нефтегазовое сотрудничество двух стран развивается очень высокими темпами, реализуются такие крупные проекты как строительство газопровода «Сила Сибири». Китай сегодня интересен для России в области освоения новых труднодоступных месторождений, разработка которых требует серьезных капиталовложений и технологий, которыми наша страна не располагает, а отношения с западными государствами сегодня находятся к кризисном состоянии из-за действующих санкций и ситуации на Украине.

Список использованных источников

и литературы

Ананян А., Денисова О. Россия-Норвегия: шельф для двоих // URL:

http://rus.ruvr.ru/2010/09/15/20 586 910.html

Белонин М.Д., Дмитриевский А. Н. Перспективы освоения нефтегазовых ресурсов российского шельфа // Природа. 2004. № 9.

Борьба за Северный морской путь обостряется // URL:

http://politikus.ru/articles/34 096-borba-za-severnyy-morskoy-put-obostryaetsya.html

Выгон Г., Ежов С., Козлова Д., Рубцов А. Арктический шельф: насколько оптимальна система регулирования в России. М: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, 2012.

Дзядко Т. Минприроды предлагает допустить частные компании к шельфу // URL:

http://www.vedomosti.ru/companies/news/4 434 991/pustite_chastnikov

Емельяненко В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2007. № 29 от 13 августа.

Захоронение РАО и ОЯТ в морях // URL:

http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/russia/navy/northern_fleet/incidents/k-159/31 009

Карнеев А. Китайские инетерсы в Арктике // URL:

http://rus.ruvr.ru/2012/02/02/65 151 982.html

Китай планирует организовать восемь полярных экспедиций в ближайшие пять лет // URL:

http://www.csef.ru/actual/2044/

Кононенко Т. Регионы России. Проблемы Крайнего Севера // URL:

http://viperson.ru/wind.php?ID=287 677&soch=1

Лазарева Т. Китай спешит к разделу «арктического пирога» // URL:

http://www.atrinfo.ru/commentary/pie.html

Мартынов В. Л. Новая земля — военная земля // География. 2009. № 9. С. 15−18.

Мельников К. «Роснефть» сделала партнерам условное предложение // Коммерсантъ. 2012. 18 апреля. № 69. С. 11.

О недрах: закон РФ от 21.

02.1992 № 2395−1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Перспективы освоения нефтегазового потенциала восточно-арктического шельфа РФ // URL:

http://oil.pacc.ru/analytics/articles2/shelf.html

Рогозин Д. О. Освоение Арктики — вопрос национальной безопасности // URL:

http://top.rbc.ru/economics/20/12/2013/896 016.shtml

Серов М. Штокман уходит все дальше // Коммерсантъ. 2013. 11 февраля. № 24/П. С. 9.

Уоттс Дж. Из-за дипломатических распрей Норвегия может не пустить КНР в Арктический совет // URL:

http://inosmi.ru/arctica/20 120 126/184015635.html

Филимонова Н. Российский взгляд на роль Китая в Арктике // URL:

http://inosmi.ru/world/20 140 930/223320905.html

Харлампьева Н. К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Том 6. Под ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО-Университет, 2007.

Annika Bergman Rosamond. Perspectives on Security in the Arctic Area // URL:

http://www.diis.dk/graphics/Publications/Reports2011/RP2011;09-Arctic-security_web.pdf

Budzik P. Arctic Oil and Natural Gas Potential. — Washington, DC: U.S. Energy Information Administration, 2009.

Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. — Menlo Park: U.S. Geological Survey, 2008.

Kvam B. Nordic Cooperation — A Question of Survival // URL:

http://www.nordiclabourjournal.org/artikler/portrett/portrait-2003/article.2011;01−21.9 531 959 262

Приложение

Карта Арктики

Емельяненко В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2007. № 29 от 13 августа.

Кононенко Т. Регионы России. Проблемы Крайнего Севера // URL:

http://viperson.ru/wind.php?ID=287 677&soch=1

Емельяненко В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2012. № 29 от 13 августа.

Харлампьева Н. К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Том 6. Под ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 70.

Ананян А., Денисова О. Россия-Норвегия: шельф для двоих // URL:

http://rus.ruvr.ru/2010/09/15/20 586 910.html

Annika Bergman Rosamond. Perspectives on Security in the Arctic Area // URL:

http://www.diis.dk/graphics/Publications/Reports2011/RP2011;09-Arctic-security_web.pdf

Kvam B. Nordic Cooperation — A Question of Survival // URL:

http://www.nordiclabourjournal.org/artikler/portrett/portrait-2003/article.2011;01−21.9 531 959 262

Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. — Menlo Park: U.S. Geological Survey, 2008. P. 1.

Budzik P. Arctic Oil and Natural Gas Potential. — Washington, DC: U.S. Energy Information Administration, 2009. P. 4.

Выгон Г., Ежов С., Козлова Д., Рубцов А. Арктический шельф: насколько оптимальна система регулирования в России. М: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, 2012. С. 24.

Белонин М.Д., Дмитриевский А. Н. Перспективы освоения нефтегазовых ресурсов российского шельфа // Природа. 2004. № 9. С. 6.

Перспективы освоения нефтегазового потенциала восточно-арктического шельфа РФ // URL:

http://oil.pacc.ru/analytics/articles2/shelf.html

Выгон Г., Ежов С., Козлова Д., Рубцов А. Арктический шельф: насколько оптимальна система регулирования в России. М: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, 2012. С. 24.

Там же. С. 16.

О недрах: закон РФ от 21.

02.1992 № 2395−1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Дзядко Т. Минприроды предлагает допустить частные компании к шельфу // URL:

http://www.vedomosti.ru/companies/news/4 434 991/pustite_chastnikov

Мельников К. «Роснефть» сделала партнерам условное предложение // Коммерсантъ. 2012. 18 апреля. № 69. С. 11.

Рогозин Д. О. Освоение Арктики — вопрос национальной безопасности // URL:

http://top.rbc.ru/economics/20/12/2013/896 016.shtml

Серов М. Штокман уходит все дальше // Коммерсантъ. 2013. 11 февраля. № 24/П. С. 9.

О недрах: закон РФ от 21.

02.1992 № 2395−1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Выгон Г., Ежов С., Козлова Д., Рубцов А. Арктический шельф: насколько оптимальна система регулирования в России. М: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, 2012. С. 61.

Захоронение РАО и ОЯТ в морях // URL:

http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/russia/navy/northern_fleet/incidents/k-159/31 009

Мартынов В. Л. Новая земля — военная земля // География. 2009. № 9. С. 15−18.

Китай планирует организовать восемь полярных экспедиций в ближайшие пять лет // URL:

http://www.csef.ru/actual/2044/

Там же.

Карнеев А. Китайские инетерсы в Арктике // URL:

http://rus.ruvr.ru/2012/02/02/65 151 982.html

Лазарева Т. Китай спешит к разделу «арктического пирога» // URL:

http://www.atrinfo.ru/commentary/pie.html

Карнеев А. Китайские инетерсы в Арктике // URL:

http://rus.ruvr.ru/2012/02/02/65 151 982.html

Там же.

Там же.

Там же.

Лазарева Т. Китай спешит к разделу «арктического пирога» // URL:

http://www.atrinfo.ru/commentary/pie.html

Там же.

Уоттс Дж. Из-за дипломатических распрей Норвегия может не пустить КНР в Арктический совет // URL:

http://inosmi.ru/arctica/20 120 126/184015635.html

Там же.

Там же.

Там же.

Там же.

Филимонова Н. Российский взгляд на роль Китая в Арктике // URL:

http://inosmi.ru/world/20 140 930/223320905.html

Борьба за Северный морской путь обостряется // URL:

http://politikus.ru/articles/34 096-borba-za-severnyy-morskoy-put-obostryaetsya.html

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Денисова О. Россия-Норвегия: шельф для двоих // URL: http://rus.ruvr.ru/2010/09/15/20 586 910.html
  2. М.Д., Дмитриевский А. Н. Перспективы освоения нефтегазовых ресурсов российского шельфа // Природа. 2004. № 9.
  3. Борьба за Северный морской путь обостряется // URL: http://politikus.ru/articles/34 096-borba-za-severnyy-morskoy-put-obostryaetsya.html
  4. Г., Ежов С., Козлова Д., Рубцов А. Арктический шельф: насколько оптимальна система регулирования в России. М: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, 2012.
  5. Т. Минприроды предлагает допустить частные компании к шельфу // URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/4 434 991/pustite_chastnikov
  6. В. Ледяная лихорадка // Профиль. 2007. № 29 от 13 августа.
  7. Захоронение РАО и ОЯТ в морях // URL: http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/russia/navy/northern_fleet/incidents/k-159/31 009
  8. А. Китайские инетерсы в Арктике // URL: http://rus.ruvr.ru/2012/02/02/65 151 982.html
  9. Китай планирует организовать восемь полярных экспедиций в ближайшие пять лет // URL: http://www.csef.ru/actual/2044/
  10. Т. Регионы России. Проблемы Крайнего Севера // URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=287 677&soch=1
  11. Т. Китай спешит к разделу «арктического пирога» // URL: http://www.atrinfo.ru/commentary/pie.html
  12. В.Л. Новая земля — военная земля // География. 2009. № 9. С. 15−18.
  13. К. «Роснефть» сделала партнерам условное предложение // Коммерсантъ. 2012. 18 апреля. № 69. С. 11.
  14. О недрах: закон РФ от 21.02.1992 № 2395−1 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
  15. Перспективы освоения нефтегазового потенциала восточно-арктического шельфа РФ // URL: http://oil.pacc.ru/analytics/articles2/shelf.html
  16. Д.О. Освоение Арктики — вопрос национальной безопасности // URL: http://top.rbc.ru/economics/20/12/2013/896 016.shtml
  17. М. Штокман уходит все дальше // Коммерсантъ. 2013. 11 февраля. № 24/П. С. 9.
  18. Дж. Из-за дипломатических распрей Норвегия может не пустить КНР в Арктический совет // URL: http://inosmi.ru/arctica/20 120 126/184015635.html
  19. Н. Российский взгляд на роль Китая в Арктике // URL: http://inosmi.ru/world/20 140 930/223320905.html
  20. Н.К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Том 6. Под ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО-Университет, 2007.
  21. Annika Bergman Rosamond. Perspectives on Security in the Arctic Area // URL: http://www.diis.dk/graphics/Publications/Reports2011/RP2011−09-Arctic-security_web.pdf
  22. Budzik P. Arctic Oil and Natural Gas Potential. — Washington, DC: U.S. Energy Information Administration, 2009.
  23. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. — Menlo Park: U.S. Geological Survey, 2008.
  24. Kvam B. Nordic Cooperation — A Question of Survival // URL: http://www.nordiclabourjournal.org/artikler/portrett/portrait-2003/article.2011−01−21.9 531 959 262
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ