Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности профессиональной подготовки специалистов технического профиля

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем, связанных с профессиональной подготовкой специалистов — изучению особенностей профессиональной подготовки специалистов технического профиля Сегодня требования, предъявляемые к специалистам профессий типа «человек — техника», особенно высоки. Еще более высокие требования предъявляются к инженерам, так как данная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Анализ особенностей профессиональной деятельности специалиста технического профиля
    • 1. 1. Основные проблемы подготовки профессиональных кадров
    • 2. 2. Основные проблемы подготовки специалистов технического профиля
  • Глава 2. Особенности организации обучения специалистов технического профиля
    • 2. 1. Структура программ обучения специалистов технического профиля
    • 2. 2. Разработка рекомендаций по организации обучения специалистов технического профиля
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности профессиональной подготовки специалистов технического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поэтому, когда мы говорим о профессии как общности, то речь идет не об организации, а о группе людей, сходных по профессиональной направленности и опыту людей.

Люди, объединенные по признаку профессиональной принадлежности, считаются членами определенного профессионального сообщества, социальной группы, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, взгляды и ценности которой принимает.

В данное профессиональное сообщество входят следующие категории:

во-первых, специалисты, работающие по данной профессии в настоящий момент;

во-вторых, работники, по определенным причинам не выполняющие в данный момент профессиональные задачи (например, вышедшие на пенсию);

в-третьих, будущие специалисты (студенты например) Некоторые люди попадают в определенное профессиональное сообщество случайно, но большинство представителей определенной профессии все-таки пришли в данное профессиональное сообщество сознательно.

Когда индивид делает выбор в пользу определенной профессии, этот процесс называется профессиональным самоопределением. Чаще всего этот период совпадает с подростковым возрастом и обучением в старших классах. В процессе профессионального самоопределения старшеклассник узнает о различных профессиях, об их особенностях.

Однако на принятие решения влияет не только характеристика самой профессии, но и интересы, склонности и, главное, возможности самого человека. Все вместе образуется в некий конгломерат, который можно определить как определенные профессиональные принадлежности индивида.

Для того, чтобы разработать успешную программу обучения специалистов технического профиля, необходимо, чтобы в ней нашли отражение все компоненты, предусмотренные профессиограммой профессий, относящихся к типу «Человек — техника»

2.

2. Разработка рекомендаций по организации обучения специалистов технического профиля

Рассмотрим на примере профессиограмму профессии сферы «Человек — Техника» для того, чтобы выявить требования, предъявляемые к профессии, необходимые способности и умения от человека — специалиста, а также противопоказания к профессии.

Эти характеристики и будут теми ориентирами, которые необходимы для построения программы профессионального обучения специалистов технического профиля в рамках конкретной профессии.

Таблица 2

Профессиограмма «Инженер»

Наименование профессии инженер Доминирующий способ мышления адаптация — координация Область базовых знаний № 1и их уровень наука и техника, уровень 3, высокий (теоретический) Область базовых знаний № 2и их уровень черчение, уровень 2,(практическое использованиезнаний) Профессиональная область техника Межличностное взаимодействие частое по типу «рядом» Доминирующий интерес реалистический Дополнительный интерес исследовательский Условия работы в помещении, мобильный Доминирующие виды деятельности:

разработка рабочих планов и программ проведения отдельных этапов технических работ;

сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме;

проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов;

составление технических отчетов по полученным сведениям;

проектирование электрических, монтажных и других схем различного назначения, расчет необходимых параметров и величин;

проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов, оснастки и контроль за их изготовлением;

составление описания устройства и принципов действия проектируемых изделий и объектов;

настройка и регулировка сложной и точной аппаратуры, контроль за ее состоянием и использованием;

участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий, установке и наладке оборудования при проведении исследований и экспериментов;

участие во внедрении разработанных технических проектов и решений в производство, подготовка исходных данных для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т. п.;

оформление законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Области применения профессиональных знаний:

Инженеры работают на предприятиях любого профиля:

в сфере промышленности;

в сфере сельского хозяйства;

в сфере строительства;

добывающей промышленности;

научно-исследовательские институты;

учебные заведения (техникумы, колледжи, технические вузы).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

технические способности;

математические способности;

способность воспринимать большое количество информации;

способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов;

гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием изменений ситуации);

наглядно-образное мышление;

высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);

хорошая память (долговременная, кратковременная);

пространственное воображение;

способность принимать и внедрять новое на практике;

хороший глазомер.

Личностные качества, интересы и склонности:

методичность, рациональность;

настойчивость;

любознательность;

наблюдательность;

самостоятельность;

изобретательность;

скрупулезность в работе;

терпеливость;

аккуратность;

усидчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

отсутствие математических способностей;

невнимательность, рассеянность;

безынициативность;

отсутствие аналитических способностей;

безответственность;

отсутствие технических способностей;

неспособность длительное время заниматься однообразным видом деятельности.

Таким образом, если интересы, склонности и возможности человека максимально соответствуют профессиограмме профессии, которую он выбрал и которой он обучается, то, соответственно эффективность профессионального обучения будет высока.

Поэтому одной из важнейших задач, которые необходимо решать в процессе разработки и внедрения обучающих программ для специалистов технического профиля, это создание условий для развития тех способностей, навыков и умений, которые будут обеспечивать успешность их профессиональной деятельности.

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем, связанных с профессиональной подготовкой специалистов — изучению особенностей профессиональной подготовки специалистов технического профиля Сегодня требования, предъявляемые к специалистам профессий типа «человек — техника», особенно высоки. Еще более высокие требования предъявляются к инженерам, так как данная профессия все более и олее распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества.

Поэтому, если инженер не обладает определенными характеристиками, необходимыми для данной профессиональной области, то он не сможет эффективно решать поставленные перед ним профессиональные задачи.

Существуют специально разработанные профессиограммы, где, исходя из специфики деятельности инженера, разработаны психологические профили, содержащие ряд индивидуально — психологических характеристик, необходимых для данных специальности в различных сферах, а также ряд противопоказанных характеристик.

Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение специфики профессиональной подготовки специалистов технического профиля, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.

В данной работе были изучены особенности профессиональной деятельности специалистов технического профиля на при мере профессии инженера; определена специфика индивидуально — психологических особенностей личности инженера, влияющих на успешность его профессиональной деятельности С точки зрения перспектив и актуальных направлений дальнейшей работы внимание может быть сосредоточено на исследовании и моделировании комплексной системы сопровождения развития профессиональной и личностной компетентности молодых специалистов — инженеров, а также разработки эффективных коррекционных программ, направленных на решение задачи снижения воздействия негативных факторов в процессе работы у психологов со стажем (снижение синдрома профессионального выгорания, профессионального стресса и т. д.).

Список литературы

Аронов А. А. Творчество: факторы успешности. — М. 2003

Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб., 2004

Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М., 1991

Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.; Екатеринбург, 2003

Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — СПб., 2011

Ильязова М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация — основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица — 2008. — № 1 //

http://www.sibcol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=134:

2010;05−18−04−03−18&catid=35:2010;05−18−03−58−56&Itemid=60

Исаев, Е. И. Компетенции и компетентность как новые результаты профессионального образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы междунар. науч.

практ. конф. — М., 2008

Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1982. — С. 74 — 77

Климов Е. А. Психология профессионала. — М., 1996

Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов // Вестн. Моск. Ун-та. — Сер. 14. Психология.

— 2000. — № 1. — с. 48 — 56

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996

Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28 — 38

Митина Л. М. Психология развития конкурентноспособной личности. — М.; Воронеж, 2002

Опарина М. В. Профессиональная психология. — М., 2007

Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., 2002

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. — СПб., 2000

Психология профессионального здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2006

Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М., 2001

Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.

СПб., 2004

Самоукина Н.В. О психологии и психологах //Прикладная психология. — 2001. — № 1. с. 53 — 59

Словарь практического психолога / Сост С. Ю. Головин. — Минск, 1998

Теплинских М.В. успешность профессиональной деятельности специалиста технической сферы //

http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv200603_2/pdf/252tepl.pdf

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Творчество: факторы успешности. — М. 2003
  2. С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб., 2004
  3. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М., 1991
  4. Э.Ф. Психология профессий. — М.; Екатеринбург, 2003
  5. Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — СПб., 2011
  6. М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация — основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица — 2008. — № 1 // http://www.sibcol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=134:2010−05−18−04−03−18&catid=35:2010−05−18−03−58−56&Itemid=60
  7. , Е.И. Компетенции и компетентность как новые результаты профессионального образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. — М., 2008
  8. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1982. — С. 74 — 77
  9. Е.А. Психология профессионала. — М., 1996
  10. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов // Вестн. Моск. Ун-та. — Сер. 14. Психология. — 2000. — № 1. — с. 48 — 56
  11. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996
  12. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28 — 38
  13. Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. — М.; Воронеж, 2002
  14. М.В. Профессиональная психология. — М., 2007
  15. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., 2002
  16. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. — СПб., 2000
  17. Психология профессионального здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2006
  18. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М., 2001
  19. Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.- СПб., 2004
  20. Н.В. О психологии и психологах //Прикладная психология. — 2001. — № 1. с. 53 — 59
  21. Словарь практического психолога / Сост С. Ю. Головин. — Минск, 1998
  22. М.В. успешность профессиональной деятельности специалиста технической сферы // http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv200603_2/pdf/252tepl.pdf
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ