Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы внеучебной деятельности в становлении профессиональной компетентности педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация социально-педагогической поддержки студентов ставит своей целью содействие полной социализации молодого поколения. Это направление объединяет: Центры психологической помощи, оказывающие поддержку в адаптации студентов первокурсников к новой университетской среде, развитии личностных качеств, умении справляться со сложными ситуациями; Центры занятости, помогающие найти работу… Читать ещё >

Формы внеучебной деятельности в становлении профессиональной компетентности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление профессионально компетентного выпускника на современном этапе является приоритетной целью образовательной деятельности вуза. Реализация компетентностной модели образования требует от преподавательского и руководящего состава поиска новых форм и методов обучения, так как образ «знающего» специалиста значительно отличается от образа «компетентного». Занимаясь исследованием таких понятий как «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», проблемами компетентностно-ориентированного обучения, большинство ученых (В. И. Байденко, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, Ю. В. Варданян, А. А. Вербицкий, Н. И. Запрудский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, А. К. Маркова, Н. Ф. Родионова, В. В. Сериков, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, Н. Д. Хмель, и т. д.) сходятся во мнении, что в область профессиональной компетентности входят не только знания, умения, навыки, способы деятельности, но и набор психологических качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

А. К. Маркова определяет профессиональную компетентность как «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции». Данное определение подчеркивает сформированность у выпускника таких личностных качеств, как самостоятельность и ответственность. Дальнейший анализ научных исследований по проблеме профессиональной компетентности (Н. Д. Хмель, Н. И. Запрудский и т. д.) позволил сделать следующий вывод, что данная категория предполагает наличие у специалиста профессионально значимых качеств личности.

Ряд исследователей, изучая категорию «профессиональная компетентность педагога» рассматривают ее:

  • — как сложную единую систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста: его готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия (Ю. В. Варданян);
  • — как степень владения системой знаний, умений, навыков, способами деятельности, конгломерат психологических качеств, необходимых для осуществления педагогической деятельности (А. К. Маркова, А. А. Вербицкий);
  • — как гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации (Л. М. Митина) и т. д.

Из вышесказанного видно, что ученые сходятся во мнении, представляя профессиональную компетентность педагога как систему, которая в большей степени находится не в когнитивной сфере, а в сфере личностно-психологических качеств, которые позволяют специалисту быть успешным в выполнении педагогической деятельности. В ряде работ (В. Г. Булыгина, Ю. М. Забродин, В. В. Новиков, М. И. Мелия и др.), посвященных изучению успешности личности, выделяют следующие качества, которыми она должна обладать: ответственность, креативность, оптимизм, высокая работоспособность, энтузиазм, самосовершенствование, внутренняя свобода, вера в успех и себя, гибкость и критичность мышления, высокая мотивация, целеустремленность, лидерство, коммуникабельность, демократичность, уникальность, внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, инициативность, стрессоустойчивость. Проанализировав эти универсальные для всех профессий качества личности можно с уверенностью сказать, чтобы сформировать их в рамках образовательного пространства необходимо изменить организацию процесса обучения и воспитания. То есть изменить формы и методы обучения, а также характер взаимодействия преподавателя и студента. Возможность реализации последнего принципа нами видится в использовании наряду с учебными формами интерактивного обучения форм внеучебной деятельности, которые при знание центристской парадигме не являлись частью организации обучения и носили случайный характер воздействия на личность. В связи с повышением значимости личностной составляющей выпускника при компетентностно-ориентированном обучении, целенаправленное, систематичное использование данных форм позволит развить качества необходимые для успешного выполнения любой деятельности. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим формы внеучебной деятельности подробнее.

Каждый вуз уделяет много внимания организации внеучебной или социально-воспитательной деятельности студентов, используя многообразие форм. Несмотря на то, что у всех заведений выстраивается собственная система или концепция организации внеучебной деятельности, классифицировать используемые формы можно по сходным направлениям:

  • 1. Организация студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление — одна из основных форм воспитательной работы в вузе, имеющая различные подформы: студенческий совет или совет студентов и аспирантов, профсоюзная организация студентов, студенческие общественные объединения, старостат, различные комитеты, бюро и др. Главная цель студенческого самоуправления — создать условия для самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере. Студенты, объединенные в группы, отличающиеся иерархичностью: ставят цели собственной деятельности и развития, соотносят их с целями образовательного учреждения, государственной молодежной политики, осознают желаемые результаты и умеют видеть оптимальные пути достижения целей. Таким образом, участие в органах самоуправления развивает у студентов навыки самоуправления и самодисциплины, творческого отношения к учебному процессу, стремление к профессиональному самосовершенствованию, ответственности за качество приобретенных знаний, развитие навыков управленческой деятельности — то есть все то, что является неотъемлемой частью профессионально-компетентного специалиста.
  • 2. Организация культурно-досуговой деятельности студентов. Так как данное направление преследует цель — организации и проведения культурно-массовых мероприятий, эстетическо-нравственной и художественной деятельности студентов, в него входит большое количество кружков, объединений, студий, а в некоторых заведениях студенческие клубы, которые объединяют вокальные, танцевальные, театральные коллективы, клубы веселых и находчивых, а также осуществляют организацию разнообразных тематических (Посвящение в студенты, Последний звонок и др.) и календарных праздников (День знаний, Новый год, День Святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Масленица, 9 мая и т. д.), конкурсов и смотров (Студенческая весна, Мисс и мистер, Лига КВН). Возможность незабываемо проводить время, познакомиться с новыми интересными людьми, раскрыть свой творческий потенциал, а значит развить такие качества как: креативность, оптимизм, энтузиазм, самосовершенствование, внутренняя свобода, вера в успех и себя, коммуникабельность, демократичность, уникальность, инициативность.
  • 3. Организация спортивно-оздоровительной деятельности студентов. В рамках данного направления студенты принимают активное участие в спортивных мероприятиях, проводимых вузом, осуществляют пропаганду здорового образа жизни, организуют деятельность по сбору материалов и оформлению тематических стендов. Основной формой, используемой в вузе, является Спортивный клуб, который объединяет работу десятков спортивно-оздоровительных секций (йога, фехтование, плавание, восточный танец, аэробика, волейбол, футбол, баскетбол и т. д.), и организует соревнования (веселые старты, спартакиады), и мероприятия (День здоровья, За здоровый образ жизни и др.) В процессе становления профессиональной компетентности участие в спортивно-оздоровительной жизни вуза позволяет развить высокую работоспособность, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, стрессоустойчивость.
  • 4. Организация трудовой деятельности студентов обеспечивает их участие в трудовых десантах по уборке. В некоторых вузах существуют волонтерские и строительные отряды, которые занимаются организацией благотворительных мероприятий (помощь престарелым и одиноким людям, детским домам и приютам, реабилитационным центрам, а также оказывают посильную помощь в строительстве учебных корпусов и корпусов общежитий). Труд является основой жизнедеятельности и развития человека, он расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни, то есть позволяет им приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.
  • 5. Организация интеллектуальной деятельности студентов. Это направление предполагает участие студентов в организации учебной и научно-исследовательской деятельности. Среди распространенных форм — научные кружки, научное студенческое общество, которое курирует организацию и участие в научных мероприятиях: конференциях, олимпиадах, круглых столах, форумах, съездах, конкурсах, грантах, а также в интеллектуальных играх («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т. п.) и проектах на развитие эрудиции и интеллектуального потенциала студента. Участие студентов в данных формах стимулируют развитие навыков, формируемых научно-исследовательской деятельностью, которые необходимы компетентному специалисту при решении возникающих профессионально-педагогических задач.
  • 6. Организация социально-педагогической поддержки студентов ставит своей целью содействие полной социализации молодого поколения. Это направление объединяет: Центры психологической помощи, оказывающие поддержку в адаптации студентов первокурсников к новой университетской среде, развитии личностных качеств, умении справляться со сложными ситуациями; Центры занятости, помогающие найти работу по окончанию вуза или подобрать вакансию для временной работы; Стипендиальное обеспечение, отличившимся в учебе, научной и общественной деятельности; Материальная помощь студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации; Обеспечение жильем и др. Социально-педагогическая поддержка позволяет достичь высокого уровня самостоятельности студентов, повысить общий уровень их успешности в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и трудовой самореализации — что положительно влияет на становление профессиональной компетентности.
  • 7. Организация информационного обеспечения студентов. Для эффективного формирования условий развития личности профессионально-компетентного специалиста формируется информационная среда студенческой жизни. Конечно, к ней относятся услуги библиотек и читальных залов, организация бесплатного доступа в интернет, но более значимыми в становлении профессионала занимает работа по выпуску студенческих газет и журналов, организация оформительских и пресс-центров, так как являются дополнительными возможностями для самореализации творческого и профессионального потенциала.

Таким образом, перечисленные формы внеучебной деятельности способствуют формированию у студентов активной творческой жизненной позиции, высоких моральных качеств, чувств ответственности за порученной дело, самодисциплины; способствуют созданию условий для самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания и самоактуализации; содействует возникновению атмосферы, способствующей для максимального раскрытия каждым студентом своих внутренних потенциальных возможностей, а также для развития качеств успешной личности. Целенаправленная организация форм внеучебной деятельности наряду с учебной и научно-исследовательской позволит достичь наилучшего результата в становлении профессиональной компетентности будущего педагога.

внеучебный профессиональный педагог образование.

  • 1. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 298с.
  • 2. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой