Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методический уровень нравственного воспитания при изучении курса «География России» составил единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент представлен целью-идеалом — формирование географической культуры личностицелью-средством — планируемые результаты усвоения научного содержанияцелью-субъектом — развитие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Философские основы нравственного воспитания
    • 1. 2. Нравственный потенциал географии
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания
    • 1. 4. Методические основы нравственного воспитания в курсе «География России»
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
    • 2. 1. Методическая система нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России»
    • 2. 2. Последовательность нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России»
    • 2. 3. Программа авторского элективного курса «Я — Россиянин»
    • 2. 4. Педагогический эксперимент и его результаты
  • Выводы по второй главе

Нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время общество переживает одиниз сложнейших исторических периодов. Это связано не только с проблемами в политической или экономической сфере, а с формированием личности, доминированием материальных ценностей над духовными.

На фоне этой мировой тенденции нравственное воспитание рассматривается в качестве национального приоритета, а определение общественной нравственности — как одного из ключевых факторов модернизации страны. Будущее России так же определяется общей тенденцией многоплановой модернизации российского общества.

На актуальность нравственного воспитания обращено внимание и в современных документах, связанных с модернизацией образования. В них подчёркивается, что «нравственное развитие обучающегося представляет собой важнейшую задачу современного воспитания, последовательное освоение систем ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой, являются важнейшим педагогическим инструментом сохранения и укрепления целостного образовательного (воспитательного) пространства России» [74].

В современных условиях происходит формирование нового социального заказа, определяющего дальнейший путь развития общества к социально-ориентированной тенденции, направленной на развитие личности человека. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в"конкретно-исторических социокультурных условиях. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный гражданин России, принимающийсудьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных, традициях многонационального народа* России [75]. Центральная роль в его становлении отводится географии и географическому образованию, основной задачей-которого является воспитание нравственного, ответственного гражданина своей страны.

Географическая наука обладает значительным потенциалом для реализации нравственного воспитания школьников. Этот потенциал отражается в связи поколений многонационального российского народа, преемственности национальных нравственных традиций в единстве с общечеловеческими ценностями общества. В исследованиях отечественных географов (Д. Н. Анучин, Д. С. Арманд, В. К. Арсеньев, Н. Н. Баранский, Л. С. Берг, Ю. А. Веденин, В. А. Жучкевич, Э. М. Мурзаев, Н. И. Надеждин, Р. А. Никонов, В. С. Преображенский, Н. Н. Родзевич, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, Л. Л. Трубе) подчеркивается необходимость изучения географии как важнейшей дисциплины, способствующей нравственному воспитанию личности.

Особое значение в реализации стратегии нравственного воспитания в школьной географии принадлежит курсу «География России», по сути, курсу «Родиноведение», который предполагает раскрытие специфики природы, населения и хозяйства нашей Родины. Курс занимает центральное место и является венцом всего школьного курса географии, играя уникальную роль в нравственном воспитании учащихся. География России имеет значительный потенциал для развития нравственных ценностей и отношений, связанных с патриотизмом, гражданственностью, предполагающих осознание принадлежности к своей стране, любви к Родине и ответственности за её настоящее и будущее. Реализация указанного нравственного потенциала особенно актуальна в подростковом возрасте, так как именно в этот период происходит расширение, углубление и обогащение нравственных представлений и чувств, начинают складываться устойчивые и независимые от внешних влияний моральные взгляды, суждения и оценки. В работах отечественных психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, Р. С. Немов, Д. И. Фельдштейн, Л. И. Фридман, Д. Б. Эльконин) подчёркивается, что потребность изучения нравственных качеств людей, их нравственных поступков, норм поведения, приводит в подростковом возрасте к формированию нравственных идеалов, отражающих общий нравственный образ человека.

Этот высокий нравственно-воспитательный потенциал курса «География России» соответствует идеям культурологической личностно-ориентированной парадигмы современного образования, его гуманизации, экологизации. Эти идеи находят своё отражение в работах.

Г. П. Аксакаловой, И. И. Бариновой, Н. Ф. Винокуровой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, Н. Н. Демидовой, Г. С. Камериловой, В. В. Николиной, В. Д. Сухорукова, Д. П. Финарова, В. А. Щенёва.

Анализ теории и практики методики изучения курса «География России» показал, что имеются исследования, посвященные формированию личности и отдельных аспектов нравственного воспитания (Н. Н. Демидова, А. В. Зулхарнаева, М. А. Кардышевская, О. А. Панасенкова, О. В. Смирнова, Г. П. Шалфицкая). В нашей работе продолжены исследования в этом направлении. Они связанны с теорией и методикой нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России». В таком интегрированном виде данная задача в теории и методике обучения географии ранее не ставилась.

Анализ школьной практики показал, что реализация нравственного воспитания в курсе «География России» имеет изолированный и фрагментарный характер. Однако учителями подчёркивается необходимость включения в содержание курса нравственных аспектов. Учителя, наряду с этим обращают внимание на отсутствие учебных программ, пособий и методических рекомендаций, обеспечивающих нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России».

Вследствие этого сложился ряд противоречий, на разрешение которых направлено наше исследование: — между уникальным потенциалом курса «География России» в формировании нравственных качеств личности и фрагментарностью его использования, поскольку отсутствует целостная методическая система нравственного воспитания;

— между необходимостью разработки методических условий, последовательно включающих учащихся в процесс нравственного взаимодействия, и недостаточностью разработки этой методической проблемы в практике школьной географии России.

Вся совокупность изложенных противоречий составила проблему нашего исследования. Актуальность исследования, выявленные противоречия и проблема исследования определили тему диссертационной работы «Нравственное воспитание учащихся при изучении курса „География России“ (на примере 8 класса)».

Цель исследования: разработать методическую систему нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» и реализовать её в практике обучения общеобразовательной школы.

Объект исследования: целостный процесс школьного географического образования в контексте культурологической личностно-ориентированной парадигмы.

Предмет исследования: методика нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России».

Гипотеза исследования: методика нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» будет эффективна, если: будут уточнены теоретико-методологические основы конструирования методической системы нравственного воспитания учащихся в единстве философских, научно-географических, психолого-педагогических и методических аспектов;

— целевой компонент методической системы будет ориентирован на развитие нравственного отношения в контексте культурологической личностно-ориентированной направленности современного образования;

— отбор и структурирование содержания будут отражать культурологический, аксиологический и личностно-ориентированный подходы, а также учитывать своеобразие отношений в системах «человек—природа», «человек-общество», «человек-человек», взаимодействие человека с собственным «Я»;

— методические условия будут предусматривать последовательность развития нравственных отношений в курсе «География России», технологию ситуаций нравственного взаимодействия, а также элективный географический курс.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основы нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» путём анализа философской, научно-географической, психолого-педагогической и методической литературы.

2. Разработать и обосновать методическую систему нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России».

3. Выявить и раскрыть методические условия нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России».

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» (8 класс).

Теоретико-методологические основы. Диссертационное исследование строилось на основе взаимосвязи философских, научно-географических, психолого-педагогических и методических аспектов нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России».

Философскую основу исследования составили: работы по философии и теории морали, философии ценностей и нравственном сознании (Р. Г. Апресян, М. М. Бахтин, В. С. Библер, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, И. Л. Зеленкова, В. Ф. Зыбковец, И. А. Ильин, М. С. Каган, Т. В. Свадьбина, В. И. Стёпин, А. А. Терентьев, А. Швейцер).

Научно-географическую основу работы составили исследования о роли географии в формировании культуры и нравственности человека, о потенциале топонимического наследия для нравственного воспитания, о культурном ландшафте как объекте «события» человека и природы (Д. Л. Арманд, Н. Н. Баранский, Ю. А. Веденин, Дж Голд, А. В. Даринский, Б. И. Кочуров, В. П. Максаковский, Я. Г. Машбиц, Н. Н. Моисеев, Э. М. Мурзаев, И. К. Орфанов, В. С. Преображенский, Н. Н. Родзевич, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, В. М. Смирнова, В. Н. Татищев, Л. Л. Трубе, Б. И. Фридман, А. Т. Харитонычев).

Психолого-педагогическую основу работы составили исследования нравственной психологии, механизмов и особенностей психологических отношений, теоретические основы нравственного воспитания, реализации аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, М. В. Глебова,.

A. Я. Данилюк, В. Е. Турин, А. В. Запорожец, А. В. Засимовский, И. Д. Зверев, В. П. Зинченко, И. А. Колесникова, А. М. Кондаков, Б. Т. Лихачёв, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. И. Маслов, А. Маслоу, Е. Б. Моргунов, В. Н. Мясищев, Н. Д. Никандров, В. В. Николина, Т. В. Певчева, А. В. Петровский, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн,.

B. А. Сластёнин, В. А. ТишковИ. Ф. Харламов, И. М. Швец, А. И. Шемшурина, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская).

Методическую основу работы составили исследования' по географическому образованию в целом и курсу «География России» в частности (Г. П. Аксакалова, А. И. Алексеев, И. И. Баринова, Н. Ф. Винокурова,.

НН. Демидова, В. П. Дронов, А. В. Зулхарнаева, Г. С. Камерилова, В. П. Максаковский, В. В. Николина, О. А. Панасенкова, В. Я. Ром, М. В'. Рыжаков, В. Д. Сухоруков, Д. ГГ. Финаров, В*. А. Щенёв).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

— теоретические: анализ и обобщение методологической, научно-теоретической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследованиятеоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемыконструирование методики исследовательской деятельности и разработка методических основ её реализации в процессе обучения географии с использованием синтеза, сравнения, обобщения, моделирования;

— эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, самоанализ личного опыта апробации разработанной методики, диагностирование, беседа с учителями, проведение контрольных срезов, анкетирование;

— методы математической статистики, графические и табличные интерпретации данных.

Исследование проводилось с 2007 по 2010 гг. и включало три этапа:

На первом этапе (2007 — 2008 гг.) проводился анализ педагогического опыта нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России». Были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза методики нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России». Проводилось анкетирование учителей с целью выявления их готовности к практической реализации педагогических технологий, направленных на нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России». Определялась методика констатирующего эксперимента, проведение которого было организовано в средних общеобразовательных школах г. Н. Новгорода и Нижегородской области.

На втором этапе (2008 — 2009 гг.) проводилось обобщение теоретического и" накопленного эмпирического материала, разрабатывалась программа исследования. Сконструирована методическая! система нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» и разработаны методические условия. Подготовлены методические рекомендации по курсу «География России» и программа элективного курса «Я — Россиянин». На данном этапе проводился формирующий эксперимент, в процессе которого проверялась эффективность данной методики.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов педагогического эксперимента, осуществлялся количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, систематизировались и обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические основания разработки методической системы, оформлялись схемы, таблицы, диаграммы, формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в конструировании методической системы нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России», отражающей философские, научно-географические, психолого-педагогические, методические основы и отвечающей современным направлениям модернизации образования. Раскрыты и обоснованы теоретико-методологический и методический уровни разработки методической системы. Первый уровень включает аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный подходы, идеи диалога культур, личности как субъекта общения, патриотизма и гражданственности, а также принципы, которые обеспечивают их реализацию при изучении курса «География России». Второй уровень представлен взаимосвязью целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативно-оценочного компонентов. Осуществлена типология бесед нравственно-ориентированного характера (нравственно-ориентировочная, нравственно-герменевтическая, нравственно-смысловая, нравственно-оценочная) и диалогов (нравственного примера, нравственного поиска, нравственного саморегулирования, нравственного саморазвития). Определены и раскрыты методические условия, включающие: последовательность изучения, технологию ситуаций нравственного взаимодействия и программу авторского элективного курса «Я — Россиянин».

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теоретических основ школьной географии, связанных с нравственным воспитанием учащихся в контексте культурологической личностно-ориентированной парадигмы современного образования. Выявлены, обоснованы и раскрыты этапы нравственного воспитания: нравственно-мотивационный, нравственного осмысления, нравственного становления, нравственно-рефлексивный. Предложены, обоснованы и раскрыты четыре типа ситуаций нравственного взаимодействия — нравственного означивания, нравственного осознания, нравственного выбора, проявления нравственной позиции, которые соответствуют этапам нравственного воспитания учащихся и предполагают использование методов усвоения нравственных ценностей на основе триады: беседа-диалог-задание.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в практике общеобразовательной школы методики нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России». Разработана, апробирована и внедрена в практику географического образования программа элективного курса «Я — Россиянин». Материалы исследования могут использоваться учителями географии, педагогами дополнительного образования, в методической подготовке студентов естественно-географических факультетов педагогических вузов, в системе повышения квалификации учителей географии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается: использованием теоретико-методологических положений при обосновании методической системы нравственного воспитания при изучении курса «География России" — выбором методов исследования, адекватных поставленным целям и задачамвсесторонним анализом полученных данныхпрактическим доказательством основных теоретических положений в опытно-экспериментальной работе.

Основные, положения, выносимые на защиту:

Г. Теоретико-методологические основания конструирования методической системы нравственного воспитания учащихся, представленные аксиологическим, культурологическим и личностно-ориентированным подходами, идеями диалога культур, личности как субъекта общения, патриотизма и гражданственности, а также принципами, которые обеспечивают их реализацию при изучении курса «География России».

2. Методическая система, включающая целевой компонент, предполагающий нравственное воспитание учащихся в единстве цели-идеала, цели-средства и личностной целисодержательный, состоящий из познавательного, аксиологического, практико-созидательного и личностного аспектов, что соответствует культурологической направленности изученияпроцессуальный компонент, обеспечивающий трансформацию содержания в личностно-значимое на основе последовательного становления нравственного отношениятехнологический, предполагающий реализацию технологии ситуаций нравственного взаимодействия, на основе использования методов усвоения нравственных ценностей, диалогов нравственного взаимодействия, заданий-упражнений и бесед нравственно-ориентированного характерарезультативно-оценочный, направленный на оценку сформированности познавательного, аксиологического, практико-созидательного аспектов содержания и выявление уровней нравственных отношений.

3. Методические условия нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России»: последовательность изучения, представленная четырьмя этапами — нравственно-мотивационным, нравственного осмысления, нравственного становления, нравственно-рефлексивнымтехнология ситуаций нравственного взаимодействияэлективный курс нравственной направленности «Я — Россиянин».

4. Методические рекомендации по нравственному воспитанию учащихся при изучении курса «География России» и элективного курса «Я — Россиянин».

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода (№№ 24, 54) и Нижегородской области (Ягубовская СОШ, Ардатовская СОШ, Размазлейская СОШ). Материалы диссертационного исследования обсуждались на конференциях международного, регионального и городского уровней. По материалам диссертационного исследования осуществлялась публикация статей в научных сборниках, докладах на методологических семинарах и заседаниях кафедры физической географии и геоэкологического образования ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет». Проверка и внедрение методики нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» осуществлялась посредствам создания авторских методических рекомендаций.

Структура диссертации определена последовательностью решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

1. На основании анализа и обобщения научно-географической, психолого-педагогической и методической литературы по проблематике исследования нами была сконструирована и апробирована методическая система нравственного воспитания школьников 8 класса при изучении школьного курса «География России», на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом в соответствии с научно-географическими, психолого-педагогическими и методическими основаниями, представленными, в первой главе.

2. Теоретико-методологический уровень методической системы представлен следующими подходами: аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный, которые реализуются на основе идей: «диалога культур», личности как субъекта общения, патриотизма и гражданственностиа так же дидактическими принципами: историзма, одухотворённости образовательного процессаэмоционально-чувственного познаниявоспитывающего обученияперсонификацииродиноведениянравственного выбораприродои культуросообразностидиалогичностипатриотизмадуховной укоренённости.

3. Методический уровень конструирования методической системы нравственного воспитания школьников при изучении курса «География России» составил единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов, разработка которых осуществлялась на основании указанных выше подходах и дидактических принципах.

4. Целевой компонент представлен триадой целей. Цель-идеал направлена на формирование географической культуры личности. Цель-средство определяется через планируемые результаты усвоения научного содержания. Цель-субъект направлена на развитие нравственного отношения школьников к природе своей Родины. Содержательный компонент методической системы представлен познавательным, аксиологическим, практико-созидательным и личностным компонентами. Процессуальный компонент методической, системы отражает этапы нравственного воспитания школьников: Iнравственно-мотивационный этапII — этап нравственного осмысленияIIIэтап нравственного становленияIV — нравственно-рефлексивный этап.

5. Технологический компонент методической системы основан на использовании педагогических ситуаций структурно состоящих из четырёх этапов: мотивационного, содержательно-операционного, коммуникативного и рефлексивного. Технология построена на четырёх последовательных этапах представленных ситуациями нравственного взаимодействия: нравственного означивания, нравственного осознания, нравственного выбора и нравственной рефлексии.

6. Результативно-оценочный компонент предполагал выявление сформированное&tradeнаучного содержания (по критериям полноты и глубины), ценностного отношения к своей Родине (по критерию доминантности), праксиологического отношения (по критерию интенсивности), уровней сформированности нравственных отношений.

7. Разработана, обоснована и апробирована программа авторского элективного географического курса «Я — Россиянин» для учащихся 8 класса.

8. В ходе экспериментальной работы подтверждено, что реализация разработанной методической системы нравственного воспитания при изучении курса «География России», а также включение в образовательный процесс элективного курса «Я — россиянин» способствует развитию ценностных отношений школьников. Полученные результаты эксперимента дают возможность сделать вывод о положительной динамике в развитии нравственного отношения учащихся к своей Родине. Интерпретация результатов эксперимента указывают на эффективность разработанной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Установлено, что обращение к нравственным ценностям является главной отличительной чертой нашего времени, важнейшим принципом государственной политики в области образования. Данное положение актуализирует проблему нравственного воспитания в школьном географическом образовании, имеющем значительный нравственный потенциал. Выявлено, что особую актуальность нравственное воспитание приобретает в школьном курсе «География России», поскольку он завершает географическое образование в основной школе и имеет уникальные возможности для развития нравственных отношений и ценностей, связанных с гражданственностью и патриотизмом, отражающих осознание принадлежности к своей стране, её истории и культуре, любви к Родине и ответственности за её настоящее и будущее.

2. Выявлены теоретические основы нравственного воспитания при изучении курса «География России». Анализ теоретических исследований позволил осуществить корреляцию философских, научно-географических, психо лого-педагогических и методических оснований в контексте аксиологического, культурологического, личностно-ориентированного подходов и ценностных идей, результаты которой использованы при разработке и обосновании методической системы и методических условий нравственного воспитания учащихся в курсе «География России».

3. Сконструирована методическая система нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России», представленная на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень отражает философские, научно-географические, психолого-педагогические и методические основы, представлен аксиологическим, культурологическим* и личностно-ориентированным подходами. Реализация данных подходов осуществляется на основе идей: диалога культур", личности как, субъекта общения, патриотизма и гражданственностидидактических принципов: принцип историзма, одухотворённости образовательного процесса, эмоционально-чувственного познания, воспитывающего обучения, персонификацииродиноведения, нравственного выбора, природои культуросообразности, диалогичности, патриотизма, нравственной укоренённости.

4. Методический уровень нравственного воспитания при изучении курса «География России» составил единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент представлен целью-идеалом — формирование географической культуры личностицелью-средством — планируемые результаты усвоения научного содержанияцелью-субъектом — развитие у учащихся нравственного отношения. Содержательный компонент представлен познавательным, аксиологическим, практико-созидательным и личностным аспектами, отражающими функции географической культуры в образовании. Процессуальный компонент методической системы базируется на поэтапном формировании нравственного отношения, состоящим, по А. И. Шемшуриной из четырёх этапов: нравственно-мотивационного, нравственного осмысления, нравственного становления, нравственно-рефлексивного. Технологический компонент нравственного воспитания реализует технологию ситуаций нравственного взаимодействия и представлен ситуациями нравственного означивания, нравственного осознания, нравственного выбора, нравственной рефлексии. Структура ситуации представлена четырьмя компонентами: мотивационный, содержательно-операционный, коммуникативный и рефлексивный. Ситуация нравственного взаимодействия на каждом из этапов нравственного воспитания реализуется в контексте методов, построенных на основе механизмов усвоения нравственных ценностей: эмоционально-ценностного акцентирования, пробуждения нравственных эмоций, эмоционально-ценностных противопоставлений, нравственной самореализации. Результативно-оценочный компонент методической системы ориентирован на выявление усвоения знаний в соответствии с планируемыми результатами, развития ценностного отношения и внутренней мотивации к деятельностиуровней сформированности нравственных отношений.

5. Определены, обоснованы и реализованы методические условия, представленные: последовательностью нравственного воспитания учащихсятехнологией ситуаций нравственного взаимодействиясозданием и реализацией программы элективного курса «Я — Россиянин».

6. Экспериментально подтверждено, что реализация разработанной методики нравственного воспитания при изучении курса «География России» позволяет достичь высокого уровня сформированности познавательного компонента научного содержания, обеспечивает становление субъективно-непрагматического ценностного отношения, развивает мотивацию практико-созидательной деятельности, способствует развитию сознательных нравственных отношений. Полученные результаты педагогического эксперимента подтверждают положения выдвинутой гипотезы.

7. Перспективы дальнейшего исследования связываются с подготовкой учителей географии по проблеме нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. А. Происхождение имён рек и озёр. — М.: Наука, 1985. — 144 е., ил. — (Серия «Человек и окружающая среда»).
  2. , Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 2006, № 5. — 317.
  3. Аристотель. Этика / Аристотель- Пер. Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер- Вступ. ст. Ф. X. Кесседи. М.: ACT, 2006. — 494 с.
  4. , Д.Л. Наука о ландшафте: (основы теории и логико-математические методы). М.: Мысль, 1975. — 287 с.
  5. , Д.Л. Нам и внукам, М.: Мысль, 1964. 183 с.
  6. , В. К. В дебрях Уссурийского края. — М.: Современник, 1983. —349 с.
  7. , Г. Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе / Г. Б. Аскарова // Педагогика. 2005, № 1. — С. 37−44.
  8. , А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  9. , А. Г., Богуславский, М. В., Данилюк, А. Я. и др. О федеральном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / А. Г. Асмолов, М. В. Богуславский, А. Я. Данилюк и др. // Педагогика. 2008, № 10. — С. 9−28.
  10. , А. Ф. Нравственность и одухотворённое образование / А. Ф. Ахматов // Педагогика. 2003, № 8. — С. 35−41.
  11. , А. В. Н. Г. Дебольскнй о нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. 2005, № 2. -С. 67−78.
  12. , H. Н. Исторический обзор учебников географии (18 761 934). М., Географгиз. Л.: 1954. 502 с.
  13. , И. И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведении. 5-е изд. — М.: Дрофа, 2009. — 288 с.
  14. , А. С. Вопросы методики и истории географии / А. С. Барков.-М., 1961.-236 с.
  15. , В. А., Черных, А. П., Певчева, Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя / В. А. Беляева, А. П. Черных, Т. В. Певчева. // Педагогика. 1998, № 5. — С. 67−69.
  16. , М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / Под ред. И. Г. Фролова. М., 1986. С. 108 — 222.
  17. , М.М. Творчество и наследие М.М.Бахтина в контексте мировой культуры. Т II / Сост., и коммент. К. Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2002.-712 с.
  18. , Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий / Бессонов Борис Николаевич. М.: НОРМА, 2006. — 319 с.
  19. , В. С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. -64 с.
  20. , В. А., Гуминицкий, Г. Н., Цырлина, Т. В. Нравственное воспитание. Издательство Воронежского университета, 1990. — 142 с.
  21. , А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та 1988.- 188 с.
  22. , Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Между нар. пед. акад., 1995.-209 с.
  23. , JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование.) М., «Просвещение»,!968. 464 с.
  24. , Л. И., Славина, Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — М.: «Знание», 1979. 96 с.
  25. , В. С. Принципы нравственного воспитания в народной педагогике белорусов / В. С. Болбас // Педагогика. 2009, № 10. — С. 86−95.
  26. , Е. В., Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 199. — 560 с.
  27. , Г. А. Преодоление морали, или Парадоксы «нравственного искусства». М.: Знание. — 1991. — 64 с (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика" — № 8).
  28. , Н. Ф. Философия / Бучило Нина Фёдоровна, Чумаков Александр Николаевич. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004 — 427 с.
  29. , А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. 2006, № 2. — С.37−42.
  30. В поисках нового мировоззрения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. -М.: Знание, 1991.-672 с.
  31. , Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму / Л. И. Василенко // Вопросы философии. 1995, № 3.-С. 37−46.
  32. , Ю. А. Культурный ландшафт как объект наследия / Ю. А. Веденин // Культурная география. М., 2001. — 192 с.
  33. , А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997, № 6. -с.31−36.
  34. , Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. 2008, № 9. — С. 108−113.
  35. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. 248 с.
  36. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина,
  37. А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. 3-е изд. стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  38. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И. С. Якиманская, В. С. Столетнев, И. Я. Каплунович и др.- Под ред. И. С Якиманскй. М.: Педагогика, 1989. — 221 с.
  39. , А. Г. История и философия науки: Учеб. пособие для аспирантов / Войтов Александр Георгиевич. М.: Дашков и К, 2005. -691с.
  40. , И. Е., Шачина А. Ю. Идеи нравственного воспитания И. Канта и немецкая педагогика XIX в. / Н. Е. Воробьёв, А. Ю. Шачина // Педагогика. 2005, № 8. — С. 102−107.
  41. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа. 1998. — 208 с.
  42. , Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже веков. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 235 с.
  43. , Б. Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 2006, № 10. — с. 3−10.
  44. , Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1989. — 536 с. (Психология: классические труды).
  45. , И. А., Метлик, И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. 2009, № 10. — С. 36−46.
  46. География. Россия: учеб для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов и др.- под ред. А. И. Алексеева- Рос, акад. Образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2008. — 271 с.
  47. География: Программа. 6−10 классы общеобразовательных. учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007. — 80 с.
  48. , И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. Т. 1.С. 133−138.
  49. , Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта 1998. — 432 с.
  50. , М. В. Духовные доминанты современного отечественного образования / М. В. Глебова // Педагогика. 2009, № 6. -С. 45−48.
  51. , Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии: Пер. с англ. / Авт. Предисл. С. В. Федулов. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  52. , Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998, № 5. — С. 42−45.
  53. , JI. И. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний / Гриценко Л. И. // Педагогика. 2006, № 2. -С. 89−96.
  54. , А. Ф. Аналитическая философия / Грязнов Александр Федосеевич. М.: Высш. шк., 2006. — 375с.
  55. , Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: учеб. пособие: Допущено М-вом образования РФ. В 2-х томах / Гудинг Дэвид, Леннокс Джон- Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. -Ярославль: НОРД, 2004.
  56. , Л. Н. От Руси к России / Лев Гумилёв. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005.-396 с.
  57. , К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  58. , Э. А., Грабовский, С. И. Философия и жизнь: Воображаемый диспут о реальных проблемах. М.: Знания, 1989. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия" — № 6).
  59. , В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  60. , С. А. Что в имени твоём, Байкал? Новосибирск: Наука, 1982.- 110 с.
  61. , М. П. Воспитательная направленность социальной работы / М. П. Гурьянова // Педагогика. 1997, № 6. — С. 49−53.
  62. , А. А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1979. -223 с.
  63. , А. А. Социальная природа нравственности. М.: Издательство Московского университета, 1974. — 158 с.
  64. , А. А., Апресян, Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 1999. -472 с.
  65. , К. Д. Национальные и религиозные компоненты культуры / К. Д. Давлетшин // Педагогика. 2003, № 6. — С. 74−81.
  66. , В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.
  67. , М. А. Дидактика К. Д. Ушинского / Под редакцией Е. Н. Медынского. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1948.- 172 с.
  68. , А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика. 2008, № 9. -С. 88−92.
  69. , А. Я., Кондаков, А. М. Воспитание и социализация младших школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. -2009, № 5.-С. 7−27.
  70. , А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика- 2009, № 4. — С. 55−64.
  71. , А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. 2009, № 9. — С. 14−23.
  72. , A.B. Методика преподавания географии // A.B. Даринский. М.: Просвещение, 1975. — 386 с.
  73. , H.H. Методика изучения экологических проблем в школьном курсе География России»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Н. Новгород, 2004. — 24 с.
  74. , H.H. Проблемный личностно-ориентированный подход в геоэкологическом образовании. Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье»», 2005. — 110 с.
  75. , H.H., Панасенкова, O.A. Моя Родина Россия: Учебное пособие. — Н. Новгород: Деловая Полиграфия, 2008. — 139 с.
  76. , С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310 с.
  77. , Дж. Введение в философию / Пер. с итал., вступ. статья, комент., указатель А. JI. Зорина. СПб.: Алетейя, 2000. — 470 с.
  78. , Е. Н., Захлебный, А. Н. Культурологический подход к общему экологическому образованию / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Педагогика. 2009, № 9. — С.35−43.
  79. , Е. М. Программа по географии для 6−10 классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010. — 56 с.
  80. , О. Г. Моральная философия: Избр. Труды / Сост. Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. — 523 с.
  81. , В. П., Кондаков, А. М. Новый стандарт общего образования идеологический фундамент российской школы / В. П. Дронов, А. М. Кондаков // Педагогика. — 2009, № 4. — С. 22−26.
  82. , А. Г. География культуры: теоретико-методологический аспект. Ростов н/Д.: Географическое общество АН СССР, 1989.- 101 с.
  83. , И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. М.: ООО «Издательствово Астрель»: Издательство ACT», 2004. — 203 с.
  84. , Дж. Психология и педагогика мышления (как мы мыслим). Перевод с английского Н. М. Никольской. Редакция Ю. С. Рассказова. -Издательство «Лабиринт». М.: 1999. — 192 с.
  85. , М. И. Психологический энциклопедический словарь. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
  86. , Л.В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. -М.: Высш. шк., 2007. 383 с.
  87. Закон Российской Федерации «Об образовании» М., 1992. — 59 с.
  88. , Д. Н. Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития / Д. Н. Замятин //Общественные науки и современность, 2010, № 4. С. 126−138.
  89. , А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А. В. Засимовский // Педагогика. 1998, № 7.-С. 74−76.
  90. , И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев // Советская педагогика. 1983. — № 12. — С.12−18.
  91. , А.Г., Лапин, Н.И. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин /Под общ. ред. Н. И. Лапина — М.: Высш. шк., 2006. 783 с.
  92. И. Л. Основы этики. М.: ТетраСистемс, 1998. — 496 с.
  93. , И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  94. , В. П., Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  95. , В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. — 126 с.
  96. ЮО.Ивин, А. А. Современная философия науки / Ивин Александр Архипович. М.: Высш. шк., 2005. — 592 с.
  97. , В. В. Философская антропология: Учеб. пособие / Ильин Виктор Васильевич. М.: Кн. дом «Университет», 2006. — 231 с.
  98. , И. А. Философия права. Нравственная философия. Соч. в 2 т., Т.1. М.: Изд-во «Медиум», 1993. — 511 с.
  99. ЮЗ.Инхильдер, Б., Пиаже Ж. Психология ребёнка. 18-е изд. — СПб.: Питер, 2003.- 160 с.
  100. , А.Г. Теория и методология географической науки. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 285 с.
  101. Историческая география: Курс лекций / Составители: Солнцев Н. И., Дорофеев Ф. А. Н. Новгород: Изд-во «Зона Плюс», 2004. — 304 с.
  102. История философии: Учеб. пособие для вузов / Волкова А. Н., Горнев В. С., Данильченко Р. Н. и др. -М.: ПРИОР, 2001. 368с.
  103. , М. С. Философская теория ценностей. СПб.: 1997. — 205с.
  104. , Г. С. География («Моя Россия»). Учебник для 8-го класса / Г. С. Камерилова, JI. И. Елховская, О. А. Родыгина. М.: Баласс, 2010.-320 с.
  105. , И. Основы метафизики нравственности. М.: Изд.-во «Мысль», 1999. — 1472 с.
  106. , Р. С. Человек и его жизнедеятельность. М.: Знание, 1988. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия" — № 4).
  107. , В. Е. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ / В. Е. Кемеров. М.: Акад. Проект, 2004. -381с.
  108. , В. Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина-Добро-Красота» / В. Н. Клепиков // Педагогика. 2006, №.2. С. 29−36.
  109. , В. О. О русской истории: сборник. / Василий Осипович Ключевский- сост. В. В. Артемов — ред. В. И. Буганов. М.: Просвещение, 1993. — 574 с.
  110. , Е. М. Гуманитарная география России. М.: JIA «Варяг», 1995.-448 с.
  111. , Г. М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. — 528 с.
  112. , Э. П. Нравственное образование в средней школе /
  113. П. Козлов // Педагогика. 2008, № 9. — С. 104−107.
  114. , И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И. А. Колесникова // Педагогика. 2008, № 9. -С. 25−32.
  115. , И. А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998, № 8. — С. 56−62.
  116. , Д. В. Общество (психология связей и отношений): Учеб пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 768 с.
  117. , А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. 2008, № 9. — С. 13−19.
  118. , Н. А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  119. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007. — 79 с.
  120. , В. М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // В. М. Коротов // Педагогика. 1997, № 5. — С. 46−51.
  121. , В. И. Духовная антропология / В. И. Косик // Педагогика. -2000, № 2.-С. 103−105.
  122. , JI. А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России / JI. А. Кудаева // Педагогика. -1998,№ 8.-С. 69−74.
  123. , М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999, № 6. -С. 3−11.
  124. , М. Н. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 2004, № 4.-С. 3−10.
  125. Кузьмина, С. JI. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания / С. JI. Кузьмина // Педагогика. 1999, № 2. — С. 76−81.
  126. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А. А. Радугин. М.: Библиотека, 2007. — 304 с.
  127. , В. В. Экология и эсхатология. / В. В. Курашов. // Вопросы философии. 1995, № 3. С. 29−36.
  128. , С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 126 с.
  129. , Н. В. Новый человек и новое общество: Моногр. / Левенков Николай Васильевич. 3-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Гладкова, 2005.-393 с.
  130. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  131. , И.Я., Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1982. — 386 с.
  132. А. А. Тесты. География. 6−10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А, Летягин. М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. — 284 с.
  133. , А. Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) / А. Е. Лихачёв // Педагогика. 2001, № 3. -С. 33−36.
  134. , Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  135. , А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  136. , В. А. Человек и природа (соц.-филос. аспекты экологич. проблем). М.: Политиздат, 1978. — 224 с.
  137. , В. И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодёжи / В. И. Лутовинов, Е. Г. Полетаев // Педагогика.1998, № 5.-С. 46−51.
  138. , Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / Н. Н. Макарцева // Педагогика. 1998, № 1. -С. 81−86.
  139. , В. П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся / В. П. Максаковский // Педагогика. 1997, № 5. — С. 56−58.
  140. , В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. М.: Просвещение, 1998. -416 с.
  141. , С. Е. Памятники древнетюркской письменности: Тексты и исследования / АН СССР. Институт языкознания. М.-Л.: АН СССР, 1951. — 116 с.
  142. , И. С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  143. , С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания / С. И. Маслов // Педагогика. 2008, № 9. — С. 46−50.
  144. , А. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А. М. Вступительная статья Акулиной Н. Н. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  145. , А. Новые рубежи человеческой природы / пер с англ. -М.: Смысл, 1999. 425 с.
  146. , Я. Г. Основы страноведения. М.: Просвещение, 1999. -268 с.
  147. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Гребёнкина, Е. М. Аджиева, О. В. Ерёмкина и др.-под ред. В. А. Сластёнина. 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008 — 160 с.
  148. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, A.A. Летягин и др.- под ред. И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2007. — 509 с.
  149. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. географ, спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Под ред. Л. М. Панчешниковой. М.: Просвещение, 1997. — 320 с.
  150. Мир философии: Кн. для чтения. В 2-х ч. Ч I. Человек, общество, культура. -М.: Политиздат, 1991. — 672с.
  151. Мир философии: Кн. для чтения. В 2-х ч. Ч II. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. -624с.
  152. , H. Н. Земля русская. М.: Молодая гвардия, 1947. -296 с.
  153. , Н.В. Нижегородский топонимический словарь / Н. В. Морохин. Н. Новгород: КиТиздат, 1997. — 216 с.
  154. , Л. Е. Философская антропология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. М-вом образования РФ / Моторина Любовь Евстафьевна. М.: Высш. шк., 2003. — 255 с.
  155. , Э. М. Очерки топонимики. М.: Издательство «Мысль», 1974. — 382 с.
  156. , Э. М. Слово о карте / Худож. Е. К. Васильева. М.: Армада-пресс, 2001. — 448 с.
  157. , В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодылева / Вступительная статья А. А. Бодылева. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 368 с.
  158. , Н. И. Опыт исторической географии русского мира./ Библиотека для чтения, 1937. С. 28.
  159. , О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М.: Знание, 1989.- 64с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия" — № 12).
  160. Настольная книга учителя географии / Авт.-сост. Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 302 с.
  161. , Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  162. , Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
  163. , Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  164. , Н. Д. Духовно-нравственная культура и российская школа / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2009, № 3. — С. 3−8.
  165. , Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2008, № 9. -С. 3−12.
  166. , Н. Д. Нравственные уроки православия / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1997, № 3. — С. 3- 9.
  167. , Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Методология педагогики. Сборник статей. Часть III. -М.: «Педагогика», 1999. С. 3−14.
  168. , JI. Е. Социальное воспитание детей фактор стабильности общества / Л. Е. Никитина // Педагогика. — 1998, № 7. -С. 36−41.
  169. , В.В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии: Учеб. пособие / В. В. Николина. Н. Новгород, 1999. — 90 с.
  170. , В.В. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде / В. В. Николина. Н. Новгород: 1996. — 56 с.
  171. , В. А. Краткий топонимический словарь. М.: Мысль, 1966.- 509 с.
  172. , С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковик, 1999. — 944 с.
  173. Основы конструктивной географии / И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, Ю. А. Исаев и др.- Ред.-сост JI. С. Абрамов- Под ред. И. П. Герасимова, В. С. Преображенского. М.: Просвещение, 1986. — 287 с.
  174. Основы современной философии. М.: Гардарики, 2007. — 735с.
  175. Основы философии: Ученик / Под общ. ред. А. Е. Ерыгина. М.: Наука-Пресс, 2007. — 447с.
  176. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Просвещение, 1988. — 128 с.
  177. , А. С. Альтернативно ли «альтернативное общество»? -М.: Знание, 1987.-64с.
  178. , С. Ш. Наука и нравственное воспитание: Моногр. М.: Высш. шк., 1984.-152 с.
  179. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
  180. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  181. , К. М., Жиров А. И. География. Экология. Культура: Учеб. пособие. СПб.: Химиздат., 1995. — 384 с.
  182. , H.H. Настольная книга учителя географии. 6−11 классы / H.H. Петрова, Д. В. Новенко. М.: Эксмо, 2008. — 592 с.
  183. , A.B. Вопросы теории и истории психологии / A.B. Петровский. М.: Просвещение, 1984. — 428 с.
  184. , A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности / A.B. Петровский. Ростов н/Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  185. Пиаже, Жак. Суждение и рассуждение ребёнка: перевод. СПб.: СОЮЗ, 1997.-286 с.
  186. , К. С. Социальная философия: Учеб. для гуманит. вузов: Рек. Северо-Зап. отд. Рос. Академии образования / Пигров Константин Семёнович- С.-Питерб. гос. ун-т. СПб.: СПбГУ, 2005. — 296 с.
  187. , В. С. Бытийный географизм и географическая наука / В. С. Преображенский // Изв. РАН. Сер. геогр. М.: 1993., № 3. — С. 40−53.
  188. , В. С. Поиск в географии: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  189. , В. С. Я географ. Из Творческого наследия / В. С. Преображенский. — М., 2001. — 292 с.
  190. , В. С., Александрова, Т. Д., Максимова, Л. В. География в меняющемся мире. Век XX. Побуждение к размышлению. -М.: ИГРАН. 1997.-273 с.
  191. , В. С., Александрова, Т. Д. Материалы к истории отечественной географии XX века. М.: ИГРАН. 1994. — 91 с.
  192. Программно-методические материалы. География 6−9 кл. / Сост В. И. Сиротин. 4-е изд., доп.- м.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  193. Программы общеобразовательных учреждений. География 6−10 классы. — М.: Просвещение, 1996. 189 с.
  194. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — 336 с.
  195. , В. Б. Симагин, Ю. А. Тестовые задания по географии: 6−10 кл. М.: Просвещение, 1999. — 144 с.
  196. Раковская, Э М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1997. — 301 с.
  197. , H. Н. Геоэкология и природопользование: для студ. вузов, обучающихся по спец. 32 500 География / Николай Николаевич Родзевич. Москва.: Дрофа, 2003. — 255 с.
  198. , H. Н. Охрана и преобразование природы: учеб. пособие для студентов геогр. специальностей пед. ин-тов / Николай Николаевич Родзевич и Константин Васильевич Пашканг. М.: Просвещение, 1979. -239 с.
  199. , Ю. В. Словарь терминов: (общеобразовательный тезаурус): Мораль, Нравственность. Этика. М.: Флинта: Наука, 2002. — 88 с.
  200. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Под ред. А. П. Горкина. М., 1999. — 568 с.
  201. , C.JI. Основы общей психологии: Учебник / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 712 с.
  202. , Н.Д. Древнерусский язык: Учебное пособие для филологических и исторических университетов и педагогических институтов / Русинов Николай Дмитриевич. М.: Высшая школа, 1977. -208 с.
  203. Русские пословицы и поговорки / Сост. Барсеньева К. Г. М.: Центр полиграф, 2009. — 383 с.
  204. С чего начинается личность / Под общ. ред. Косолапова. 2-е изд.- М.: Политиздат, 2983. — 360 с.
  205. , Е. М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании / Е. М. Сафронова // Педагогика. 2003, № 3.-С. 38−44.
  206. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Дрофа, 1998. — 256 с.
  207. , М. «Мы славяне»: Популярная энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 560 с.
  208. , Т. А. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения личности к миру: Монография. Н. Новгород.: ВГНПУ, 2006. — 115 с.
  209. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1971. 127 с.
  210. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. 95 с.
  211. , В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 480 с.
  212. , В. А. Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
  213. , В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для ст. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластёнина: в 2 ч. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 286 с.
  214. , В. И. Духовные проблемы человека в современном мире / В. И. Слободников // Педагогика. 2008, № 9. — С.33−39.
  215. Словарь иностранных слов. / Сост. Т. С. Кудрявцева, Л. С. Пухаева, Р. А. Арзуманова. М.: ЮНВЕС. — 2001. 384 с.
  216. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов. М.: ИНФРА-М, 2007. — 729с.
  217. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород: Изд. Волго-Вят. кадрового центра, 1992. — 128 с.
  218. Современные технологии в обучении географии: Коллективная монография / Под ред. В. П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А .И. Герцена, 2007. — 208 с.
  219. , С. В. Социальная философия / Соколов Сергей Васильевич. М.: Юнити, 2003. — 440с.
  220. , В. С. Сочинения в 2т. Т.1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги- Примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль. 1990.-892 с.
  221. , В. С. Сочинения в 2т. Т.2 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги- Примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль. 1990.-822 с.
  222. , А. Г. Философия: Учеб. для студентов вузов. Рек. М-вом образования РФ / Спиркин Александр Георгиевич. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2007. — 735с.
  223. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост.: Ерасов Б. С. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 556с.
  224. Структура морали и личность. / Под ред. С. А. Анисимова (руководитель авт. коллектива) и Р. Миллера. М., «Мысль», 1977.- 174 с.
  225. , В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1 / Сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. М.: Педагогика, 1979.-560 с.
  226. , А. А., Свадьбина, Т. В. Духовно-нравственные ориентиры воспитания молодёжи в идейном наследии И. А. Ильина. -Н. Новгород.: Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК. 2000 .-32 с.
  227. , А. А. Патриотизм. Проблемы патриотизма в русской философии XIX XX веков: Учебное пособие. — Нижний Новгород, 2002. -87 с.
  228. , Г. С. Заметки по истории географии. М.: УЧПЕДГИЗ, 1947. — 220 с.
  229. , Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1996. — 235 с.
  230. , Л. Л. Как возникли географические названия Горьковской области. Горький.: Горьковское книжное издательство, 1962. — 192 с.
  231. , В. В. Путь к мудрости: Философия для юношества в изречениях и афоризмах. Н. Новгород, НГПУ, Нижегородский гуманитарный центр, «Творец», 1994. — 310 с.
  232. , Я. С. Духовность как объект методологического рассмотрения / Я. С. Турбовский // Педагогика. 2009, № 9. — С. 3−13.
  233. Учебные стандарты школ России. Общие стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2 Математика. Естествнно-научные дисциплины / Под ред. В. С.
  234. , Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. м.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. — 336 с.
  235. , К. Д. Избранные труды В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский- сост., вступ. ст., примеч. и комент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. — 638 с.
  236. , К. Д. Избранные труды В 4 кн. Кн. 2: Человек как предмет. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский- сост., вступ. ст., примеч. и комент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. — 557 с.
  237. , К. Д. Избранные труды В 4 кн. Кн. 3: Русская школа / К. Д. Ушинский- сост., вступ. ст., примеч. и комент. Э. Д. Днепрова. М.: Дрофа, 2005. — 447 с.
  238. , Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новый школы (В условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития) / Д. И. Фельдштейн // Педагогический вестник. -№ 6, 2010. С. 8.-9.
  239. , В. М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание / В. М. Филиппов // Педагогика. 1999, № 3. -С. 65−68.
  240. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А. И. Ракитова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -368 с.
  241. Философский словарь / Под общ. ред. А. П. Ярещенко. Ростов Н/Д: Феникс, 2004. — 555 с.
  242. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  243. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  244. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ, изд. под ред. Г. Шмикоффа / пер. с нем. / общ. ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003. — 575 с.
  245. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция Л. Ф. Ильичёв, Г. Н. Федосеев, Е. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия., 1983. — 840 с.
  246. , А. А. Археологические путешествия. М.: Издательство Наука. — 1974, 120 с.
  247. , Б. И. Без географии нет полноценной культуры / Б. И. Фридман //Педагогическое обозрение, 1998, № 1. С. 126−136.
  248. , Л. И. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. Для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пучинина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  249. , Л. И. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. И. Фридман. М.: Изд-во института психологии, 2004. — 478 с.
  250. , Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся / Л. М. Фридман // Педагогика. 1997, № 4. — С. 63−65.
  251. , И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для класс руководителей. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  252. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. И доп. М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  253. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н. К. Шабанов, О. Т. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина. М.: Академический проект: Трикста, 2005. — 480 с.
  254. , О. В. Психология подростка: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -160 с.
  255. , С. Л. Опыт формирования деловых качеств личности / С. Л. Чернер // Педагогика. 1998, № 5. — С. 28−34.
  256. , Г. П. Роль музейной педагогики в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе / Г. П. Шалфицкая // Геологическое образование средствами музея: Коллективная монография. Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007. С.24−31.
  257. , А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. И поел. А. А. Гусейнова- Общ. ред. А. А. Гусейнова и М. Г. Селезнёва.- М.: Прогресс, 1992. 576 с.
  258. , А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей. 1993.-512 с.
  259. , А. И. Книга для подростков 7−8 классов. От нравственнго выбора к жизненному пути / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. 2008, № 8. — 96 с.
  260. , А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. -2008, № 5.-С. 5−40.
  261. , Г. Н. География Роеси. Природа 8 класс: Метод, пособие.- СПб.: «Паритет», 2001. 256 с.
  262. , Д. Б. Избранные педагогические. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 224 с.
  263. Этика. Учеб. пособие для студентов вузов: Допущено М-вом образования Республики Беларусь / Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. 4-е изд., перераб. и доп. — Минск.: Новое знание. — 2006. -583 с.
  264. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Дрофа, 1996. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой