Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление состоянием обучаемого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основное управление состоянием учащегося осуществляется с помощью суггестивного воздействия по определенной схеме. Перед каждым сеансом обучения для ввода обучающегося в необходимое состояние воспроизводят предварительно записанные на пленку речевые сигналы суггестивных формул, в частности сигналы программированного аутотренинга. Эти речевые сигналы воспроизводятся на фоне функциональной музыки… Читать ещё >

Управление состоянием обучаемого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основное управление состоянием учащегося осуществляется с помощью суггестивного воздействия по определенной схеме. Перед каждым сеансом обучения для ввода обучающегося в необходимое состояние воспроизводят предварительно записанные на пленку речевые сигналы суггестивных формул, в частности сигналы программированного аутотренинга. Эти речевые сигналы воспроизводятся на фоне функциональной музыки, содержащей ритмы биопроцессов обучаемого. Речевые сигналы программы релаксации сопровождаются музыкой в ритме биопроцессов спящего человека, сигналы программы тонизации осуществляются под музыку, в ритмах биопроцессов бодрствующего человека (ритмы дыхания, пульса и электроэнцефалограммы).

Ритмы перечисленных биопроцессов обучаемого синхронизируются с ритмами музыкального фона. Сигналы речевых суггестивных формул сочетаются с отсроченными сигналами вероятностного подкрепления физическими раздражителями. Сигналы суггестивного управления при обучении воспроизводятся во временные интервалы между сигналами учебной информации, а сигналы субсенсорного управления (для неосознаваемого восприятия) — одновременно с сигналами учебной информации. Сигналы функциональной фоновой музыки воспроизводятся в течение всего обучения.

Эффективность управления состоянием контролируется тестами по реакции, регистрируемой с помощью кнопочных датчиков. В случае отклонения состояния от необходимого включается корректирующая программа управления состоянием, например тормозящая или возбуждающая. В корректирующую программу могут включаться суггестивные (типа формул аутогенной тренировки) речевые сигналы, направленные на тонизацию и релаксацию и сочетаемые с сигналами функционального музыкального фона, а также субсенсорными суггестивными сигналами.

В курсе обучения используется особое психофизиологическое состояние обучаемого, которое соответствует новому функциональному уровню, новому балансу компенсаторных механизмов. Только при этом условии возможно преодоление психологических барьеров.

Усиленный сон-отдых и релаксация используются для подготовки необходимого состояния, повышения эффективности сеансов гипермнезии и улучшения условий перевода информации из кратковременной в долговременную память. На рис. 13 показана диаграмма изменения уровня бодрствования на примере одного сеанса. Уровень бодрствования снижается в интервалах управляемой релаксации, но в течение сеанса обучения достигает большей величины, чем в перерывах между сеансами.

Субъективные показатели уровня бодрствования U в течение одного сеанса обучения I суггестокибернетическим методом.

Рис. 13. Субъективные показатели уровня бодрствования U в течение одного сеанса обучения I суггестокибернетическим методом

Корректировка состояния в исключительных случаях возможна с помощью электростимуляции биологически активных точек (электропунктура). Для корректировки необходимого состояния кроме суггестивного воздействия перед сеансами обучения осуществляется биостимуляция (например, импульсными сигналами) соответствующих биологически активных точек (рис. 14). Так, перед сеансом аутотренинга проводится стимуляция «общеукрепляющих» точек. При отклонении состояния от запрограммированного, которое контролируется датчиками в процессе обучения, могут быть включены дополнительные «тонизирующая» или «тормозная» программы биостимуляции (рис. 15). Использование биостимуляции является крайним средством управления состоянием. Применяется в тех случаях, когда суггестивная стимуляция не дает эффекта. Использование электростимуляции требует медикобиологического контроля.

Тесты на реактивность к электростимуляции биологически активных точек. Используются одни и re же точки, но либо возбуждающий, либо тормозной метод.

Рис, 15. Тесты на реактивность к электростимуляции биологически активных точек. Используются одни и re же точки, но либо возбуждающий, либо тормозной метод: AAD (мм ртст.) изменение артериального давления Состояние обучаемого контролируется с помощью тестов, прерывающих программу обучения. При апробации программы реакция обучающегося на тесты регистрируется датчиками ответов и биореакций, в том числе датчиками идеомоторных реакций (непроизвольных движений). Так, при реализации суггестивно-управляемо го состояния релаксации его показателем является отсутствие непроизвольных движений обучающегося. При реализации тонизирующей программы датчиками измеряется скорость двигательной реакции обучающегося, которая возрастает и упорядочивается при оптимальном тонусе.

Следует отметить, что суггестокибернетический метод требует обязательного использования суггестивного компонента и корректировки учебного процесса по цепи обратной связи. Поэтому он и был назван «суггестокибернетическим». В противном случае при отсутствии названных компонентов в учебном процессе могут возникать «отказы» учащихся, о чем упоминает в работе А. М. Зимичев [см. 89. С. 13—16].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой