Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ряде диссертационных исследований освещены отдельные аспекты индивидуального подхода в подготовке будущего специалиста: обучение студентов способам индивидуализации обучения учащихся (Б.П. Болотин-ская, Н И. Вьюнкова, В. М. Данильченко, Л. Ю. Образцова, Н. И. Руденко и другие) — особенности организации самостоятельной работы студентов (Г.А. Данилочкина, P.C. Семенова, Л.В. Сосновский… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 1. 1. Индивидуализация обучения как составная часть личностноориентированного подхода
    • 1. 2. Активизация учебного процесса дидактическими методами, средствами и приемами обучения
    • 1. 3. Диагностика состояния ориентации учебной работы студентов педагогического колледжа на индивидуализацию обучения
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Индивидуализированные технологии — основа совершенствования дидактической подготовки студентов
    • 2. 2. Реализация идеи индивидуализации обучения в процессе педагогической практики
    • 2. 3. Обсуждение и анализ результатов экспериментального обучения

Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начальная школа стоит в преддверии больших перемен. Обновление базового образования связано с формированием его новой образовательной среды, направленной на свободное профессиональное развитие и саморазвитие будущего учителя.

Как показывает изучение инновационного опыта, поиск педагогическими колледжами новых подходов к профессиональному образованию обусловлен изменением образовательной парадигмы в целом, повлекшей за собой изменения в содержании образования, в педагогических технологиях и методиках, в научно-педагогических основах повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров.

Обращение к проблеме индивидуализации обучения студентов педагогического колледжа обусловлено задачами оптимизации педагогической деятельности в целях активизации и формирования творческой индивидуальности будущего учителя начальных классов.

Анализ педагогической литературы продемонстрировал многообразие подходов к данной проблеме.

В аналитических работах В. Г. Ананьева, B.C. Мерлина, К. К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. ученых понятие индивидуальности рассматривается в тесном единстве с категорией личности, подчеркивается, что индивидуальное своеобразие личности проявляется в деятельности, в поведении.

Индивидуализированная учебная среда для студентов является не только дидактическим условием успешности обучения, но и предметом изучения как профессионального управления учебной деятельностью учащихся. Исследование данного аспекта дидактической подготовки будущих учителей опирается на работы Б. П. Беспалько, E.H. Кабановой-Меллер, М. М. Левиной,.

A.M. Сохора по проблеме моделирования информации и ее логико-дидактического структурирования.

В центре внимания многих ученых и педагогов находятся вопросы совершенствования дидактической подготовки будущих учителей в ходе учебно-воспитательного процесса (М.Я. Виленский, Г. М. Коджаспирова, A.B. Мудрик, В. Д. Тужилин, В. А. Ситаров, Г. Н. Филонов и многие другие).

В работах В. М. Гинецинского, В.А. Кан-Калика, М. М. Левиной, Н. Д. Никандрова, Я. А. Понамарева, В. А. Сластенина, получили отражение вопросы формирования творческой индивидуальности будущего специалиста.

Вопросы конструирования и применения способов и средств индивидуализированного управления учебной деятельностью учащихся школы исследованы А. П. Аристовой, Ю. К. Бабанским, A.A. Кирсановым, P.A. Низа-мовым, Е. С. Рабунским, И. Унт и другими учеными.

Важно отметить, что становление творческой индивидуальности будущего учителя начальных классов предполагает развитие как общих, так и специальных способностей, обусловливающих технологическую готовность к педагогической деятельности и определяющих уровень дидактической компетентности.

Проблема общих и педагогических способностей раскрыта в трудах.

B.А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, В. М. Теплова, A.M. Матюшкина.

Таким образом, в настоящее время создана необходимая теоретическая база для решения проблемы индивидуализации обучения, что связано с формированием как общих, так и педагогических способностей, развитием творческого потенциала и профессиональной мотивации.

Однако, исследования, проводимые учеными по данной проблеме немногочисленны и не имеют еще системного характера.

Не достаточно определены и изучены дидактические условия, необходимые для формирования готовности у будущих педагогов к эффективному применению индивидуализированных технологий в профессиональной деятельности. Не разработаны научно-методические рекомендации по составлению и применению индивидуализированных дидактических заданий, направленных на формирование профессиональных умений по конструированию и индивидуализации учебной информации.

Частично эти вопросы нашли свое отражение в исследованиях А. П. Акимовой, A.A. Деркача, Ю. Н. Кулюткина, В. В. Серикова, Г. С. Фрумкина. Их внимание обращено на дидактические условия, в которых применяются учебно-педагогические задачи для формирования у студентов дидактических умений. Различные аспекты формирования дидактических умений исследованы Ф. Н. Гоноболиным, Н. Ф. Белокуром, Н. В. Кузьминой, C. J1. Левитовым, В. А. Сластениным, Н.М. Черкес-заде.

В ряде диссертационных исследований освещены отдельные аспекты индивидуального подхода в подготовке будущего специалиста: обучение студентов способам индивидуализации обучения учащихся (Б.П. Болотин-ская, Н И. Вьюнкова, В. М. Данильченко, Л. Ю. Образцова, Н. И. Руденко и другие) — особенности организации самостоятельной работы студентов (Г.А. Данилочкина, P.C. Семенова, Л.В. Сосновский) — применение индивидуализированных заданий, стимулирующих профессиональную педагогическую направленность студентов (Г.Н. Межинцева, О. С. Сарычева и другие).

Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы содержательный и процессуальные аспекты индивидуализации обучения студентов педагогического колледжа? Решение ее составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс профессионального образования студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования — индивидуализированные технологии обучения в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой индивидуализация обучения способствует формированию творческой индивидуальности будущего специалиста и повышает результативность профессиональной подготовки в целом, если:

— обеспечивается управление учебной деятельностью студентов, осуществляемое на основе учебно-дидактических заданий исследовательского характера и применения специальных технологических приемов;

— используется индивидуализированная технология обучения, предусматривающая постепенное усложнение дидактических приемов;

— организация дидактического тренинга и осуществление систематического контроля сформированности дидактических знаний и технологических умений.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить содержательные и процессуальные направления индивидуализации обучения как средство активизации учебного процесса педагогического колледжа;

— разработать специальную технологию обучения, ориентированную на индивидуальный уровень технологической готовности к реализации индивидуализированных форм обучения;

— обосновать влияние разработанной технологии обучения на формирование творческой индивидуальности будущего учителя;

— разработать и апробировать методические рекомендации по ориентации студентов на индивидуальное обучение.

Теоретической основой исследования являются философские и педагогические труды В. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л. П. Буевой, JI.H. Кагана, B.C. Мерлина, C.JI. Рубинштейна. Авторами раскрыт феномен индивидуальности, дана содержательная характеристика возрастных этапов развития личности, установлены ведущие виды деятельности, которые являются основанием для индивидуализации обучения.

Общетеоретические аспекты подготовки учителя обоснованы в работах С. А. Архангельского, В. И. Андреева, E.JT. Белозерцева, A.A. Вербицкого, В. М. Вергасова, Л. И. Рувинского, Т. И. Шамовой и др.

В исследованиях A.A. Деркача, ЮН. Кулюткина, Л. Ф. Спирина, Г. С. Сухобской, M.JI. Фрумкина разработаны вопросы теории построения и решения учебно-педагогических задач, намечены некоторые пути и показано дидактическое значение их использования в различных сферах формирования учителей высокой квалификации.

Одним из важнейших дидактических средств индивидуализации являются задания исследовательского характера.

Наиболее полно вопрос учебных заданий исследован в теории и практике проблемного обучения (Т.В. Кудрявцева, И. Я. Лернер, М. М. Левина, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин). В работах этих авторов определены структура, типология, форма предъявления заданий и т. д. Достаточно изученным является вопрос об использовании заданий исследовательского характера в процессе педагогической подготовки (С.И. Архангельский, В. А. Андреева, Д. В. Вилькеева, М. М. Левина, В.Г. Разумовский).

Методологической основой исследования являются личностно-деятельный подход к подготовке учителя, положения диалектико-материалистического учения о социальной природе психической деятельности человека, об активности личности в процессе ее развития и формирования, о единстве теории и практики сознания и поведения, о природе индивидуальных различий, проявляющихся в решении профессиональных педагогических задач и заданий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опытадиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы, метод самооценки) — экспериментальные методыматематический анализ результатов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе Тыр-ныаузского филиала Педагогического колледжа КБГУ имени Х. М. Бербекова г. Нальчик. Исследованием было охвачено 95 студентов. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе — поисковом (1997;1998) — изучалось современное состояние проблемы, разрабатывалась научная концепция исследования, определялись исходные теоретические позиции, выявлялись технологические затруднения студентов в работе с учебной информацией, разрабатывались дидактические задания для экспериментального обучения студентов профессиональной педагогической деятельности.

На втором этапе — теоретико-экспериментальном (1998;1999 гг.) -уточнялись теоретические положения, проводилась опытно-экспериментальная работа, экспериментальная апробация разработанных учебно-дидактических заданий и дидактического инструментария технологической помощи.

На третьем этапе — завершающем (1999;2000) — проводилась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, анализировались и обобщались результаты исследования, изучались тенденции развития индивидуализированной подготовки студентов к педагогической деятельности в системе педагогического образования.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем:

— определены индивидуально ориентированные технологии профессиональной подготовки будущего учителя, обеспечивающие профессиональную мотивацию, познавательную активность и самостоятельность в принятии решений и исполнительской деятельности;

— разработан дидактический инструментарий индивидуализированного обучения педагогической деятельностиучебно-дидактические задания, способствующие созданию адекватных условий обучения индивидуальным и интеллектуальным возможностям студентов;

— экспериментально проверена эффективность применения индивидуализированных технологий обучения в ориентации студентов на индивидуализацию обучения в педагогическом колледже.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно-методические рекомендации, которые способствуют повышению качества дидактической подготовки студентов в работе с учебной информацией и в конструировании индивидуализированных заданий для учащихся, дидактические задания могут быть включены в спец. курс для будущих учителей педагогического колледжа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью логики исследования, комплексом научных методов, личным опытом работы автора в школе, педагогическом колледже, вузе.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель учебной работы студентов педагогического колледжа нацеленной на индивидуализацию обучения, обеспечивающая формирование готовности к использованию новых индивидуализированных технологий обучения и предусматривающая:

— конструирование дидактических заданий, ориентированных на индивидуальный уровень технологической готовности к реализации индивидуализированных форм обучения;

— выполнение индивидуализированных учебно-дидактических заданий усиливает взаимодействие научного и педагогического творчества в работе студентов, стимулирует профессионально-педагогическую направленность личности будущего учителя начальных классов и предусматривает формирование дидактических умений.

2.Теоретическая подготовка студентов педагогического колледжа является одним из путей оптимизации профессионального обучения, обеспечивающим интенсификацию учебной деятельности, повышение познавательной активности, формирование дидактических знаний и умений, направлена на обеспечение профессиональной готовности к выполнению педагогической деятельности.

3.Успешная организация педагогической практики студентов педагогического колледжа способствует профессиональному самоопределению студентов и предусматривает дидактическую и психологическую готовность индивидуализировать процесс обучения младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и психологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, докладывались на V Региональной научной конференции «Вузовская наукаСевероКавказскому региону». Ставрополь, 2001 г.- на Региональной межвузовской научной конференции в г. Карачаевске, 2000 г.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательную работу ПМНО КБГУ имени Х. М. Бербекова г. Нальчика, ряда лицеев и школ г. Тырныауза, Кабардино-Балкарской Республики.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации насчитывает 167 страниц машинописного текста, двенадцать таблиц, две схемы. Библиография включает 204 источника.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

Решение проблемы индивидуализации обучения как средства активизации учебного процесса связано с разработкой индивидуализированной технологии управления учебно-профессиональной деятельностью, анализом технологических затруднений в ходе выполнения учебно-дидактических заданий исследовательского характера, включением в учебный процесс технологической помощи.

Система учебно-дидактических заданий построена на основе моделирования конструктивной деятельности и предполагают активизацию технологических заданий и умений по индивидуализации обучения и проблемной технологии.

В ходе выполнения учебно-дидактических заданий обучающийся проявляет различный уровень самостоятельности.

Индивидуальные возможности студента при этом проявляются в стратегии решения /ограниченная самостоятельность — вариант А, полная самостоятельность — вариант Б/ и в качестве выполнения заданий / 4 группы результативности /.

Подобное индивидуализированное управление учебно-профессиональной деятельностью позволяло оптимизировать процесс дидактической подготовки, довести уровень сформированности дидактических умений до нормативно-заданного уровня.

Дидактические умения входят в состав дидактической компетентности учителя и начинают формироваться непосредственно в процессе подготовки в педагогическом колледже.

Различные аспекты формирования дидактических умений исследованы Ф. Н. Гоноболиным, Н. Ф. Белокуром, Н. В. Кузьминой, С. Л. Левитовым, И. А. Сластениным, Н.М. Черкес-заде и др. учеными.

В экспериментальном исследовании апробирована пятиуровневая шкала сформированности дидактических умений: недопустимо низкий, низкий, средний, высокий, высший. Достигнув определенного уровня сформированности умений, студенты стремятся достичь более высокого, что свидетельствует о совершенствовании дидактических умений и формировании педагогического интереса.

Целью и результатом всей психолого-педагогической подготовки в педагогическом колледже является готовность к профессиональной деятельности. Рамки экспериментального исследования не могут охватить всей совокупности характеристик готовности: психологического, технологического и предметного аспектов. Мы определяем ее через дидактическую компетентность.

Нами выделены и обоснованы три компонента дидактической компетентности: информационный, технологический и личностный, которые являются основными критериями подготовки студентов к обучающей деятельности.

Индивидуализированное управление учебно-профессиональной деятельностью должно предусматривать обязательные учебно-дидактические задания, их вариативность, ориентации на уровень сложности учебного материала и сопровождаться технологическим инструментарием технологической помощи: инструкциями, подсказкамирекомендациями и образцами выполнения заданий, т.к. студенты могут испытывать затруднения технологического плана.

При индивидуализации обучения студентов педагогического колледжа, ориентация только на академическую успеваемость не дает полной картины технологической готовности, т.к. типологические группы студентов по уровню академической успеваемости не совпадают с типологическими группами по дидактической готовности, следовательно, оптимальнее использовать оба показателя.

Таким образом, индивидуализация обучения как средство активизации педагогического процесса педагогического колледжа является условием формирования положительной мотивации учебной деятельности и обеспечивает содержательно-технологическую подготовку.

Экспериментальное обучение убеждает нас в том, что эффективность формирования творческой индивидуальности будущего учителя непосредственно связано с индивидуализацией обучения.

Индивидуализированная технология обучения позволяет каждому студенту достичь высоких результатов готовности к педагогической деятельности, исходя из своих возможностей и способностей.

В ходе педагогической практики студентов было выявлено, что экспериментальная работа, проведенная со студентами педагогического колледжа, не прошла бесследно. Практиканты вполне осознанно подходили к реализации индивидуализации обучения как средства активизации учебного процесса.

Учитывая тот факт, что в практической деятельности будущему учителю приходится решать вопросы, связанные с выбором программных средств, планированием содержательным наполнением урока, выбором оптимальных форм и методов его проведения, организацией контроля, а также с выбором индивидуализированных программ обучения — важным компонентом профессиональной готовности является не только умение адаптировать известные методики и программы, но и разрабатывать собственные.

Формирование этого умения реализовывалось в процессе педагогической практики.

Переход к подготовке педагогов, способных обеспечивать обучение детей младшего возраста на индивидуально-личностной основе, привел к пониманию того, что выпускник педагогического колледжа повышенного уровня подготовки должен уметь:

— определять цели и видеть перспективы педагогического воздействия на личность ребенка с учетом индивидуальных психологических особенностей;

— осуществлять, анализировать, контролировать и оценивать адекватно целям процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы и прогнозировать перспективы совершенствования педагогической деятельности;

— осознавать и адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности;

— анализировать состояние образования в целом и отдельных его этапов, предвидеть возможные изменения, прогнозировать проявление новых требований к профессиональной деятельности педагогов;

— осознанно выбирать те области знаний, в которых личность желает совершенствоваться, т. е. имеется субъективная готовность к самообразованию и саморазвитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В нашем диссертационном исследовании изучение психолого-педагогической литературы и анализ состояния педагогического колледжа относительно проблемы индивидуализации обучения как средство активизации учебного процесса педагогического колледжа позволили сделать следующие выводы:

Необходимо поставить вопрос об усилении учебно-воспитательного процесса педагогического колледжа для профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов. В данном случае дидактический аспект является одним из наиболее важных, так как технологические знания и умения начинают закладываться в процессе обучения. При этом следует обратить внимание не только на дидактический аспект, но и на психологическую, технологическую подготовку студентов в педагогическом колледже.

В процессе индивидуализации обучения необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности студентов, т. е. опираться на такие компоненты как:

1) профессиональная мотивация;

2) познавательная активность;

3) самостоятельность в принятии решений и исполнительской деятельности.

Ориентация на данные индивидуально-личностные особенности позволяет целенаправленно формировать творческую индивидуальность будущего учителя начальных классов, тем самым, совершенствуя учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточной дидактической компетентности студентов к профессиональной деятельности. Также апробирована пятиуровневая шкала сформированности дидактических умений: очень низкий, средний, высокий, высший.

Достигнув определенного уровня сформированности умений, студенты стремятся достичь более высокого, что свидетельствует о совершенствовании дидактических умений и формировании педагогического интереса. По итогам экспериментального исследования выделена совокупность дидактических условий, обеспечивающих эффективность дидактической подготовки.

Таким образом, выделено две группы условий:

1 группа — условия, обеспечивающие ориентацию процесса обучения на индивидуальность студентов, организацию самораскрытия и формирования творческого потенциала будущего учителя начальных классов, предполагающие такую организацию обучения, при которой гарантируется достижение наилучших результатов готовности студентов к педагогической деятельности.

2 группа — условия, позволяющие осуществить процессуальную сторону индивидуализированной технологии. Среди данных условий выделяем: организацию обучающего цикла на основе проблемного построения, обеспечение высокого уровня мотивационной деятельности студентов за счет выполнения дидактических заданийвооружение студентов знаниями и умениями обучающей деятельности исходя из индивидуально-своеобразных возможностей каждого нормативно заданного уровня для всех.

Эти условия технологического плана способствуют реализации индивидуального подхода в дидактической подготовке к обучающей деятельности.

Экспериментально подтверждено, что дидактическая подготовка будущего учителя начальных классов и его ориентация на индивидуализацию обучения, должен начинаться в стенах педагогического колледжа.

В целях повышения эффективности решения данной задачи необходим пересмотр структуры и содержание предметной подготовки студентов: обеспечение учебного процесса педагогического колледжа новыми образовательными технологиями, ориентированными на развитие дидактической подготовки будущего учителя начальных классов.

Приведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы, но способствует поиску его решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990, — 141 с.
  2. С.К. Информационные формы организации методической работы школы: Диссерт.канд.пед.наук. Казань, 1999 — 170 с.
  3. Антология педагогической мысли России 15 18 в.в., сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985 — 430 с.
  4. . Г. Психология педагогической оценки.-Л.:Вперед, 1935−146 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. JL: Издательство: ЛГУ, 1968.-336 с.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. Школа, 1981. — 240 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина. 448 с.
  8. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе /Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-c.3−19.
  9. А.П. Активность учения школьников-М.: Просвещение, 1968−139 с.
  10. Т.А. Роль профессиональных задач в процессе подготовки будущих специалистов. // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля знаний. Саранск, 1994. — с. 152- 157.
  11. С.И. Лекции по научной организации, учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. школа, 1976. — 200 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980 — 368 с.
  13. А.Г. Психология личности. М.: Моск. Уе-т, 1990. — 367 с.
  14. Афанасьев В.П.: Общество: системность, познание и управление. -М., 1981 -432 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидакт. Аспект. // Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  16. Ю.К. Стимуляция процесса обучения / Общепедагогический аспект/ М., 1977. 266 с.
  17. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики
  18. Сов.педагогика, 1978. — № 9. — с.45 — 55.
  19. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  20. С.П. Сущность процессов обучения М.: Просвещение, 1981.- 143 с.
  21. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки,— М.: Педагогика, 1989 205 с.
  22. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе ВУЗовской общепедагогической подготовки: Пособие по спец.курсу. Челябинск, ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  23. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — М. — Л.: Энергия, 1964. — 64 с.
  24. В.П. О критерии качества подготовки специалиста. //Вестн. высш. шк. 1988. — № 1. — с.3−8., 24. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  25. . Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 347 с.
  26. Д.П. Педагогическая направленность учебного процесса в университете в подготовке учителя иностранного языка. Авто-реф. Канд.дис. — Вильнюс, 1982. — 16 с.
  27. В.Г., Кузьмин H.H. О содержании и уровне осознания профессионально-педагогических умений у студентов — будущихучителей. // Формирование профессиональных педагогических умений у студентов педвузов. Воронеж, 1981. — с.15−16.
  28. Е.А. Индивидуально-личностное развитие подростков в инновационной системе обучения: Дис. канд. пед. наук: 13. 001 -Самара, 1989- 175 с.
  29. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. -М.: Знание, 1991.-80 с.
  30. Н.В., Соловьева A.A. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции: Методическое пособие //Исслед. Центр, проблем качества подготовки спец.: Учебный центр повышения квалификации. М., 1992. — 59 с.
  31. .П. Индивидуальный подход к студентам как сред-^ ство повышения эффективности и профессиональной направленности подготовки учителей химии. Автореф. дис. канд. пед.наук. -М., 1974 г. -16 с.
  32. А.Б., Парадоксы возраста или воспитания? Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991, — 80 с.
  33. Дж. Процесс обучения. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1962. -84 с.
  34. A.B. Психология мышления и проблемное обучение., -М.: Знание, 1983.-96 с.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод.пособие. М.: Высш. Шк., 1991. — 207 с.
  36. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1985 .- 114 с.
  37. Д.В. Профессиональное мышление учителя и его формирование у студентов педагогического вуза // Формированиеличности учителя в педагогическом вузе. Межвуз. сб.научн. трудов. Казань. — с.73 — 90.
  38. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: МГУ, 1990. — 85 с.
  39. Вузовское обучение: проблемы активизации. //В.В.Бокунь, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметкова, И. Ф. Харламов: Под ред. Б. В. Бокуня, И. Ф. Харламова. Минск: Университетская, 1989 -108 с.
  40. Л.С. Избранные педагогические произведения. М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1959. — 519 с.
  41. Н.И. Подготовка педвузов к преодолению затруднений в реализации индивидуального подхода к младшим школьникам //Формирование социально активной личности учителя. Межвуз. сб. научных трудов. М., 1984,-с. 106−111.
  42. Т.В. Учебная деятельность и ее средства— М.: Изд-во МГУ, 1988.-254 с.
  43. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.- 150 с.
  44. В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии. // Сов. Педагогика 1991. — № 9 — с. 46−50.
  45. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
  46. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965 260 с.
  47. B.B. Лекции по педагогической технологии. Изд.-е 2-е, ' стереотип. — М.: Знание, 1992. — 42 с.
  48. В.В. Виды обобщений в обучении: /Логико-психологические проблемы построения учебных предметов/. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  49. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения -М.:Педагогика, 1986.-239 с.
  50. Л.П. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения //Формирование социально активной личности учителя. Меж.вуз. сб. н-тр. М., 1984. — с. 86−93.
  51. A.A., Есипов В. П. Дидактика. М.: Педагогика, 1957. -518с.
  52. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук- М.- 1993- 16 с.
  53. A.A., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. — 219 с.
  54. H.A. Системный анализ факторов учебной успешности / на материале обучения иностранному языку в специализированном морском вузе/. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1974. -22 с.
  55. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. уа /Под ред. В. И. Лубовского, М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
  56. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. 159 с.
  57. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989, — 189 с. 1. JC
  58. В.И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе. //Интенсификация учебного процесса. Челябинск, 1982. — с. 4−16 .
  59. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968 — 176 с.
  60. С.А. Применение научно-практического инструмента в обучении студентов основам педагогического мастерства. // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Д., 1976. — с. 2833.
  61. Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы.//Новое в теории и практике обучения. М., 1979. Вып. 4 — с. 3−39.
  62. Т.А. Связь дидактики и частных методик в процессе проф. Пед. подготовки будущих учителей. //Формирование социально активной личности учителя. М., 1982, — с. 23 -24.
  63. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 200 с.
  64. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с. — /Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Пед. и псих.», № 1.
  65. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  66. Кабанова Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1963.-288 с.
  67. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987. — 141 с.
  68. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  69. И.И. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1992. -34 с.
  70. Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика: Начальные классы: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 1978.-224 с.-С'
  71. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников. //Сов.педагогика. 1968. — № 6 — с. 105−117.
  72. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  73. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности /нормативный подход/. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  74. Кан-Калик В. А. Индивидуально творческая подготовка учителей. //Сов.педагогика. 1989. — № 1 — с. 97−100.
  75. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 286 с.
  76. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-80 с.
  77. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Казанск. ун-т, 1982. — 224 с.
  78. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио-СПБ- Кристалл, 1996. 414 с. /семейный альбом/.
  79. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2 т. т.2. Л.: ЛГУ, 1960. — 304 с.
  80. Г. М. Культура профессионального самообразования.-М., 1994.-342 с.
  81. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., т.1. -М.: Педагогика, 1982. -656 с.
  82. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: 1977. -264с.
  83. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  84. В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя //Формирование социально активной личности учителя. Сб. н-тр. — М., 1983. — с. 36−46.
  85. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. -Л.: Ленингр. ун-т, 1967. 183 с.
  86. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  87. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970.- 113 с.
  88. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с. — /Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 4.
  89. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.-111с.
  90. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. //Вопр. Психологии. 1986. — № 2. — с. 14−26.
  91. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. -Минск: Нарасвета, 1972. 136 с. N
  92. М.М. Процесс обучения на уроке: Учеб.пособие. М.: Прометей, 1976. — 78 с.
  93. М.М. Проблемное обучение в педагогическом вузе: Учеб.пособие. М.: Прометей, 1986. — 72 с.
  94. М.М. Технология обучения, ее место и роль в структуре дидактического знания. //Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1991.-е. 6−9.
  95. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т., Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  97. И.Я. Педагогическое сознание явление действительности категории наук.//Сов.педагогика. — 1985. — № 3. — с. 52−57.
  98. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М., 1972. — 96 с.
  99. И.Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974. — 64 с.
  100. ЮЗ.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.
  101. М., Педагогика, 1971- 279 с.
  102. Г. И. Цель и способы воспитания. М., Педагогика, 1990.-136 с.
  103. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  104. .Т. Методические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
  105. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 158 с.
  106. З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах //Сов.педагогика. 1990. — № 12. -с. 11−15.
  107. В.И. Дидактические основы обучения педагогической технике в процессе профессиональной подготовки учителя. Авто-реф.дис.докт.пед.наук. М., 1992. — 30 с.
  108. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. //Сов.педагогика. 1990. — № 8. — с.82 — 88.
  109. А.К. и др. Формирование мотивации учения. //А.К.Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  110. И.С. Методические основы дидактики. М.: Педагогика. 1987- 224 с.
  111. В.Л. Тревоги и надежды высшей школы России. //Сов.педагогика. 1995. — № 3. — С.3−6.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  113. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. //Вопр. Психологии. 1982. № 4. -С.5−17.
  114. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-551 с.
  115. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  116. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. //Предисл. Е. А. Климова. И.: Педагогика, 1986. — 253 с.
  117. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Учеб. пособие к спецкурсу. // Перм.гос.пед.ин-т. Пермь, 1988.-80 с.
  118. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. //Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М., 1980. -81 с.
  119. А.Я. Теория измерения и оптимизация степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе: Авто-реф.дис.докт.пед.наук. М., 1982. — 26 с.
  120. А.И. Творческие основы формирования профессионально- педагогической культуры преподавателя высшей школы: Ав-тореф.дис.докт.пед.наук. М., 1993. — 36 с.
  121. A.B. Личностный подход в коллективном воспитании //Обучение как проблема активизации человеческого фактора. М., 1987. С.58−65.
  122. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. //Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.- 120 с.
  123. Э.И. Основы педагогических знаний М.:Педагогика, 1986−200 с.
  124. В.Н. О потребностях как отношении человека. Учебные записки. Л., 1959. — 256 с.
  125. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М., 1985. — 113 с.
  126. Г. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. — 302 с.
  127. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя. //Сов.педагогика. -1982. -№ 4. с. 90−92.
  128. Е.М. Экспериментальное исследование общей и профессиональной направленности студента педагогического института. //Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя советской школы. М., 1983. — с. 14−26.
  129. Новое педагогическое мышление. //Под ред. А. В. Петровского. -М: Педагогика, 1989. 280 с.
  130. Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов. / На материале обучения иностранному языку/: Автореф. дис.канд.пед.наук. Л., 1979. — 22 с.
  131. Ю.О. Опыт применения вероятной модели обучения. //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 24−27.
  132. О.П. Формы и методы индивидуализации процесса обучения: Метод.рек. Липецк. Политех. ин-т., 1993. — 18 с.
  133. В. Основы проблемного обучения.- М.:Просвещение, 1968−208 с.
  134. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность. //Педагогика. 1995, — № 6. — с.63−68.
  135. А.Б. Перестройка психолого-педагогической подготовки учителя. //Вопр. Психология. 1988. — № 1. — с. 16−33.
  136. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 286 с.
  137. Основы вузовской педагогики. // Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1972.-311 с.
  138. Основы педагогики и психологии высшей школы. //Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 305 с.
  139. JI.M. Опора на дидактику в методических исследованиях. //Сов.педагогика. 1986. — № 5. — С. 67 — 72.
  140. И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избранные пед. произведения. В 3 томах, — М., Изд.-во АК-Пед.наук РСФСРД963, Т.2−563 с.
  141. Пискунов А. И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. //Сов.педагогика. 1995. — № 4. — с.59−63.
  142. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1979. — 312 с.
  143. К.К. Структура и развитие личности, /отв.ред.
  144. A.Д.Глоточкин- АН СССР ин-т психологии. М.: Наука, 1986. -254 с.
  145. Познавательные процессы и способности в обучении. //Под ред.В. Д. Щадрикова. -М., 1990. 142 с.
  146. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  147. М.М. В поисках оптимального варианта: Из опыта работы народных учителей СССР. / Реформа школы: пути ускорения. -М.: Педагогика, 1988−192 с.
  148. П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе. /Комплексная программа профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск, 1976. — с.3−9.
  149. Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество. Вып.20 /Под ред.В. Т. Лисовского,
  150. B.А.Сухина. Л.: Ленингр. ун-т, 1983. — 183 с.
  151. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 183 с.
  152. З.В., Леухин Б. Д. Проблемы стимулов и взаимоотношения их с мотивами в процессе нравственного воспитания школьников. -М., 1967.- 147 с.
  153. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Госкомиздат, 1975. 214 с.
  154. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. — 141 с.
  155. И.И. Философские основы теории индивидуальности. -Л.: ЛГУ, 1973.- 174 с.
  156. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.1. //Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Больш.Рос.энциклопедия, 1993. — 608 с.
  157. С.Л. Основы общей психологии.-М.:Учпедгиз, 1946−704 с.
  158. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов н/д, 1968.-277 с.
  159. Н.Г. Индивидуально-творческий подход в процессе психолого-педагогической подготовки студентов: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. М., 1991. — 16 с.
  160. М.В. Методическое воплощение учебного материала и построение учебных ситуаций. //Учебный материал и учебные ситуации.// Под ред. Г. С. Костюка, Г. А. Балла. Киев, 1986. — с.27−43.
  161. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования, //высш.обр. в России. 1994. — № 2. с.29−37.
  162. О.Н. Дидактические приемы стимулирования профессиональной активности студентов педвузов: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. М., 1992. — 16 с.
  163. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 124 с.
  164. В.А. Постройка высшего образования. //Учитель советской школы. М, 1991. — с. 23−30.
  165. М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.:Педагогика, 198- 46 с.
  166. К.А. Мысль в действии. / Психология мышления/. М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
  167. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
  168. В.А., Грачев В. В. Индивидуально-творческий подход к подготовке будущих преподавателей педагогики и психологии. //Формирование личности советского учителя. М., 1989.- с. 12−26.
  169. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  170. Л.Ф. Качественные характеристики уровней сформированное&trade- общепедагогических умений в процессе профессионального обучения студентов. //Формирование социально активной личности учителя. М., 1982. — с. 119−124.
  171. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов к работе в школе. //Сов.педагогика. 1975. — № 4. — с. 71−79.
  172. Э. Психопедагогика: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  173. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  174. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. // Современная высш. шк. 1977. — № 1 — /17/. — с.91 — 96.
  175. К. Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого: Предисловие, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-376 с.
  176. В.M. Проблемы индивидуальных различий. M.: Изд.-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  177. К.Д. Собр.соч., Т.1., М.: Д., 1948. 355 с.
  178. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференизация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 188 с.
  179. Г. Д. Дидактические основы методической подготовки учителя: Автореф.дис.канд.пед.наук, — М.: 1988. 16 с.
  180. И.М. Проблемные ситуации и развитие активности личности. M.: Знание. — 1981. — 64 с.
  181. Философский словарь.// Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат. — 1987. — 590 с.
  182. Формирование учебной деятельности студентов. //Под ред. В. Я. Ляудис. M.: МГУ, 1989. — 240 с.
  183. О.В. Педагогическая технология обучения родному языку в ср.школе Англии.: Дис. канд. пед. наук.: 13.00.01 Казань, 2000.- 196 с.
  184. Черкес-заде Н. М. Формирование педагогических умений и навыков в процессе учебно-воспитательной практики в системе подготовки будущих учителей.: Сб. науч. Трудов. М., 1978. — с. 105 -124.
  185. A.A. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических институтов.: Автореф.дис.канд.пед.наук. Рязань, 1976. — 18 с.
  186. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  187. Т.И. Активизация учения школьника. М.: Педагогика, 1982- 208 с.
  188. С.А. Обучение и научное познание. M., 1981. — 208 с.
  189. Ю.В. Сущность и генезис познавательной потребности. // Вопросы воспитания и перевоспитания. Новосибирск, 1972. — с. 91−107.
  190. М.А. Педагогические условия профессионально -творческого саморазвития личности студента. Дис. канд. пед. наук.: 13.00.08. Белгород, 2000.-212 с.
  191. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. Томск: Том. Ун-т, 1991. — 128 с.
  192. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М., — Ставрополь, 1991. — 180 с.
  193. В.П. Актуальные вопросы дидактики: Проблема стимулирования познавательной деятельности учащихся: Учеб. Пособие. 4.1. Владимир, 1974. — 109 с.
  194. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JI.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  195. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  196. В.П. Подготовка учителя. Профессия и специальность. //Сов.педагогика. 1985. — № 5 — С. 89−93.
  197. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1982. — 223 с.
  198. A.B. К вопросу о формировании у студентов университета профессионально-педагогических умений. //Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. П., 1973. -С. 77−79.
  199. В.А. Методология и техника социологических исследований. -Тарту, 1969.-217 с.
  200. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1968. — 317 с.
  201. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1 979 144 с.
  202. В.Я. Обучение как процесс управления.: Психол. аспекты. Л.: Ленингр. ун-т, 1988. — 160 с.
  203. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. Пер. с польск, — М.: Высш. шк., 1986. 160 с.
  204. C.B. Организация инновационной деятельности педагогического училища.: Дис.канд.пед.наук.: 13.00.01. -М., 1999. -200 с.
Заполнить форму текущей работой