Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика обучения монологической речи научного стиля на лингвистическом языковом материале студентов-казахов как средство развития их профессиональных навыков (в процессе изучения «Практического курса русского языка»)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б цированно объяснять новый учебный материал. Учителя не владеют монологической речью научного стиляфакты лингвистики объясняют школьникам языком, далеким от литературной нормы, следовательно, неточно и недоходчиво. Между тем в методической литературе, посвященной проблеме подготовки будущих учителей русского языка, этот аспект разработан недостаточно, поэтому выбор темы «Методика обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние методики обучения связной монологической речи научного стиля студентов-филологов русских и казахских групп
    • I. Состояние умений и навыков пользования монологической речью научного стиля у студентов-филологов русских и казахских групп
    • 2. Анализ методических средств (программ, учебников, методической литературы), используемых в настоящее время .для обучения русскому языку как неродному
  • Выводы
  • Глава II. Лингво-двдактические основы обучения монологической речи научного стиля.&bdquo
    • I. Вопросы монологической речи научного стиля в русской лингвистике
    • 2. Объем умений и навыков, который должен составить профессиональный минимум студента-филолога, окончившего русско-казахское отделение педагогического института
  • Выводы
  • Глава III. Методика обучения монологической речи научного стиля студентов-филологов казахских групп
    • I. Организация обучающего эксперимента
    • 2. Обучение стилистическим ресурсам грамматической темы в проекции на научный стиль
    • 3. Описание цриемов обучения монологической речи научного стиля
    • 4. Описание результатов эксперимента
  • Выводы

Методика обучения монологической речи научного стиля на лингвистическом языковом материале студентов-казахов как средство развития их профессиональных навыков (в процессе изучения «Практического курса русского языка») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большое внимание изучению русского языка уделяют ЦК КПСС и правительство СССР. Так, на очередном заседании Политбюро ЦК КПСС в мае 1983 года обсуждался вопрос о дополнительных мерах по улучшению изучения русского языка в общеобразовательных школах и других учебных заведениях союзных республик. Отмечалось, что в результате неуклонного осуществления ленинской национальной политики в СССР идет интернационализация всех сторон общественной жизни, взаимообогащение и расцвет национальных культур. Всем гражданам страны реально обеспечено право обучаться на родном языке. Но в современных условиях свободное владение русским языком, наряду с родным, становится объективной необходимостью и потребностью каждого гражданина, служит дальнейшему сближению всех наций и народностей, укреплению дружбы народов СССР («Правда», 27 мая 1983 г.).

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» указано: «Принять дополнительные меры по улучшению условий для изучения наряду с родным языком русского языка, добровольно цринятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения. Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения» /9/.

Формирование и развитие навыков культуры устной и письменной речи учащихся казахских школ зависит от качества преподавания русского языка. Решающим фактором успешного обучения русскому языку был и будет высококвалифицированный учитель, подготовка которого ставит перед вузами страны ряд определенных проблем. Направление решения этих проблем определено последними достижениями в теории методики преподавания русского языка, в частности разработкой «стратегических и тактических принципов обучения» /А.В.Дудников, 72, с.23/.

Усилиями всех работников просвещения сделано очень много для улучшения подготовки учителя русского языкаВ последнее время решены такие важные задачи: определена структура и содержание филологического образования в педагогических вузах страны, разработана система лингвистической подготовки учителя-словесника, изучен многолетний опыт работы кафедр по подготовке учителя русского языка для национальной школы. В результате обобщения опыта был составлен новый учебный план, новые программы по лингвистическим дисциплинам, новые учебные пособия и квалификационная характеристика учителя-русиста для национальной школы, предполагающая учителя завтрашнего дня.

Однако Коммунистическая партия и советское правительство считают, что педагогическая наука призвана вносить еще более весомый вклад в повышение результативности работы школы / 9 /.

Как показывает наш многолетний опыт преподавания методики русского языка, руководства педагогической практикой студентов, знакомство с поурочными разработками учителей на проблемных курсах при Северо-Казахстанском ИУУ, не все умения, регламентируемые квалификационными характеристиками, реализуются учителями русского языка в национальной школе в полном соответствии с существующими требованиями.

В частности, невысокая успеваемость учащихся по русскому языку во многих случаях зависит от неумения учителя квалифи.

— б цированно объяснять новый учебный материал. Учителя не владеют монологической речью научного стиляфакты лингвистики объясняют школьникам языком, далеким от литературной нормы, следовательно, неточно и недоходчиво. Между тем в методической литературе, посвященной проблеме подготовки будущих учителей русского языка, этот аспект разработан недостаточно, поэтому выбор темы «Методика обучения монологической речи научного стиля на лингвистическом языковом материале студентов-казахов как средство развития их профессиональных навыков (в процессе изучения» Практического курса русского языка")" мы считаем актуальным.

Свое исследование мы ограничили проблемами, связанными с изучением глагола и глагольных форм в практическом курсе русского языка, так как опыт работы с первокурсниками убедил нас, что эти темы представляют для них наибольшую трудность.

В основу выдвинутой нами рабочей гипотезы были положены материалы, накопленные в результате изучения литературы по философии, лингвистике, педагогике, изучения опыта учителей, собственный опыт руководства педагогической практикой, работы в качестве преподавателя практического курса русского языка в национальных группах филологического и исторического факультетов, а также работа в качестве учителя русского языка и литературы в базовой школе института. Смысл гипотезы заключается в следующем: I) обучение студентов монологической речи научного стиля должно представлять собой речевые тренировки на языковом материале лингвистики, знание которой они усваивают в процессе практических занятий по русскому языку- 2) обучение студентов должно начинаться на первом курсе в процессе изучения практического курса русского языка и совершенствоваться на практических занятиях по другим курсам лингвистического цикла.

Рабочая гипотеза нашего исследования требовала решения таких задач:

1. Уточнения понятия монологической речи научного стиля, установления объема стилистических, лингвистических и методических умений и навыков, необходимых будущему учителю.

2. Выяснения состояния навыков и умений монологической речи научного стиля у студентов: а) подготовительного отделения — б) конца второго года обучения (окончили подготовительное отделение и первый курс) — в) Ш/БГ курса перед педагогической практикой, после того, как им прочитали курс методики преподавания русского языка в школе.

3. Разработки методики совершенствования стилистических, лингвистических и методических умений и навыков студентов-фи-лологов•.

Новизна исследования.

I) Мы разработали методику обучения монологической речи научного стиля студентов-казахов: а) дали ей теоретическое обоснование — б) подготовили систему упражнений, направленную на развитие и перевод умений первого уровня (строить монологическое высказывание научного стиля на лингвистическую тему) в умения второго уровня (передавать лингвистические знания своим ученикам) — 2) выявили причины недостаточной подготовленности, задершшающей развитие профессиональных навыков владения монологической речью научного стиля.

Методологической основой нашего исследования явилась марксистско-ленинская теория познания, взгляды философов-марксистов на язык науки как на способ существования знания, т. е. самой науки: «Знание — языковая система» /Копнин П.В., 25/ - постановлений Коммунистической партии и Совета Министров СССР о мерах по улучшению изучения русского языка в общеобразовательных школах и других учебных заведениях союзных республик.

Теоретической основой исследования явилась теория закономерностей усвоения речи /Л.П.ФеДоренко, 238/. Наше исследование конкретизирует отдельные положения этой теории, дополняет ее новыми экспериментальными данными об усвоении языка науки лицами (студентами I курса), для которых русский язык не является родным языком.

Доказательность эффективности предлагаемой методики обеспечивается применением следующих методов исследования:

— изучение и анализ литературы по смежным с методикой дисциплинам;

— изучение опыта преподавания русского языка путем наблюдений, бесед, анкетирования, собственный предыдущий опыт ;

— педагогический (констатирующий и обучающий) эксперимент, в ходе которого проверена доступность разработанного нами учебного материала и эффективность предлагаемой методической организации его изучения.

Педагогический эксперимент был проведен в течение 1980/81, 1981/82, 1982/83, 1983/84 учебных годов. В Джамбулском педагогическом институте по нашим методическим разработкам преподавали Биккузина Р. И. и Сарсенова Х. Т., ведущие практический курс русского языка на русско-казахском отделении, В Кокчетавском педагогическом институте — Мурзалина Б. К. и Беленко Р. И., также ведущие практический курс русского языка на русско-казахском отделении. В Петропавловском педагогическом институте на I курсе в группах русского отделения работал сам диссертант.

Практичеекая значимо сть. Результаты исследования могут быть использованы составителями программ и учебников по русскому языку для студентов-казахов филологических факультетов — преподавателями практического курса русского языка как в казахских, так и других тюркских группах филологических факультетов педагогических вузов страны.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в форме: I) выступлений с докладами по теме исследования на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Петропавловского (Казахская ССР) педагогического института в 1980;1983 годах, лекций на курсах повышения квалификации учителей при С ев еро-Казахстанском ИУУ в 1982;1983 гг. 2) Разработанная нами методика принята в Джам-булском и Кокчетавском педагогических институтах, внедрена в практику их работы. Материалы диссертации использовались на занятиях по практикуму русского языка и при обучении русскому языку студентов-казахов историко-педагогического факультета в Петропавловском педагогическом институте. 3) Публикаций статей на темы:

1. Некоторые формы самостоятельной работы на практикуме по русскому языку. — Русский язык в казахской школе, 1981,.

12, с.43−46.

2. Профессиональная подготовка студентов (Знакомство с методикой). — Русский язык в казахской школе, 1982, Je 7, с. 42−48.

3. Некоторые приемы развития монологической речи. — Русский язык и литература в казахской школе, 1984, J& 3, с.50−57.

Результаты исследования открывают перспективу для дальнейшей работы над темой: так, возникает проблема профессиональной направленности занятий по всем языковым дисциплинам и особенно совершенствование монологической речи в научном стиле как на занятиях по современному русскому языку, так и при учебно-исследовательской работе студентов: подготовке рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

Перспектива исследования данной темы: разработка конкретной методики изучения всех программных тем Практического курса русского языка в казахских ipynnax педагогического вуза на принципах функционально-стилистического подхода к обучению учителей русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования доказана эффективность функционально-стилистического обучения русскому языку с учетом формирования профессиональных навыков по лингвистической дисциплине «Практический курс русского языка» в группах специальности «Русский язык и литература в казахской школе» .

В теоретическом плане в диссертации уточнены средства реализации принципов обучения, вытекающих из закономерностей усвоения языка, разработана методика профессиональной ориентации в обучении русскому языку будущих учителей русского языка в казахской школе — установлены правила формирования лингвистических умений — продуцирование монологического высказывания в научном стиле на материале своей специальности и перевода указанных умений в методические — сообщение лингвистических знаний с целью передачи их учащимся.

В практическом плане разработана система упражнений: составлена црограмма обучения, подобран соответствующий дидактический материал и предложено четырнадцать методических приемов, которые могут быть использованы на занятиях по практическому курсу русского языка как для совершенствования монологической речи в научном стиле, так и методических умений будущих учителей при объяснении нового материала в школе.

Исследование базировалось на особенностях стилистики как аспекта языка, охватывающего и связывающего все его ярусы.

В итоге экспериментальной проверки разработанной нами системы упражнений мы пришли к следующим выводам:

I. В программу по практическому курсу русского языка следует наряду с перечислением тем по фонетике, лексике, морфологии и синтаксису ввести материал, освещающий стилистические ресурсы данной темы в проекции на научный стиль. Целесообразнее всего каждую тему в Программе расписать в двух планах: в теоретическом (объем знаний, необходимых по данной теме) и практическом (объем речевых умений с акцентом на научный стиль).

Всю программу практического курса по русскому языку необходимо поставить на функционально-стилистическую основу: обучение русскому языку начать с введения понятия о функциональном расслоении русской речи, и в дальнейшем каждое языковое явление характеризовать с точки зрения функциональной стилистики.

Понятие о тексте как наиболее крупной синтаксической единице перенести из последней части Программы в начальную.

Наряду с понятиями «текст», «грамматические средства связи предложений в тексте» необходимо ввести в Программу понятия о функциональных типах речи и законах построения описаний, повествований и рассуждений.

П. Дидактическим материалом для упражнений, формирующих навыки связного высказывания в научном стиле, могут служить те же тексты, которые используются для тренировки в других аспектах (морфологическом, лексическом, фонетическом, синтаксическом, орфографическом и пунктуационном).

В связи с вышеизложенным необходимо в учебных пособиях по практическому курсу русского языка.

— увеличить удельный вес упражнений, основанных на связном тексте, сведя к минимуму упражнения, предусматривающие в качестве дидактического материала слова, словосочетания и предложения ;

— к связным текстам учебных пособий наряду с грамматическими и лексическими заданиями предусмотреть задания, связанные со стилистическими особенностями жанров научного стиля ;

— максимально использовать в качестве дидактического материала научно-популярные и сугубо научные тексты на лингвистические темы;

— предусмотреть систематическую работу по формированию навыков связного высказывания в научном стиле, введя в учебные пособия дидактический материал, на котором следует показать основные особенности и типы текста: все виды межфразовых средств связи в тексте, композицию всех типов речи, наиболее маркированные в функциональностилистическом плане опознавательные признаки кавдого стиля (лексические, морфологические и синтаксические).

Ш. Наряду с распространенными в учебных пособиях по практическому курсу русского языка методическими приемами (конструирование, творческое списывание, все виды языкового разбора, пересказ, составление планов и т. д.) для развития профессиональных навыков будущих учителей необходимо использовать методические приемы, описанные в диссертации.

Система этих приемов должна представлять собой упражнения двух уровней: первый — строить монологическое высказывание в научном стиле на лингвистическую тему, второй — передавать лингвистические знания учащимся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Материализм и эпмириокритицизм. — Полное собрание сочинений, т.18. — 525 с.
  2. В.И. Нужен ли государственный обязательный язык. Полное собрание сочинений, т.24, с. 293−295.
  3. В.И. Проект закона о равноправии наций и защите прав национальных меньшинств. Полное собрание сочинений, т.25, — с.135−137.
  4. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, — с.131−205.
  5. Об основных направлениях реформы общеобразовательнойи профессиональной школы. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984. -31 с.
  6. Ф.М., Векилов С. А., Шабанов А. Ш., Ябба-ров Г.А. Русский язык. Учебник для студентов азербайджанских групп вузов. Баку: Маариф, 1972. — 272 с.
  7. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., 1970. — 164 с.
  8. Т.Н., Климова В. Г., Кязимова А. Б., Назарки-на В.Г. Пособие по русскому языку для студентов педвузов. -Баку, 1971. 190 с.
  9. А.А. 0 преподавании методики русского языка в вузе. Свердловский пединститут, 1966, сб.45, с.79−88.
  10. .Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи. Уч.зап. /Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена, 1946, с.7−16.
  11. Ф.Ю. Практическое пособие по русскому языку (для студентов I курса). Казань, 1968. — 114 с.
  12. Г. А., Куанышбаева В. И., Обернихина Г. А. Сб.диктантов по русскому языку для 9−10 классов казахской школы. Пособие для.учителя. Алма-Ата: Мектеп, 1976. — 119 с.
  13. Л. С., Правдина Т. Д. Пособие по развитию речи (для студентов-эстонцев I и П курса). 2-е изд. — Таллин, 1973. — 132 е.
  14. Д.X. Устная монологическая речь (особенности языковой структуры и функционально-стилевая типология устной формы современной украинской монологической речи). -Автореф. доктор, диссертации. Киев, 1970* - 44 с.
  15. Е.А. Основы методики развития связной речи. Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. — Л., 197I. — 38 с.
  16. Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Мет о -дика русского языка под. общей ред. доктора пед. наук профессора Е. А. Бариновой.- М.: Просвещение, 1974. 368 с.
  17. Барлас Я. Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение, 1978. — 256 е., .
  18. А.Н., Бурмистрова В. П., Добровольская В. В. Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1978. -189 с.
  19. Беляев В. В* Новое в психологии обучения иностранным языкам" В кн.: Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. — М.: Изд-во МГУ, 1969, — с.145−155.
  20. С.Б. Психологический анализ одновремен -ного восприятия и воспроизведения связной речи. Автореф. дис. на соискание ученой степени кацдидата пед.наук. -Вильнюс, 1974. — 20 с.
  21. С.Д. Что такое научный функционально-речевой стиль? Иностранные языки в школе, 1961, № 6, с.89−101.
  22. И.И. Ознакомление учащихся с новым языко -выи материалом. (К вопросу о формировании профессиональных умений студентов-филологов национальных педвузов)* В кн.: Проблемы. русской лингводидактики в национальном вузе.1. М., 198I, с.94−103.
  23. Д.И. Психология усвоения орфографии. -М.: Просвещение, 1966. 307 с.
  24. А.Е. Элементы методики в курсе практической грамматики. Учен, зал /Свердловский пед. ин-т, 1966, сб.45, с.99−108.
  25. Т.С. Определение лингвистического содержания работы по развитию устной монологической речи у учащихсяна материале публиц.стиля). М., 1979. — 20 с.
  26. А.В. Некоторые особенности переносного употребления.времен глагола. Русский язык в школе, 1965, № 5, с.79−83. .
  27. Х.Б., Замятина A.M. Ясский язык. Учебник для студентов нерусских групп высших, учебных заведений Киргизской ССР. Фрунзе, I97X. — 463 с.
  28. Р.А. Что такое научный стиль речи? Русская речь, 1970, № 2, с.48−54.
  29. Р.А. Что же такое научный стиль? В кн.: Язык, история и современность. — М.: Изд-во МГУ, 1971. -299 с.
  30. Б!услаев Ф.И. 0 преподавании отечественного языка. -М.: Учпедги8"1941. 248 с.
  31. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общее понятие стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. М., 1976.
  32. А.Н. О специфике научной речи и учете ее в практике преподавания русского языка иностранцам. В кн.: В помощь преподавателям русского языка как иностранного. -М.: Изд-во МГУ, 1968, с.3−21.
  33. А.В. Пособие по обучению монологической речи студентов-филологов. М.: МГУ, 1981. — 115 с.
  34. В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. Воцросы языкознания, 1955, № I, с.60−87.
  35. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР. — 1963. — 255 с.
  36. Т. Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи. В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. — М.: Наука, 1968, 3-II с.
  37. А. И. Как анализировать уроки практикантов по русскому языку. Ясский язык в школе, 1968, № 3, с. 8487.
  38. А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
  39. М.П. Педпрактика по русскому языку. Пособие для студентов пединститутов. Курган, 1969. — 42 с.
  40. Вопросы порождения речи, и обучения языку /Под ред. А. А. Леонтьева и. Т. В. Рябовой. М., 1967. — 150 с.
  41. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: йзд—во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  42. P.M. О средствах и способах активизации изложения в монологической речи. Ученые записки /Башкирский университет, 1968, вып.29, № 12, с.43−60.
  43. И.Р. К проблеме дифференциации стилей. -В кн.: Проблеыы современной филологии. М.: Наука, 1965, с.68−73.
  44. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. -М.: Изд-во АШ. РСФСР, 1955. 453 с.-. 58. Гез Н. И. Взаимоотношение между, устной и письменной формами коммуникации. Иностранные языки в школе, 1966, № 2, с.2−9.
  45. .Н. 0 качествах хорошей речи.ст.1. Русский язык в школе, 1964, № 2, с.16−24- ст.П. Ясский язык в школе, 1965, № I, с.3−10.
  46. .Н. 0 стилях языка и их изучении. Русский язык в школе, 1968, № 4, с.11−19.
  47. Д.З. Пособие по научному стилю речи для студентов-иностранцев подготовительных факультетов вузов СССР: Основной курс (филологический профиль). М.: Русский язык, 1980. — 89 с.
  48. Грамматика русского, языка /в. 2-х томах, т. П, ч.П. -М.: Изд-во АН СССР, М. Л960. -.444 с.
  49. Греков В, Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.-М.: Просвещение, 1966. -.272 с.
  50. Даунене 3. я. др. Учебное пособие по практическомукурску русского языка. Лексико-ррамматические упражнения, связанные с темой «Сложное предложение? Вильнюс, 1969.- 80 с.
  51. Л.А., Лобанова В. Г. Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев. М.: 1Усский язык, 1975. -.224 с. .
  52. Д.К., Григорян С. С., Есиджанян Б. М. и др. русский язык. Учебник для вузов Арм.ССР. Ереван: Луис, 1970. — 336 с.
  53. А. Методическое пособие,. по русскому языку (для русских национальных отделений пед. вузов). -Ставрополь, 1972.- 62 с.
  54. Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова и М. И. Скаткина. М.: Просвещение» 1975* - 303 с.
  55. Дидактика средней школы /Под ред. М. И. Скаткина. -2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  56. В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 64 с.
  57. А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1977. — 304 с.
  58. Н.С. «Школа мышления». Студенческий меридиан, 1983, № 4, с.9−10.
  59. Е.А. Практикум по русскому языку" Пособие для студентов факультетов рус"филологии, окончивших национальную .школу. Ашхабад, 1972, — 119 с.
  60. .П., ред. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
  61. А.И. Стилистика художеств.речи. М.: Изд-во МГУ, 1961. — 519 с.
  62. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -.370 с. .
  63. Н.И. Психологические основы развития речи. -В кн.: В защиту живого, слова.-т М.: Просвещение, 1966, с.5−25.. 79. Жинкин Н. И. Грамматика и. смысл. В кн.: Язык и человек. — М.: МГУ, 1970, с.63−85.
  64. С.Ф. Интеллектуальное развитие школьников в процессе изучения языка. Вопросы психологии, 1965, № 3, с. 3−10. .
  65. К.З. Развитие речи студентов на занятиях по практикуму русского языка. В кн.: Вопросы преподавания русского языка в национальной школе и вузе. Ростов-на-Дону, 1972, с.90−98.
  66. Занятия по стилистике в вечерней школе. Составитель Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1968. — 159 с.
  67. В.А., Панов Г. А., Потиха З. А. Тайны родного языка /Под редакцией доцента З. А. Потиха. Волгоград, 1969.303 с.
  68. С.Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. — 96 с.
  69. В. Формирование умений и навыков в процессе практических занятий по методике русского языка в педагогическом институте. Автореферат, диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 1968. — 19 с.
  70. . Синтаксические приметы разговорной речи в современной публицистике. Русский язык в национальной школе, 19р5, № 4, с.13−18.
  71. Д.И., Мотина Е. И. Текст как источник обучения диалогической и.монологической речи. Русский язык за рубежом, 1976, № 2, с.71−75. .
  72. С.А. Стилистика.в курсе русского языка: УП-УШ классы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 224 с.
  73. А. Содержание лингвистических дисциплин в национальных группах языковых факультетов* (На материале педвузов Узбекистана), Ясский язык в национальной школе, 1973, № 5, с.63−67.
  74. Кацнельсон С, Д. Типология языка и речевое мышление.-Д.: Наука, 1972. 216 с.
  75. В.Г. К вопросу о системе упражнений по развитию речевых механизмов. В кн.: Психолингвистика и обуче -ние русскому языку нерусских /Под ред. А. А. Леонтьева и И. Д. Зарубиной. — М.: Ясский язык, 1977, с.80−86.
  76. А. Связное высказывание в научной речи. -Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1975. 23 с.,
  77. Кожевникова Н. О"функциональных стилях. русский язык в национальной школе, 1968, № 2V с.6−11.
  78. М.Н. 0 речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. — 395 с.
  79. М.Н. 0 специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. — 213 с.
  80. М.Н. Проблемы специфики и системности функциональных стилей речи. Автореф. на соискание ученой степени доктора филологических наук. — М., 1970. — 40 с.
  81. М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1977. — 223. с. .
  82. М.Н. Стилистика и некоторые ее категории. -Пермь, 1961. 251 с.
  83. Г. В. О правомерности различения языка и речи. В кн.: Иностранные языки в высшей школе, вып.З. — М.: Высшая школа, 1964, с.17−27.
  84. Ф.А. Приемы и формы работы по введению химических терминов на П курсе естественно-географического факультета на материале немецкого языка. Известия Воронежского государственного педагогического института, т.145, 1973. -с.50−56.
  85. П.В. Логические основы науки. Киев, 1968. -283 с.
  86. В.Г. 0 разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный». В кн.: Проблемы современной филологии. — М.: Наука, 1965, с. 172−176.
  87. В.Г. Требования к грамматическим упраж -нениям. В кн.: Материалы пятого международного методического семинара преподавателей русского языка стран социализма. -М.: Изд-во МГУ, I965t ^ с.199−210.
  88. В.Г. Разговорная речь: определение и роль в преподавании. Русский язык в национальной школе, 1965, № I, с.10−19. .
  89. М.П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-.Саратов, 1974.- 15 с.
  90. М.Д., Скребнев Ю. М. Стилистика английскогоязыка. Л., I960. -.173 е. .
  91. М.П. Основные стилевые черты и синтаксические средства их реализации в современной немецкой научно-технической речи. Автореферат кандидатской диссертации. -М., 1964. — 26 с.
  92. ИЗ. Нульгав М. П. Основные стилевые черты и синтаксические средства их реализации в современной научно-технической речи. Кандидатская диссертация. М., 1964.
  93. Л.Л. Формирование языка русской науки. -М.-Л.: Наука, 1964. 219 с.
  94. Э.Н. О роли и месте стилистики в подготовке учителя русского языка для национальной школы. В кн.: Обучение русскому языку в вузе и школе. — Душанбе, 1976, с.3−8.
  95. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М: Педагогика, 1975. 255 с.
  96. Т.Д. О культуре устного, ответа. (Примеры объяснения в ответах учащихся), г- В кн.: Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. М.- Просвещение, 1978, с.241−254.. ... .
  97. М. С. .Методика русского языка в среднейшколе. Пособие для заочников. Калинин, 1974. — 324 с.
  98. О.А. О структурных компонентах разговорной речи.- русский язык в национальной школе, 1965, № 5, с.12−18.
  99. А.А. Использование текстов при обучении русскому языку иностранцев (психологические основы и некоторые выводы). В кн.: Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. — М.: Русский язык, 1977, с.56−68.
  100. А.А. функции и формы речи. В кн.: Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974, с.241−254.
  101. А.А. Некоторые цроблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 80 с.
  102. А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  103. Е.П. Обучение устной речи студентов-казахов (на материале медвуза). Автореф. кавд.дис. — М., 1971. -21 с.
  104. О.П. Совершенствование устной и письменной речи студентов неязыковых вузов Узбекистана в связи с изучением имени прилагательного. Автореф.канд.дис. — М., 1971. -21 с.
  105. А.Ф. 0 развитии речевого слуха в.цроцессе обучения русскому языку. Ученые записки /ЛГПИ им. Герцена. Вопросы преподавания русского языка в восьмилетней школе, 1961, с.151−155.
  106. А.Л. Опыт работы с материалами, имеющими научно-техническую направленность на первом семестре обучения языку. Иностранные языки в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1968, вып.4.
  107. В.И. Точность и выразительность слова. -Л.: Просвещение, 1968. 184 с.
  108. Л.Ю. Стилистика художественной речи в педагогическом вузе (Спецкурс). В кн.: Современный русскийязык. М., 1967, с.263−276.
  109. Me лик-Мартиросян Д. С. Развитие неподготовленной русской устной монологической речи учащихся 4−6 кл. Автореферат кандидатской диссертации. — Ереван, 1976.
  110. Н.А. Особенности синтаксиса научного стиля речи и проблемы обучения иностранных учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 55 с.
  111. Н.А. Выбор единицы для формирования навыков связного монологического высказывания у студентов-иностранцев. Автореф.канд.дис. М., 1975.- 28 с.
  112. Н.А. 0. единице обучения при формировании навыков связного монологического.высказывания. Русский язык за рубежом, 1974,. № I, с.59−62. .
  113. М.Н. Вопросы грамматической стилистики. -Ученые записки /Ростовский н/Д университет, т.4, вып. Х, 1945, с.46−51.
  114. О.Д. Научный стиль, речи: Проблемы обучения. -.М.: !>усский язык, 1976. 199 с.
  115. О .Д., Глагол в научной речи. русский язык в школе, 1975, № 2, с.101−109.
  116. Митрофанова 0.Д. О логико-психологической основе упражнений.- В кн. i Психологические, и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969, с.27−35.
  117. Ф.И., Сенюшкина Т. К., Фролова Л. И. Практический курс русского языка. 4.1. Душанбе, 1976. — 113 с.
  118. Е.И. Лингводидактические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов (научный стиль). Авто-реф. докторской диссертации М., 1982, — 32 с.
  119. Е.И. Язык и специальность: лингвометодичес-кие основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. -М.: Русский язык, 1983. 170 с.
  120. Н.А. Методика обучения школьников научному стилю изложения (на материале изучения русского языка в УП кл.) Дис. на соискание учен. степ. канд. пед.наук. М., 1978.
  121. И.Ф., Нечаева В. М., Орбелиани Н. Ф. Учебник русского языка для нерусских студентов-заочников из национальных республик. М.: Высшая школа, 1971. 407 с.
  122. .С. Психологические основы развития русской письменной речи учащихся казахской школы. Алма-Ата: Мек-теп, 198I. — 96 с.
  123. А.А., Войченко А. П. К вопросу об анализе урока. В кн.: В помощь учителю русского языка в таджикской школе. — Душанбе, 1970, № 4. с.64−72.
  124. О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. — 261 с.
  125. Е.П. Объяснение функция науки. — М.: Наука, 1970. — 280 с.
  126. Е.П. Структура научного объяснения. В кн.: Методологические проблемы современной науки. М.: Изд-во МГУ, 1970. — с.348.
  127. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 1У
  128. X кл. по русскому языку. В кн.: Оценка знании, умений и навыков по русскому языку. — М.: Просвещение, 1978, — с.136−143.
  129. Общая психология/ Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина.-М.: Просвещение, 1973. -383 с.
  130. Общая психология /Под ред. А. В .Петровского. Издание 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  131. Общие основы педагогики/Под ред. проф. Ю.В.Гербе-ева и М. А. Уфимцевой.-М.: Просвещение, 1980. 143 с.
  132. В.Ф. Высказывание как основная единица познавательного уровня языка. В кн.: Материалы научной конференции. Волгоградский пединститут. 1969, с.296−298.
  133. Основы методики русского языка в 4−8 классах /Под ред. действит. члена АПН СССР А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1978. 381 с.
  134. И.II. Исследование высшей нервной деятельности. Госмедиздат УССР, 1953−35 с.
  135. .Т. Поурочный балл и вопросы развивающегося обучения школьников. Русский язык в школе, 1982, № 3,с.34−39.
  136. А.К. Лекции по стилистике русского языка.-М., 1972. 105 с.
  137. Педагогика. Курс лекций/Под общей ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Родиной.-М.: Просвещение, I966.-650 с.
  138. Педагогика школы/Под ред. чл.-кор.АПН СССР Г. И. Щукиной.-М.: Просвещение, 1977. 383 с.
  139. Педагогическая практика. Сборник статей Воронежского пединститута. 1976. 82 с.
  140. Г. Р. О стиле научного изложения. Уч.зап./- 193
  141. Карагандинский пединститут, т.2, выл.12, 1962.
  142. A.M. Глагольность как выразительное средство. В кн.: Избранные труды. — М., 1959. — 252 с.
  143. Р.Г. Очерки по стилистике французского языка. Л., I960. — 224 с.
  144. Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. -М.: Просвещение, 1975, 143 с.
  145. С.М. Методические ошибки студентов-практикантов в цроведении уроков русского языка. Русский язык в национальной школе. 1972, № 2, с.66−71.
  146. Пособие по практическому курсу русского языка /Под ред. А. С. Сафаева.-Ташкент: Укитувчи, 1980. 230 с.
  147. Пособие по практическому курсу русского языка /Под ред. А. С. Сафаева.-Ташкент: Укитувчи, 1967. 254 с.
  148. Пособие по развитию навыков монологической речи. Русский язык. Для научных работников и аспирантов-иностранцев. М., 1977. — 222 с.
  149. Пособие по развитию русской речи. Для нерусских студентов, слабо владеющих русским языком—Ташкент: Укитувчи, 1981. 199 с.
  150. Практикум по русскому языку. Вып.4. Воронова Л. А., Мамедова Л. И., Соловьева Е. И., 1974. 150 с.
  151. Практический курс русского языка. Ч.П. /Под редакцией Г. Г. Городиловой, А. Г. Хмары.-Л.: Просвещение, 1982. 260 с.
  152. Практикум по русскому языку. Учебное пособие для студентов I-П курсов историко-филологического факультета. -Ош, 1963. 107 с.
  153. Практикум по русскому языку. Пособие для студентовфакультета русской филологии, окончивших национальную школу.-Ашхабад, 1972. 119 с.
  154. Практикум по русскому языку. Вып.2. Авт. Букина Н. Н., Быстрова Е. А., Земскова Л. Д., Петриченко Н. П., Ашхабад. 1972. — 103 с.
  155. Практическое пособие по развитию речи /Под ред.канд. пед. наук А. И. Блинкиной, Р. А. Чауриной. (ч.1). -М., 1968. -139 с. — Ч. П. Синтаксис 1970. 135 с.
  156. Практический курс русского языка. ч.1/ Под редакцией А. Г. Хмары.-Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1980. 248 с.
  157. Прик О. Я. Улучшение методической подготовки по русскому языку студентов Даггосуниверситета. В кн.: Проблемы подготовки учителя русского языка для нерусских школ Северного Кавказа. -Махачкала, I960, с.46−64.
  158. Проблемы русской лингводидактики в национальном вузе/Под ред. Н. М. Шанского и Г. Г. Городиловой. М.: НИИ общей педагогики. 1981. — 155 с.
  159. Про1раммы восьмилетней и средней школы. Русский язык. М.: Просвещение, 1982. — 29 с.
  160. Программы педагогических институтов. Методика преподавания русского языка: Программы педагогических институтов душ специальности $ 2101. М.: Просвещение, 1979, с.3−16.
  161. Программа типовая по русскому языку для национальной средней школы. Русский язык в национальной школе, 1979, й 2, с.78−95.
  162. Программа по практическому русскому языку для групп студентов 1−1У курсов с родным латышским языком. -Рига, 1970.
  163. Программа по практическому курсу русского языка для национальных вузов Молдавии. Кишинев, 1966. — 44 с.
  164. Программа практического курса русского языка для педагогических институтов. Тбилиси: Цодна, I960. — 47 с.
  165. Программа по практическому курсу русского языка (для студентов-казахов). Алма-Ата, 1969. — 20 с.
  166. Программа по современному русскому языку (практический курс, раздел развитие речи на базе TC0) для студентов специализированных языковых педвузов. — Ташкент, 1977.-50с.
  167. Программа. Русский язык. Для иностранцев, обучающихся на филологических факультетах вузов СССР.- М.: Высшая школа, 1973. 198 с.
  168. Е.Н. Стилистика частей речи (глагольные словоформы). М.: Просвещение, 1969. — 143 с.
  169. Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976. — 156 с.
  170. Психология и методика обучения второму языку. Механизм переноса речевых навыков и умений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 115 с.
  171. И.М., Захава-йекрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев. М.: Русский язык, 1979. — 518 с.
  172. Н.В., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи. -М.: Просвещение, 1976. 287 с.
  173. Работа редактора над языком и стилем научных произведений. Сенкевич М. П. М., 1969.
  174. Развитие речи на уроках морфологии.-М.: Просвещение, 1979. 136 с.
  175. Развитие речи студентов туркмен. Туркменский госуниверситет им. А. М. Горького, 1978. — 81 с.
  176. Развитие речи учащихся казахов. Алма-Ата: Мектеп, 1964. — 84 с.
  177. Е.И. Сборник методических материалов по практическому курсу русского языка дня национальных групп вуза. Алма-Ата, 1973. — 72 с.
  178. Э.Г. Стиль обиходной речи. Иностранные языки в школе, 1959, I, с.30−39.
  179. А.С., Поспелов А. И. Пособие для практических занятий по русскому языку в национальных педагогических вузах.-М.: Учпедгиз, 1954. 522 с.
  180. А. Отбор грамматического материала для обучения студентов-русистов профессионально ориентировочной речи -Учен. зап./Тартуский гос. университет, 1979. Вып.510,т.7, с .44−51.
  181. Русский язык для национальных групп вузов Узбекской ССР/Под ред. проф.А. А. Азизова.-Ташкент: Укитувчи, 1978.-307 с.
  182. Русский язык и специальность/Под редакцией Е.И.Мо-тинойгМ., 1971. 35 с.
  183. Русский язык. Особенности стиля научной речи. 0т-ветств. ред. А. П. Ивановская,-Л., 1971. 84 с.
  184. И.В. Педагогика. М.: Просвещение, 1972.303 с.
  185. Х.М. Грамматические категории глагола в русском и казахском языке (К проблеме типологических исследований). Алма-Ата: Мектеп, 1973. — 273 с.
  186. Х.М. Русский язык. Учебник для 9−10 кл. казахских школ. Алма-Ата: Мектеп. 1981. — 199 с.
  187. Ю. Изучение научно-технической терминологии.-Русский язык в национальной школе, 1965, JS I, 59−62 с.
  188. М.П. Научные стили. М., 1967. — 54 с.
  189. И.М. Рефлексы головного мозга. Избранные философские и психологические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 100 с.
  190. Н.Е. Развитие устной монологической речи студентов национальных групп вузов (на материале текстов по специальности). Автореф. дисс. на соискание учен. степ, кандид. пед. щук. М., 1977. — 16 с.
  191. Г. В. 0 художественном и научном стилях речи. Вопросы языкознания, 4, 1954. с.87−92.
  192. Ю.С. Французская стилистика. М.: Высшая школа, 1965. — 355 с.
  193. О.Б. Порядок слов в русском языке. -Саратов, 1965. 172 с.
  194. Словарь русского языка (в 4-х томах), т.П. — М.: Изд-во Русский язык, 1983. 736 с.
  195. Н.А. Дидактика.-М.: Просвещение, 1974. -222 с.
  196. А.Я. Пособие по практическому курсу русского языка. Махачкала, 1959. — 100 с.
  197. А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  198. А.В. Основы методики и орфографии в условиях местного диалекта. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 384 с.
  199. Д.Т. Методика преподавания русского языка. Алма-Ата: Мектеп, 1968. — 288 с.
  200. Д., Хасанов Б., Ислямова А., Бейсенбае-ва К., Ищанов К. Сопоставительная грамматика русского и казахского языков. Алма-Ата: Мектеп, 1967. — 248 с.
  201. Л.П. Принципы обучения русскому языку. -М.: Просвещение, 1973. 160 с.
  202. Г. П. Наблюдения под звуковой и интонационной стороной речи на уроке русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
  203. Е.Ю. Некоторые принципы построения курса «Методика русского языка» в национальном вузе. Русский язык в национальной школе. 1971, Л 5, с.57−62.
  204. Функциональные стили и преподавание иностранных языков. М.: Наука, 1982. — 359 с.
  205. Функциональный стиль научной прозы. Проблемы лингвистики и методики преподавания. М.: Наука, 1980. — 286 с.
  206. Хрестоматия по русскому языку (для студентов-филологов казахских групп).-Алма-Ата: Мектеп., 1982. 112 с.
  207. В.И. В защиту живого слова.-Спб., 1912.83 с. '
  208. Чижик-Полейко А. И. Стилистика русского языка. -Воронеж, 1962. 115 с.
  209. К.И. Живой как жизнь. Изд-во ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия, 1963. — 230 с.
  210. С.Н. Совершенствование русской монологической речи студентов национальных групп языкового вуза (на материале сверхфразовых единств с местоименными средствами связи). Диссертация на соискание учен.степ.канд.пед. наук.-Душанбе, 1978. 172 с.
  211. Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык/ в трех частях, ч.ПгМ.: Просвещение, 1981. 270 с.
  212. Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.: Изд-во АН СССР, I960. — 377 с.
  213. В.П. Слово в защиту живого слова.-М., 1886. 115 с.
  214. В.П. План школьного урока. В кн.: Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. — М.: Учпедгиз, I960, с.170−174.
Заполнить форму текущей работой